Введение.
Международно-правовые аспекты глобальной безопасности являются весьма интересной темой для исследования, ввиду её проблемного характера и значительной важности для всего международного сообщества
Актуальность темы исследования.
Исследуемая тема представляется актуальной из-за того, что она напрямую связана с международной безопасностью, от состояния которой напрямую зависит жизнь всего человечества.
Правовые же аспекты и работоспособность права международной безопасности в целом являются необходимыми элементами для эффективного построения системы международной безопасности, целью которой является обеспечение стабильного и всестороннего развития человека в благоприятной обстановке.
Однако данные элементы не лишены своих проблем, поскольку некоторые государства, игнорируя основные правовые принципы и избегая юридической ответственности перед международным сообществом, создают угрозу для системы международной безопасности на глобальном уровне.
При всём этом международное сообщество путём сотрудничества и совершенствования правовых норм путём их адаптации под современные условия и устранения различных коллизий и пробелов в регулировании способно, если не полностью разрешить данную проблему, то сократить риски для международного сообщества до относительно допустимого уровня.
Особенно это важно в наше время, одолеваемое пандемией коронавирусной инфекции, создающей определённую угрозу международной безопасности.
Потому тема, содержащая раскрытие данной проблематики, анализ и предложения к разрешению некоторых острых вопросов предстаёт актуальной.
Степень научной разработанности.
Пусть право международной безопасности как отдельная отрасль зародилась в 20 веке, а потому предстаёт весьма молодой, но из-за своей важности дискурс внутри неё пестрит большим количеством научных работ как авторитетных учёных, так и молодых людей, стремящихся к усовершенствованию сегодняшнего миропорядка посредством развития правовых основ глобальной международной безопасности.
Само исследование носило комплексный характер потому необходимо было изучить широкий нормативный и доктринальный материал, посвящённый или затрагивающий данную тему.
Использовались научные труды следующих учёных: Костина С.А., Богатырёва В.В., Кривчиковой Э.С., Колосова Ю.М., Ричарда Уллмана, Игнатенко Г.В., Тиунова О.И., Толстых В.Л., Кузьминой В.М., Колобова О.А, Хохлыщёвой О.О, Баськина Ю.А., Фельдмана Д.И, Спириной О.А., Рожковой Л.В., Трубецкого Е.Н., Дождева Д.В., Листа Франца, Лукашука И.И., Ануфриевой Л.П., Покровского И.А., Колосова Ю.М., Баранова А.В., Шило Н.И., Арбатова А.Г., Дворкина В.З., Каменнова П.Б, Кириченко Э.В., Пырьева В.А.
Цель работы.
Данная работа имеет следующие цели: установить наиболее верный подход к пониманию международной безопасности; выявить наиболее приближенную к реальности модель системы международной безопасности, выявив при этом её особенности; определить роль права в обеспечении международной безопасности; определить роль глобальной безопасности в праве международной безопасности; дать характеристику основным нормативным источникам права, обеспечивающим функционирование системы глобальной безопасности, выявив при этом их основные проблемы и предложив меры к их устранению; рассмотрение основных проблем международной-политической безопасности с предложением мер к их разрешению.
Задачи курсовой работы.
Также перед нами выступает целый ряд задач, которые необходимо решить для достижения целей курсовой работы.
В их числе: критика и разбор критики подходов к определению международной безопасности, проведение критического анализа моделей системы международной безопасности, соотнесение теоретических моделей с практикой международных отношений, определение правильных идеологических основ для функционирования права, соотнесение глобальной и региональной безопасности, рассмотрение источников по праву международной глобальной безопасности и соотнесение в дальнейшем с практикой международных отношений, анализ основных проблем правового регулирования международной-политической безопасности и статистических данных, связанных с ними.
Объект курсовой работы.
Объектом курсового исследования являются общественные отношения, возникающие между различными государствами и иными субъектами международного права.
Предмет курсовой работы.
Предметом курсовой работы является международно-правовые аспекты обеспечения глобальной безопасности.
Научная новизна.
Данная работа содержит в себе авторскую критику широкого подхода к определению международной безопасности, а также авторские выводы и предложения по части проблем международной глобальной безопасности в вопросах их разрешения.
Потому она способна показать свежий взгляд на известные проблемы и теории.
Теоретическая значимость работы.
Работа является теоретически значимой из-за содержащегося в ней анализа основных подходов к предмету исследования с даваемой в ходе него критикой, после которой идут предложения по совершенствованию, которые при их практической реализации в перспективе способны благотворно повлиять на право международной безопасности.
Методология.
В работе применялись общефилософские методы диалектики (Гераклита) и метафизики.
Первый метод позволял находить общие взаимосвязи между глобальной и региональной безопасностью, идеологией и правом, теорией и практикой моделей системы международной безопасности, интересом нации и сепаратизмом, ядерным оружием и обеспечением безопасности.
Второй метод позволял метафизически разделить используемые понятия, подходы, теории и т.д. с целью поочерёдного использования на них метода анализа и синтеза для появления новых результатов.
Также использовались такие методы как: дедукция, индукция, формально-юридический метод для работы с юридическими источниками а также исторический метод для сопоставления прошлого и настоящего.
Структура курсовой работы.
Настоящая работа состоит из: введения, двух глав, каждая из которых содержит в себе три параграфа, заключения и библиографического списка.
Глава первая называется «Понятие и система международной безопасности» и содержит в себе теоретическую основу настоящей работы.
Три параграфа, входящие в неё: «Характеристика подходов к понятию «Международная безопасность»»; «Особенности системы международной безопасности»; «Роль права в обеспечении международной безопасности».
Вторая глава имеет больший чем первая практический уклон, но также содержит в себе некоторые теоретические положения.
Три параграфа, входящие в неё: «Роль глобальной безопасности в системе международной безопасности», «Характеристика основных международно-правовых источников глобальной безопасности», «Международно-правовое регулирование проблем международной политической безопасности».
Глава первая ‒ понятие и система международной безопасности.
§1.1. Характеристика подходов к понятию «международная безопасность».
Установление исходных дефиниций является необходимостью в любом хоть сколько-нибудь научном исследовании, потому и в настоящей работе стоит данная задача, которую необходимо разрешить для достижения её целей.
Итак, исходной дефиницией здесь является «международная безопасность».
В первую очередь необходимо обозначить, что международная безопасность представляет собой понятие не до конца юридическое и является предметом дискуссий и в иных науках, посвящённых в своём широком понимании социуму (политология, социология и т.п.). Так С.А. Костин по этому поводу писал, что она является понятием в первую очередь доктринальным, а не юридическим, а потому в том числе и не находит своего полного отражения в Уставе ООН и иных юридических актах, являющихся источниками права международной безопасности1.
Далее мы уже обозначим именно наиболее широкое понимание данного термина, представленного в учебной литературе, которая должна содержать именно в большей степени неоспоримые и общепризнанные формулировки. Потому предложенное определение станет некоторой аксиомой перед переходом непосредственно к юридическому прочтению международной безопасности.
