ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ ПО ГОРОДУ ЕКАТЕРИНБУРГУ. КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ ПО ГОРОДУ ЕКАТЕРИНБУРГУ. КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Юсупова А.Д. 1, Медведева А.А. 1
1уральский государственный лесотехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Городу Екатеринбургу скоро исполнится 300 лет! Его история – любимая тема экскурсий. Наш город настолько многоплановый и многогранный, что всегда найдется какой-либо аспект для его изучения.

До революции Екатеринбург был маленьким уездным городом Пермской губернии. После – превратился в столицу огромной Уральской области, в нем произошел взрывной рост населения, развернулось огромное строительство. Появились квартиры, их жители стали больше ценить её удобства и функциональную жизнь в городской среде.

У Екатеринбурга богатая на события история! Это, прежде всего, революционное прошлое города, его индустриальное строительство и, конечно, знаменитый Уралмашзавод! Но и в области культуры и искусства он прославился благодаря уникальному российскому стилю архитектуры – конструктивизму.

Поэтому проектируемая историческая экскурсия по центру г. Екатеринбурга сегодня может стать очень актуальной и востребованной.

Объект курсовой работы: культурно-исторические туристские ресурсы города Екатеринбурга.

Цель курсовой работы: разработка исторической экскурсии по г. Екатеринбургу.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Раскрыть понятие «экскурсия» и ее сущность,

Изучить многообразие видов экскурсий и привести их классификацию

Описать методику и этапы проектирования экскурсии;

Охарактеризовать объекты показа – культурно-исторические достопримечательности – объекты показа на экскурсии по г. Екатеринбургу.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭКСКУРСИИ

1.1 Экскурсия: понятие и сущность

Экскурсия – методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого, лежит анализ, находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.Экскурсия для участников - это интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов - это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний экскурсовода и от того, владеет ли он отточенной информацией ведения экскурсий, обладает ли талантом педагога и актера.

Экскурсия – это обычно единственный способ знакомства путешественника с особенностями музея или выставки, культурного центра, региона, страны. Все экскурсии предполагают предмет и объект экскурсии, целевые установки осмотра, посещения достопримечательностей края или города. Главным на экскурсии является «экскурсионный показ» объекта или предметов экскурсии, также «экскурсионный рассказ», который представляет собой комментарий к историческому, природному или культурному объекту.

Экскурсия – это процесс ознакомления или изучения какого-либо объекта социокультурной среды с помощью профессионально подготовленного специалиста-экскурсовода. В современном понимании, экскурсия всегда характеризуется определенными целями, временем проведения и местом. Слово экскурсия (excursion от латинского – «вылазка») подарили миру еще древнеримские завоеватели. У древних римлян слово это обозначало военную экспедицию или военный поход [7].

Экскурсия – это «заранее подготовленная прогулка или поездка одного человека или группы людей ради учебных, научных, развлекательных целей, имеющая точно обозначенное время и место для осуществления целей экскурсии» [1]. Особенностью понятия «экскурсии» является также фактор времени. Экскурсия – это временной отрезок, который экскурсанты вместе с экскурсоводом посвящают освоению для них новой реальности. Экскурсия предполагает пространственное перемещение, осмотр экскурсионных объектов, прослушивание рассказа экскурсовода, вопросы, диалог или беседу с экскурсоводом после осмотра объектов экскурсии.

Участие в экскурсионном процессе – работа сложная, а поэтому трудная для обеих сторон – экскурсовода и экскурсантов. Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 20-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу. Системность знаний, сообщаемых в экскурсии, ее привлекательность в связи с наличием элемента «путешественности» [1], возможность выбора в соответствии со своими интересами – все это делает экскурсию популярным занятием для людей.

Велика роль экскурсии в организации культурного досуга там, где экскурсионные учреждения и музеи перешли от эпизодических мероприятий к мероприятиям по циклам. Экскурсионный цикл ставит задачей дать экскурсантам систему знаний (например, по родному городу, о памятниках культуры и истории, расположенных на его территории). Любая, грамотно составленная, экскурсия способствует расширению кругозора человека[7]. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций.

Общими признаками для всех экскурсий являются[7]:

Протяженность по времени проведения от одного ака­демического часа (45 мин) до одних суток.

Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурси­онных объектов на месте их расположения.

Передвижение участников экскурсии по заранее со­ставленному маршруту.

Целенаправленность показа объектов, наличие опреде­ленной темы.

Активная деятельность участников (наблюдение, изу­чение, исследование объектов).

1.2 Классификация экскурсий

Попыток выделить различные виды, типы экскурсий было предпринято немало. Приведем лишь некоторые классификации.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические[7]. Тематические, в свою очередь, подразделяют на следующие группы:

- исторические;

- историко-революционные;

- военно-исторические;

- производственные;

- природоведческие;

- искусствоведческие;

- литературные;

- архитектурно-градостроительные

По составу участников экскурсии подразделяются следующим образом[Емельян]:

- для взрослых граждан;

- для детей различных возрастов;

- для местных жителей;

- для иногородних;

- для иностранцев.

Классификация экскурсий по составу участников является основой учета особенностей экскурсионной группы при проведении экскурсии.

В зависимости от состава участников маршрут экскурсии, выбор объектов показа, содержание рассказа, вносятся определенные изменения. Для профессиональных групп желательно, например включить обзорную экскурсию по городу, в которой раскрываются их профессиональные вопросы.

По месту проведения экскурсии подразделяются на:

- городские;

- загородные;

- производственные;

- музейные;

- в культовых сооружениях и монастырях.

По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные. Каждый из них имеет свои преимущества.

По форме проведения экскурсии подразделяются на:

- обычные экскурсии;

- учебные;

- экскурсии-массовки;

- экскурсии-прогулки;

- экскурсии-концерты.

Деление экскурсий на определенные группы и виды имеет большое значение в практической деятельности туристско-экскурсионных организаций, и позволяет экскурсоводам ориентироваться в вопросах их подготовки и проведения, достигать высокого качества.

1.3 Методика и этапы проектирования экскурсии

Для успешной подготовки и проведения различных экскурсий специалистам, готовящим их, следует владеть методикой проектирования и технологией проведения экскурсий [1]. Эти важные процессы организации экскурсионной деятельности имеют ряд этапов [7]. Рассмотрим их подробнее.

Этап 1. Выбор темы, формулировка названия, определение цели и задач.

Тема экскурсии является стержнем, на котором строятся показ и рассказ. Тема организует внимание уча­щихся в определенном направлении, определяет в значительной степени выбор экскурсионных объектов, ставит твердые рамки для экскурсионной работы. Тема определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов. Выбор темы в школьных экскурсиях должен определяться программными требованиями и наличием определен­ных экскурсионных объектов и осуществляться при непосредствен­ном участии учащихся.

Тема экскурсии и ее название могут совпадать, а могут и не со­впадать. Именно от названия часто зависит популярность экскур­сии.

Задачи экскурсии — это ступени (шаги, этапы) в достижении цели. Как, например, показать роль Петербурга в жизни и творче­стве А. С. Пушкина? Во-первых, необходимо выявить места, где жил и бывал поэт; во-вторых, рассмотреть образ северной столицы, созданный в произ­ведениях поэта, соотнести его с реально существующими улицами и площадями. В-третьих, выявить и показать предполагаемые места проживания и деятельности пушкинских литературных героев. Ре­шение этих задач (а их может быть и больше) позволит достигнуть цели экскурсии.

