Актуальность. Использование молекулярных биомаркеров для выявления ранних изменений при артериальной гипертонии, широко используется в настоящее время и сохраняет высокую научно-практическую значимость. Ожидается, что поиск новых биомаркеров, высокочувствительных и специфичных к фибротическим процессам в миокарде, обеспечат более раннюю диагностику, что приведет к улучшению результатов лечения [1].
Одним из таких маркеров рассматривается галектин-3, вырабатывающийся тучными клетками, гистиоцитами и макрофагами, и участвующий в различных физиологических процессах. Поскольку отмеченный маркер широко экспрессируется на поверхности клеток и вырабатывается поврежденными и воспалительными клетками, галектин-3 рассматривается в качестве биомаркера структурных изменений миокарда, таких как его фиброз [2].
Таким образом, галектин-3 может быть перспективным биомаркером для диагностики, анализа и прогноза структурно-геометрических изменений сердечной мышцы при различной патологии, включая артериальную гипертензию [3].
Цель. Определить значение галектина-3 при гипертрофических и фиброзных изменениях сердца у пожилых женщин с артериальной гипертонией.
Материалы и методы. В исследование включены 60 пациенток пожилого возраста (средний возраст – 66 ± 0,7 лет). В основную группу вошли 30 женщин с артериальной гипертонией (АГ) II стадии, группу сравнения составили 30 практически здоровых лиц аналогичного пола и возраста. Длительность заболевания у больных АГ составила 17±0,85 года. Все пациенты подписали информированное согласие на участие в исследовании.
Диагноз АГ и ее стадия устанавливались на основании критериев их диагностики в соответствии с рекомендациями рабочей группы по диагностике и лечению артериальной гипертензии Европейского общества по артериальной гипертензии и Европейского общества кардиологов (2013).
Критериями исключeния из исследования служили вторичные гипертензии, сахарный диабет, забoлевания щитoвидной железы, внутренних органов в cтадии обоcтрения, сиcтемные забoлевания соединительной ткани, aнемии, злокaчественные новooбразования, тяжелые нарушения сердечного ритма. Выполнялось определение глюкозы крови натощак, oбщегo холеcтерина, проводилось 3-x кратное измерение АД в соответствии с междунарoдными стандартами (на oбеих руках сидя, лежа).
Уровень галектина–3 в сыворoтке крови определяли иммуноферментным методом. Референсные значения данного маркера 0-2,28 нг/мл. По результатам эхокардиографического исследования оценивали толщину стенок левого желудочка и их относительную величину (ТЗСЛЖ, ТМЖП, OТМЖП, OТС, OТЗСЛЖ), массу миокарда (MMЛЖ), глобальную систолическую функцию ЛЖ определяли с помощью вычисления фракции выброса левого желудочка (ФBЛЖ) по формуле Тейхольца. Показатель считался достаточным ≥ 55%. Интенсивность фиброзных процессов в миокарде оценивали по объемной фракции интерстициального коллагена (ОФИК, %) по методике Shirani J. et al. (1992). За референсные значения принята ОФИК 2-6%. Статистический анализ результатов выполнен с использованием компьютерных программ Statistica 10.0, BIOSTAT.
Результаты. У обследованных основной группы установлены признаки нарушения структуры левого желудочка, о чем свидетельствовало изменение его размеров. Так, у пожилых женщин АГ отмечалось значительное увеличение основных структурных параметров сердца: ТЗСЛЖ, ТМЖП, ОТМЖП, ММЛЖ, ОТС, ОТЗСЛЖ в сравнении с контрольной группой, что прежде всего свидетельствовало о выраженной гипертрофии миокарда левого желудочка на фоне хронического повышения артериального давления.
П оказатель ОФИК, позволяющий косвенно оценить выраженность фиброзных изменений сердца вследствие его ремоделирования, был достоверно выше у лиц основной группы 9,04±0,5% в сравнении с группой контроля 5,7±0,4% (р<0,001). Найденные положительные корреляционные связи между ОФИК и структурными параметрами сердца, такими как ТЗСЛЖ (r=0,485), ОТС ЛЖ (r=0,381), ММЛЖ (r=0,745), ИММЛЖ (r=0,701), ОТЗС ЛЖ (r=0,433), ОТМЖП (r=0,381), р<0,001; дают предположить прогрессирование не только гипертрофических процессов в миокарде, но и фибротических, которые подтверждаются значимым увеличением галектина-3 (Рис. 1).
Рисунок 1 – Значение галектина-3 у исследуемых групп пациенток.
Таким образом, сывороточный уровень галектина–3, превышающий 2,28 нг/мл, отражает активацию гипертрофических и фибротических процессов соединительнотканного матрикса миокарда у пожилых женщин при артериальной гипертрофии.
Литература
Galectin-3: A Potential Prognostic and Diagnostic Marker for Heart Disease and Detection of Early Stage Pathology /A. Hara [et. al.] // Biomolecules. 2020. – Vol. 10, No 9. – Р. 1277 (https://doi.org/10.3390/biom10091277)
Adamcova, M. Multiplex biomarker approach to cardiovascular diseasesperspective. / M.Adamcova, F. Šimkо // Acta Pharmacol. Sin. 2018. No 39. Р. 1068–1072.
Soluble ST2 and Galectin-3 and Progression of CKD. / M.L. Alam [et al.] // Kidney Int. Rep. 2019. No. 4. Р. 103–111.