В.В. Богатырёв в своём учебнике по международному праву в начале главы, посвящённой праву международной безопасности утверждает, что международная безопасность–это миропорядок, в котором созданы благоприятные международные условия для свободного развития государств и иных субъектов международного права2. Отсюда мы можем вывести цель обеспечения безопасности, представляющейся именно в обеспечении устойчивого развития государств и иных субъектов международного права. Переходя к юридизации данного понятия, мы должны уяснить, что целью права в рамках международной безопасности будет установление правил, обеспеченных некоторым механизмом привлечения к ответственности за их нарушения, о чём подробнее будет рассказано в параграфе 1.3. настоящей главы.
Право международной безопасности можно понимать широко и узко.
Широкого понимания придерживалась Э.С. Кривчикова, утверждавшая, что его можно рассматривать как совокупность принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международногоправа в целях обеспечения политической, военной, экономической, экологической и иных видов международной безопасности3. Следовательно в рамках данного подхода мы можем выделить целую плеяду видов безопасности, которые сами по себе требуют отдельного правового регулирования. Узкий подход уже связан именно с военно-политической безопасностью, которая, по словам С.А. Костина играет главную роль в обеспечении свободного развития государств4. Действительно, трудно представить себе хоть сколько нибудь устойчивое, а также свободное развитие в условиях войны, в ходе которой в первую очередь погибают лучшие из людей, но помимо этого война требует значительного экономического и социального напряжения, которые могут даже вылиться в революцию и гражданскую войну при отсутствии должных мер со стороны государственной власти. Также в случае войны разрываются дипломатические и иные отношения со страной противником, а также с его союзниками, если таковые есть, что также негативно влияет на благосостояние государства и стабильность международной системы в целом. Сегодня же война может быть особенно разрушительна и для тех областей безопасности, что выделяются при широком её понимании. Подумайте, какой вред экологии нанесут тысячи заводов, выпускающих оружие на фронт или же одна взорванная ядерная боеголовка, способная сделать территорию в зоне поражения необитаемой на многие десятки лет? В том числе мы можем вспомнить нереализовавшуюся из-за победы СССР в Сталинградской битвы операцию «Вегетарианец», разработанную военным командованием Великобритании, суть которой заключалась в заражении скота Германии сибирской явзвой, что привело бы к его массовому падежу и голоду, а также к тому, что поля, на которых осталась бактерия, вызывающая заражение, стали бы непригодными для сельскохозяйственных работ. В том числе война провоцирует и политические проблемы, связанные с принятием беженцев из-за неконтролируемой миграции. Тут мы можем вспомнить кризисную ситуацию на границе Беларусь/Польша5. Именно причинно-следственная связь между войной и иными проблемами, возникающими в разных областях международной безопасности, позволяет нам сделать вывод о её доминирующем значении в данном дискурсе. потому критика узкого подхода, которую высказывает Р. Уллман, заключающаяся в том, что в нём не рассматриваются иные области представляется неверной6. Объясняется подобное заблуждение тем, что он презюмирует заботу о данных отраслях из-за риска возникновения тех самых проблем из-за войны, а также риска возникновения войны из-за этих самых проблем. И если экологические, экономические или политические проблемы не всегда приводят к войне, то она всегда приводит к ним в той или иной части.
Объяснив смысл узкого подхода и его важность мы можем перейти непосредственно к определению международной безопасности в его духе.
Г.В. Игнатенко формулирует определение права международной безопасности следующим образом: «Право международной безопасностипредставляет систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств и других субъектов международного права в целях предотвращения применениявоенной силы в международных отношениях, ограничения и сокращения вооружений»7. Интересно также и определение, предложенное В.Л. Толстых: «Право международной безопасности имеет своим предметом международные отношения, связанные с применением силы и обеспечением мира. Сила является мощным элементом воздействия в любом человеческом сообществе, в том числе в межгосударственном. В связи с этим любая правовая система регулирует применение силы с тем, чтобы оно соответствовало принципам, на основе которых создано и функционирует сообщество»8. Если первую дефиницию можно считать в некотором смысле «типовой» для узкого подхода, то вторая уже затрагивает такую тему для анализа как соотношение права и силы, предполагающую составление некоторой взаимосвязи между ними и установления того, что является доминантой в их соотношении, но это будет подробнее раскрыто в параграфе 1.3. настоящего исследования.
В целом на этом можно было закончить данную часть работы, однако можно выделить ещё два подхода к пониманию международной безопасности: реалистический и неореалистический, потому мы кратко их обозначим.
Неплохой анализ данных подходов содержится в статье В.М. Кузьминой, посвящённой понятию международной безопасности и подходам к её изучению, где она пишет, что реалистическое понимание безопасности связано с тем, что мир всегда находится в тени войны, а неореалистический подход полагает возможность выхода из этой пресловутой тени, благодаря в том числе и праву9. В целом мы можем понять, что в реалистической картине страны всегда между собой воюют экономически, информационно, а также через поддержку воюющих в локальных конфликтах. Неореалистический подход же основан на том, что право не позволяет странам осуществлять действий, бросающих тень войны на мирную жизнь.
На этом мы закончим рассмотрение понятия международной безопасности и перейдём к её системе.
§1.2. Особенности системы международной безопасности.
Для выяснения особенностей системы международной безопасности необходимо выделить два её уровня, на которых её архитектура может разниться, по большей части по объёму, но при этом всё равно складываться в единую систему, что является главной её особенностью.
Традиционно выделяют два уровня международной безопасности: глобальная и региональная, – которые относятся к единой системе коллективной безопасности10.
Как ясно из названия глобальная безопасность охватывает по объёму всю планету Земля и действует в рамках юрисдикции Организации Объединённых Наций. Её Устав фиксирует в статье 1 п.1, что целью данного союза является поддержание международного мира и безопасности11.
Региональная безопасность охватывает лишь определённые территориальные юрисдикции государств, согласившихся ратифицировать международный нормативный договор или вступивших в определённый союз, например НАТО или ЕС. Примером источника региональной безопасности является известный Хельсинский Акт 1975 года или же Заключительный акт совещания по обеспечению безопасности и сотрудничества в Европе. Он зафиксировал в себе ряд принципов, на которых и строится архитектура европейской безопасности (суверенное равенство, территориальная целостность, неприменение силы и прочее), а также и целый ряд договорённостей о торговле, промышленном сотрудничестве и разоружении с крупными военными учениями12.
Обозначив виды международной безопасности, в рамках которых и выстраивается её система мы можем перейти к характеристике видов возможных систем.
Тут можно отметить, что, как говорили О.А. Колобов и О.О. Хохлышева, система международной безопасности, при надлежащем её международно-правовом обеспечении, неоднократно создавалась в истории и политической жизни мировогосообщества13. Примером таковых систем были: Вестфальская система, установленная после Тридцатилетней войны и утвердившая принцип территориальной целостности, система, связанная с созданием Лиги наций и система, являющаяся её правопреемником, связанная с появлением ООН. На региональном уровне мы можем выделить в том числе Венскую систему, которая сложилась после Наполеоновских войн и Венского конгресса, по результатам которого был учреждён Священный союз, целью которого было противодействие революциям в Европе. Однако именно эта цель и послужила негативной оценке данной архитектуре, поскольку, как говорил Ю.А. Баськин: «Лицемерие Священного союза заключалось в том, что он, прикрываясь словами о невмешательстве, осуществлял открытую реакционную интервенцию во многие страны»14. Однако при этом решались и вопросы общечеловеческого значения и наиболее насущные практические вопросы касательно судоходства, рабства, статуса дипломатов, которые в более доработанном и адаптированном под современные требования мы видим и сегодня в целом ряде источников: Венскую конвенцию о дипломатических отношениях, Дополнительную конвенцию об отмене рабства и т.п.15. В целом складывание системы международной безопасности до появления отдельной отрасли можно назвать её исторической особенностью.