Задачи находят отражение в подтемах экскурсии. Количество подтем колеблется от 3 до 15 в зависимости от экскурсии.

Этап 2. Составление библиографического списка и изучение ли­тературы по теме.

В библиографический список включаются источники и лите­ратура по теме экскурсии. К источникам относят все документы, появившиеся в ту эпоху, о которой идет речь, и характеризующие ее. Это могут быть законодательные акты, договоры, указы, рас­поряжения, летописи, хроники, дневники, письма и др. Источни­ками являются материальные предметы, созданные в изучаемое время, былины, сказки, песни, пословицы, кино-, фоно- и фото­материалы.

Литература (книги, брошюры, статьи) подбирается по теме экс­курсии, в ней анализируются источники. Это вторичный материал, представляющий собой авторскую интерпретацию источников.

При составлении библиографического списка важно указывать точные выходные данные опубликованной литературы: название, фамилию автора или редактора, место и год издания, издательство, количество страниц статьи или всей книги.

Если источники находятся в архиве или музее, необходимо четко указать местонахождение документа: архив, фонд, опись, номер единицы хранения.

Этап 3.Отбор и изучение экскурсионных объектов.

Объекты показа являются зрительной основой экскурсии и рассказа экскур­совода. По содержанию экскурсионные объекты можно разделить на одноплановые (растение, животное, дом) и многоплановые (роща, улица, площадь); по функциональному значению — на основные и дополнительные; по степени сохранности — на полно­стью и частично сохранившиеся (перестроенные).

Часто бывает, что достойных объектов гораздо больше, чем мож­но успеть показать на экскурсии. Поэтому отбираются только те объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме, наи­более типичные и удачно расположенные по маршруту. Иногда приходится жертвовать содержательными памятниками, если они расположены слишком далеко.

При выборе объектов учитываются следующие их характери­стики:

• информативность, познавательная ценность;

• известность (есть объекты малоинтересные с исторической и художественной точки зрения, но известные большинству туристов);

• необычность (экзотичность) объекта как по своей истории, так и по внешнему виду;

• внешняя выразительность (привлекательность);

• сохранность, состояние в конкретный момент (например, если здание находится на реставрации и скрыто строитель­ными лесами, нет смысла его показывать);

• месторасположение — расстояние до объекта, удобство про­езда, состояние дороги, хороший обзор.

Важно правильно определить число объектов показа: чем их больше, тем поверхностнее будет рассказ о них; если объектов мало, то тема не будет раскрыта полностью. Для четырехчасовой обзорной экскурсии рекомендуется планировать 15-20 основных объектов, для тематической – 8-10.

Перед тем, как включить объект в экскурсию, необходимо про­вести предварительный его осмотр, собрать все сведения о нем. Эти сведения заносят в специальные карточки, которые составляют глав­ный справочный материал для экскурсовода. Эти карточки называ­ют также паспортом объекта, в них заносят следующие данные:

1) наименование объекта (первоначальное и современное);

2) историческое событие, с которым связан объект, дата события (для объектов архитектурных, искусствоведческих экскурсий этот пункт не обязателен);

3) точное местонахождение объекта: район, улица, номер дома;

4) описание объекта (автор, дата сооружения, из каких материа­лов и др.);

5) источники сведений об объекте: книга, статья, архивный до­кумент, устный рассказ;

6) сохранность объекта: его состояние и состояние территории, дата окончания реставрационных работ;

7) охрана памятника: кем осуществляется, с какого времени, в соответствии с каким документом;

8) в какие экскурсионные темы целесообразно включать данный памятник в качестве объекта показа;

9) дата составления карточки, Ф.И.О. составляющего. Этот пункт необходимо заполнять в том случае, если карточки хранятся в экскурсионном бюро. Сегодня многие экскурсоводы предпочитают иметь дома собственные картотеки.

К карточке прикрепляется одна или несколько фотографий объекта.

Этап 4. Составление маршрута экскурсии, т.е. пути следова­ния экскурсионной группы. Исходный и конечный пункты марш­рута должны соответствовать характеру темы экскурсии.

Рекомендуется при составлении маршрута учитывать следу­ющие основные требования:

• показ объектов должен вестись в логической последователь­ности;

• маршрут должен обеспечить показ всех основных объектов;

• переезды или переходы от объекта к объекту не должны пре­вышать 10-15 мин;

• необходимо прокладывать маршрут по наиболее благоустро­енным магистралям города;

• нельзя допускать повторного проезда по одному и тому же участку маршрута;

• необходимо учитывать возможность остановки автобуса с - выходом или без выхода группы у каждого из основныхобъкектов;

• учитывать правила дорожного движения и перевозки пасса­жиров, а также другие документы, регламентирующие пере­движение по российским или зарубежным дорогам.

Экскурсионный маршрут составляется по хронологическому, тематическому или тематико-хронологическому принципам.

При хронологическом принципе объекты показываются по оче­редности их возникновения или постройки, по времени или оче­редности влияния на жизнь конкретной личности. По этому прин­ципу могут быть построены маршруты исторических, биографиче­ских, искусствоведческих и других экскурсий.

При тематическом принципе объекты показываются в соответ­ствии с раскрытием темы или подтем экскурсии.

Комплексный тематика-хронологический принцип применяет­ся чаще всего в городских обзорных многоплановых экскурсиях, когда хронологическая последовательность изложения материала соблюдается только внутри подтемы.

Этап 5. Объезд или обход маршрута с целью уточнения трассы движения, места расположения экскурсионных объектов, подъез­дов к ним, остановок. Необходимо выбрать основные и резервные точки для показа объектов и расположения экскурсионной группы.

Резервные точки нужны на тот случай, если основная точка будет занята другой туристской группой.

Одновременно проводится хронометраж: уточняется длитель­ность всех проездов или проходов от объекта к объекту, время, не­обходимое для показа. Высчитывается общая продолжительность экскурсии, ее протяженность в километрах.

Объезд или обход маршрута необходим и в случае, если экскур­сия долго не проводилась, когда в городе активно идут ремонтные или реставрационные работы и подъезд к объекту может быть не­ожиданно перекрыт или объект взят на реставрацию, огорожен за­бором или покрыт строительными лесами, что сделает невозмож­ным его показ.

Этап 6. Подготовка контрольного и индивидуального текстов экскурсииЭтот этап наступает после утверждения маршрута. Кон­трольный текст всегда находится в экскурсионной организации, им может воспользоваться любой другой экскурсовод. Контрольный текст составляется в соответствии с целью и темой экскурсии, но без учета последовательности показа объектов на маршруте. В тексте должны быть цифры и факты, цитаты, подкрепленные ссылка­ми на соответствующие источники или литературу, а также мате­риалы, используемые для вступления, заключения и логических переходов в рассказе экскурсовода. Контрольный текст является технологическим документом, отражающим научное, актуализиро­ванное содержание информации, предоставляемой экскурсантам.

Объем контрольного текста для 3-часовой автобусной экскурсии составляет примерно 40-50 стандартных машинописных страниц, для пешеходной – 25-30.

На основе контрольного текста экскурсовод составляет индиви­дуальный текст, который и озвучивает, сообразуясь с составом груп­пы и интересами конкретных экскурсантов.

