«СЮЖЕТНЫЙ ТАНЕЦ» (КУРСОВАЯ РАБОТА) - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

«СЮЖЕТНЫЙ ТАНЕЦ» (КУРСОВАЯ РАБОТА)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Танец – вид искусства, в котором средством создания художественного образа является ритмически четкая смена систематизированных выразительных движений и положений человеческого тела. Искусство танца выступает инструментом общественного физического и духовного воспитания, а также воздействует на эстетическое воспитание общества в целом и на культуру участников постановочного процесса. Такое воздействие может произвести только полноценное хореографическое произведение, при создании которого учитываются все законы композиционного построения. Одним из таких законов является «Закон драматургической целостности». Актуальность выбранной мной темы обуславливается тем, что современный танец постепенно забывает о том, что сюжет – основа драматургии танца. Порой можно встретить совершенно пустые танцы, представляющие собой только лишь набор движений, не связанных единым сюжетом. Такие постановки, может, и вызывают интерес у публики, но особо не запоминаются. И напротив, существуют сюжетные танцы с продуманной драматургией, выраженной в танцевальных движениях. Такие художественные произведения запоминаются лучше.

Цель данной курсовой работы – изучить сюжетный танец. Для этого я поставила перед собой задачи:

Изучить рождение сюжета;

Узнать о сюжете в хореографии и его особенностях;

Рассмотреть тематику сюжетных танцев.

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНОГО ТАНЦА

1.1. Возникновение сюжетного танца

На протяжении XVIII-XIX веков балетное искусство постоянно изменялось. Все эти изменения приблизили балет к тому, каким мы знаем его сегодня. Этот процесс проходил по всей Европе и за его пределами. Сюжетный танец возник в XVIII веке. Тогда культурная жизнь Европы представляла сложную картину. Усиливалась буржуазия, стремясь к власти. Столкновения привели к французской буржуазной революции. Буржуазная революция во Франции 1789 года – главное событие XVIII века. В искусстве продолжают существовать направления, связанные с феодальной монархией, получают развитие и распространяются стили Барокко и Рококо, продолжает существовать стиль классицизм.

Вся та сложность разных стилей, которая характерна для XVIII века, находит свое отражение в искусстве хореографии. Хореографическое искусство очень пестро и сложно. Для балетного театра XVIII века характерно 2 русла:

1. Первое русло – хореография в стиле Рококо. Стиль Рококо тесно связан с феодальным двором, развивался при дворе Людовика XV и Людовика XIV. Для спектаклей этого типа характерна любовная тематика, одни и те же персонажи: амуры, игры, смехи, пастушки; основной смысл рококо – беззаботность, жить ни о чем не думая, наслаждаться мгновениями. Идейной ценности это искусство не имеет. Единственное достоинство в том, что развивается танец, виртуозность, технология организации танца.

2. Второе русло – классический балет. Балет – вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Главное – только хореография является средством выражения. Для классических балетов характерна серьезная проблематика. Конфликт в них – борьба долга и чувства при победе долга. Классический балет обращается к античной мифологии. В основе классических спектаклей лежит детально разработанный сценарий с четким и стремительным развитием действия, как в драме. Он непременно должен сохранять 3 единства – места, времени и действия. Движение действия является важнейшим достоинством спектакля, ему уделяется большое внимание. Поэтому эти балеты называются действенными. Они перестают быть синтетическими, исчезает слово, но доминирующим становится пантомима. Балет по форме – слияние танца и пантомимы. Самое большое достижение танца XVIII века – создание действенного танца, балет становится самостоятельным жанровым искусством.

1.2. Балетмейстеры действенного танца

Становление и развитие действенного балета связаны с именами трех выдающихся балетмейстеров XVIII века – Джона Уивера, Франца Хильфердинга и Жан-Жорж Новерра.

Джон Уивер (1673-1760) – создатель действенного балета. Его творчество тесно связано с Англией, но оно оказало большое влияние на Францию, которая оставалась центром хореографического искусства. Еще в 1703 году сделал первые шаги в этом направлении: он начал ставить итальянские бурлески, исключив из них слово. В 1717 году появился его сюжетный балет «Любовь Марса и Венеры», в котором танец был тесно связан с пантомимой. Успех спектакля поощрил Уивера развивать этот новый вид балетных представлений путем разрешения целого ряда теоретических вопросов в области сценического танца. Он воспользовался традициями пантомимного театра и перенес идею от пантомимного спектакля в театр балета. Джон Уивер смело порывает с эстетикой классицизма и упорно борется за осмысленный балет, за целесообразность, естественность и жизненную правду в искусстве. Он требует от исполнителя использования в танце лишь тех движений, которые «естественно возникают в определенных обстоятельствах». Одновременно Уивер уделяет много внимания цели балетного представления. Он стремится к тому, чтобы спектакль не только развлекал, но и воспитывал, сетует, что зритель в балете предпочитает развлечение воспитанию и объясняет это испорченным вкусом публики.