Сегодня традиционно выделяют четыре модели международной безопасности: однополярную, «концерт держав», многополярную, универсальную16.
Суть первой модели заключается в том, что она сосредотачивает всю силу и функцию обеспечения международной безопасности на одно государство или союз, например, США. Мы можем связать это с тем, что в результате поражения СССР в Холодной войне и прекращения его существования вместе с падением социалистического лагеря мир перестал быть разделён на две части, т.е. он стал небинарным. Потому страна победитель и взяла на себя ответственность по обеспечению мира и сотрудничества между государствами всеми возможными методами.
Конечно, данный подход имеет долю разумности, поскольку деления мира на социалистическую и капиталистическую половины уже давно в прошлом. Даже в самой крупной и успешной стране, исповедующей социализм – Китае, саму его реализацию мы наблюдать не можем, поскольку он представляется одной из крупнейших держав с долей частного сектора в экономике, превышающей 60%17. Однако тот же Китай имеет и использует свой экономический потенциал для соперничества с США. В том числе нельзя забывать и о России, также имеющей большой военный и экономический потенциал, и которая также имеет свои интересы на международной арене. Всё это в совокупности не позволяет нам говорить об исключительной верности теории однополярной модели.
Более интересна концепция «концерта держав», заключающаяся в том, что несколько наиболее авторитетных и сильных государств объединяются в определённый союз и обеспечивают международную безопасность совместно. Тут мы можем вспомнить и вышеупомянутый Священный союз, служащий образцом для данного объединения.
Данная модель подтверждается и практикой, поскольку есть откровенно сильные государства и откровенно слабые, не способные в полной степени дать отпор даже внутреннему врагу. Вспомните недавние события в Афганистане, где власть захватили террористы из запрещённой организации «Талибан». Сильная держава в виде США покинула страну и она сразу пала. Весьма наглядный практический аргумент.
Однако данная модель будет работать только при условии отсутствия конфликтов между странами, дирижирующими концертом, и при наличии стойкого баланса сил между ними, чего, конечно, на данный момент мы не видим. Безусловно три наиболее сильных государства сегодня: Россия, США, КНР, – возможно и имеют некоторый паритет по силам, однако имеют ли они пиетет по отношению друг к другу неизвестно. Мы знаем о постоянных конфликтах США с Китаем, вылившихся в торговую войну, которая только недавно снизила свой накал18. В том числе мы можем вспомнить конфликты России со всем миром после 2015 года и присоединения Крыма. Потому мы не можем говорить о действительной и полной реализации модели «концерта держав» на практике.
Модель многополярности связана с тем, что все страны совместно, проводя собственный внешний курс, участвуют в организации и осуществлении международной безопасности, путём многофакторного экономического, научно-технического и иных видов сотрудничества.
Практическая реализация данной модели заметна невооружённым взглядом в рамках сегодняшней нестабильной эпидемиологической обстановке, вызванной коронавирусной инфекцией. Помощь в создании и транспортировке вакцин, обмен ценными кадрами, взаимное сотрудничество государств и прочее особенно актуальны в данное время и так действительно происходит. К тому же данная модель смотрится весьма актуально на фоне глобализации, предполагающей в том числе гармонизацию и унификацию права внутри государств, а также признания действия норм международного права путём их рецепции, трансформации или инкорпорации, пример чего мы можем видеть и в нашей Конституции (ст. 15 п. 4)19. Однако ясно, что не все государства могут обеспечить себе должный авторитет и их воля может игнорироваться более сильными, лоббирующими свои собственные интересы под маской обеспечения безопасности, на практике, что не позволяет полностью признать правильность данной модели, хотя она на взгляд автора более приближена к реальности чем остальные.
Универсальная модель основана на том, что все государства своей волей организуют и обеспечивают единую систему международной безопасности через ООН.
В целом данная концепция представляется неправильной по тем же основаниям, что и модель многоплярная, но в возведении в двойную степень, поскольку предполагает чёткое и единое целеполагание государств на обеспечение безопасности, чего мы не можем иметь на практике из-за наличия исключительных национальных интересов и постоянной конкуренции этих самых государств, которые к тому же представляются и неравными между собой.
По итогам мы можем сказать, что ни одна из моделей системы международной безопасности не реализована на практике, поскольку каждая из них находит в себе отпор со стороны реальной действительности.
В целом разрыв теории и практики, не позволяющий реализовать какую-то определённую модель мы также можем назвать особенностью системы международной безопасности.
На этом мы закончим рассмотрение системы международной безопасности и перейдём к роли права в её обеспечении.
§1.3. Роль права в обеспечении международной безопасности.
В первую очередь мы укажем понимание самого права с целью наиболее грамотного и логичного изложения его роли в обеспечении международной безопасности.
В своём понимании права автор солидаризируется с Е.Н. Трубецким, по мнению которого право представляет собой систему общеобязательных норм, ограничивающих и предоставляющих внешнюю свободу лицу20. Однако следует дополнить его некоторыми признаками: нормы должны быть поддерживаемы внешней силой, гарантирующей исполнение и подчинение этим нормам, которые в том числе опираются на те идеи добра и справедливости, что сложились в конкретном обществе.
По существу право является инструментом для установления и прямой реализации этих самых идей в урегулировании общественных отношений, или же под ним можно понимать научно обоснованная деятельность по установлению справедливости (в каждом конкретном деле и в обществе в целом)21.
. К тому же стоит отметить, что они представляются весьма утилитарными. Под добром стоит понимать прямую пользу для общества (то что его члены считают таковой), а справедливость является величиной соразмерности, установленной в данном обществе.
Из всего вышесказанного ясно, что право является прямым порождением общества и призвано им для решения важных практических целей, а именно – урегулирование и охрана общественных отношений в соответствием с критериями пользы и соразмерности.
Не зря традиционно выделяются именно две основные функции права: охранительная и регулятивная.
Государства же, сочетая в себе большое количество людей, объединённых едиными национальными интересами и прямой экономической связью друг с другом, постоянно имеет разнообразные контакты с другими подобными ему субъектами, имеющими столь же значимые для них интересы и цели. Но поскольку государства представляют собой наиболее сильное во всех планах общественное объединение мы должны понимать, что между ними должны установиться определённые правила общения, удовлетворяющие все стороны. Целью же этих правил, конечно, является регулирование этого самого общения, а также охрана интересов сторон от прямого нарушения этих самых правил со стороны других субъектов международного права. Ф. Лист по этому поводу писал: «Пределы международного общения очерчиваются общеправовым убеждением, которое покоится на общности культуры и интересов. Оно выражается в постоянных и разнообразных сношениях на основе равноправности»22. Отсюда мы можем понять, что международное право может в полной мере выполнять свои функции лишь на каких-то основах, очерчивающих пределы его действия. Этими самыми основами являются правовые принципы.