Индивидуальный текст составляется каждым экскурсоводом для себя в соответствии с контрольным, материал излагается стро­го в соответствии со структурой экскурсии (вступление, основная часть, заключение) и последовательностью показа объектов на маршруте.

Рассмотрим содержание отдельных структурных элементов тек­ста: вступления, основной части, заключения.

Цель вступления – заинтересовать аудиторию, установить кон­такт с группой. Вступление может длиться 5 – 7 мин и включает ор­ганизационную и информационную части. В организационной части экскурсовод должен представить себя (Ф.И.О., должность, ор­ганизация) и водителя (Ф.И.О., категория), назвать тему и маршрут экскурсии, время и место ее окончания, провести инструктаж по технике безопасности и правилам поведения. В информационной части кратко излагаются цель, задачи и содержание экскурсии, на­зываются основные подтемы и наиболее значимые объекты.

Основная часть включает содержание отдельныхподтем, соеди­ненных логическими переходами в единое целое. Количество подтем может колебаться от 4 до 10-12в зависимости от темы. Логи­ческие переходы позволяют плавно перейти от одной подтемы к другой.

В заключении подводятся итоги. Экскурсовод приглашает тури­стов на другие экскурсии, которые смогут расширить их представ­ление о теме или о городе в целом.

Этап 7. Комплектование «портфеля экскурсовода»

Так называют комплект наглядных пособий, которые использу­ются на экскурсии для дополнения зрительного ряда, восстановле­ния первоначального вида объекта, восполнения недостающего звена в показе. В этот комплект входят информационные материа­лы (фотографии, копии документов, географические карты, схемы, репродукции с картин и др.), используемые экскурсоводом.

Наглядные пособия можно разделить на группы:

а) естественные (гербарии, семена, коллекции засушенных на­секомых, образцы минералов, почвы и др.);

б) изобразительные (репродукции живописи, графики, открыт­ки, рисунки, схемы, исторические и географические карты, табли­цы, диаграммы, различные фотокопии);

в) технические (диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, аудиоза­писи музыкальных, литературных произведений, воспоминаний).

В «портфель» можно также включить образцы продукции про­мышленных предприятий, народного творчества (в том случае, если это легко переносимо).

Весь наглядный материал следует подбирать и готовить к показу заранее. Совершенно недопустимо рвать растения во время экс­курсии или вынимать фрагменты кирпичей из кладки здания или крепостной стены с желанием показать состав этого кирпича или его форму.

Для 3-4-часовой экскурсии пособий может быть не более 15. Их обилие может утомить, рассеять внимание, уменьшить интерес к экскурсии. Принципом отбора пособий является степень их не­обходимости для раскрытия темы экскурсии, их информативности и наглядности.

Этап 8. Выбор методических приемов. Они подразделяются на приемы показа, рассказа и движения. На этом этапе подготовки экскурсии необходимо определить, какой конкретно прием целе­сообразно использовать при показе каждого объекта на конкрет­ных участках маршрута.

Этап 9. Определение техники ведения экскурсии

Это – орга­низационные вопросы экскурсионного процесса. Если проводится ; автобусная экскурсия, то четко определяется место и время выхода из автобуса, скорость движения на каждом конкретном участке, ме­сто экскурсовода и экскурсантов у каждого объекта. Кроме этого к организационным вопросам относится выделение времени для фо­тографирования, покупки сувениров, отдыха и др.

Этап 10. Составление технологической карты (методической разработки). Она является основным документом экскурсионного учреждения, который вместе с текстом дает право на проведение и оплату экскурсии. Технологическая карта включает простран­ственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии (продолжительность, протяженность, месторасположение остано­вок, точек обзора и пр.), основные творческие задачи экскурсовода на каждом этапе.

В технологическую карту вносятся все сведения по экскурсии (тема, цель и задачи, маршрут и объекты показ, общая продолжи­тельность и продолжительность всех проездов и остановок, методи­ческие приемы, техника проведения). Объем карты составляет в среднем 6-12 страниц.

Заключительный этап – прием (сдача) экскурсии на маршруте.Если экскурсия составлялась группой, то пробную экскурсию обыч­но проводит руководитель группы (иногда один из ее членов). По­сле приема (сдачи) экскурсии происходит ее утверждение и экскур­совод допускается к работе на маршруте [1].

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭКСКУРСИИ

2.1. Экскурсионный потенциал г. Екатеринбурга. Объекты показа исторической экскурсии по г. Екатеринбургу

История Екатеринбурга началась в период промышленного освоения Урала в начале XVIII века. В это время на Среднем Урале, богатом природными ресурсами, активно строились медеплавильные и железоделательные заводы, среди которых особняком стал Екатеринбургский завод — крупнейшее металлургическое предприятие России тех времён и центр управления горнозаводской промышленностью всего Урала и Сибири. С первых лет существования Екатеринбург занимает не малозначимое место в стране — здесь располагались монетный двор, обеспечивающий казну медной монетой, и гранильная фабрика, изготавливающая украшения и предметы интерьера для императорского двора [6]. В конце XVIII века на Урале появился новый административный центр – Пермь, и Екатеринбург стал уездным городом Пермской губернии, и оставался им вплоть до 1917 года[11].

После установления советской власти Екатеринбург вновь становится главным центром Урала, а в период с 1924 по 1991 год город носил название Свердловск. На советский период пришлось наиболее интенсивное развитие города: во время индустриализации развернулось массовое промышленное и жилое строительство, в годы Великой Отечественной войны, Свердловск стал крупнейшим эвакопунктом, а в период холодной войны – одним из ключевых центров «оборонки» [4]. В начале 1990-х наступил кризис и экономике города пришлось перестраиваться в связи с новыми потребностями [9].

Свердловская область охватывает большую часть территории Среднего Урала, а также часть Северного Урала. Свердловская область больше любого другого уральского региона ассоциируется с Уралом, а её административный центр – город Екатеринбург – называют уральской столицей. Здесь же находится центр Уральского федерального округа. Расположен город в 2000 км к востоку от российской столицы – Москвы[6].

Современный Екатеринбург является одним из крупнейших центров притяжения в России, по уровню экономического развития уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу.

Первый объект показа: Памятник В.И. Ленину на площади 1905 года

Памятник Ленину на площади 1905 года в Екатеринбурге – памятник советскому государственному деятелю Владимиру Ильичу Ленину. Является одной из достопримечательностей города Екатеринбург. Памятник скульптора Владимира Ингала, архитекторов Анатолия Прибульского и Петра Деминцева был открыт 5 ноября 1957 года на Площади 1905 года в центре города. Памятник сделан в виде скульптуры вождя, который выступает перед жителями города. Высота памятника составляет 6 метров. Бронзовая фигура Ленина установлена на постаменте, который выполнен из гранита темно-серого цвета. Для центральных площадей городов в эпоху социализма, такие композиции являлись традиционными[13].

Кафедральная площадь в Екатеринбурге являлась главной городской площадью. До 1930 года на площади находился Богоявленский кафедральный собор, перед которым в 1906 году был установлен памятник русскому императору Александру ІІ. В 1918 году его место заняла Статуя Свободы. В июле 1918 года в город вошли отряды Белой армии, которые разобрали статую Свободы. В 1919 году под руководством скульптора Степана Эрьзи на постамент водрузили бюст Карла Маркса. 1 мая 1920 года вместо бюста установили памятник Освобожденного Труда, представлявший собой скульптуру обнаженного мужчины, которую в народе именовали в народе «Ванька Голый».Это был символ освобожденного труда[14].

