Связь нарушения пищевого поведения со стрессом у студентов. - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Связь нарушения пищевого поведения со стрессом у студентов.

Бурцева Е.А. 1, Караваева А.П. 1
1ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Минздрава РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основной возрастной группой данного исследования являются студенты в возрасте 20-24 лет (65,1 % опрошенных). Именно эти временные рамки соответствуют стадии ранней зрелости психосоциального развития по Эриксону. В этот период жизни потребностями молодых людей становятся самоактуализация и самоуважение, ориентированность на выбор профессии и создание семьи. Также в период ранней зрелости возрастает частота тревожных состояний, неврозов, депрессий [1].

Стремление устранить эмоциональный дискомфорт приводит к приему психоактивных веществ, что влечет за собой различные формы зависимостей, в том числе, к пищевой зависимости [2].

В данной статье мы бы хотели уделить внимание нарушению пищевого поведения и связи его со стрессом, так как данная тема является менее изученной, по сравнению с другими формами аддикций.

Расстройства приема пищи – это поведенческие нарушения, характеризующиеся ненормальным потреблением пищи, что негативно влияет на физическое и психическое здоровье. Основными клиническими проявлениями нарушения пищевого поведения являются нервная анорексия, нервная булимия. Уровень смертности людей с анорексией самый высокий из всех психиатрических заболеваний и в 12 раз выше, чем у людей без пищевых нарушений [3].

Одной из психологических функций пищевого поведения, по мнению Ю.И.Савенкова, является разрядка психоэмоционального напряжения [4].

Среди типов пищевого поведения выделяют экстернальное, ограничительное и эмоциогенное. При последнем типе пищевого поведения стимулом к приему пищи является эмоциональный дискомфорт, другими словами, происходит «заедание» стресса [5].

Выделяют несколько возможных условий развития психогенного пищевого нарушения, например, психологические особенности, микросоциальные условия жизни, существование «идеалов» красоты, психические заболевания. В связи с чем, мы сформулировали гипотезу: стресс является условием развития нарушения пищевого поведения у студентов.

Цель исследования: определить распространенность нарушения пищевого поведения среди студентов ВУЗов и обозначить связь с уровнем стресса обучающихся.

Методы и материал исследования.

Было проведено анкетирование с участием 139 студентов высших учебных заведениях города Перми в возрасте от 18 до 25 лет, среди которых 89% составили девушки и 11% - юноши. В качестве опросников использовались следующие методики: EAT-26 (тест отношения к приему пищи) и экспресс-диагностика состояния стресса, разработанная К. Шрайнером.

Опросник ЕАТ-26 считается наиболее широкоиспользуемым для измерения симптомов нарушения пищевого поведения и может быть использован в качестве эффективного скрининга в рамках процесса исследований. Экспресс-диагностика состояния стресса (К. Шрайнер) выявляет уровень стрессоустойчивости.

Результаты исследования.

Интерпретацию результатов EAT-26 проводили в соответствие со следующими критериями: 0-20 баллов – низкий показатель; 21-40 – пониженный показатель; 41-60 – средний показатель; 61-80 – повышенный показатель. В результате анализа данных получили, что 17% студентов ВУЗов относятся к группе риске по наличию расстройства пищевого поведения и нуждаются в консультации специалиста в области психического здоровья (табл. 1). Причём 100% респондентов с выявленными нарушениями являются девушки.

Таблица 1

Распространенность расстройства пищевого поведения по результатам опросника EAT-26

Сумма баллов

Распространённость, % (n человек)

0-20 баллов

83 (115)

21-40 баллов

14 (19)

41-60 баллов

3 (5)

Интерпретацию результатов экспресс-диагностика состояния стресса проводили в соответствие со следующими критериями: 0-4 – умение регулировать свои эмоции и справляться со стрессовыми ситуациями; 5-7 баллов – средний уровень стресса; 8–9 баллов – переутомление и истощение, не умение владеть собой, тенденция терять самоконтроль в стрессовых ситуациях. По результатам анализа данных среди студентов ВУЗов стрессовым ситуациям подвержены 41%, из которых 91% - девушки. Причём 5% из всех респондентов имеют признаки переутомления и истощения. Однако больше половины учащихся (59%) умеют вести себя сдержано в стрессовой ситуации и регулировать свои эмоции (табл. 2).

Таблица 2

Результаты экспресс-диагностики состояния стресса студентов ВУЗов

Баллы

Распространённость, % (n человек)

0-4 баллов

59 (82)

5-7 баллов

36 (50)

8-9 баллов

5 (7)

Сравнивая результаты уровня способности справляться со стрессом и наличия нарушений пищевого поведения, можно отметить, что у 71% с суммой баллов более 20 по опроснику EAT-26 отмечается 5 и более баллов по экспресс-диагностике состояния стресса, разработанной К. Шрайнером. Данные результаты подтверждают нашу гипотезу.

Выводы:

Распространенность расстройства пищевого поведение среди обучающихся в ВУЗах составила 17%.

Неспособность студентов справляться со стрессовыми ситуациями является условием для развития нарушений пищевого поведения, но не является единственным.

Больше половины студентов ВУЗов умеют регулировать свои эмоции и ведут себя сдержанно в стрессовой ситуации.

Список литературы:

Кризисные состояния. Арт-Пресс. Днепропетровск, 1998. 156 с.

Малкина-Пых, И.Г. Терапия пищевого поведения: справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2007. 1040 с.

Захарова, Л. И. Нервная анорексия: распространенность, критерии диагностики и психосоматические соотношения (обзор) // Научные результаты биомедицинских исследований. 2019. Т. 5. № 1. С. 108-121.

Савенков Ю. И. Избыточный вес угроза здоровью. Барнаул: Алт. Кн. Изд-во, 1985.72 с.

Савчикова Ю. Л. Психологические особенности женщин с проблемами веса: дисс. … канд. псих. Наук. СпбГУ, Санкт-Петербург, 2005.

Просмотров работы: 85