ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

Ефимова Е.С. 1
1Чувашский Государственный Педагогический университет им. И.Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Младший школьный возраст в большей степени является периодом интенсивного развития ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания. В этом возрасте, когда ряд высших психических функций находится в наиболее благоприятном периоде для формирования психических свойств, необходимо уделять большое внимание развитию познавательных процессов. От уровня развития таких процессов ребенка зависит легкость и эффективность его учения.

В связи c появлением новых образовательных стандартов актуальной и новой задачей становится обеспечение развития УУД как фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания на уроках информатики. Проблема развития познавательной активности учащихся в условиях современной школы, формирование у них УУД имеет очень большое значение.

Цель исследования – теоретическое обоснование методов и приёмов обучения информатике, формирующих и развивающих познавательные УУД у учащихся начальной школы.

Формирование у обучающихся потребности в приобретении новых знаний и овладении умением учиться, самостоятельной познавательной деятельности на основе умений работать с информацией и учебными моделями, использовать знаково-символические средства, общие схемы решения, выполнять логические операции и т.п. – таковы ключевые задачи начального образования, разработанные как результаты обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться [1]. 

Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Для приобретения необходимых знаний и умений взаимодействия в подобном информационном обществе и обеспечивающих успешную социализацию личности служит такая учебная дисциплина как «Информатика и ИКТ».

Именно на уроках информатики формируются и систематизируются знания, умения и навыки, позволяющие учащимся осуществлять доступ к базам данных и средствам информационного обслуживания; понимать различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовой формах; иметь представление о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться; уметь оценивать и обрабатывать имеющиеся данные с различных точек зрения. Здесь можно привести еще целый список умений и навыков, формируемых на уроках информатики. Главной характерной чертой такого списка является формирование умений и навыков работы с информацией [2].

Выше перечисленные умения очень важны в настоящее время, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Согласно ФГОС НОО, выпускник начальной школы в процессе изучения курса «Информатика и ИКТ» должен научится:

осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации;

организацию информации в виде списков, таблиц, деревьев многому другому;

использовать знаково-символические средства;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

устанавливать аналогии;

владеть общим приемом решения задач.

Следовательно, можно сделать вывод, что на формирование у учащихся начальных классов познавательных УУД во многом зависит от того какие задания, приёмы и способы подачи этих заданий выберет учитель.

Начиная с 3 класса в рабочих тетрадях младшие школьники учатся:

Кодировать информацию;

Организации хранения информации;

Обработке информации;

Логике в информатике.

Предлагая задания, учителю следует направлять детей на правильное русло и контролировать выполнение заданий. Важно не забывать, что полученные умения должны закрепляться и применяться во взаимосвязи с другими предметами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования  [Электронный ресурс] – URL: http://минобрнауки.рф (дата доступа: 21.12.2014).

Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 151с.

Уваров А. Информатика в школе: вчера, сегодня, завтра //Информатика и образование, 12014, №4

Просмотров работы: 41