В июле 1926 года памятник был демонтирован. В 1930 году Богоявленский кафедральный собор был демонтирован. На его месте, в центре площади воздвигли гранитную трибуну, где местные руководители принимали приветствия во время демонстраций [13]. Над трибуной вначале был сооружён большой портрет И.В. Сталина, а в 1948 году памятник отцу народов. В проектах остался монумент, в центре которого должны были быть расположены скульптуры В.И. Ленина и И.В. Сталина. В 1953 году памятник И.В. Сталину был снят [12] .

А к 40-й годовщине Октябрьской революции 5 ноября 1957 года над трибуной и был воздвигнут памятник В. И. Ленину скульптора Владимира Ингала, архитекторов Анатолия Прибульского и Петра Деминцева. Сам монумент был отлит на ленинградском заводе «Монументскульптура».6 ноября 1957 года состоялось торжественное открытие памятника представителями трёх поколений уральцев — ветеран коммунист Иван Петрович Сапожников, кузнец Уралмашзавода комсомолец Анатолий Шатунов и ученица школы № 9 юная пионерка Маша Степанович [12].

Второй объект показа: «Памятник Татищеву и де Генину»

Это один из самых известных монументов Екатеринбурга – памятник отцам-основателям города Василию Никитичу Татищеву и Георгу Вильгельму (Вилиму Ивановичу) де Геннину. Два знаменитых деятеля изображены стоящими рядом (в полный рост), надпись на монументе гласит «Славным сынам России В.Н. Татищеву и В.И. де Геннину, Екатеринбург благодарный 1998 год». Открытие монумента состоялось в августе 1998 года, в честь 275-летия Екатеринбурга. Победителем конкурса на создание объекта стал московский мастер П. П. Чусовитин. Примечательно, что скульптор родился и первое образование получал на Урале. Изготовили 19 частей бронзового памятника на заводе «Уралмаш»[10].

Г. В. де Геннин и основание Екатеринбурга. В 1722 году указом Петра I на Урал командирован горный инженер, генерал-майор Георг Вильгельм де Геннин. Изучив все обстоятельства, Геннин полностью поддержал проект Татищева и 12 марта 1723 года строительство завода на Исети возобновилось.

На строительство были привлечены солдаты Тобольского полка — в то время эта местность принадлежала Тобольскому уезду Сибирской губернии, кроме того к строящемуся заводу было приписано пять ближайших крестьянских слобод. В числе специалистов, которые были выписаны с других заводов, прибыл плотинный мастер Невьянского завода Леонтий Злобин, которому затем и было поручено общее техническое руководство строительством завода, и в первую очередь плотины на Исети.

В мае доменным мастером нового Исетского завода был назначен поляк Максим Орловский, бывший до этого подмастерьем на Олонецких заводах.

Осенью на строительство завода прибыла вторая партия солдат Тобольского полка, в числе их оказался Иван Алексеевич Ползунов — отец будущего изобретателя отечественной паровой машины Ивана Ивановича Ползунова.

1 августа 1723 года из Уктусского завода сюда переведен Сибирский обер-бергамт, а в октябре 1723 года в составе Тобольской губернии создано Екатеринбургское горное ведомство с центром в Екатеринбурге. 7 (18) ноября 1723 года в цехах нового завода состоялся пробный пуск кричных боевых молотов. Именно эту дату стали считать днёмоснования города [6].

Позднее в историческом очерке Д. Н. Мамин-Сибиряк образно описал строительство завода и крепости, положивших начало города:

«Представьте себе совершенно пустынные берега Исети, покрытые лесом. Весной 1723 года явились солдаты из Тобольска, крестьяне приписных слобод, нанятые мастера, и кругом всё ожило, как по щучьему велению в сказке. Ронили лес, готовили место под плотину, клали доменные печи, поднимали крепостной вал, ставили солдатские казармы и дома для начальства…»[6]

24 ноября 1723 года полностью вступил в строй Екатеринбургский казённый железоделательный завод, который по размеру и технической оснащённости превосходил все металлургические предприятия не только страны, но и мира. Производственные мощности Екатеринбургского завода включали в себя: 2 домны, 14 кричных молотов, медеплавильную фабрику, машины для сверления пушек и другое.

С марта по июнь 1723 года новое строительство на реке Исети официально именовалось – «НовозачатыеИсетские заводы»

В июне 1723 года по инициативе де Геннина было предложено дать новому заводу-крепости имя Катериненбурх – в честь Екатерины I, на что он просит разрешение у самой императрицы в своём письме от 6 июня 1723 года:

«...около сих заводов зачал крепость и осмелился до указа именовать Катериненбурх, а зовется Катериненбурхом в память Вашего Величества»

Ответ пришёл в сентябре – предложение де Геннина было одобрено, однако в императорском указе название немного видоизменилось – Экатеринбурх. А на медных монетах, которые начали выпускаться на заводе уже в 1720-х годах, встречалось три разных варианта написания — ЕкатеринъбурхъЕкатерiньбурхь и Екатерiнъбурхъ.

Решение назвать город в честь императрицы имело под собой логическое обоснование – в петровское время это была вторая по величине стройка страны после Санкт-Петербурга [9].

Иногда говорится, что Екатеринбург назван в честь святой Екатерины Александрийской, однако документальных подтверждений этому нет. Более того, в таком случае город должен бы носить имя Санкт-Екатеринбург, но в названии города нет составляющей, которая обычно присутствует у городов, названных в честь святых.

В 1924 году Екатеринбург решено было переименовать. В начале 20 века в России правила коммунистическая партия во главе с Лениным. Коммунисты ценили своих последователей и посчитали, что назвать город в честь Якова Свердлова будет правильным решением. Таким образом, Екатеринбург стал Свердловском. Яков Свердлов был видным партийным деятелем и большевиком. Город носил название Свердловск до 1991 года. В 1991 году произошел распад СССР, эпоха коммунизма стала уходить, и городам начали возвращать исторические названия. Так Свердловск стал вновь Екатеринбургом, Ленинград стал Санкт-Петербургом, Куйбышеву вернули название – Самара, а Горький стал снова Нижним Новгородом [9].

18 октября 1725 года на территории крепости начинает работу Екатеринбургский монетный двор, ставший главным производителем медной монеты в Российской империи – вплоть до 1876 года на нём производилось 80% медных денег страны.

В 1732 году основана меднопосудная фабрика, в 1734 году в Екатеринбурге учреждена полиция (третья после санкт-петербургской и московской). В 1738 году основана шлифовальная мастерская, ставшая в 1765 Екатеринбургской гранильной фабрикой. Изделия фабрики служили украшениями интерьеров Зимнего дворца и других дворцов Санкт-Петербурга и Царского Села. 1 июня (21) мая 1745 года раскольник из деревни Шарташ Ерофей Марков обнаружил первое в России рудное золото и принёс свою находку в Горную канцелярию в Екатеринбурге. До этого на территории страны не находили золотоносных источников, и это открытие послужило началом золотопромышленности не только Екатеринбурга, но и всей России. В 1748 году была заложена первая шахта, руду из которой сначала возили на Уктусский завод, а в 1754 году был построен Берёзовскийзолотопромывальный завод (градообразующий для города Берёзовский) [9].

