В настоящее время во всем мире отмечается тенденция роста количества детей с особыми образовательными потребностями. Согласно статистике Министерства образования и науки РФ, количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) увеличивается с каждым годом в среднем на 5%, происходит постоянное увеличение детей, которые не в состоянии освоить общеобразовательную программу. Ведущее место среди детей с особыми образовательными потребностями занимают дети с перинатальным поражением центральной нервной системы (ППЦНС). Данная патология занимает ведущее место в структуре перинатальной заболеваемости новорожденных, оказывает влияние на дальнейшую жизнь ребенка. «Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70%-имеют перинатальную патологию. Кроме того, необходимо отметить постоянный рост числа детей из социально неблагополучных семей и детей с нарушениями в психическом и физическом развитии» [1, с.8].
Причины ППЦНС многообразны, от органического повреждения головного мозга до минутной внутриутробной гипоксии. Фоновые заболевания, патологическое состояние матери во время беременности, отягощенный акушерский анамнез, акушерское пособие, вредные привычки, социальные факторы увеличивают процент рождения детей с данной патологией. Актуальность проблемы подчеркивается еще и тем, что отклонения в нервно-психической сфере могут проявиться в различные возрастные периоды в самом широком диапазоне: от задержек нервно – психического развития до дефектов речевого развития, от нарушений памяти, восприятия до нарушений интеллекта. Особенно часто перинатальная патология влияет на развитие и формирование сенсорного восприятия.
Вопросы, связанные с восприятием дошкольников и его формированием рассматривали в своих работах такие ученые, как Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др. Однако, вопросы связанные с формированием и развитием сенсорного восприятия у детей с перинатальным поражением центральной нервной системы недостаточно разработаны. Исследование формирования и развития сенсорного восприятия у детей с ППЦНС представляет определенный интерес, т.к. данное нарушение развития ребенка и вторично возникающее своеобразие в освоении сенсорных эталонов создает определенные трудности в развитии познавательных процессов, что необходимо в свою очередь, для успешного обучения ребенка в ДОУ и в школе.
Перинатальные поражения центральной нервной системы (ППЦНС) объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробный период, во время родов и в ранние сроки после рождения. Патогенными факторами могут быть заболевания матери в период беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации, нарушения обмена веществ), а также патологические состояния и многообразная акушерская патология. Помимо указанных факторов определенную роль играют некоторые химические и лекарственные препараты. Как правило, имеется отчетливая связь между временем патогенного воздействия на развивающийся организм и клиническими проявлениями: чем раньше в эмбриогенезе повреждается мозг, тем более выражены последствия вредоносных влияний. Основными вариантами последствий при перинатальном поражении центральной нервной системы могут стать: полное выздоровление, синдром вегетативно-висцералной дисфункции, задержка психического развития, эпилепсия, гидроцефалия, задержка речевого развития, ДЦП, невротические реакции, церебрастенический синдром, минимальные мозговые дисфункции.
По данным исследования Л.И. Фильчиковой, дети с ППЦНС без видимой патологии периферического отдела зрительного анализатора, имеют снижение остроты зрения, которое выражается в функциональных затруднениях при обнаружении и выделении объекта из фона, опознании объекта и в разрешающих способностях, характеризующихся минимально различимыми промежутками между двумя сигналами. Эти нарушения, по мнению Л.И. Фильчиковой, несомненно, влияют на зрительное восприятие детей данной категории и очень сходны по своим признакам с нарушениями восприятия у детей с ЗПР [2].
По данным исследования Э.Л. Фрухт, Р.В. Тонковой-Ямпольской, дети с диагнозом ППЦНС уже к 6 месяцам от рождения имеют задержку в развитии на 3-4 эпикризных срока, а к году это отставание увеличивается до 5. При отсутствии грамотной работы с ребенком с данным диагнозом специалистов: невролога, педиатра, дефектолога, психолога, к году отставание в развитии множественные отставания в развитии наблюдаются у 88,8% детей. Эти нарушения ухудшаются и к 2-3 годам, и влияют на дальнейшее развитие. У детей с последствиями перинатального поражения головного мозга в более старшем возрасте часто отмечаются нарушения адаптации к условиям внешней среды, проявляющиеся различными нарушениями поведения, невротическими проявлениями, синдромом гиперактивности, астеническим синдромом, школьной дезадаптацией, нарушением вегетативно-висцеральных функций и т.д. Поэтому очень важно, по мнению данных исследователей, организовать специальные обучающие условия, что будет способствовать полной реабилитации детей и их развитию в соответствии с нормой.