Под ними И.В. Лукашук понимал наиболее общие нормы международного права, определяющие его главное содержание и характерныечерты, обладающие высшим политическим, моральным и юридическим авторитетом23.
Л.П. Ануфриева под принципами понимала занимающие высшее место в иерархии правовых норм императивные правила поведения субъектов международного права, устанавливающие между ними базисные для дальнейшего взаимодействия права и обязанности24.
Принципы создают необходимую основу для правового регулирования, без которой оно попросту не будет работать.
Основу международной безопасности составляют как общие принципы международного права так и специальные: принцип неделимости международной безопасности (нарушение безопасности в одной части мира влияет на другую), принцип ненанесения ущерба безопасности других государств (проведение политики, не затрагивающей безопасность другого государства), принцип равной и одинаковой безопасности (конкретизация прошлого принципа: государства должны соизмерять возможности обеспечения безопасности другими государствами при проведении своей внешней политики)25.
Соответственно тут уже возникают вопросы с возможностью привлечения государства к ответственности за игнорирование данных принципов.
И.А. Покровский при анализе соотношения силы и права в межгосударственных отношениях задавался вопросами: «Государства самостоятельны и суверенны, но значит ли это, что они вольны делать всё что угодно по отношению друг к другу? Над государствами нет никакой высшей юридической власти, но разве значит ли это, что над ними ничего не стоит?»26. При господстве идеи примата силы между государствами ничего не стоит, тут мы видим лишь естественный отбор, при котором будет выживать только сильное государство. Однако такой мир становится миром чрезмерного насилия и постоянных потерь. С одной стороны ещё Гераклит говорил, что война является матерью всего, но с другой война забирает много или зачастую больше чем даёт. Конечно, многие современны технологии: интернета, космические ракеты, телевидение, микроволновые печи – имели своё начало именно в достижении военных целей, но только лишь потом были адаптированы под гражданскую жизнь. Но при этом война требует значительного напряжения и потери человеческих сил. При войне парализуются международные отношения и экономические процессы, которые, смотря на перспективу, позволяют достичь если не больших то таких же результатов, что и война, которая может и оказаться проигрышной и отбросить людей в своём развитии как культурном так и техническом назад.
По итогу мир представляется более стабильным и мирным решением, но что же его обеспечивает? Его и обеспечивает как раз таки право, которое и обеспечивает межгосударственное общение на равных началах. При этом необходимо заметить, что это общение должно быть культурным27. Т.е. государства участники данного правового общения должны обладать соответствующим уровнем правовой культуры, который не позволит взять вверх идеологии силы, ярким следствием и примером реализации которой является холокост, а Нюрнгбергский процесс над его творителями является ярким примером и прецедентом международной ответственности.
Вступая в правовое общение между государствами, субъект соглашается на принципы этого самого общения, а также распространяет на себя этим акцептом действия норм международного права, происходящих чаще всего из договорных отношений, следовательно мы должны применить к ним важный принцип: «pacta sunt servanda».
Ю.М. Колосов утверждает, что любые отношения в рамках международного права включают в себя элемент ответственности28.
Это действительно так, поскольку права без ответственности быть не может, иначе оно не сможет выполнять свои регулятивные и охранительные функции, а следовательно не будет работать. На основании этого ответственность можно выделить в отдельный принцип.
В рамках международной безопасности ответственность куда шире чем в иных отраслях международного права, где она de facto ограничивается исключением субъекта из международного общения при его несогласии выплатить компенсацию или как-то иначе возместить вред, нанесённый его действиями. Так, совет безопасности ООН может принять решение о применении силы для обеспечения мира и противодействия агрессии, а государства члены могут его поддержать (ст. 42, 43, 44 Устава ООН). Однако возникают вопросы о действительной реализации его полномочий при наступлении необходимых обстоятельств и какие действия государств можно в действительности можно считать угрожающими миру и прочему, но это отдельный вопрос, который не совсем уместен в данном параграфе.
В целом мы можем срезюмировать, что роль права в обеспечении международной безопасности заключается в следующих трёх пунктах: установление принципов международного общения, установление правил поведения, установление мер и способов обеспечения ответственности за нарушение этих самых правил.
Глава вторая – международно-правовое обеспечение глобальной безопасности.
§2.1. Роль глобальной безопасности в системе международной безопасности.
Как отмечалось в параграфе 1.2. прошлой главы международная безопасность делится на глобальную и региональную.
Глобальная безопасность охватывает всю планету и в целом представляется наиболее важным видом, на примере которого прекрасно видно действие принципов международной безопасности.
Так принцип неделимости международной безопасности по своей сути связан с тем, что глобальная безопасность не может быть разделена на отдельные независимые друг от друга элементы, поскольку представляет собой единую систему подчинённую праву. И потому даже нарушения в обеспечении региональной безопасности должны рассматриваться в том числе как нарушение глобальной безопасности в той или иной мере.
Принцип ненасения ущерба безопасности других государств требует подчинения правовым нормам и соблюдения основных принципов суверенности и равноправия в процессе государственного общения. В том же случае, если одно государство нарушает суверенитет второго, то появляется основание для привлечения к международной ответственности.
Принцип равной и одинаковой безопасности на глобальном уровне позволяет сравнять различные по «силе» государства в формальном юридическом поле, являясь по своей сути инструментом установления равноправных отношений между ними, а также возможность установления единой международной ответственности за нарушения норм права международной безопасности.
Тут мы можем понять, что глобальная безопасность здесь выполняет именно базисную роль в обеспечении международной безопасности как таковой.
На основе попыток урегулирования и разрешения проблем глобальной безопасности затем складывается безопасность региональная, что продемонстрировал нам XX век, сначала в деятельности Лиги Наций после Первой Мировой Войны, а затем и в деятельности ООН, продолжающим свою миссию вплоть до наших дней.
Здесь нужно отметить, что система коллективной безопасности, под которой С.А. Костин понимал организационную форму коллективного обеспечения международной безопасности29, складывалась именно в процессе создания организаций, обеспечивающих глобальную безопасности, на базе и в согласии с которыми затем создавались организации, обеспечивающие безопасность в определённом регионе: НАТО, СНГ, ЕС. Все эти региональные образования затем складываются в единую архитектуру международной безопасности, о которой С.А. Костин в своей диссертации писал следующее: «Архитектура безопасности в современном мире – это не только институты, но и определённый тип поведения субъектовмеждународного права,определённые долгосрочные характеристики политических курсов государств»30.
Глобальная безопасность и её состояние как раз таки и предопределяют характер поведения этих самых субъектов, а проблемы возникающие между ними неминуемо отражаются на состоянии глобальной безопасности как целого, поскольку региональная безопасность представляет собой её часть.
Потому и важно уяснить роль глобальной безопасности в рамках обеспечения международной безопасности как её базисной части, из которой затем и формируется коллективная безопасность и выстраивается архитектура международной безопасности.
§2.2. Характеристика основных международно-правовых источников глобальной безопасности.
Обозначив буквенно и уяснив мысленно роль глобальной безопасности в системе международной безопасности мы переходим к разбору основных нормативных актах, урегулирующих правовые отношения между государствами в данной области.
В первую очередь мы обратимся к раннее упомянутому в настоящей работе акту –уставу ООН.