В первые годы после основания город имел строгую регулярную планировку — новый принцип русского градостроительства начала XVIII века. Всё строительство шло согласно генеральному плану, разработанному де Генниным совместно с М.С. Кутузовым — мастером, прибывшим с Олонецких заводов. Здания строились только по чертежам и в строго отведённых для них местах. С 1737 года в Екатеринбурге начинают строить каменные гражданские здания, первым из которых стало здание Горной канцелярии.

Население Екатеринбурга формировалось, в первую очередь за счёт переселенцев с угасающего Уктусского завода и крестьян с окрестных слобод. Значительный контингент составили люди, направлявшиеся из центральной России в Сибирь — в основном, старообрядцы, гонимые петровской властью. Основная масса переселенцев была из-под Москвы, из Тулы, с реки Керженец (из-за чего на Урале староверы получили название кержаков). С тех пор Екатеринбург сформировался центром всего Урало-Сибирского старообрядчества. Кроме того здесь остался тобольский полк в качестве крепостного гарнизона. Существует также версия, что на Шарташ переселились бунтовавшие в Москве стрельцы. В результате уже в 1720-х численность населения Екатеринбурга составляла около 4 тысяч человек.

К середине XVIII века на фабриках и мастерских завода производились практически все технические изделия, известные для того времени, в 1742 году академик Иоганн Гмелин, неоднократно посещавший город, заявил:

«Кто хочет познакомиться с горным и заводским делом, тому стоит только посетить Екатеринбург» [3, с. 29]

Третий объект показа: «Плотина Городского пруда на реке Исеть»

Уникальное инженерное сооружение, которое жители ласково называют «Плотинка», построено на самой длинной уральской реке Исеть. Протекает она по территории трех областей – Курганской, Тюменской, Свердловской. Реку назвали Исетью, что в переводе с финского означает «богатая рыбой». Это имя ей дали вогумечи, жители восточного склона Северного Урала [6].

Река Исеть – главная водная артерия для столицы Урала –Екатеринбурга. Датой основания города считается ноябрь 1723 года. Петр I приказал отстроить в долине реки Исеть железоделательный завод, для успешной работы которого требовалось возвести плотину. В строительстве принял деятельное участие российский военный инженер В.И. де Геннин. Строительство началось весной 1723 года. Одновременно стали возводить крепость, защищающую будущий завод от набегов башкир, на чьих землях он и строился [6].

Для строительства использовали редкие породы уральской лиственницы, не боящейся влаги, и гранит. Строили на века. В этом убедились прокладчики пешеходного перехода, проложенного в 1998 году к 275-летию основания города. Все конструкции плотины, прослужившие без малого 300 лет, оказались в отличном состоянии. С возведением плотины образовался пруд, названный Городским. Сама же она стала мостом, соединяющим пруд и реку. Теперь плотина выполняет только декоративную функцию.

Первоначальная длина плотины была 209 метров при ширине 4,2 метра и высоте 6,5 м. Со временем ее расширили и обустроили.

Возле моста через Исеть установлен огромный камень родонит. Он придавил раскрутившийся свиток, в котором указана дата закладки Городского исторического сквера, разбитого на месте бывшего здесь железоделательного завода.Здесь же можно осмотреть водонапорную башню 300-летней давности. При возведении использовали гранит и деревянные брусья. Сооружение сохранилось до наших дней в том виде, в котором и было спроектировано [6].

В 1725 году чуть выше Екатеринбурга была построена плотина, на которой в 1726 году заработал Верх-Исетский казённый Цесаревны Анны железоделательный завод. В последующие годы он служил вспомогательным для Екатеринбургского завода — переделывал из чугуна железо на своих молотовых фабриках и, в случае необходимости, спускал для Екатеринбурга воду из более крупного Верх-Исетского пруда. В этом же году основан Верхне-Уктусский железоделательный казённый завод Цесаревны Елизаветы. В результате Екатеринбург оказался в центре целой системы плотно расположенных заводов, в «сердце горного Урала». К началу XX века эти заводы вместе со своими поселениями срослись с Екатеринбургом [2].

Екатеринбург развивался как столица горнозаводского края, раскинувшегося по обе стороны Уральского хребта — в ведении Горной канцелярии, располагавшейся здесь, находились все заводы на территории от Казанской губернии на западе до Алтая и Забайкалья на востоке.

В 1783 году городу был присвоен герб. Помимо пермского символа — медведя c евангелием, расположенного на верхней половине, на нижней были изображены рудокопная шахта в виде колодезного сруба с воротом о двух рукоятях и плавильная печь с красным огнём — что символизировало горнодобывающую и металлургическую отрасли промышленности города. 3 сентября 1783 года состоялось торжественное открытие проложенной через молодой город главной дороги Российской империи — Большого Сибирского тракта. Это послужило импульсом для превращения Екатеринбурга в транспортный узел, торговый город. Таким образом, Екатеринбург, в числе других пермских городов, стал городом-ключом к бескрайней и богатой Сибири, «окном в Азию», подобно тому, как Санкт-Петербург был российским «окном в Европу»[10].

После отмены крепостного права горная промышленность Урала переживала тяжёлый кризис. Некоторые предприятия прекратили существование, в их числе оказались ранее прославленные механическая фабрика и монетный двор. В 1863 году городская общественность и особенно купечество, уставшее от тягот военного режима, добились отмены статуса «горного города» и переподчинения более покладистой губернской власти. Тем самым Екатеринбург превратился в обычный уездный город. В 1872 году избрана новая городская дума по цензовому принципу. Влияние горных властей в Екатеринбурге постепенно уменьшалось, что положительно сказывалось на развитии новых отраслей хозяйства — транспорта, лёгкой и пищевой промышленности, сферы услуг. Открывались крупные кредитно-финансовые учреждения – с 1847 года в Екатеринбурге работала лишь контора Государственного коммерческого банка для кредитования горной промышленности, а в 1864 был учрежден Общественный банк, основу капитала которого составили средства из городского бюджета, в 1871 году появилось отделение Волжско-Камского банка — первого в городе коммерческого кредитного учреждения, в 1872 году в Екатеринбурге создан Сибирский торговый банк, ставший к началу XX века одним из крупнейших в стране. В 1870 году основано Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ), бывшее единственным научно-краеведческим движением на Урале и одним из крупнейших в Российской империи [10].

В 1878 году через Урал проложена первая железная дорога, связавшая Екатеринбург с губернской Пермью. В 1888 году построена железная дорога Екатеринбург – Тюмень, а в 1897 году – железная дорога на Челябинск, которая дала выход к Транссибирской железной дороге, начато строительство ветки на Казань. Екатеринбург становится крупнейшим железнодорожным узлом.

Появление сети железных дорог способствовало развитию пищевой промышленности, в особенности мукомольной. В 1884 году заработала первая на Урале паровая мельница екатеринбургского городского головы И. И. Симанова, ставшая ведущим предприятием этой отрасли в Урало-сибирском регионе. В начале XX века фабрикант Борчанинов построил в городе ещё одну крупную мельницу. Большое значение для экономической и общественной жизни города сыграла прошедшая в Екатеринбурге в 1887 году Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка. К 1904 году в население Екатеринбурга превысило 50 тысяч человек, в городе (не считая Верх-Исетского завода и других пригородов) насчитывалось 49 крупных промышленных предприятий с оборотом 4 миллиона 70 тысяч рублей и более 300 небольших кустарных заведений и мастерских [10].

