Дистанционное обучение в постковидное время. - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Дистанционное обучение в постковидное время.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящем мире получить образование – не составит труда. Некоторые студенты, обучаясь в Институте, одновременно с этим работают на предприятии. В большинстве случаев, первое высшее образование (бакалавриат) зарабатывают очно, а осваивание других ступеней (магистр, аспирант и так далее.) – происходит одновременно с трудовой деятельностью.

В последнее время люди проявляют большой энтузиазм к обучению.

В марте 2020 в России случилась первая волна пандемии. Неготовая в полной мере к блокировке жизни людей система образования получила мощный толчок в сторону организации цифрового обучения учащихся.

Множество педагогов, убежденных, что им пока можно и не использовать компьютер и цифровые ресурсы, внезапно были поставлены перед фактом, что теперь им придется учиться самим. В целом, в марте 2020 был сделан грандиозный скачок в осознании необходимости использования цифровых технологий. Причем не только педагогов это коснулось, впервые столь массово к изучению и использованию "цифры" было подвигнуто почти все население.  Дети, взрослые взяли в руки планшеты или приникли к экранам мониторов. Работа, учеба, просто общение друзей и родственников – при отсутствии других доступных каналов, цифровые технологии для многих стали открытием.

Многими детьми и взрослыми произошло осознание того факта, что в современном мире смартфон, планшет и компьютер являются не игровыми приставками или просто средством общения и доступа к новостям и развлечениям, но и мощнейшим инструментом для работы и учебы. Это действительно важно, переломить само отношение к "гаджетам", сделать их инструментом познания и развития. Есть надежда, что это понимание не уйдет вместе со снижением роли дистанционных технологий в постпандемийный период. В цифровую эпоху нельзя не использовать столь мощные инструменты, надо учиться их широкому применению и в обычном, очном варианте учебы.

Рассмотрим группы данного варианта образования.

Начнем с того, что все виды обучения (дистанционное в их числе) можно разделить на две большие группы: синхронное и асинхронное. Разница простая, в организации процесса информационного обмена.

При синхронном обучение приём и передача информации происходят прямо во время взаимодействия. Занятие в школе, вебинар, прямая трансляция в социальных сетях и т.д. Ученик получает информацию и сразу может задать вопрос или выполнить задание преподавателя, показать результат.

На определенном этапе в школах (да и многих ВУЗах) определяющим стал именно синхронный вариант, по сути видеолекция-трансляция педагога, в привычном ему ритме вещающего образовательный контент. На помощь пришел Zoom, став на время чуть ли не главной образовательной видеоконференцией (ВКС) в России. Позже региональные образовательные системы начали решать вопрос с использованием российских систем ВКС, сейчас вопрос более - менее решается, и это еще один плюс от осмысления итогов экстремального периода. Хочется верить, что финансирование систем ВКС в школах останется, и они будут использованы и в обычном, штатном варианте, для организации занятий с отсутствующими по разным причинам детьми, проведения собраний, дополнительного образования и т.д.

Виды синхронного обучения:

Веб-занятие.

Дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей Интернет. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы.

Телеприсутствие.

Эта форма преподавания переносит студента в «виртуальный кабинет». Обучающийся находится вне аудитории, но у него создается ощущение, что он присутствует на обычной лекции или занятии в ВУЗе. Самой популярной разновидностью этого метода обучения является видеоконференция, интерактивно телевидение, когда преподаватели и студенты общаются на расстоянии и видят при этом друг друга.

Чат-занятие.

Данный формат предполагает, что доступ к учебному материалу имеют все учащиеся группы и педагоги. В этом случае преподавателю удобно разъяснить тему единожды для всех, ответить на все интересующие вопросы. Этот вариант взаимодействия возможен только онлайн, когда присутствуют все студенты или их большинство. Обычно преподаватель заранее определяет время чат-занятия.