Данный акт был подписан 26 июня 1945 года и вступил в силу после массовой ратификации 24 октября 1945 года.
Сейчас его действие распространяется на 193 государства, входящие в ООН.
Состоит он из: примечания, содержащего дату подписания и вступления в силу, а также поправки к части статей, входящих в устав; преамбулы, где в торжественной форме излагаются цели принятия устава: предотвращение новых мировых войн, возродить доверие к праву, создание условий для возможности работы права, содействие социальному прогрессу, –а в целях достижения этих целей ставятся следующие задачи: установление добросовестного общежития, обеспечение мира и безопасности, регламентация применения силы, поддержка прогрессивных тенденций при помощи аппарата ООН; далее идёт 19 глав от целей и принципов до ратификации и подписания данного источника, а также 111 статей, распределённых по своему функциональному назначению по этим главам; последней частью устава является статут международного суда, включённый в его текст, состоит он из 5 глав и 70 статей.
Как в юридическом источнике урегулирования глобальной безопасности нас интересуют в первую очередь, входящие в устав, нормы-принципы, составляющие основу для создания механизма правового регулирования глобальной безопасности, а также специальные органы, создаваемые в рамках ООН и осуществляющие процесс урегулирования этой самой безопасности.
Принципы содержаться во второй статье данного устава, нас наиболее интересуют: принцип суверенного равенствам, мирного разрешения споров, воздержанности от применения силы, взаимной помощи ООН в реализации принятых ей решений, распространимости норм на территории всего земного шара.
Принцип суверенного равенства создаёт равные условия для субъектов международных правоотношений, а также признаёт явление суверенитета, создавая понимание того, что есть область невмешательства одних государств в дела других.
Принцип мирного разрешения споров ставит в обязанность государствам произвести мероприятия, направленные на дипломатическое разрешение конфликта между ними. В том числе устав содержит в себе отдельную главу, посвящённую мирному разрешению споров, где фиксируется перечень основных форм разрешения спора: посредничество, переговоры, примирение и др., который, конечно, не является исчерпывающим, представляя собой numerus apertus. В данной главе фиксируется также некоторые возможности Совета безопасности и Генеральной ассамблеи ООН по урегулированию данных споров, так например первый орган предлагает процедуру для урегулирования спора (ст. 36) и осуществляет расследование по делам связанным с его компетенцией (ст. 34), ясно выводимой из названия и текста источника (принятие мер и решений, связанных с обеспечением международной безопасности), генеральная ассамблея также при необходимости осуществляет производство по делам, связанным с разрешением международных споров (ст. 35).
Воздержанность от применения силы означает, что государства должны любыми способами избегать использование оружия и иных силовых мер в разрешении конфликтов. В целом его можно охарактеризовать, в том числе, как принцип не агрессии, т.е. государства, не должны иметь направление на агрессивное поведение или попросту агрессивно себя вести. По существу это означает запрет на ведение агрессивной войны.
В случае же невоздержанности государства оно будет представлять опасность для международной безопасности и Совет безопасности ООН способен направить миротворческие силы для усмирения буйствующего субъекта (ст. 42)., но при этом, уважая суверенность, государство приглашается на переговоры, только в случае неудачи которых, принимается решение по защите публичных интересов международного сообщества (ст. 44).
Тут в дело вступает принцип взаимной помощи, в соответствии с которым государства-члены ООН не могут игнорировать действий Совета безопасности по предотвращению угрозы международной безопасности и должны оказать помощь в достижении данной цели. Прямая обязанность фиксируется в статье 43.
Генеральная ассамблея задаёт общий вектор развития ООН и международной безопасности как таковой. Совет безопасности же реализует положения принятые ассамблеей на практике.
Вторым источником на рассмотрении выступит Хельсинский акт, который пусть и является актом региональной безопасности, но он подписан наиболее сильными в военном плане странами, а также сформулировал некоторые специальные принципы отрасли права международной безопасности, применяемые на всех её уровнях (принцип неделимости безопасности, к примеру). Принят он был 1 августа 1975 года в Хельсинках и в порядке универсального правопреемства распространил своё действие на Российскую Федерацию. Состоит акт из определённых частей, в рамках которых есть статьи, которые урегулируют вопросы, поднимаемые в этих частях: вопросы непосредственно безопасности, вопросы сотрудничества в торговых, военных, культурных и иных областях.
Сами интересующие нас принципы содержаться в первой статье и имеют в ней же свою конкретизацию, т.е. они не только декларируются, как в ООН, но имеют также и пояснение к их употреблению
Выделим некоторые из них: нерушимость границ, территориальная целостность государств, право народов распоряжаться своей судьбой.
Нерушимость границ означает запрет на покушение к изменению их линий в одностороннем порядке.
Территориальная целостность означает запрет на насильственные действия по захвату чужих территорий.
Право народов распоряжаться своей судьбой представляет собой возможность народа (тут правильнее будет сказать «нации») устанавливать свой внутренний и внешний политический статус.
Раннее этот принцип был сформулирован в Декларации о принципах международного права 1970 года31. Но при этом возникает вопрос о коллизионной природе данного принципа по отношению к иному принципу территориальной целостности, поскольку если народность решит произвести сецессию то закономерным результатом станет созданием нового национального государства в территориях раннее принадлежавших государству, в юрисдикции которого и находилась отделившаяся народность. В целом логическое радикализирование данного принципа приводит к сепаратизму, а он в свою очередь приводит к некоторой дезинтеграции государственного сообщества, о чём говорит также и А.В. Баранов, анализируя при этом критические позиции различных учёных касательно рассматриваемого принципа32.
Как представляется автору любое сепаратисткое движение таит в себе скрытую угрозу международной безопасности, поскольку грозит созданием нового субъекта, который может быть весьма неустойчив политически и иметь ярко выраженную националистическую идеологию, превышающую некоторые пределы. При наличии же у этого субъекта хоть сколько-нибудь значимой военной мощи данное положение усугубляется ещё сильнее.
Безопасность наилучшим образом обеспечивается стабильностью системы межгосударственного общения без множения потенциальных субъектов этого самого общения. Стабильность отношений является одним из ключей к достижению безопасности.
Однако право народностей на самоопределение важно, поскольку позволяет, при своём мягком прочтении, укрепить стабильность внутри государства, где существуют множество национальностей, желающих иметь некоторую независимость. Мягкое прочтение же заключается в том, что нации при соблюдении всех необходимых процедур потребовать статуса автономии при сохранении патернализма над ними со стороны государства, в пределах территорий которого они находятся. В целом, конечно не этической подоплёке их установления, хорошим примером подобного являются индейские резервации в США.
В случаях же явного нарушения прав народа и причинения им прямого вреда со стороны государственной власти от международного сообщества и от ООН в частности представляется необходимым создать все необходимые условия для обеспечения согласительных процедур или третейского разбирательства, в ходе которых стороны конфликта придут к компромиссному решению. Но даже без достижения компромисса сецессия является только лишь самым крайним решением. Видится возможным приращение территорий к национальному государству, имеющему высокий процент сепаратисткой нации, либо же льготные условия для миграции национального меньшинства в иное государство при компенсации всего имущественного и морального вреда со стороны государства делинквента, чьи действия стали причиной сложившейся ситуации. При невозможности реализации этих мер уже можно прийти к допущению сецессии.