Четвертый объект показа: «Музей старинной техникипод открытым небом»

Выставка под открытым небом впечатляет нас старинной техникой Урала, Англии, Германии. Это молоты, краны, прессы XIX-XX веков, изготовленные и использовавшиеся на уральских заводах [10].

Здесь же стоит памятник Петру Перовому, основателю горного дела на Урале. Памятник восстановлен в 1992 году по старым фотографиям.

Техника была отреставрирована совсем недавно, в 2014 году. Познакомимся с ней подробнее.

Молот листопроковочный, 1826 год, Нейво-Шайтанский завод (Свердловская обл., г. Алапаевск).

Конвертер бессемеровский, XIX век, Салдинский металлургический завод (Свердловская обл., г. Нижняя Салда).

Клеть прокатная, конец XIX века, Нейво-Шайтанский завод.

Машина паровая реверсивная, конец XIX века, завод «Эрхардт и Земмер» (Германия).

Молот паровоздушный, 1938 год, Старокраматорский машиностроительный завод (Донецкая обл., Украина).

Ножницы для резки листового металла, 1908 год, завод «Пельс» (Германия).

Пресс обрезной, начало XX века, завод «Толедо» (США).

Пресс двухкривошипный, 1930, Златоустовский машиностроительный завод (Челябинская обл., г. Златоуст).

Мостовой кран, начало XX века, Англия.

Сейчас нам трудно даже представить, как эти большие старинные механизмы работали на заводах. В наши дни они радуют посетителей музея, особенно детей, которые так любят на них карабкаться[8].

Пятый объект показа: «Дом Н.И. Севастьянова»

Дом Н. И. Севастьянова в Екатеринбурге считается визитной карточкой уральской столицы. Располагается по адресу проспект Ленина, 35 (пересечение улиц Ленина – Горького). Яркая архитектура этого здания сразу привлекает внимание, поэтому изображение дома можно встретить в путеводителях и на различных сувенирах (магнитах, открытках и т.п.). Особняк ведет свою историю с 1817 года. В архивных документах он значится как угловой каменный дом маркшейдера И. Полкова. После него усадьбой владел наследник чиновника С.А. Медведчиков, который в 1860 году продал дом асессору Н.И. Севастьянову. Новый владелец решил перестроить здание и заказал проект городскому архитектору А.И. Падучеву, который из особняка, выполненного в классическом стиле, сделал один из ярчайшей образцова «неоготики». В сложном декоре дома тонко переплетены элементы готики и барокко, благодаря чему он похож на сказочный дворец [5].

С домом Севастьянова связано несколько городских легенд. Одна из них гласит, что чиновник настолько любил свою усадьбу, что жил не в ней, а в маленьком деревянном доме напротив. А по вечерам якобы выходил полюбоваться на дворец [5].

Вторая легенда еще более неправдоподобна. Рассказывают, что Севастьянов захотел покрыть крышу ротонды золотом, что в те времена разрешалось только храмам. После подачи прошения и отказа, на асессора наложили наказание за тщеславие. Согласно мифу, хозяин особняка должен был по утрам ходить в церковь в чугунных калошах и замаливать грех[5].

В доме 3 этажа, на каждом из которых находятся уникальные залы в смешанном стиле классицизма и барокко. 

1 этаж: здесь располагается вестибюль. Одна из характерных особенностей – сводчатый потолок с лепниной в форме растительности, необычные арки, будто состоящие из 3 отдельных лопастей и парадная мраморная лестница ведущая посетителя на 2 этаж;

2 этаж: здесь находится несколько знаковых залов:

исторический зал, который некогда был бальным.

ротонда, где проводятся заседания.

каминный зал, где расположен уникальный камин из белого Полевского мрамора в стиле барокко;

бар пестрит различными оттенками от изумрудного до янтарного;

бильярдная, созданная по канонам высшего общества 19 века.

большой колонный зал, где проводятся самые значимые собрания и саммиты, является новостроем.

3 этаж: здесь располагаются гостевые комнаты, кабинет главы области и комнаты для отдыха.

Шестой объект показа: Памятник Якову Михайловичу Свердлову

Памятник Якову Михайловичу Свердлову в Екатеринбурге расположен на площади Парижской коммуны посреди проспекта Ленина между Уральским федеральным университетом и театром оперы и балета. Является одним из наиболее узнаваемых символов города.

В начале XX века Екатеринбург – один из центров революционного движения на Урале. С 1905 года активной подпольной революционной деятельностью начал заниматься Я. М. Свердлов. Сначала он поселился в квартире, которую вместе со своим братом снимал местный революционер-большевик С. А. Черепанов. В городе Свердлов жил по чужому паспорту, постоянно меняя место жительства — всего в Екатеринбурге насчитывается 8 конспиративных квартир Якова Свердлова.
На следующий день после объявления Манифеста 17 октября 1905 года местные социал-демократы приступили к организации митинга; была опубликована прокламация, разоблачающая сущность царского документа. 19 октября на Кафедральной площади установили трибуну, с которой при большом скоплении народа начал выступать Свердлов. В разгар демонстрации появилась толпа погромщиков, основную массу из которых составляли черносотенцы. Затем их поддержали казаки. Выступление Свердлова было сорвано, митинг вылился в кровавые погромы. В память об этих событиях в 1919 году Кафедральная площадь Екатеринбурга переименована в площадь 1905 года [11].

В окрестностях Екатеринбурга, подальше от полиции периодически проводились большевистские сборы и революционные массовки. Одними из таких мест были Генеральская дача и Каменные палатки.

В 1913 и 1914 году в Екатеринбург приезжал видный революционер, будущий глава Временного правительства России А. Ф. Керенский. Во второй приезд, находясь под надзором полиции, он сумел провести в городе сходку революционеров [11].

Здание оперного театра, где 26 октября (8) ноября 1917 года была провозглашена советская власть

Из значимых событий начала XX века в жизни города можно выделить прошедший в 1911 году Всероссийский съезд старообрядцев, строительство нового городского театра (1904-1912), открытие товарной биржи. Также в это время начал активно обсуждаться вопрос об учреждении в городе высшего учебного заведения. На тот момент на Урале ещё не было вузов, и за право организовать у себя первый вуз развернулась борьба между Екатеринбургом и Пермью. В начале XX века Екатеринбург уже уступал губернской столице по числу жителей и особенно по финансовым возможностям, тем не менее, в 1911 году на заседании междуведомственной комиссии Министерства народного просвещения в Петербурге было принято решение в пользу города на Исети. Пройдя череду согласований, 3 июля 1914 года закон об учреждении уральского института был высочайше утверждён Николаем II. Однако вскоре началась война и строительство затормозилось из-за нехватки средств, а тем временем в Перми в 1916 году при поддержке местного мецената Н. В. Мешкова учредили и построили университет. Таким образом, де-факто первый уральский вуз появился в Перми. Екатеринбургский горный институт императора Николая II открыл двери лишь в октябре 1917 года — за несколько дней до большевистского переворота [11].

2.2. Разработка исторической экскурсии по г. Екатеринбургу

Для привлечения посетителей нами был разработан маршрут экскурсии по историческому центру г. Екатеринбурга. Считаем, что она будет интересна гостям города, многочисленным иностранным и иногородним студентам, приехавшим получать образование в высших учебных заведениях города и жителям города.