Асинхронное обучение предполагает вариативность времени приема информации и осуществления обратной связи. Пример: работа с учебником, изучение профильных материалов на образовательном сайте, решение тестов, выполнение заданий, упражнений, проведение компьютерного эксперимента, просмотр учебных фильмов и т.п.

Среди достоинств данного способа получения образования можно отметить:

— получение новых знаний в удобное для него время;

— предоставление материала дистанционно, поэтому образовательный процесс не зависит от местоположения обучающегося;

— студент самостоятельно задает себе темп обучения;

— осваивание новых технологий и средств коммуникаций;

— получение помощи в любой момент, мобильность и оперативность между преподавателями и студентами;

— развитие самодисциплины и самообразования;

— экономия времени;

— мгновенный доступ к лекциям, библиотекам и иным электронным ресурсам;

— получение образования независимо от социального статуса, состояния здоровья, финансового состояния и пр.

Виды асинхронных занятий:

Веб-занятие.

Данный вид обучения подходит и для асинхронного варианта получения информации. Студенты могут изучить материал в свободное от работы время.

Телеконференция.

Данный вид взаимодействия обучающихся с преподавателями происходит на основе электронной почты. Он особо популярен в европейских странах. Студенты регулярно получают задания по электронной почте, выполняют их и отправляют в строго отведенные сроки.

К сожалению, эффективно работать в режиме "асинхронного" обучения на настоящий момент умеют далеко не все педагоги, скорее та самая малая часть, которая изучала данный вопрос еще до пандемии. Подобрать источники и задания для учащихся с учетом их возможностей и психологии, создать контроль, предложить временной график выполнения… Этому надо учиться, это совсем другой мир, нежели привычные уроки.

 Вот и получилось, что "асинхронные" занятия во многих учебных заведениях велись на уровне почтовой переписки с рассылкой номеров параграфов и сбором конспектов и ответов на упражнения. Понятно, что такие "дистанционные технологии" вызывали только недоумение у детей и родителей, громко заявлявших в сети о "недопустимом падении уровня образования". Поэтому переход на вариант, когда преподаватели, по графику занятий, проводят видеоуроки в системе видеоконференцсвязи, многие восприняли с облегчением.

Но, массовое использование "синхронных" моделей дистанционного обучения можно рассматривать лишь как "заплатку", временное решение проблемы, от которой надо переходить к освоению реально эффективных моделей смешанного типа с преобладанием асинхронных форм. Все учителя, уже отработавшие этот тип организации обучения, отмечают, что на обычных уроках они не могли раньше разбирать такие сложные темы и выходить на такие высокие результаты, как во время дистанта.

Мощные образовательные ресурсы с возможностью индивидуализации маршрутов для каждого ученика, адаптивные системы заданий, а также сама система образования, нацеленная на предоставление каждому ученику возможностей и инструментария для его личностного образовательного роста. Ну и роль учителя – наставника, проводника в этот увлекательный мир знаний, никуда не денется, просто трансформируется и приобретет новые грани. Правда, требования к квалификации и уровню оплаты таких специалистов возрастают пропорционально.

Среди недостатков дистанционного образования выделяют:

— студенту необходимо правильно планировать собственное время, чтобы полноценно усваивать новый материал и получать новые навыки;

— отсутствие прямого контакта с преподавательским составом и членами группы;

— отсутствие индивидуального подхода, трудности в плане учета особенностей личности, ее способностей и возможностей;

— постоянный доступ к Интернету;

— отсутствие или малый объем практических занятий, нацеленных на реализацию теоретических основ в жизни;

— далеко не всегда удается правильно и полно дать ответ письменно. Не все мысли можно уместить на бумаге.

Дистанционное обучение – сравнительно новый способ оказания образовательных услуг, позволяющий получать новые знания независимо от места проживания, возраста, статуса. Этот механизм призван развивать самомотивацию и самообучение. Он идеально подходит для людей, которые пытаются совмещать работу и учебу, знакомиться с новыми технологиями и развиваться в новом направлении.

Просмотров работы: 17