Труд Уивера «Анатомическое искусство», изданный в 1721 году в Лондоне, представляет особый интерес как первая и долгое время единственная попытка научного подхода к хореографии. К сожалению, мысли автора не получили дальнейшего развития, так как после него английский национальный балет надолго исчез со сцены, вытесненный французским балетом.

Франц Хилъфердинг – один из пионеров действенного балета, артист балета и балетмейстер, чья деятельность связана с Австрией, с Венским театром. Начав свою карьеру танцовщиком, он вскоре перешел на балетмейстерскую работу, которая и создала ему имя в истории балета.

Хильфердинг – один из первых виднейших балетмейстеров эпохи Просвещения, создавших действенный балет. Предшественник Новерра, по праву разделивший с ним славу, Хильфердинг создавал спектакли, отличающиеся единством сюжета и разработанной сюжетной драматургией.

В 1740 г. Он обратился к драматургическим произведениям большой литературы. Увлекшись идеей положить драматургию в основу балетного спектакля, Хильфердинг решил превратить балет в самостоятельный жанр. В Вене он ставит балет на сюжет трагедии Расина «Британик» - это был его первый опыт: затем последовали балеты «Идоменей», «Крейбийона» и «Альзира» Вольтера. В этих спектаклях Хильфердинг отказывается от слова, сюжет разрабатывается и передается средствами пантомимы и танца, причем он стремиться к их слиянию в единое целое. Чуть раньше Хильфердинг упраздняет маски. При наличии пантомимы маски суживали ее, мимика нужна живая. Слово в его спектаклях встречается только в хорах. Много внимания уделял он музыке, которая писалась по его сценарию.

Жан-Жорж Новерр – великий реформатор. В своем творчестве и теории он подвел итог становления и развития действенного балета XVIII века.

Суть его реформы заключается в том, что он утвердил, как единственно возможный такой тип спектакля, где в основе лежит развитый драматический сюжет, который раскрывается средствами хореографии: пантомимой, действенным танцем.

Репертуар Новерра состоял из одноактных и многоактных балетов, пасторалей, дивертисментов. Это были постановки трагедийные, героические, комедийные, лирические, лирико-драматические. Наиболее значительные постановки Новерра – «Медея и Язон» Родольфа, «Адель де Понтье» Старцера, «Апеллес и Кампаспа» Аспельмайера, «Горации и Куриации Старцера. Любой его спектакль – это пьеса, в которой четко разработана сюжетная драматургия: действие, кульминация, характеры и их детальная психологическая разработка. Решается все танцем и пантомимой, причем доминирующим является действенный танец. Свои новаторские идеи балетмейстер изложил в «Письмах о танце и балетах». Впервые книга вышла в 1760 году в Штутгарте. Реформы создателя действенного балета оказали решающее влияние на все дальнейшее развитие мирового балета. Главные идеи Новерра – взаимодействие всех компонентов балетного спектакля, логическое развитие действия и характеристик действующих лиц – не потеряли значения и в наши дни.

1.3. Значение писем Новерра в развитии сюжетного танца

«Письма о танце» Новерра – теоретическая и методическая основа для работы балетмейстера.

Заслуга Новерра не столько в его теоретических трудах, где он подробно разбирал драматургию, развитие характеров, режиссуру и оформление представления, сколько в его практической деятельности. Он утвердил сюжетный балет и воспитал последователей, которые смогли усовершенствовать это искусство в дальнейшем.

Труд Новерра состоит из семнадцати писем, но я отмечу только те, которые важны для изучаемой мной конкретной темы.

Четвертое письмо: В этом письме говорится, что настоящий балетмейстер творит, а не копирует и «Если бы они копировали их, точно, беда была бы не велика; но они их искажают и показывают грубый шарж на них». Балетмейстер, углубив свои знания в технике танца должен двигаться дальше и посвятить свой досуг изучению истории, мифологии, поэзии, изобразительного искусства, которые «усовершенствуют его вкус, улучшат его произведения и помогут развиться его мыслям…»

Одна из важных мыслей Новерра – «Недостаточно прочесть, необходимо запечатлеть в памяти все основные черты, пригодные для пантомимического действия. Дабы преуспеть в этом, необходимо заносить их в три тетради: одну для исторических сюжетов, другую для мифологических сюжетов, третью для литературно-поэтических сюжетов; в этом кратком сборнике репертуара балетмейстер найдет сюжеты разнообразных и интересных балетов».