Пешеходная экскурсия по историческому центру г. Екатеринбурга будет длиться 2 час 45 мин., за это время экскурсанты смогут пройти некоторые исторические места центра Екатеринбурга.

Для разработки экскурсии нам было необходимо составитьпрограмму экскурсии(табл. 1) и разработать (табл. 2)

Таблица 1

Программа экскурсии

Время

Мероприятие

Способ передвижения, расстояние

9:45 – 10:00

Сбор на Площади 1905 года

пешком

10:00 - 10:15

Осмотр памятника В.И. Ленину на площади 1905 года

переход к следующему объекту 300 м.

10:30 – 10:35

Осмотр памятника Татищеву и де Генину

пешком переход к следующему объекту 100 м.

10:30 – 10:40

Осмотр плотины Городского пруда на реке Исеть.

Фотосессия

пешком

50 м.

10:40 – 11: 10

Осмотр Музея старинной техники под открытым небом

пешком 300 м.

11:50-12:00

Осмотр дома Н.И. Севастьянова

пешком 500 м.

12:15 – 12:30

Осмотр памятника Якову Михайловичу Свердлову

конец экскурсии

Технологическая карта экскурсии

Таблица 2

Маршрут следования

Остановки

Объект показа

Продолжительность

Тема

Основная подтема

Методические организационные указания

Встреча на площади 1905 года

Начало движения

 

15 мин.

Пешая экскурсия по городу

 

Начать рассказ перед отправлением

Осмотр памятника В.И. Ленина

Переход к следующему объекту

Памятник В.И Ленину

10 мин.

Памятник вождю

Памятник выполнен в виде скульптуры вождя, выступающего перед жителями города. Фигура установлена на гранитном постаменте темно-серого цвета.

Рассказ экскурсовода по пути к следующему объекту.

Осмотр памятника Татищеву и де Геннину

пешком переход к следующему объекту 100 м.

Памятник Татищеву и де Геннину

5 мин.

Памятник основателям города

Памятник был торжественно открыт на площади Труда к 275-летию города.

Рассказ экскурсовода по пути к следующему объекту.

Осмотр плотины Городского пруда на реке Исеть.

Фотосессия

пешком

50 м.

Городская плотина

15 мин.

   

Остановка для фотосессии

Рассказ экскурсовода по пути к следующему объекту.

Осмотр Музея старинной техники под открытым небом

пешком

300 м.

Музей старинной техники

30 мин.

Исторический сквер

 

Рассказ экскурсовода по пути к следующему объекту.

Осмотр дома Н.И. Севастьянова

пешком

500 м.

Дом Севастьянова

10 мин.

 

В 1866 году дом был капитально перестроен по проекту архитектора А.И. Падучева и, ученика Малахова

Рассказ экскурсовода по пути к следующему объекту.

Осмотр памятника Якову Михайловичу Свердлову

Конец экскурсии

Памятник Свердлову

15 мин.

 

Весной 1923 года на заседании партийного и советского актива было выдвинуто предложение в знак уважения первого председателя ВЦИК Якова Свердлова установить памятник

Конец экскурсии

2.3. Контрольный текст экскурсии

Добрый день, рада всех приветствовать на экскурсии, посвященной достопримечательностям Екатеринбурга. Меня зовут Айгуль.Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Во время экскурсии я попрошу вас не отставать от группы.

Наша экскурсия пешая, что намного интереснее и познавательнее, ибо дает возможность глубже погрузиться в атмосферу города.

Первая точка – «Памятник В.И Ленину»

Памятник вошёл в «Список памятников искусства, подлежащих охране как памятники государственного значения». Выполнен в виде скульптуры выступающего вождя, у которого правая рука поднята, левая сжимает распахнутое пальто. Бронзовая фигура высотой в 6 метров установлена на гранитном постаменте серого цвета в 10,2 метра.

Установлен в 1957 году на высокой гранитной трибуне. Там же размещена цитата Владимира Ильича: «Всё, чего мы достигли, показывает, что мы опираемся на самую чудесную в мире силу — на силу рабочих и крестьян»

Следующее место, которое мы посетим будет еще один памятник Татищеву и де Геннину. Памятник был торжественно открыт на площади Труда к 275-летию города. Автором является московский скульптор – Петр Чусовитин.

Татищев изображен в парике, а де Генин в треуголке. Почему же они считаются основателями города? Все довольно просто: в феврале 1721 года выше по течению реки Исети Татищев нашел место для строительства завода, и уже начал было готовить площадку под него, но на него написали донос, и в результате он был отстранен от должности. Строительство градообразующего завода продолжил де Геннин.

Историки считают, что отцы-основатели города совершенно не похожи на себя, более того, в скульптуре они словно близнецы, похожи друг на друга. А ведь в реальной жизни они отличались не только внешностью, но и ростом, поговаривали, что они недолюбливали друг друга.

Предлагаю отправиться дальше. Мы находимся в одном из самых красивых и значимых для города исторических мест – Плотина городского пруда на реке Исеть.

Плотина построена из уральской лиственницы, каменеющей в воде, и прекрасно сохранилась настоящего времени. Это классическая заводская плотина с широким прорезом в центре для спуска излишней воды – «вешняком», справа и слева от которого располагаются «ларевые» прорезы, через которые вода подавалась на наливные колеса. Рабочий водосток плотины был впервые отворен 7(18) ноября 1723 года, и сейчас эта дата считается днем рождения Екатеринбурга.

До 1962 года эта территория оставалась промышленной зоной и была огорожена высокой стеной. Затем началась реконструкция плотины – ее укрепили, облицевали гранитом. Прилегающую территорию первоначально собирались расчистить и даже начали взрывать остатки заводских сооружений. Но воспротивилась общественность города, и по проекту архитекторов во главе с Н. С. Алферовым был создан современный Исторический сквер.Именно к нему мы сейчас и направимся, и рассмотрим подробнее.

За старой водонапорной башней начинается территория Монетного двора, где до 1876 года чеканилось около 80% медной монеты Российской империи. Хотя двор закрыт уже более 100 лет назад, это место по-прежнему называется «Монеткой». Заложена монетная фабрика Генниным в 1725 году. Из-за отсутствия денег в казне и невозможности платить жалование, Геннину специальным указом было дозволено делать в Екатеринбурге медные платы, чеканенные четырьмя орлами по углам и решкой посередине. Это были абсолютно безынфляционные деньги – их номинал ровнялся рыночной стоимости меди, из которой они были изготовлены. Естественно, платы были весьма увесисты: рублевая весила 1,6 кг. Носить такие деньги в карманах было затруднительно, но их очевиднаясамоценность так понравилась населению России, что все прочие деньги стали брать с неохотой.

Фабрику перевели на тиснение заготовок для 1 – и 5 – копеечных монет, которые отправлялись на чеканку в Москву. С 1735 года чеканка медной монеты была возобновлена, но теперь это – стандартная медная монета государственного образца с буквами ЕМ (Екатеринбургский монетный двор). В XIX в. Монетному двору по проекту М.П. Малахова было пристроено здание механической фабрики (первоначально на правах цеха). Сейчас в зданиях Монетного двора и механической фабрики размещаются Музей старинной техники под открытым небом.

