Формально грамматику конкретного языка можно рассматривать как совокупность правил, позволяющих составлять иные упорядоченные цепочки элементов, то есть строить предложения. Грамматическая компетенция включает способность понимать и выражать определенный смысл, оформляя его в виде фраз и предложений, построенных по правилам данного язык.
Грамматический навык — неотъемлемая часть всех видов речевой деятельности, формирование, развитие и совершенствование которых — основная задача овладения иностранными языками. Этот процесс наиболее важен на среднем этапе.
Процесс формирования грамматических навыков может организовываться с точки зрения различных методических подходов. В настоящее время в методике преподавания иностранных языков можно выделить следующие подходы:
эксплицитный подход;
имплицитный подход;
дифференцированный подход.
В рамках эксплицитного подхода к формированию грамматических навыков и умений можно выделить два метода: дедуктивный и индуктивный.
При дедуктивном методе первый этап формирования навыков и умений - ознакомление - реализуется в процессе знакомства с правилом и примерами, второй этап - тренировка - включает отработку изолированных формальных операций, третий этап - речевая практика - организуется на базе переводных упражнений.
Другим методом эксплицитного подхода является индуктивный метод. Индуктивный метод исходит из такой формы умозаключения, как индукция, предусматривающая переход от единичных фактов к общим положениям. Индуктивный метод представляет возможность самим учащимся сформулировать правило на основе явлений, с которыми они сталкиваются при изучении иностранного языка. При индуктивном методе учащиеся находят в тексте незнакомые грамматические формы и пытаются осознать их значение через контекст.
Имплицитный подход к формированию грамматических навыков включает два метода с различными модификациями, а именно - структурный и коммуникативный. Структурными эти методы формирования грамматических навыков можно называть, потому что в основу их упражнений кладутся структурные модели или модели предложений, структурные модели называют еще языковыми или речевыми моделями или, если они выражены не символами, а лексическими единицами, речевыми образцами, типовыми фразами.
Само формирование грамматических навыков и умений протекает по определенным этапам, но, будучи сформированы на основе упражнений языкового и речевого характера, где всегда наличествует в эксплицитной или имплицитной форме “грамматический” стимул, они начинают функционировать в составе сложной системы речевых умений в различных видах речевой деятельности - аудировании, чтении, говорении и письменной речи.
Характерной чертой процесса обучения активным грамматическим навыкам является то, что он проходит ряд этапов. Каждый этап выполняет свою частную задачу. В своё время психологические фазы формирования навыков соответствуют этапам обучения навыкам [4].
Рахманов И.В. и Миролюбов А.А. выделяют следующие этапы:
Подготовительный этап. Это этап ознакомления с грамматическим явлением. На данном этапе учащиеся психологически подготавливаются к усвоению нового знания. Для этого с самого начала перед ними ставится определённая цель. Учитель старается вызвать интерес у учащихся, привлечь их внимание.
Элементарный этап. По мнению авторов, Рахманова И.В. и Миролюбова А.А., данный этап включается в себя усвоение отдельных действий, опираясь на использование формы слова или грамматической конструкции. Упражнения этого этапа направлены на использование аналогии, то есть черты знакомого явления переносятся на новое, считает Миролюбов А. А. Здесь имеют место механические упражнения. В таких упражнениях многократное повторение действия происходит в облегченных условиях [2].
Совмещающий этап характеризуется продолжением закрепления целой серии действий согласно условиям координации с другими действиями. Новое грамматическое явление перемежается или сочетается с другими на данном этапе. Упражнения обладают большими элементами творчества.
Этап систематизирующего обобщения можно рассматривать как необходимое условие для усвоения обобщений второй ступени и систематизации усвоенного при помощи упражнений в сравнения, классификации и анализе. Данный этап служит как укреплению активных грамматических навыков, так и обучению навыкам понимания грамматических средств активного минимума при чтении.
Последний этап, с точки зрения Миролюбова А. А. — включение грамматических навыков в речевую деятельность, использование и повторение этих навыков в речевых упражнениях[2].
На разных возрастных этапах существуют свои особенности обучения иноязычной грамматике. Рассмотрим грамматику младшего, среднего и старшего звена.
На начальном этапе обучения учащиеся, как правило, не могут сделать выводы об образовании грамматической структуры через чтение системы упражнений или несложных текстов. Овладение грамматикой на младшем и среднем этапах идет через рецептивную деятельность, а на старшем через продуктивную. При обучении грамматике необходимо использовать дифференцированный подход, т.е. сочетание различных подходов и методов с учетом особенностей обучения. При обучении грамматике на начальном этапе широко используется имплицитный подход.
Работая с учениками начальной школы, необходимо учитывать возрастные психологические особенности, которые не позволяют выучить большой объём информации, к тому же на иностранном языке [1].
Однако при правильной подаче материала они хорошо воспроизводят готовые грамматические образцы и, опираясь на эти образцы, учатся конструировать свои высказывания.
При обучении в начальной и средней школе также наиболее удачным считается индуктивный метод, так как именно в это возрасте у учащихся лучше формируется механизм языковой догадки. Для закрепления грамматического материала важно использовать речевые и условноречевые упражнения, игры. Частичное сочетание индуктивного и коммуникативного методов в данном случае будет очень эффективным и поможет восполнить минусы одного подхода плюсами другого.
Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма [3].
В старших классах, при обучении взрослых используют дедуктивный метод, так как уровень языковой грамотности высок.
Таким образом, обучение грамматике занимает важное место в обучении любому иностранному языку, потому что грамматика — это основа языкового развития. Чтобы овладеть четырьмя видами речевой деятельности такими, как чтение, говорение, аудирование и письмо, необходимо её изучение.
Список литературы
Жернакова, М. В. Обучение грамматике английского языка на начальном этапе / М. В. Жернакова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8498/ (дата обращения: 13.10.2021).
Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цейтлин В.С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М., 2007г.
Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс / Е.Н. Соловова. - М.: АСТ, 2010. - 969 c.
Шатилов, С.Ф. некоторые проблемы обучения грамматической стороне устной речи // Иностранные языки в школе, 1971. -№6.
Мустафина, Ф.Ш. Методика обучения иностранным языкам и воспитания: учеб.пособ. - УФА : ИЗД-ВО БГПУ, 2015. - 284С