Седьмое письмо: о выборе сюжетов. Новерр убеждает, что сюжеты, почерпнутые из истории, могут дать богатейшие образы и средства выразительности. «Трагический жанр имеет то преимущество, что в нем все выражено сильно, что страсти в нем дельны и проявляются со всем им присущим блеском. Этот преисполненный энергии жанр снабжает балетмейстера великими событиями и прекрасными характерами, возможностью обрисовывать ситуации, измышлять группы, схватывать происшествия, живописать театральные эффекты. Развязка мощного действия дает ему образец для обширной захватывающей картины. Не следует думать, однако, что я отдаю исключительное предпочтение трагическому жанру: я испробовал все жанры. Разнообразие должно быть девизом балетмейстера».

1.4. Определение сюжетного танца и его особенности

Сюжетный танец – это маленькая пьеса с персонажами, каждый из которых наделен индивидуальными чертами характера, обладает своим внутренним миром. В сюжете обязателен конфликт, т.е. столкновение различных характеров, сил, их борьба, приводящая к победе одной из сторон. Сюжет реализуется в хронологической последовательности событий и действий по законам драматургии, что означает «от простого к сложному».

Сюжет – это ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий. Через эти события художник показывает взаимоотношения и взаимодействия образов. В них (отношениях, действиях) обнаруживается различные черты характера, поведение, переживания действующих лиц.

Развитие сюжета происходит в четыре этапа:

жизненная основа, являющаяся только возможностью сюжета

сюжетный замысел (определение главного конфликта, событий; характеристика образов, стиля, жанра и т.д.)

сочинение композиции танца – поиск лексики, построение мизансцен, рисунков, выбор оформления

реализация сюжета в произведении – постановка танца в коллективе, исполнение его

Главный принцип сюжета – все события связаны с основным конфликтом.

Конфликт – разногласие, столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, лежащих в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении. Основное конфликтное зерно – отсутствие или нарушение гармонии личного и общественного; между потребностями и препятствиями их удовлетворению.

События сюжета, конфликты раскрывают действующие лица, выполняющие поставленную им задачу.

Персонаж – действующее лицо произведения, не влияющее на ход событий, но помогающее оттенить, укрупнить происходящее на сцене, сделать эпизод зрелищным.

Типаж – человек, наделенный какими-либо характерными свойствами, яркий представитель какой-либо группы людей. В сценическом произведении персонаж-исполнитель часто наделен какой-либо чертой, выраженной внешне: гордый, застенчивый, высокий, маленький и т.д. Часто в русских кадрилях балетмейстеры, создавая типаж в танце, дают возможность проявить исполнителям свою индивидуальность.

Характер – совокупность психических особенностей человека, индивидуальный склад личности, проявляющийся в поведении и отношениях с людьми. Характер включен в образ. Развитие образа есть раскрытие его через характер. Нужна обстановка, действие, где мог бы проявиться характер. В воплощении образа на сцене не малую роль играют внешние признаки исполнителя, особенно в танце, где все выражается движениями человеческого тела и мимикой.

Художественный образ – специфический образ отражения жизни, ее обобщение с позиции эстетического идеала в конкретно-чувственной форме.

Образ в танце – человек, его облик, характер реальный или аллегорический, проявляющийся в действиях, поступках.

Образ танца – система единичных образов, отражающих культуру народа, группы людей, класса, эпохи. В танцевальном искусстве эти черты должны быть раскрыты средствами хореографии и музыки. Создавая конкретный образ в танце и обобщенный образ танца, говорящий о теме, явлении, эпохе, хореограф выражает свой взгляд, свое суждение, свое мировоззрение. Отталкиваясь от сюжета, основываясь на музыкальном материале, хореограф должен сочинить образный танцевальный текст, через который зритель воспринимает замысел танца.

Особенности сюжетного танца в том, что его содержание передано хореографическими средствами. Поэтому сюжет должен быть танцевальным.