Изложенные положения можно включить в процедурные соглашения, посвящённые порядку исполнения решений о сецессии, которые можно заключить на очередной сессии Генеральной ассамблеи ООН, посвящённой вопросу национальных меньшинств.
В том числе среди важных источников мы можем выделить всяческие договоры, направленные на ограничение производства и оборота различных вооружений.
Такими источниками являются: Договор о нераспространении ядерного оружия33,Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой34, Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и примененияхимического оружия и о его уничтожении35, Конвенция о запрещении разработки, производства и накоплениязапасов бактериологического (биологического) итоксинного оружия и об их уничтожении36...
В целом данные акты схожи по своей структуре: преамбула, объясняющая цели заключения того или иного договора, а также непосредственно статьи, которые непосредственно содержат в себе необходимые для урегулирования проблем, связанных с причинами заключения договора.
§2.3. Международно-правовое регулирование проблем международной политической безопасности.
Одна из проблем международной политической безопасности была рассмотрена в прошлом параграфе в части рассмотрения Хельсинского акта как источника международной безопасности.
Данной проблемой являлась проблема сепаратизма, но мы не будем лишний раз повторяться, а потому по аналогии рассмотрим другие проблемы в этой области.
Не отходя далеко от сути дела, а также продолжая традицию прошлого параграфе, автор предлагает к рассмотрению проблему разоружения.
Человечество ещё давно озаботилось проблемами использования различных вооружений в ходе военных действий.
Первый запрет был возложен ещё в 1675 году во время Франко-Голландской войны (применение пороха со смешением с ядом беладонны), далее мы можем выделить запрет на применение ядов во времена Гражданской войны в США, а также известные Гаагские решения о запрете применения химического вооружения на поле битвы, которые были нарушены сначала Францией, а затем и Германией во время Первой Мировой Войны37. В современности мы можем отметить Ирано-иракскою войну 1980-1988 гг., где частое применение находили артиллерийские снаряды, начинённые токсичным ипритом.
В 1993 году была принята конвенция о запрещении разработки и накопления химического оружия, фиксировавшая запретные цели применения токсичных веществ (военные в их числе), а также процедуру их устранения и меры помощи странам, столкнувшимся с угрозой применения химического оружия по отношению к ним.
По официальным данным было уничтожено свыше 90% химического оружия, а многие объекты его производящие были конвертированы в гражданские38. Потому, опираясь на официальные данные мы можем сказать, что разоружение в данной области продвигается весьма успешно. Чего, конечно, нельзя сказать о ядерном разоружении.
Ядерное оружие значительно тяжелее уничтожить чем химическое, а также мы должны понимать, что оно является сильным политическим аргументом, обеспечивающим в том числе национальную безопасность.
В научной литературе по этой теме отмечается, что ядерное оружие в идеале представляет собой наилучший сдерживающий фактор, который не должен быть доступен всем, поскольку расширение ядерного клуба неминуемо приведёт к повышению шанса «выстрела» ядерных боеголовок из-за их банального количества, в том числе противоречивой является и политика США в этом направлении, считающих возможным применение мини ядерных зарядов для борьбы с терроризмом39. По нашему мнению ядерное оружие действительно является прекрасным сдерживающим фактором, избавляющим человечество от крупных войн, однако оно в том числе представляется невероятно опасной вещью, которая при попадании не в те руки способна обратить всё международное сообщество в хаос. Так, например, возникает вопрос о реакции международного сообщества на социальные волнения или гражданскую войну в государстве, владеющим ядерным оружием. Так некоторые известные правозащитники, например, Рейчел Денбер были возмущены бездействием ООН в отношении конфликта в Чечне40. И кажется, что данный вопрос должен решаться в зависимости от ситуации, потому мы не можем составить программу действий международного сообщества по отношению к подобным конфликтам.
Однако ограничение распространения ядерного оружия и возможность его наличия в наиболее социально стабильных странах представляется самым верным решением из всех. Попытки же сокращения и ограничения распространения ядерного оружия часто принимались в 20 веке. Тут мы можем вспомнить Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года и также недавно вновь продлённый Договор об ограничении наступательных вооружений, подписанный 08.04.2010 года41.
В соответствиями с положениями, изложенными в данных актах мы можем сделать вывод о заинтересованности стран ядерного клуба в своём монопольном положении по вопросу обладания ядерным оружием (что хорошо), а также в понимании того, что большое количество ядерного оружия для сдерживания своих политических оппонентов не нужно, а потому его необходимо сократить. В том числе данные акты и действия по их действительной реализации способствуют повышению уровня международного доверия, которое на постоянной основе снижается из-за различных противоправных действий субъектов международного права.
Применяются меры и для обеспечения экологической безопасности, так был заключён договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой.
В целом, конечно, представляется необходимым конкретизировать меры юридической ответственности за нарушение данных договоров, а меры эти должны быть максимально возможными для суверенного государства, которое, естественно, не может нести ответственность в полном объёме из-за своих определяющих черт.
Далее мы должны отметить проблему с биологическим оружием, которое является особенно опасным. Так мы можем вспомнить вспышку Сибирской язвы в Свердловске, причинившая значимый вред сельскому хозяйству в данной области, а также унёсшая человеческие жизни.
Международное сообщество также настаивает на уничтожении и запрете производства биологического оружия, что ясно следует из текста Конвенции о запрещении, разработке, производства и использования бактериологического оружия, представляющего значимую угрозу международной безопасности.
Нужно сказать, что оно представляет огромную потенциальную опасность и куда легче может выйти из под контроля, чем ядерное оружие. Также оно крайне негативно может повлиять на абсолютно все сферы жизни общества, о чём в том числе говорит доклад генерального секретаря ООН, посвящённый данной теме42. Автор полагает, что данный вид оружия массового уничтожения даже опаснее ядерного оружия.
Потому требуется осуществление жёсткого контроля и надзора за соблюдением норм международного права в данной области.
В окончание мы должны поднять проблему международного доверия стран друг к другу.
В целом она сообразуется и с доверием гражданских лиц к праву внутри государства, однако в рамках мировой значимости по объёму порождаемых для безопасности проблем проблема доверия стран друг по отношению к другу стоит выше.
Если государства не доверяют правовой системе общения, сложившейся между ними, то логично предположить, что они попытаются создать дополнительные гарантии для обеспечения собственной безопасности, которые, что не исключено, будут противоречить нормам права международной безопасности.
В случае же недоверия к национальной правовой системе не исключена возможность волнений, которые в последствии могут перетечь в крупное восстание или даже революцию, которая уже приведёт к нарушению стабильности не только в рамках конктретного государства, но и к всего международного сообщества.
Потому необходимо повышать степень доверия как внутри государства так и между государствами путём действительной реализации на практике норм права международной безопасности.
В окончание мы кратко отрефлексируем высказанные положения по теме курсового исследования.
В рамках настоящей работы мы рассмотрели подходы к определению права международной безопасности и пришли к выводу о большей правильности именно узкого подхода, делающего акцент на обеспечении именно военной безопасности.
