Организация летних наблюдений школьников за фауной птиц - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Организация летних наблюдений школьников за фауной птиц

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наше время большое внимание в процессе обучения школьников уделяется формированию навыков, необходимых в исследовательской работе, а также умению получать знания самостоятельно. Одной из таких работ является наблюдение за птицами в летний период. Организация таких работ поможет закрепить теорию, а также сформирует практические навыки: определение видовой принадлежности птиц по внешнему виду и голосам; получение информации в процессе наблюдения и её систематизация; формулирование выводов. Всё вышеизложенное определяет актуальность нашего исследования..

Кандидат педагогических наук Н.Ю. Киселёва писала в своём исследовании следующее: «Птицы занимают особое место среди многочисленных живых организмов - объектов школьных исследовательских работ и проектов. Птицы - идеальный объект для формирования позитивного эмоционально - чувственного отношения ребенка к природе, поскольку встречаются повсеместно, многочисленны, подвижны, разнообразны даже на небольшой территории, часто красочны и обладают множеством интересных повадок[1]». Советский учёный А.С. Мальчевский выделил следующие особенности птиц, как объекта наблюдения: «Именно те особенности птиц, благодаря которым они привлекают к себе внимание, их многочисленность, подвижность, заметность и способность издавать разнообразные звуки - отличают их как объект изучения от земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих, ведущих, как правило, более скрытный образ жизни. На экскурсиях птицы обычно первыми попадаются на глаза. Издаваемые ими крики и песни слышны на расстоянии. Немаловажное значение имеет и яркая окраска многих птиц, а также способность их к разнообразным движениям и полету. В пору размножения птичьи гнезда, яйца и птенцы сравнительно легко могут быть обнаружены и стать предметом научного обсуждения. Но своеобразие птиц как объектов экскурсии заключается не только в их многочисленности, заметности и привлекательности. Необходимо указать и на другие их особенности, нередко затрудняющие проведение экскурсий и требующие специального методического подхода[2]».

С мнением этих учёных невозможно не согласиться, ведь действительно, птицы занимают важное место в нашей жизни, как объект исследования. Наблюдения за птицами являются достаточно простыми и не требуют специальных сложных умений и навыков, что делает возможным осуществление данной работы с учащимися среднего звена. В этом году у меня была летняя полевая практика по зоологии, где мы изучали птиц, их поведение и места обитания. На основании этой практики могу сказать следующее: данная работа будет очень полезна для школьников, в особенности для 7-го класса, ведь именно там изучают птиц.

В результате летних полевых наблюдений школьники лучше узнают местность, в которой они живут. Основными задачами исследования школьниками орнитофауны являются: обучение детей грамотной организации наблюдений в природе, фиксированию и обработке полученных результатов; формирование представлений о поведении животных; развитие навыков описания животных и их поведения. Все эти навыки необходимы и помогут школьникам в дальнейшем обучении.

Наблюдения за орнитофауной могут осуществляться школьниками в рамках орнитологического кружка или факультатива, а также в виде самостоятельных летних наблюдений, которые рекомендуются учителем в конце учебного года. Часть наблюдений может проводиться на пришкольном опытном участке под руководством учителя. Практической работой школьников на летнем опытном участке будет являться выяснение общего состава птичьего населения выбранного участка, степени и причины привязанности к нему различных видов птиц. Такая работа рекомендуется, если она является первой, так как в дальнейшем она даст опыт и может послужить основой для последующих работ.

Организация летних наблюдений за птицами требует подготовки от школьников. Необходимо познакомить их с методикой выполнения полевых исследований, обучить правилам поведения во время полевых исследований, сами же наблюдения они должны проводить регулярно, а все результаты записывать в полевой дневник.

Записи в полевом дневнике рекомендуется строить в соответствие со следующим планом:

Дата наблюдения;

Время начала и окончания исследования;

Место и условия наблюдения;

Особенности поведения птиц.

Перед изучением фауны учителю необходимо обучить школьников методам зоологических исследований. При изучении птиц можно использовать метод прямого наблюдения и метод определения по следам жизнедеятельности. Метод прямого наблюдения предполагает непосредственное наблюдение за живым организмом, за его поведением. Метод определения по следам жизнедеятельности животных может дать представление о пищевых предпочтениях птиц, а также можно определить путь, по которому прошло животное.

Для наблюдений за определённым видом птиц нужно пользоваться следующим порядком действий:

Найдите место гнездования определённого вида птицы, посмотрите из каких материалов оно сделано;

Определите, через какое время птицы возвращаются в гнездо;

Если в гнезде есть птенцы, проследите за их кормлением. Посчитайте, какое количество раз птицы прилетают в гнездо.

Все наблюдения вносятся в полевой дневник. Результаты летних исследований обсуждаются в начале учебного года на уроке биологии или на внеклассном мероприятии.

На основании моего исследования можно сделать вывод: летние наблюдения за фауной птиц необходимы школьникам, как для учебного процесса, так и для повседневной жизни. С помощью наблюдения, школьники расширяют теоретические знания по биологии животных и получают практические навыки исследовательской работы. Также благодаря этой работе у школьников могут появиться новые интересы, которые в будущем помогут определиться с той сферой, в которой они захотят работать.

Список использованных источников:

Киселёва, Н.Ю. Птицы как объект личностно-ориентированной исследовательской работы школьников [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ecosystema.ru/03programs/irsh/bp_birds_kisel.htm;

Мальчевский, А.С. 'Орнитологические экскурсии' - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1981 - с.296 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ornithology.su/books/item/f00/s00/z0000018/st002.shtml;

Промптов, А.Н. 'Птицы в природе' - Ленинград: Учпедгиз, 1949 - с.460 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ornithology.su/books/item/f00/s00/z0000003/st011.shtml;

Райков, Б. Е. Зоологические экскурсии / Б. Е. Райков. - 5-е изд., испр. и доп. - Ленинград ; Москва : Учпедгиз, 1948. - 472 с. : рис. - Библиогр. в конце глав. - Указ.: с. 455-469. - (в пер.). - Текст : непосредственный.

Силаева, О. Л. Звукоподражание как элемент поведения / О. Л. Силаева. - Текст : непосредственный // Природа. - 1998. - № 9. - С. 16-24

Просмотров работы: 37