В драматическом театре развитию действия помогает слово, а в танце события выражены через движение. Надо отметить, что хореографы, сочиняя сюжет, часто перенасыщают его событиями, и неожиданно оказывается, что для танца уже нет места. Даже многоактные балеты имеют ограниченное число событий. Сюжет балета предельно танцевальный – это главное требование к хореографическому сюжету. Если сюжет в спектакле драматического театра насыщен активными действиями, то для танцевального сюжета характерен минимум поступков. Необходимо как бы остановить мгновение и вглядеться в него. Зритель словно наблюдает, что думают, чувствуют, переживают герои во время определенного события. Эти мысли и чувства находят развернутое танцевальное выражение. Хореография воплощает не только обобщенные темы, но и эмоциональные состояния, показывая их более крупно, как бы через увеличительное стекло.

Бывают и бессюжетные танцы. Отсутствуют события, видимые конфликты. Но на сцену выходят исполнители – действующие лица. Характер их пластики, манеру, уровень отношений, которые они показывают зрителю – всю эту линию поведения, раскрытия характеров, сочиняет хореограф. Для него это всегда сюжет, выстроенный по законам драматургии.

Итак, сценическая хореография всегда сюжетна. В любом танце есть экспозиция, которой свойственно развитие по законам драматургии. А всем видам развития присущи устойчивые закономерности, по которым строится хореографическое произведение. Балетный критик Л.А. Линькова называет четыре наиболее общие закономерности:

контрастность соседних эпизодов

эмоциональные подъемы и спады

осмысленная ритмическая организация

устремленность к кульминации

Хороший сюжетный танец всегда глубок по своему содержанию, прорисовке образов, целостности замысла и яркости внешней формы.

1.5. Тематика сюжетных танцев

Свои истоки сюжетный танец берет в глубокой древности. Еще первобытное общество выражало особенности своего быта посредством танцев. Они содержали в себе процессы охоты, показывали смелость воинов в боях. В процессе трудовой деятельности также рождались постановки, показывающие красоту и величие ремесла. Ни один праздник не обходился без танцев, в результате чего появлялись обрядовые хороводы. С течением времени сюжетные танцы распространялись среди разных слоев населения и нашли свое отражение в классическом балете и других видах хореографического искусства.

Сюжетный танец – это маленькая пьеса, новелла, где отражаются жизненные события, конфликты, показываются действия и переживания героев с их индивидуальными характерами, взаимоотношениями, внутренним миром, чувствами и мыслями.

Сюжетно-тематические постановки можно разделить на три группы:

сюжетные;

игровые;

тематические.

К игровым – относятся обрядовые и игровые танцы в народных хорах, иллюстрирующие содержание песни, а также танцы, созданные балетмейстерами. В своей основе они могут иметь сюжет, но отличаются от сюжетной постановки тем, что характеры героев здесь не раскрываются, они статичны.

В тематической постановке показываются отношения к событию, факту, жизненному явлению или роду человеческой деятельности. Это массовый танец, но здесь могут быть и отдельные герои, действия и поступки которых способствуют раскрытию общего замысла постановки.

Сюжетные постановки строятся и развиваются по законам драматургии. Слово «драматургия» восходит к древнегреческому «драма», которое означает действие. Со временем этот термин стал употребляться более широко, применительно не только к драме, но и к другим видам искусства.

Хореографическое искусство отражает как многие стороны современной действительности, так и прошлое разных народов. Чем разнообразнее тематика репертуара хореографического коллектива, тем больший интерес к нему со стороны зрителя.

Еще в древности люди старались выразить различные эмоциональные состояния пластическими движениями. С годами стремление изобразить отношения между людьми или явления природы привело к разнообразию тем, сюжетов, решаемых с помощью пластики. Сегодня мы можем говорить о трех группах тем, которые отражает в своих произведениях сценическая хореография.

Тема труда. Еще с древности люди танцевали танцы, отображающие тему труда. Существовали различные охотничьи пляски, которые сопровождались боем барабанов и пением присутствующих, свирепые воинственные пляски раскрашенных воинов перед предстоящим боем. Появление новых видов труда изменяло отношение людей к нему и друг к другу, и все это находило отражение в танце.

Приступая к сочинению танца на тему труда, хореограф должен помнить, что пластика, с помощью которой раскрывается его содержание, носит ассоциативный характер, поэтому важно учесть следующие правила:

в танце трудовой процесс полностью не отражается. Привлекается отдельные моменты трудового процесса, наиболее ярко его характеризующие;

необходимо найти ту специфику труда, которые предполагают яркое сценическое решение средствами хореографии

найти элементы, изображающие процесс труда, которые можно усложнить движениями хореографической пластики

найти художественно-образное композиционное построение, отражающее содержание танца

Проблематично танцем показать труд сборщиц часов, но «танец часов» можно.