При узком понимании международной безопасности сообщество должно быть озабочено не только проблемами сугубо военными, но и проблемами, связанными с экологией, социальной сферой, экономикой и т.д. Забота и разрешение данных проблем являются профилактикой появления военных проблем, не позволяя появляться ряду их причин. Война, особенно в современных условиях, предрекает появления всех вышеозначенных проблем.
Также мы рассмотрели особенности системы международной безопасности, а также обратили внимание на исторический аспект её становления. Автор пришёл к выводам о том, что ни одна из существующих в доктрине моделей не является истинной в последней инстанции. Однополярная модель невозможна в силу того, что одно государство не способно осуществлять контроль над соблюдением права международной безопасности. Модель «Концерта держав» невозможна из-за наличия споров конфликтов экономического и политического характера между ведущими государствами. Многополярная модель наиболее приближена к реальности, поскольку все государства, имея интерес в поддержании системы международной безопасности, при самостоятельном проведении внешнего курса опираются на принципы специальной отрасли международного права, а также дополняют её нормативным материалом, путём создания региональных и глобальных организаций, а также заключением большого количества нормативных договоров, что в том числе является следствием глобализации. Однако она также не в полной мере апробирована практикой, поскольку наиболее сильные государства всё ещё способны лоббировать свои интересы, в той или иной степени нарушающие принципы права международной безопасности. Универсальная модель неправильна по тем же основаниям, что и многополярная, но при этом она ещё менее реальна, поскольку государства в соответствии с ней ставят интересы международного сообщества выше национальных, что, конечно, не так.
Тут также стоит добавить, что право международной безопасности, не может развиваться в полной степени и реализовать свой потенциал в переходном периоде развития международного права, в котором мы сейчас находимся. Потому и система находится в некоторой стагнации, иногда не уверенно шагая вперёд.
Роль же права в обеспечении международной безопасности заключается в ограничении внешней свободы государств в своей военной деятельности посредствам установления основных принципов и специальных норм, регулирующих отношения государств в данной области.
Глобальная безопасность же представляет собой базу для обеспечения международной безопасности на всех уровнях и непременно реагирует на все негативные события, происходящие на региональном уровне.
Основными источниками права международной глобальной безопасности являются: Устав ООН, Хельсинский заключительный акт, а также многие другие договоры, конвенции и прочие акты, устанавливающие специальные нормы и нормы принципы, регулирующие общественные отношения в данной сфере. В том числе мы можем наблюдать некоторые коллизии в принципах, например, территориальной целостности и права народов на самоопределение. Для разрешения данной проблемы было предложено заключить отдельный договор, посвящённый проблеме сепаратизма.
Последней же нотой настоящей работы был анализ проблемы разоружения и доверия в рамках международной безопасности, которые представляются в том числе проблемами порождающими другие проблемы при их игнорировании или при неэффективных попытках разрешения.
Библиографический список.
Международные документы, российские законодательные акты,договоры, официальные письма, доклады, отчёты.
Устав ООН // Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/charter1.
Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях / Хельсинкский заключительный акт СБСЕ 1975 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ [Электронный ресурс] - http://www.osce.org/ru/resources/csceosce-key-documents (дата обращения 11.12.2021).
Конституция Российской Федерации "Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)" от 12.12.1993 Российская газета. 04.07.2020 г. № 144.
Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций // Un.org URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml (дата обращения: 11.12.2021).
Договор о нераспространении ядерного оружия // Un.org URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml (дата обращения: 11.12.2021).
Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов URL: https://docs.cntd.ru/document/1901293 (дата обращения: 11.12.2021).
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и примененияхимического оружия и о его уничтожении // Un.org URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/chemweapons.shtml (дата обращения: 11.12.2021).
Конвенция о запрещении разработки, производства и накоплениязапасов бактериологического (биологического) итоксинного оружия и об их уничтожении // Un.org URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/bacweap.shtml(дата обращения: 11.12.2021).
Договор СНВ - III // State.gov URL: https://www.state.gov/translations/russian/%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80-%D1%81%D0%BD%D0%B2-iii/ (дата обращения: 12.12.2021).
Комформный самообман: Международное сообщество и Чечня. Рейчел Денбер // Всемирный доклад Human rights watch 2004. URL: https://www.hrw.org/legacy/russian/reports/2004/world/chechnya.html (дата обращения: 12.12.2021).
Доклад генерального секретаря ООН. Химическое и бактериологическое (биологическое) оружие и последствия его возможного применения. // Департамент по политическим вопросам и делам Совета безопасности. 1969. Нью Йорк. Изд. ООН. 125 с.
Литература.
Костин С.А. Международно-правовые аспекты обеспечения коллективной безопасности в Европе:ХХ – начало XXI столетия. // Монография М.: Мир науки, 2021. 197 с. Сетевое издание. Режимдоступа:https://izd-mn.com/PDF/54MNNPM20.pdf
Богатырев, В.В.Международное право: учеб. пособие / В.В. Богатырев; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. 276 с.
Международное право: учебник / отв. ред. Ю.М. Колосов,Э.С. Кривчикова; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД РФ. М.:Междунар. отношения, 2003. 715 с
Ullman R.H. Redefining Security // International security. 1983. № 1. P. 129–153.
Международное право / отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. М.: Норма: Инфа-М, 1999. 569 с.
Толстых В.Л. Курс международного права. М.: Волтерс Клувер, 2010. 1032 с.
Кузьмина В.М. Понятие международной безопасности и основные подходы к её изучению // Будущее науки. Курск: НАО "Университетская книга", 2018. 418-421 с.
О.А. Колобов, О.О. Хохлыщева. Система международной безопасности ООН и её политико-правовое обеспечение // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 216. №6. С. 125-129.
Баськин Ю.А., Фельдман Д.И. История международного права. М.: Международные отношения, 1990. 202 с.
Спирина О.А., Рожкова Л.В. Состояние системы международной безопасности на современном этапе // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2015. №2. С. 79-84.
Е.Н. Трубецкой Энциклопедия права. М.: Русский труд, 1907. 224 с.
Дождев Д.В. Ars boni et aequi в определении Цельса: право между искусством и наукой. // Труды института государства и права РАН. 2016. №4 С. 61-73.
Международное право в систематическом изложении / Лист Франц, Под ред. Грабарь В.Э., Нольде Б.Э. 3 изд. Юрьев (Дерпт): Типография К. Маттинсена, 1912. 574 с.
Лукашук И.И. 4 Международное право. Общая часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук; Рос. акад. наук, Ин'т государства и права, Академ. правовой ун'т. Изд. 3'е, перераб. и доп. М. : Волтерс Клувер, 2005. 432 с.
Ануфриева Л.П. 2021. Принципы в современном международномправе (некоторые вопросы понятия, природы, генезиса, сущности и содержания). Московский журнал международного права. №1. С. 6-27.
Покровский И.А. Сила или право // Юридический вестник. 1914. 3-12 с.
Колосов Ю.М. Ответственность в международном праве. 2-е изд., стер. М.: Статут, 2014. 224 с.
Костин С.А. Международно-правовое обеспечение коллективной безопасности в Европе : дис. ... канд. юр. наук : 12.00.10 / Костин С А ; МГЮА. М., 2014. 208 с.
