СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАК КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКОЙ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАК КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКОЙ

Данильченко А.В. 1, Киренкова А.В. 1
1ОГБПОУ "УККиИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Возрастание сложности управленческих задач, решаемых современной библиотекой, и как следствие, формирование новых систем и типов управления, активизация теоретических и практических изысканий в управленческой сфере, множественность неоднозначных и противоречивых положений, характерных для переходного периода, предопределяют актуальность данного исследования, направленного на изучение эволюции библиотечного менеджмента в условиях смены парадигмы управления и разработку системного подхода к типологизации систем управления современной библиотечной деятельностью.

Концепция библиотечного менеджмента зародилась в начале девяностых годов. Ключевым звено управления становится решение двуединой задачи. Первая часть ее – сохранение библиотеки как высоко демократичного социального института, обладающего информационными ресурсами, потребность в которых сейчас очень высока. Уникальность системы библиотечного обслуживания подчеркивается тем фактом, что в условиях рынка библиотека осталась единственной структурой, предоставляющей собственные ресурсы бесплатно.

Формирование концепции библиотечного менеджмента обусловило развитие различных типов менеджмента в применении к управлению современной библиотекой.

В современных условиях особое значение приобретают проблемы применения в деятельности по управлению библиотечной методологии стратегического менеджмента. Выживание библиотек, не говоря уже об их процветании, зависит прежде всего от того, имеют ли библиотеки собственную стратегию и смогут ли они последовательно реализовать эту стратегию на практике про помощи конкретных мероприятий.

Новое определение понятия стратегическое управление опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентируют всю деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие требованиям внешней среды, что позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Стратегическое управление формируется в первую очередь исходя из характера нестабильности внешней среды организации. В развитии стратегического управления выделяют несколько этапов.

В отечественной теории стратегические принципы управления разрабатывались И.М. Сусловой, Н.И. Тюлиной, Ю.Ф. Черняковой, Е.М. Ястребовой.

Среди различных стратегических направлений наибольшее внимание всегда уделялось стратегическому планированию библиотечной деятельности. Это связано с тем, что в конце 80-х годов в планировании библиотечной деятельности сложилась кризисная ситуация, когда прежняя система централизованного директивного планирования была разрушена, образовался вакуум, заполнить который было нечем.

Теоретическая система, в которой централизованный план понимается как административное задание, могла бы надежно функционировать при выполнении хотя бы двух условий:

Центральные органы управления располагают достаточно полной информацией о потребностях населения в библиотечном обслуживании и ресурсах библиотек;

Библиотеки не имеют собственной специфики и стимулируются лишь в связи с получением заданий и директивных показателей.

Иногда отечественные библиотековеды отожествляют стратегическое планирование с долгосрочным перспективным планированием. Однако, как подчеркивает И. Ансофф, стратегическое и перспективное планирование отличаются по трактовке будущего.

Так, в системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций роста. При этой системе, исходя из допущения, «что библиотека в будущем добьется лучших результатов по сравнению с прошлым, в долгосрочных планах устанавливались более высокие показатели числа читателей, книговыдач, посещаемости».

Что касается системы стратегического планирования, то здесь «отсутствует предположение о том, что будущее должно быть лучше прошлого, и не считается, что будущее можно изучить методом экстраполяции»

Новыми этапами в стратегическом планировании по сравнению с традиционным являются: определении миссии, анализ среды, выбор стратегии. Фактически и весь этап реализации плана носит инновационный характер.

Первоначальная стадия разработки стратегического плана вязана с выбором целей библиотеки, среди которых различается основная общая цель, называемая миссией. Миссия, осуществляемая библиотекой, определяет целесообразность ее существования или открытия, то, что делает ее необходимой и уникальной. Миссия показывает, что намерена библиотека предоставить пользователям, с одной стороны, и своим сотрудникам, с другой формой выражения миссии, как правило является устав библиотеки или другой аналогичный документ, в котором руководство определяет цели деятельности и доводит эти идеи до всех библиотекарей и читателей.

Миссия определяет статус библиотеки, указывает ориентиры для обозначения целей и стратегий на различных организационных уровнях.

Ключевое звено стратегического видения развития библиотеки – реальная оценка осуществления функции библиотечного обслуживания пользователей: степень удовлетворенности запросов, разнообразие библиотечных услуг, комфортность занятий в библиотеке.

Повышению уровня стратегического планирования способствует в значительной степени анализ финансового состояния библиотеки, открывающий руководству зоны внутренних сильных и слабых сторон в долгосрочной перспективе.