Обобщая вышеизложенное можно сказать о том, что перинатальное повреждение центральной нервной системы вызывает нарушение дальнейшего развития ребенка. В первую очередь это отражается на формировании психических функций: они формируются с большой задержкой. И конечно данный факт отражается на формировании восприятия в целом и развитии сенсорного восприятия в частности. А нарушение восприятия влечет за собой нарушение познавательной сферы. На тот период, когда ребенок попадает в детский сад, он уже имеет значительную задержку развития. Если у ребенка не была проведена соответствующая коррекционная работа, то ее необходимо проводит в условиях детского сада. Для этого необходимо специальное педагогическое воздействие, имеющее коррекционную направленность и учитывающее специфику данного нарушения.
У детей дошкольного возраста ведущий тип деятельности – это игра. Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В процессе игры воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности ребенка. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях детского сада. Поэтому, при формировании, мы рекомендуем основной формой проведения занятий – игру [4].
Поэтому мы предлагаем занятия по системе коррекционных занятий
М.В. Кашковской. Для каждого занятия мы подбирали по одной игре на формирование формы, величины, цвета и целостного восприятия [4].
Занятие № 1.
Задачи: учить практически различать форму – перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы держать предмет в руках, заранее готовить руку в соответствии с формой предмета; учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов; развивать умение работать с кистью и краской; учить подбирать одинаковые (парные) предметы по образцу, активизировать внимание.
Оборудование: подвешенные к веревке игрушки; шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой, маленький); парные игрушки (два мишки, две куклы, два зайца; второй набор: четыре куклы – две пары, отличающиеся друг от друга по величине, два одинаковых мишки и т.п.); листы цветного картона, черная гуашь, кисти.
Ход занятия:
Игра «Поймай игрушку». Педагог показывает ребенку заранее подвешенные игрушки, рассматривает их вместе с ребенком. Затем предлагает поймать 2 – 3 игрушки. Если ребенок поймал игрушку, но не смог удержать ее в руке, педагог предлагает поймать ее еще раз и помогает распределить пальцы на предмете. Форма не называется.
Игра «Спрячь шарик в ладошках». Педагог кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает детям, как спрятать шарик в ладошке. Потом предлагает 1 ребенку взять любой шарик и так же спрятать его. Если ребенок возьмет маленький шарик, то он справиться с заданием, если большой, то шарик остается видимым. Педагог говорит, что шарик не спрятался, его видно, потому что он большой. Потом опять просит спрятать шарик, другой. Результат выполнения задания педагог обсуждает с детьми.
Игра «Игрушки идут на праздник». Один комплект игрушек разложен на столе, другой на полке, находящейся на некотором расстоянии и говорит: «Куклы, мишки, зайки хотят идти на праздник парами, но не могут найти свои пары: мишке нужен такой же мишка, зайке – зайка, кукле – кукла. Помоги им». Дети подходят к столу, берут по одной игрушке и находят ей пару на соседнем столе, устанавливают их парами. Рисование следов мишки (больших) и зайки (маленьких).
Занятие № 2.
Задачи: учить учитывать величину в практической деятельности; учить выбору формы по образцу, сделать ее значимым для действия признаком; учить выбирать цвет по образцу, закреплять названия основных цветов; формировать целостный образ предмета, обращать внимание на пространственное и расположение деталей и на их соотношение с другими частями целого.
Оборудование: четыре куклы разного размера и комплекты одежды на них; флажки одного цвета, но разной формы по количеству детей; листы лото с квадратами разного цвета, могут отсутствовать квадраты того или иного цвета, карточки тех же цветов; части предметов, обтянутые материей и имеющие разные способы соединения.
Ход занятия:
Игра «Бегите ко мне». Дети под звуки бубна, с флажками в руках, расходятся по комнате. Затем, после прекращения звучания, педагог поднимает один из флажков и дети с такими же флажками подходят к нему. В процессе игры флажки педагога меняются. Сигналом служит форма флажка.
Игра «Лото». Необходимо к квадратам на листе подобрать карточки. Обращается внимание ребенка, правильно ли он подобрал карточку.
Игра «Оденем кукол». Педагог предлагает одеть кукол после сна, вначале предлагаются лишь две куклы, затем по мере освоения игры 3-4. При ошибке ребенка в подборе одежды по размеру, его не исправляют, он должен сам определить ошибку.
Игра «Сделай игрушку». Предлагается ребенку сделать игрушку из деталей. Игрушки обыгрываются [4].
Список использованных источников:
Зейгарник, Б.В. Патопсихология : [Учеб. для вузов по спец. "Психология"] / Б. В. Зейгарник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд-во МГУ, 1986. - 286,[1] с.
Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество [Текст] : опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Дагмар Альтхауз, Эрна Дум; рус. пер. под ред. В. В. Юртайкина. – Москва: Просвещение, 1984. – 62 с.
Гришвина, А.В. Игры – занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. – М., Просвещение, 1998.
Кашковская, М.В. Система развивающих занятий с детьми раннего дошкольного возраста. / М.В. Кашковская / Методист, 2007, №2, с. 28 – 40.