Баранов А.В. Сепаратизм в современном мире: политико-территориальный аспект //Человек. Сообщество. Управление. 2005. № 3. С. 107-123.
Шило Н.И. Первые попытки запрещения химического оружия // Вестник войск РХБ защиты. 2018. Т. 2. № 1. С. 48-69.
Ядерное сдерживание и нераспространение / АрбатовА.Г., ДворкинВ.З., КаменновП.Б, Кириченко Э.В., Пырьев В.А. М.: Московский центр Карнеги, 2005. 83 с.
Электронные ресурсы.
Как на польско-белорусской границе оказались тысячи беженцев. Ответы на основные вопросы. // BBC NEWS | Русская служба. URL: https://www.bbc.com/russian/features-59239036 (дата обращения: 11.12.2021).
Вклад частного сектора экономики в ВВП КНР превысил 60% // Russian people, CN URL: http://russian.people.com.cn/n3/2019/0306/c31518-9553049.html (дата обращения: 11.12.2021).
Появилась надежда на прекращение торговой войны США и Китая // Lenta.RU URL: https://lenta.ru/news/2021/10/04/tradewar/ (дата обращения: 11.12.2021).
ОЗХО в цифрах // ОЗХО URL: https://www.opcw.org/ru/node/9/ozkho-v-cifrakh (дата обращения: 12.12.2021)
1 Костин С.А.Международно-правовые аспекты обеспечения коллективной безопасности в Европе:ХХ – начало XXI столетия. // Монография М.: Мир науки, 2021. С. 18. Сетевое издание. Режимдоступа:https://izd-mn.com/PDF/54MNNPM20.pdf
2 Богатырев, В.В.Международное право: учеб. пособие / В.В. Богатырев; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. 229 С.
3 Кривчикова Э.С. Право международной безопасности / Международное право: учебник / отв. ред. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. М., 2003.С. 362-363.
4С.А. Костин. Указ. Соч. 15 С.
5 Как на польско-белорусской границе оказались тысячи беженцев. Ответы на основные вопросы. // BBC NEWS | Русская служба. URL:https://www.bbc.com/russian/features-59239036 (дата обращения: 11.12.2021).
6 Ullman R.H. Redefining Security // International security. 1983. № 1. P. 129–153.
7Международное право / отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. М., 1999. С. 431.
8Толстых В.Л. Курс международного права. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 588.
9 Кузьмина В.М. Понятие международной безопасности и основные подходы к её изучению // Будущее науки. Курск: НАО "Университетская книга", 2018. С. 419.
10В.В. Богатырёв. Указ. Соч. С.232.
11 Устав ООН // Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/charter1
12Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях / Хельсинкский заключительный акт СБСЕ 1975 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ [Электронный ресурс] - http://www.osce.org/ru/resources/csceosce-key-documents (дата обращения 11.12.2021).
13 О.А. Колобов, О.О. Хохлыщева Система международной безопасности ООН и её политико-правовое обеспечение // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 216. №6. С. 127.
14Баськин Ю.А., Фельдман Д.И. История международного права. М.: Международные отношения, 1990. С. 120.
15Баськин Ю.А., Фельдман Д.И. Там же. С. 121.
16 Спирина О.А., Рожкова Л.В. Состояние системы международной безопасности на современном этапе // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2015. №2. С. 81-83.
17 Вклад частного сектора экономики в ВВП КНР превысил 60% // Russian people, CN URL: http://russian.people.com.cn/n3/2019/0306/c31518-9553049.html (дата обращения: 11.12.2021).
18 Появилась надежда на прекращение торговой войны США и Китая // Lenta.RU URL: https://lenta.ru/news/2021/10/04/tradewar/ (дата обращения: 11.12.2021).
19Конституция Российской Федерации "Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)" от 12.12.1993 Российская газета. 04.07.2020 г. № 144.
20 Е.Н. Трубецкой Энциклопедия права. М.: Русский труд, 1907. С. 10-11.
21 Дождев Д.В. Ars boni et aequi в определении Цельса: право между искусством и наукой. // Труды института государства и права РАН. 2016. №4. С. 72.
22 Международное право в систематическом изложении / Лист Франц, Под ред. Грабарь В.Э., Нольде Б.Э. 3 изд. Юрьев (Дерпт): Типография К. Маттинсена, 1912. С. 3.
23Лукашук И.И. 4 Международное право. Общая часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук; Рос. акад. наук, Ин'т государства и права, Академ. правовой ун'т. Изд. 3'е, перераб. и доп. М. : Волтерс Клувер, 2005. С. 296.
24Ануфриева Л.П. 2021. Принципы в современном международномправе (некоторые вопросы понятия, природы, генезиса, сущности и содержания). Московский журнал международного права. №1. С. 14.
25Богатырёв В.В. Указ. Соч. С. 230-231.
26 Покровский И.А. Сила или право // Юридический вестник. 1914. С. 4.
27Ф. Лист. Указ. Соч. С. 3.
28Колосов Ю.М. Ответственность в международном праве. 2-е изд., стер. М.: Статут, 2014. С. 6.
29Костин С.А. Указ. Соч. С. 20.
30Костин С.А. Международно-правовое обеспечение коллективной безопасности в Европе : дис. ... канд. юр. наук : 12.00.10 / Костин С А ; МГЮА. М., 2014. С. 24.
31Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций // Un.org URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml (дата обращения: 11.12.2021).
32Баранов А.В. Сепаратизм в современном мире: политико-территориальный аспект //Человек. Сообщество. Управление. 2005. № 3. С. 108-110.
33Договор о нераспространении ядерного оружия // Un.org URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml (дата обращения: 11.12.2021).
34Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов URL: https://docs.cntd.ru/document/1901293 (дата обращения: 11.12.2021).
35Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и примененияхимического оружия и о его уничтожении// Un.org URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/chemweapons.shtml (дата обращения: 11.12.2021).
36Конвенция о запрещении разработки, производства и накоплениязапасов бактериологического (биологического) итоксинного оружия и об их уничтожении// Un.org URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/bacweap.shtml(дата обращения: 11.12.2021).
37Шило Н.И. Первые попытки запрещения химического оружия // Вестник войск РХБ защиты. 2018. Т. 2. № 1. C. 48–69.
38ОЗХО в цифрах // ОЗХО URL: https://www.opcw.org/ru/node/9/ozkho-v-cifrakh (дата обращения: 12.12.2021)
39 Ядерное сдерживание и нераспространение / АрбатовА.Г., ДворкинВ.З., КаменновП.Б, Кириченко Э.В., Пырьев В.А. М.: Московский центр Карнеги, 2005. С. 12-17.
40Комформный самообман: Международное сообщество и Чечня. Рейчел Денбер // Всемирный доклад Human rights watch 2004. URL: https://www.hrw.org/legacy/russian/reports/2004/world/chechnya.html (дата обращения: 12.12.2021).
41Договор СНВ - III // State.gov URL: https://www.state.gov/translations/russian/%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80-%D1%81%D0%BD%D0%B2-iii/ (дата обращения: 12.12.2021).
42 Доклад генерального секретаря ООН. Химическое и бактериологическое (биологическое) оружие и последствия его возможного применения. // Департамент по политическим вопросам и делам Совета безопасности. 1969. Нью Йорк. Изд. ООН. 125 с.