Большую помощь хореографу может оказать правильно выбранный музыкальный материал, способный раскрыть характер труда.

Тема быта. Быт – это наша повседневная жизнь, непроизвольная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей, так и освоение духовных благ, культуры, общения, развлечений. Хореографическое искусство призвано показать в своих произведениях, чем жил народ несколько поколений назад или чем он живет сегодня, чтоб не потерять связь времен.

Большинство танцев на бытовую тему раскрывают вопросы нравственности. В них всегда отражается содержание морали общества.

Танцы на бытовые темы решается в различных жанрах:

драматическом, часто с лирическими мотивами («Отдавали молоду»- Уральский народный хор; «Люб-трава» - Омский народный хор);

трагическом, часто в героическом плане («Заре навстречу» - ансамбль танца «Березка»; «Ради жизни на земле» - ансамбль танца «Волжанка» г. Ульяновска);

комическом («Деды» (приложение 4), «Когда казаки плачут» - ансамбль песни и пляски Донских казаков).

Тема природы. Человек – дитя природы. И, несомненно, он связан со всем окружающим его миром. С древности люди наделяли животных, растения, явления природы своими качествами, иначе – одухотворяли природу, что давало возможность воспроизводить ее на стенах скал, в поэтическом, музыкальном творчестве и пластике. Произведения искусства, где человек, как бы становился медведем, березкой, ветром, рассказывали не столько об их жизни, сколько о человеческих отношениях, переживаниях.

Олицетворение – один из приемов изображения в сказке, басне, поэтической речи. Наблюдая окружающую природу, человек прибегал к ее образам при создании танцевальных произведений. До наших дней дошли танцы наших предков: пляска моржа у чукчей и ненцев, пляска медведя у ханты и манси, в которых имитируется охота на этих животных. Также с помощью изобразительно-подражательных движений многие народы создали танцы пастухов или наездников («Танец наездников» «Гаучо» - танец аргентинских пастухов). (Приложение 1)

Сегодня невозможно представить новогоднее представление без танца зайчиков, белочек или кошечек. Существует много танцев, основой которых является животный мир. Еще одним образом является растительный мир, где нужны более сложные приемы переосмысления, олицетворения («Березка», «Сосенка», «Вербонька»). Более сложны многозначные образы, отражающие явления природы («Метелица», «Весна пришла», «Огневушка-поскакушка»).

Социальная тема: Все люди живут в социуме и близко связаны с ним. Социум — человеческая общность, специфику которой представляют отношения людей между собой, их формы взаимодействия и объединения. В мире существует много различных видов отношений между людьми, положительных и отрицательных ситуаций, на которые тоже стоит обращать внимание зрителя. Возможно, если поднимать волнующие человека темы социальных проблем, это может справиться с ситуацией либо хотя бы окажет поддержку тем, кому сейчас нелегко.

За основу хореографических постановок берутся темы: расизм, жизнь и проблемы черных людей (балет «Откровения» соло «Плач» балетмейстера Элвина Эйли); тему войны для своих постановок берут многие хореографы («Журавли» - ансамбль современной пластики «Крещендо» г. Ульяновск, «Ради жизни на земле» - ансамбль танца «Волжанка» г. Ульяновска); не особо популярна, но имеет место быть проблема детей-сирот (Хореографическая постановка «Orphans» (сироты) танцевальный команды «Сhoreo Сookies» на международном танцевальном конкурсе VIBE Dance Competition). (Приложение 2)

Тема любви: Одна из самых популярных тем, что для литературы, что для музыки и танца, является любовь. Множество авторов в своих произведениях говорят о историях любви, о ее последствиях, о любви к природе, к жизни, к какому-то конкретному человеку или к себе самому. В истории балета насчитывается большое количество известных балетов, посвященных теме любви: «Дочь Фараона» на музыку Ц. Пуни, «Лебединое озеро» на музыку П. Чайковского, «Ромео и Джульетта» на музыку С. Прокофьева и другие, — и это несовпадение мыслей балетмейстеров. Тема любви всегда волновала человека, а истории, которые рассказывали авторы в своих произведениях, трогали за душу каждого. Любовь всегда была вдохновением и движущей силой для человека, поэтому о ней говорили, говорят и будут говорить создатели произведений искусства.

