Выражение «Серебряный век» получило широкую популярность после публикации «Поэмы без героя» А.А. Ахматовой в 1965 году: «...И серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл...».
Серебряный век «был подчеркнуто индивидуалистичен, субъективен, поэтому жанры философии, как и жанры художественной литературы, были подвергнуты субъективизации... Деятели культуры Серебряного века считали, что форма не является второстепенной, условной по отношению к содержанию, что форма во многом определяет содержание, организовывает его.
Тема «природы и человек» отражает особенности мировоззренческой, философской, нравственно-эстетической позиции поэтов, определяет гармонию или дисгармонию человека с окружающим его миром в лирике исследуемых поэтов.
В творчестве многих русских поэтов как XIX, так и ХХ веков «первоосновой мира» были любовь - как область высших человеческих чувств - иприрода как «высшее божество». Причем, само понятие любви не замыкалось у этих поэтов только на классической «связке» «мужчина - женщина»; оно трактовалось гораздо шире: это то чувство, которое испытывает человек к окружающему его миру и, прежде всего, к природе. Именно поэтому их пейзажная лирика неразрывно связана с личными переживаниями человека.
Человек и окружающий его мир, природа, находятся в нерасторжимой связи, именно поэтому в творчестве русских поэтов эта «связь» прослеживается постоянно, играя либо ведущую, либо «фоновую» роль.
Практически каждый, достигший успеха в своей деятельности писатель, в своем творчестве использует пейзаж. Рано или поздно тема природы фигурирует в творчестве каждого писателя. Известная русская писательница Анна Ахматова не является тому исключением. Более того, тема природы является одной из любимых тем в ее творчестве. Пейзаж в ее стихотворениях ассоциируется с разнообразными душевными переживаниями. Нередко эти душевные переживания становятся неотъемлемой частью деревенской жизни главных лирических героев Ахматовой.
У Ахматовой встречаются стихи, которые «сделаны» буквально из обихода, из житейского немудреного быта - вплоть до позеленевшего рукомойника, на котором играет бледный вечерний луч.
«Молюсь оконному лучу -
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце - пополам.
На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.»
Мудрость ахматовской миниатюры, чем-то отдаленно похожей на японскую хоку, заключается в том, что она говорит о целительной для души силе природы. Солнечный луч, «такой невинный и простой», с равной лаской освещающий и зелень рукомойника, и человеческую душу, поистине является смысловым центром, фокусом и итогом всего этого удивительного ахматовского стихотворения.
Детали сельского пейзажа в произведениях Ахматовой символизируют у писательницы грусть. Грусть по былым годам, когда Ахматова была счастлива и не обеспокоена городским шумом. Произведения такой тематики предает читателем чувство патриотизма. Это связано с тем, что писательница очень ярко выражает свою патриотическую позицию к родному краю.
Ахматова очень много пережила в своей жизни. Вся ее тревога и тоска сильно передается в ее стихотворениях. Она просто проникает в литературу Ахматовой.
Вечерний и наклонный
Передо мною путь.
Вчера еще влюбленный,
Молил: «Не позабудь».
А нынче только ветры
Да крики петухов,
Взволнованные кедры
Так поведала Ахматова о разрыве, о трагедии сердца, об ушедшей любви: лаконично и даже сухо, как бы констатируя завершение определенного этапа в жизни ее лирической героини. В строках есть боль и… холодное осмысление факта. Все кончилось: путь - «вечерний и наклонный», на этом пути «только ветры да крики петухов», то есть пустота. И только кедры - свидетели их любви - стоят «взволнованные» «у чистых родников». А сама лирическая героиня просто воспринимает свершившееся в ее жизни как непреложную и непоправимую данность.
Подобных примеров можно привести множество. Чеховская фраза «Краткость - сестра таланта» в полной мере применима для характеристики поэтического «почерка» Анны Ахматовой. Одна-две строфы и - создана картина, во всех нюансах передано настроение человека, подведен горький итог. И следует отметить, что именно «штрих природы» помогает читателю глубже, ярче, нагляднее ощутить то или иное состояние человеческой души.
В творчестве любого мастера в слове можно отыскать какие-то строки о природе, которые вдохновят нас и окрылят красотой. Природа в ранних стихах Есенина звенит птичьими трелями, загадочно шепчет листвой, шумит ливнями, оглушает громовыми раскатами. Его лирика наполнена сочными и необычными метафорами: «осень - рыжая кобыла», «яблоки зари», «небесное коромысло», «пряжа солнечных дней». Эти яркие характеристики природы трогательны и хрупки.
Есенинская природа - единый организм, целая вселенная, части которой неделимо связаны друг с другом. Одно явление природы изображается через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель, черемуха машет рукавом». «рыжий гусь», «всадник унылый», «желтый ворон кружит, вьется над землей», «злат бугор» - это все о месяце, который «жеребенком запрягался в наши сани». «Серебряный», «протяжен и глух», «овсяный» - а это о ветре, который треплет «под облачной кущей золотую дугу».
Почти во всех первых стихотворениях Есенина присутствуют религиозные образы, тесно переплетающиеся с естеством природы. Здесь мифологические сюжеты сочетаются с деталями крестьянского быта и красками природы: «благовест ветра», «закадили дымом», «в елях - крылья херувима», «под венком, в кольце иголок Мне мерещится Иисус», «взванивают в четки ивы -кроткие монашки», «под соломой - ризою выструги стропил».