Буквально в 5 минутах от главной площади города находится одно из невероятных по своей архитектуре здание – Дом Севастьянова.

В 1866 году дом был капитально перестроен по проекту архитектора А.И. Падучева, ученика Малахова. Существует предание, что Севастьянов был настолько богат, что обращался к царю за разрешением покрыть крышу дома золотом, но высочайшего дозволения не получил, поскольку крыши золотом покрываются только в храмах, «чтобы чаще Господь замечал». А самому владельцу за излишнюю гордыню было предписано ежедневно являться в храм Божий в чугунных колошах и каяться в грехе. Ходить, впрочем, было бы недалеко – Екатерининская церковь находилась через улицу от дома. Правда в доме этом сам Севастьянов не жил, сдавал его внаем, а 1874 вообще его продал окружному суду и уехал в Петербург. В апреле 1917 года революционные солдаты Ачинского пехотного полка устроили в доме погром – видно уж он очень был похож на дворец.

Наш город богат памятниками великим людям, сейчас мы отправим к одному из них, который также не могли обойти стороной и оставить незамеченным.

Весной 1923 года на заседании партийного и советского актива было выдвинуто предложение в знак уважения первого председателя ВЦИК установить памятникв честьЯкова Свердлова. По замыслу, большевик-революционер должен был быть изображён «оратором, призывающим рабочую массу сурового Урала к упорной борьбе и восстанию», а постамент «символизировать дикую природу Урала». Среди горожан был объявлен конкурс на лучший проект монумента, однако он не дал положительных результатов, и работу поручили ленинградскому скульптору Матвею Харламову. На создание памятника было собрано почти 200 тысяч рублей народных денег.

Памятник был открыт 15 июля 1927 года — в восьмую годовщину освобождения Екатеринбурга от войск Колчака.

На этом наша экскурсия подошла к концу скажите. Было бы интересно услышать, понравилась ли Вам наша экскурсия? Что больше всего запомнилось? Я была безмерно рада знакомству с Вами. Всего доброго!

Заключение

Всё вышесказанное позволяет подвести вполне определённые итоги. Екатеринбург является одним из самых неповторимых городов России. Его уникальные качества проявились ещё в древние времена, когда он ещё не был Екатеринбургом, а местом для обитания финно-угорских и тюркских племён, а также диких кочевников. Основной особенностью будущей уральской столицы явилось наличие богатейших залежей полезных ископаемых, что было по достоинству оценено самыми первыми жителями этого региона.

Русское влияние на регион дало толчок самому активному развитию этого края. Начало зарождения города – XVIII век – время, когда русский император Пётр Первый отдал распоряжение о строительстве железообрабатывающего завода. Быстро распространяющиеся слободки, как увеличивающиеся в своём количестве заводские цеха – это истоки Екатеринбурга, первые ростки будущего гиганта.

Главным же основателем города справедливо считается В.Н. Татищев, который сумел верно рассчитать самое лучшее место для будущего завода, положившим начало целой цепочке предприятий, в том числе, и имеющих общегосударственную важность (в том числе, и монетный двор).Во времена Екатерины II город не только совершил гигантский рывок в экономическом и политическом отношении, но и приобрёл своё историческое имя – Екатеринбург.В XIX – XX веках город стал местом ссылки неугодных властям личностей, и не только криминальных преступников, но и политических (революционеров). Екатеринбург оказался благодатной почвой для революционного переворота, здесь очень быстро установилась новая власть и здесь же трагически закончила свою жизнь семья последнего русского императора. Тогда же – в ХХ веке – Екатеринбург потерял своё имя и стал на несколько десятков лет Свердловском.

Вернув своё историческое имя в очередную историческую эпоху, Екатеринбург не потерял своей славы промышленного и индустриального центра, который в годы Великой Отечественной войны оказался опорой для всей страны (как и в послевоенные годы, когда страна возрождалась). В XXI веке уральская столица не утратила ни своей значимости, ни уникальности. Теперь это бизнес-центр и особая культурная зона, без которой нельзя представить себе современную Россию.

Таким образом, развитию туризма в Свердловской области способствуют наличие уникальных природных объектов, памятников истории, культуры и искусства, развитая инфраструктура. Это, в первую очередь, обеспечение условий для развития внутреннего туризма, а также создание механизма продвижения регионального туристского продукта на туристском рынке.

Целью нашей курсовой работы была разработка программы исторической экскурсии по г. Екатеринбургу, для реализации которой были поставлены ряд задач. Поэтому нами были изученытеоретические основы проектирования экскурсии, раскрыто понятие «экскурсия» и его сущность, приведена классификация экскурсий, а также рассмотрены методика и этапы проектирования экскурсии. Кроме того, нами был изучен туристско-экскурсионный потенциал Екатеринбурга и разработана программа исторической экскурсии по городу, технологическая карта, а также контрольный текст экскурсии.

Таким образом, следует заметить, что город Екатеринбург имеет огромные возможности для раскрытия его истории в экскурсионной деятельности. Надеемся, что такая экскурсия найдет своего потребителя и будет востребована.

Список используемой литературы

Алябьева Р.В. Методика проведения экскурсии. / Р.В. Алябьева. – М.: Академия, 2004. – 385с.

Архипова Н. П. Окрестности Свердловска./ Н.П. Архипова. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1968.

Белковец Л.П. О месте И.Г. Гмелина в истории русской науки. / Л. П. Белковец.// «ИсторияСибири», вып. 3, – Томск, 1971.

Во имя Победы. Свердловск-Екатеринбург в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. – Екатеринбург: Институт истории и археологии Уральского Отделения Российской Академии Наук, 2005.

Дом Севастьянова [Электронный ресурс]; URL: https://we-travel.today/rossiya/sverdlovskaya-oblast/dom-sevastyanova/

Екатеринбург: энциклопедия / гл. ред. В.В. Маслаков. Екатеринбург: Академкнига, 2002. 728 с.

Емельянов Б.В. Экскурсоведение./ Б.В. Емельянов. – М: Советский спорт, 2007. – 216с.

Исторический сквер [Электронный ресурс]; URL: https://ural-n.ru/p/istoricheskiy-skver.html#ankor1&hcq=LeE3RHs

Лукьянин В. П., Никулина М. П. Прогулки по Екатеринбургу./ В.П. Лукьянин, М.П. Никулина. – Екатеринбург: Банк Культурной информации, 1995.

Корепанов Н.С. Очерки истории Екатеринбурга./ Н.С. Корепанов. – Екатеринбург: Сократ, 2004.

Очерки истории Свердловска / [Ред. коллегия:Е. Я. Багреев и др.]. - Свердловск: Кн. изд-во, 1958. - 396 с.

Свод памятников истории и культуры Свердловской области. / Под ред. В.Е.Звагельская. / Т. 1.– Екатеринбург: Сократ, 2007. – С. 515-537 с.

Тищенко В.А. Ансамбль памятника Ленину на площади 1905 года в Екатеринбурге ждет реставрация [Электронный ресурс] // Официальный портал Екатеринбурга, 17.05.2018; URL: https://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/news/71962-ansambl-pamyatnika-leninu-na-ploshchadi-1905-goda-v-ekaterinburge-zhdet-restavratsiya

Улицы Свердловска. Справочник. / Сост. Р. И. Рабинович, Т. М. Низамутдинова. / Издание пятое, дополненное. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1988. – 224 с.

Просмотров работы: 736