(Приложение 3)

 

ГЛАВА II. КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ СЮЖЕТНЫХ ТАНЦЕВ

2.1. Хореографическая постановка«Ради жизни на земле»

Сюжетвтанце - это внутреннее смысловое развитие, сцепление образов, роль которых могут играть, и отдельные танцевальные движения (пластико-динамические мотивы), и части танцевальных текстов, в которых создаются эмоциональные настроения (состояния), и персонажи, которые действуют эпизодически или на протяжении всей танцевальной композиции.

«Ради жизни на земле» - постановка из репертуара ансамбля танца «Волжанка» Ульяновского колледжа культуры и искусства. Это произведение является хорошим примером грамотно построенного сюжетного танца, где сюжет прослеживается на протяжении всего номера. (Приложение 4,5).

Главный конфликт в произведении – столкновение любви и войны. Война разделяет семьи, убивает людей, приносит непосильное горе. Но только любовь может спасти ситуацию, она может заставить бороться до конца, защищать своих любимых людей; любовь может помочь пережить любые обстоятельства, может ждать, даже когда сил и надежды почти не осталось. Любовь побеждает войну и порождает новую жизнь.

В хореографической постановке «Ради жизни на земле» как жизненная основа берется не конкретная война, а сама ситуация, война в общем ее значении. Правильно подобранная музыка помогает в этом убедится. В хореографическом произведении использовано две музыкальные композиции: в первой части номера песня из репертуара «Любэ» – «Многая лета русской земле».

Зорюшка-зоря, родная сторонка,

Вольная воля, травы ковыля,

Над полем, над лесом

Песня журавлика слышится издаля.

Край синеокий, божия обитель,

Льется прям в сердце несказанный свет.

Над полем, над лесом ангел твой хранитель Людям глядит вослед.

Так ведется испокон - не сдавайся зверю,

Колокольный слыша звон, Богу помолясь.

За землю родную, за святую веру

Собирал дружину Володимир -князь.

За землю родную, за святую веру

Собирал дружину Володимир -князь.

В наших жилах та же кровь, что у дедов наших,

И все так же в отчий кров метит ворон глаз.

За землю родную, не на жизнь, а насмерть

Воевал с врагами Володимир-князь.

За землю родную, не на жизнь, а насмерть

Воевал с врагами Володимир -князь.

Многая лета, многая лета,

Многая лета Русской земле.

Край синеокий, божия обитель,

Льется прям в сердце несказанный свет.

Над полем, над лесом ангел твой хранитель

Людям глядит вослед.

Вторая часть номера поставлена на песню из репертуара Пелагеи Хановой «Отжил я свой век» (духовный стих).

Отжил я свой век

Да нет так, как человек

Отжил я свой век

Да нет так, как человек

Горя горюя, бед бядуя

Горя горюя, бед бядуя

Горя горюя...

Горя горюя...

Пойду в монастырь,

Там буду я жить

Пойду в монастырь,

Там и буду я жить

Там буду я жить

И бога молить

Там буду я жить

И бога молить

Горя горюя...

Кабы бог простил,

Что я в свете согряшил

Кабы бог простил,

Что я в свете согряшил

Страшный суд придит,

Ответ всем будит

Страшный суд придит,

Ответ всем будит

Горя горюя...

Для раскрытия сюжета взят образ молодой любящей пары, которую разлучает война. В первой части номера молодые и беззаботные девушки и парни просто наслаждаются жизнью, гуляют по полю, встречают зарю.

В экспозиции используется соответствующая танцевальная лексика (объятия; ход, держась за руки; легкие прыжки, поддержки; хоровод), пантомима и характер исполнения движений (все движения нежные, плавные, выражают спокойствие и радость на душе, герои показывают влюбленность).

Долг каждого мужчины – защищать Родину, семью, свою любимую. Парни идут на войну, девушки с болью в сердце провожают любимых, крестят их, надеясь на скорую встречу. После прощания начинается сильная, технически сложная мужская часть номера, где они показывают всю мужественность, храбрость и силу, которая может быть у человека, который любит свою семью и родину, и готов защищать ее несмотря ни на что. В этой части номера лексика заметно поменялась, в сравнении с экспозицией: большие прыжки (прыжок в «кольцо», pas jeté entrelacé, sissonne), различные трюки (прыжок разножка, бедуинский прыжок, револьтад), быстрый бег. Появляются яркие рисунки (круг, диагональ).  Рисунок танца организует движения исполнителей, оказывает на зрителя определенное психическое воздействие. И рисунок, и лексика взаимодействуют между собой для большей выразительности, чтобы полнее раскрыть образ, характер героеви работают на читаемость сюжета. Характеры действующих лиц раскрываются на сцене в линии их поведения, в их действиях и поступках, и не остается в зрительном зале ни одного равнодушного и не сочувствующего нашим героям. Позы, мимика, ракурсы, жесты, пластика тела, все на столько выразительно, что сюжет прочитывается легко, как будто читаешь книгу или смотришь кинофильм. Нельзя не отметить актерскую игру парней. Окунуться в атмосферу номера опять же помогает музыка.