Эти мотивы пришли в лирику Есенина, видимо, из слышанных им в детстве духовных песен и легенд, они являются выражением черт народного сознания. Очень часто автор использует прием передачи событий через восприятие ребенка. Он переносит читателей в свое детство, в родную Рязанскую область. Читатель начинает смотреть на мир, на всю его красоту глазами «желтоволосого ребенка».
Звуки, которыми наполнена Природа, Есенин пытается с точностью передать в своих поэтических произведениях: «Поёт зима - аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка». Звенит не только сосняк, звенит и рожь: «в роще по березкам белый перезвон», «А у низеньких околиц звонко чахнут тополя».
Основные цвета есенинских пейзажей - синий, малиновый, золотой. Это цвета православной иконописи, от этого вся природная лирика поэта приобретает истинно русское, настоящее и такое близкое каждому сердцу содержание: «О, Русь, малиновое поле и синь, упавшая, а реку», «Золотою лягушкой луна...» и другие.
Одно из стихотворений о природе у Есенина - «Спит ковыль». Начинается оно с яркого олицетворения - «спит ковыль». Ковыльные степи - богатство, достоинство средней полосы России. Волны колышущихся на ветру колосьев создают впечатление безбрежного моря, бесконечности. Такая она, страна лирического героя. Сейчас ковыль «спит», спокойствие и безмятежность опустились на землю, лишь насыщенный, терпкий аромат луговых трав щекочет ноздри.
Лирика Есенина многопланова и разнотемна. Но и в начале своего творческого пути, и позднее, когда «мечтатель сельский» превратился в «высококлассного поэта», он не перестал быть певцом деревни. В его творчестве почти нет городских пейзажей. Есенин до конца остался верен своему предназначению - проставлять крестьянскую, деревенскую, истинную Россию.
Тема природы проходит через все творчество С. Есенина, является его основной составляющей. Например, в стихотворении «Русь» он очень ласково говорит о русской природе: Заневестился кругом Роща елей и берез, По кустам зеленым лугом Льнут охлопья синих рос...
А как красиво поэт описывает зарю: «Выткался на озере алый свет зари.».
Месяц у Есенина — «кудрявый ягненочек», который «гуляет в голубой траве», «за темной прядью перелесиц, в неколебимой синеве».
Можно сказать, что тема природы раскрывается почти во всех стихотворениях С. Есенина, причем поэт не просто описывает все то, что его окружает, но и сравнивает природные явления с человеческим организмом: «васильками сердце светится, горит в нем бирюза».
Поэт «одурманен весной», когда «сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе, в поле, склоняясь к побегам, ходят грачи в полосе». В стихотворении «Край любимый! Сердцу снятся.» С. Есенин говорит: «Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных, Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных...»
Поэт с любовью описывает природу родного края, сравнивая ивы с «кроткими монашками».
В стихотворениях С. Есенина природа живая, одухотворенная: «О, сторона ковыльной пущи, Ты сердцу ровностью близка, Но и в твоей таится гуще Солончаковая тоска.»
Описания природы у Есенина не похожи ни на какие другие: у него «тучи с ожереба ржут, как сто кобыл», «небо словно вымя», «как пес, пролает за горой заря», «струится с гор зеленых златоструйная вода», «облаки лают, ревет златозубая высь.».
Родная природа для поэта — это «море голосов воробьиных» и «золотеющая осень, в березах убавляя сок, за всех, кого любил и бросил, листвою плачет на песок». Но Есенин говорит о себе, что он-то здесь «случайный гость» «на горах твоих, земля». А на земле «широки леса и воды, крепок взмах воздушных крыл, но века твои и годы затуманил бег светил».
Можно сказать, что тема природы в произведениях С. Есенина раскрывается через душу природы, он сравнивает ее с человеком, с его чувствами. Картины природы, увиденные в детстве, навсегда остались в памяти поэта, потому и спрашивает он сестру: «Как живет теперь наша корова, грусть соломенную теребя?», «Отгорела ли наша рябина, осыпаясь под белым окном?».
Природа в стихотворениях С. Есенина живая, она думает, плачет, грустит и смеется.
Тема русской природы - неотъемлемая часть творчества любого русского писателя и поэта. Природа - это и мир приятных эмоций, и мир детских воспоминаний, и воплощение образа Родины, и предмет для размышления о вопросах бытия...
В лирических строках состояние человека «выражается» через те или иные природные факторы: подобные связующие параллели являются своеобразным «ключом» к глубинному постижению человеческой души. Подобное «постижение» и есть основная цель любого талантливого художника слова. Отсюда их особое внимание к миру природы на протяжении всего существования русской поэзии.
Список использованных источников:
1. Природа в творчестве А.А. Фета. – Текст: электронный // Образовательный журнал «Сезоны года»: официальный сайт. – Режим доступа: https:// сезоны-года.рф (дата обращения: 10.11.2021).
2. Тема природы в творчестве Ахматовой. – Текст: электронный // Центральная библиотечная система Петроградского района Санкт-Петербурга: официальный сайт. – Режим доступа http://www.library-gaidara.ru/rus/essay/4183.htm (дата обращения: 10.11.2021).
3. Цой, Ю.В. Природа и человек в творчестве поэтов «Серебряного века» : автореферат диссертации на соискание академической степени магистра. — Ташкент, 2014. — Ю.В. Цой. – Текст : Электронный. – Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/literature/00948428_0.html (дата обращения: 10.11.2021).
4. Хакимова, Ю. Пейзажная лирика в творчестве С.А. Есенина / Ю. Хакимова. – Текст: электронный. – Журнал «Science and Education», 2020.