Существуют различные классификации стратегических альтернатив. Наиболее подходящей для библиотек является классификация, выделяющая четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение, сочетание первых трех.

Наиболее распространена стратегия ограниченного роста. Для нее характерно установление целей «от достигнутого» в ситуации стабильного положения библиотеки, удовлетворенной состоянием собственных дел. Это наиболее легкий, удобный, наименее рискованный способ действий.

Стратегия роста осуществляется в случае, например, перевода библиотеки на новую автоматизированную технологию, за которым последует расширение ассортимента услуг, приток новых читателей.

В рамках альтернативы сокращения предусматривается переориентация деятельности библиотеки, ограничение только узким кругом услуг, например, при длительной реконструкции или окончательной ликвидации с передачей фондов, материальных запасов, активов.

Стратегия сочетания различных альтернатив моет применяться крупными библиотеками, имеющими филиалы и отделения.

Перечисленные этапы отражают наиболее общие моменты, характерные для стратегического планирования самых различных типов библиотек.

Стратегическое планирование предусматривает интеграцию целей, ресурсов, различных видов управленческой деятельности, увязывая стадии разработки и реализации стратегии.

Основными компонентами реализации плана являются: тактика, политика, процедуры, правила. Обычно тактикой называют краткосрочные текущие планы, в которых детализируются крупные стратегические цели. В библиотеке разработка политики всегда связана с включением в плановый процесс пользователей библиотеки, поскольку они не только потребляют услуги, но и участвуют в осуществлении функций. Процедуры разрабатывают в дополнение к политике, определяя набор действий. Например, быстрая доставка литературы основывается на продуманных технологических процедурах. Правила разрабатываются тогда, когда для реализации стратегических целей требуется высокая степень подчинения.

В связи с актуальностью проблем реорганизации методической работы библиотек, особое значение приобретает становление инновационного менеджмента.

Ограничить понятие «методическая работа» только инновациями предлагал в свое время С.А. Басов, справедливо полагая, что передовой опыт становится основным инструментом методической деятельности: используется непосредственно на практике, в системе повышения квалификации, при разработке прогрессивных технологий.

Аналогичное мнение высказывают многие теоретики и практики, определяя методическую работу как относительно самостоятельную область, определяемую с помощью понятия «нововведение».

Наиболее убедительной в отношении разграничения передового и не передового представляется точка зрения Г.А. Семеновой и Е.М. Макаровой, которые полагают, что передовой опыт можно не только выявлять, но и создавать.

Характерная черта инноваций – комплексность, когда учитываются и предусматриваются не только техническая или технологическая динамика, но сопряженные с данным новшеством сложные изменения социальных, психологических, организационных, экономических и иных компонентов, которые составляют инновационную среду.

Таким образом, важнейшими предпосылками эффективности инновационного процесса являются: учет существующих психологических установок, ценностных ориентаций, интересов библиотекарей, использование социально-психологической информации при разработке мероприятий по внедрению новшеств, применение методов активного обучения, а также привлечение самих сотрудников к участию во внедрении нововведения.

Резюмируя сказанное, можно утверждать, что большинство библиотековедов признают инновационную сущность методической работы.

В связи с этим необходимым становится формирование в библиотековедении принципов, форм и методов инновационного менеджмента. Основой для формирования нового типа менеджмента могут стать теоретические разработки и практический опыт методической деятельности библиотек.

В данном исследовании рассмотрены типы управления, которые нашли наиболее широкое распространение в библиотечной деятельности.

Наибольшее внимание уделено библиотечному менеджменту и маркетингу как современным концепциям управления, позволяющим адаптироваться библиотеке к сложным социально-экономическим условиям внешней среды.

Список использованных источников

Герасимова, Л.Н., Кокойкина, О.Н. Маркетинг в библиотеке: учебное пособие / Л.Н. Герасимова, О.Н. Кокойкина. – Текст: непосредственный. – М.: МГИК, 1992.

Дворкина, М.Я. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект: Монография / М.Я. Дворкина. – Текст: непосредственный. – М.: МГИК, 1993.

Столяров, Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход / Ю.Н. Столяров. – Текст: непосредственный. – М.: Книга, 1981. – 255 с.

Суслова, И.М. Основы библиотечного менеджмента: учебно-практическое пособие / И.М. Суслова. – М.: Либерия, 2000. – 232 с.

Просмотров работы: 254