Начинается вторая часть произведения. Парни погибли в сражении. Девушки ищут на поле брани своих любимых. Взмахивая руками, они как будто разгоняют черное воронье, прилетевшее на поле боя. Всегда на Руси после битвы девушки и женщины бежали к погибшим, чтобы уберечь их от вороньих полчищ, оплакать и похоронить с почестями. Девушки показывают свои сердечные страдания, душевные муки. Для этого используется соответствующая лексика (положение рук у головы/сердца, обозначающие страдание; сидя на коленях, бьют кулаками об пол, что показывает полное отчаяние, нежелание смириться с событиями) и минорные мотивы используемой музыки. Появляется атрибут – черный платок, он помогает показать траур в жизни девушек. Черный платок в их руках – символ утраченных надежд, одиночества. Далее он оказывается в руках парней и приобретает другой смысл, он показывает символ смерти. В руках девушек появляется белый шарф – символ жизни. Закон Сансара — круговорот рождения и смерти, в конце номера девушки качают ребенка. А души парней оберегают своих любимых от будущих несчастий. Чтобы номер не был трагичным, в конечной позе парни поднимают руки и голову вверх — это ангелы, вознесшиеся в небо.

Когда меня не станет - я буду петь голосами

Моих детей и голосами их детей.

Нас просто меняют местами,

Таков закон сансары, круговорот людей.

Все было не напрасно. Жизнь победила смерть!

2.2. Хореографическая картина

«Письмо не лебедь и не птица, летит, к кому же возвратится»

«Письмо не лебедь и не птица, летит, к кому же возвратится» ­‒ постановка из репертуара ансамбля танца «Волжанка» Ульяновского колледжа культуры и искусства. Этот номер является сюжетным, но в отличие от «Ради жизни на земле» сюжет в нем не прослеживается на протяжении всей постановки. (Приложение 6,7)

Конфликт в этом произведении ‒ отрыв мечты от реальности. Наши мечты как птицы. Они высоко взлетают и влекут нас за собой. Мы хотим поймать свою мечту за хвост, стремимся к ней. Реальная жизнь не всегда такая яркая и красивая, как мечта, поэтому мечтать нужно, с помощью наших мечтаний можно сделать жизнь ярче. Мечты заставляют нас двигаться вперед.

В хореографической постановке «Письмо не лебедь и не птица, летит, к кому же возвратится» экспозиция предопределяет сюжет всего номера Деревенское утро, трое молодых парней лежат в поле и мечтают каждый о своём: один пишет письмо любимой, другой думает о хорошей летней погоде. Третий увидел голубя и захотел его поймать, но упустил. Чтобы зритель представил такую картину, в концертных залах на заднике проецируется специально подобранная фотография солнечной поляны. В экспозиции используется песня «Думы» в исполнении Пелагеи:

Думы окаянные, мысли потаенные.

Бестолковая любовь, головка забубенная.

Бестолковая любовь, головка забубенная

Все вы, думы, помните, все вы, думы, знаете,

До чего ж вы мое сердце этим огорчаете.

До чего ж вы мое сердце этим огорчается.

Позову я голубя, позову я сизого.

Пошлю дролечке письмо, и мы начнем все сызнова.

Пошлю дролечке письмо, и мы начнем все сызнова.

И мы начнем все сызнова, и мы начнем все сызнова

Сюжет начинает развиваться на том моменте, когда ребята пытаются поймать птицу, но она все равно улетает. Птица в этом номере олицетворяет мечту, за которой тянутся парни, но не могут до неё дотянуться.

Далее начинается основная часть номера, где сюжет не особо выражен, но зрителям понятны события (рассказ, история…), которые происходят в номере. И песня «Думы» в исполнении Пелагеи меняется на песню «Дундари» в исполнении группы «Яхонт». Зритель понимает, что началась основная часть, но при этом две части номера тесно связаны между собой. Основная часть номера — это и шутливая потасовка между парнями, и мальчишеская игра, и спор кто поймает голубя. Ребята танцуют, и как будто мечтают: кто о любимой девушке, кто-то о приключениях, а кто-то о долгожданной встрече. Это выражается в правильно подобранной лексике (многочисленные прыжки; руки у головы, задумчивые позы; бег с открытыми в сторону руками – словно размахивают колосья в поле, бегут и ищут; руки, направленные наверх – к небу). Стилизованный народный танец.

Финал номера возвращает нас к той самой птице, которую ребята не могли поймать. Тут они снова увидели её и устремились к ней, к своей мечте.

Заключение

Сюжетный танец является неотъемлемой частью хореографического искусства. Сюжетным называется танец, в котором основным элементом композиции является сюжет.

Как любой другой вид искусства, танец отражает окружающую жизнь художественных образах. С древних времен, народ выражал в танце, свои представления о природе, жизни, взаимоотношениях между людьми, рассказывая о происходящих событиях. Танцу изначально присущ образный сюжетный характер.

Средствами народной хореографии в сюжетных танцах отражаются конкретные явления из окружающей жизни и природы. История возникновения и развития сюжетной хореографии берет свои истоки в глубокой древности, с языческих времен. Образные танцы зародились в культуре древних народов как часть фольклора, связанного с обычаями и традициями людей. С течением времени народная хореография, которая была построена на образах и незамысловатых сюжетах, заметно обогащалась. И на сегодняшний день сюжетный танец является одним из наиболее развитых и хореографически насыщенных видов танца.

Сюжет в хореографическом произведении играет очень важную роль. Он может показать историю прошлого, возможное будущее, может рассказать о проблемах человека и окружающего его мира. Сюжет устанавливает связь между танцем и человеком. Зачастую именно сюжетные номера заинтересовывают зрителя, овладевают его вниманием. Поэтому так важно для балетмейстера включать сюжет в свои постановки.

Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая исполнителей к творчеству и, следовательно, способствующая его развитию.

Необязательно, чтоб сюжет был ярко выражен в танце. Но однозначно перед тем, как сочинять, постановщик должен хорошо продумать тему своего номера, ответить на вопрос «Что я хочу донести до своего зрителя?». В современном мире огромное разнообразие тем, о которых можно и даже нужно упоминать в танцевальных постановках.

Сюжетные танцы всегда хорошо воспринимаются зрителям, но с точки зрения постановки такие танцы являются наиболее сложными. Трудность их заключается в первую очередь в том, что нужно выбрать тему – доступную для понимания учеников (чтобы они танцевали осознано, знали, почему делают именно такие движения, в таких костюмах, а не иначе) и, соответственно, зрителей; четко и подробно продумать сюжет, в котором должны просматриваться все части драматургии (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, финал); уделить особое внимание подбору музыки, костюмов и декораций для номера. Работая над сюжетным танцем, балетмейстер выступает в трех основных качествах: драматург, хореограф и режиссер.

Балетмейстер является не только создателем новых хореографических произведений, но и психологом, педагогом. Собственными произведениями он может повлиять, как и на своих учеников в процессе постановки номера, так и на большое количество зрителей, которые увидят его на сцене.

Я считаю, что на плечах балетмейстеров-постановщиков лежит большая ответственность за дальнейшее развитие культуры общества, особенно культуры подрастающего поколения. Поэтому к процессу постановки номера надо подходить с особым вниманием.

Список использованных источников

ГБПОУ Пермский краевой колледж искусств и культуры. Композиция и постановка танца, Пермь, 2016.

Дементьева, И.В. Учебно-методический материал: Сюжетный танец, как форма сценической хореографии. Арзамас 2019.

Мирный В.И. Хореографическая композиция. Учебное пособие. Самара, 2003

Приложение 1

«Танец степных наездников» – ансамбль танца KAZAN

 

 

Приложение 2

Б алет «Откровения» - театр американского танца Элвина Эйли

Приложение 3

Б алет «Ромео и Джульетта» - Большой театр

Приложение 4

«Деды» - ансамбль песни и пляски Донских казаков

«Ради жизни на земле» - ансамбль танца «Волжанка»

Ульяновский колледж культуры и искусства

Приложение 5

Приложение 6

«Письмо не лебедь и не птица, летит, к кому же возвратится» -

ансамбль танца «Волжанка»

Ульяновский колледж культуры и искусства

Приложение 7

Просмотров работы: 2133