Малый бизнес в условиях пандемии - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Малый бизнес в условиях пандемии

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Роль малого бизнеса в рыночной экономике значительна: он обеспечивает гармоничное развитие государства, определяет темпы экономического роста и качество валового национального продукта, создает рабочие места. Малый бизнес напрямую связан с ВВП, производимым в стране, ведь состояние данного показателя значительно сказывается на экономике государства. Если развитие малого предпринимательства стимулируется, то начинает проявляться тенденция устранения кризисных явлений в экономике, ее формирование на более высоком уровне, а также увеличение доли предприятий малого бизнеса в ВВП государства.

Цель исследования. Охарактеризовать положение малого бизнеса в условиях пандемии и соответствующие меры, направленные на изменение ситуации.

Материал и методы исследования. Основой для написания работы послужили научные статьи, Интернет–ресурсы и данные Росстата. Были применены следующие методы: анализ, синтез и сравнительный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение. В 2019 году численность занятых на предприятиях малого и среднего предпринимательства составила 18,3 млн. человек, что свидетельствует об обеспечении этим сектором экономики около 25,6% рабочих мест [1]. Следует отметить, что сферами, где наблюдается самая высокая занятость, являются торговля, перерабатывающее производство, а также сфера услуг.

В связи с появлением новой вирусной инфекции COVID-19, 2020-2021 гг. стали настоящим испытанием для малого бизнеса. Около 1,95 млн. малых и средних предприятий прекратили свою работу из-за кризиса, вызванного введением ограничительных карантинных мер, а общее число МСП уменьшилось более чем на 4,2% [2]. Кроме того, по итогам 2020 года общая выручка малого бизнеса в Российской Федерации снизилась на 2,8 трлн. рублей, а количество занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса уменьшилось на 1,1 млн. человек. Наибольшее падение оборотов малого бизнеса было отмечено в третьем квартале 2020 года [3].

В основном, в упадке оказались сферы услуг, общепита и торговли. Отмечается, что наибольшие потери понесла туристическая отрасль, так как выручка её предприятий рухнула на 70% [3]. Следует отметить, что помимо сферы туризма, очень пострадали ресторанная отрасль, а также сфера красоты и моды, ведь запрет на большие скопления людей стал причиной закрытия кафе, ресторанов и салонов красоты.

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП Российской Федерации до пандемии составляла приблизительно 22%, но уже в 2020 году она снизилась до 19,9%, что отражает прежний уровень 2015 года [4].

Рис. 1 – Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России

Источник: [5].

Такая тенденция вовсе не является положительной, следовательно, государство заинтересовано в оказании поддержки малому бизнесу. Были приняты следующие меры:

В частности, были приняты налоговые послабления, предполагающие, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль, непрофильные расходы в виде затрат на тест-системы и маски, учитываться не будут.

Более того, субсидии, которые получат МСП для преодоления последствий появления новой коронавирусной инфекции, тоже попадают под налоговые послабления.

Также, предпринимателям малого бизнеса была оказана поддержка в виде приостановления проверок предприятий до конца 2020 года.

Возможность введения моратория на возбуждение дел о банкротстве, в свою очередь, позволила сохранить рабочие места и сами предприятия, так как пандемия значительно сказывалась на их финансовом состоянии.

Кроме того, было принято решение, что субъекты малого предпринимательства могут приобретать/арендовать государственное или муниципальное имущество; у МСП также есть возможность отсрочить выкупные платежи на срок от 6 месяцев до 1 года в данном случае.

Предприятия малого бизнеса в праве уплачивать штраф в течение 180 дней со дня вступления в законную силу самого постановления. Уточняется, что это не распространяется на штрафы, связанные с нарушением антиковидных мер [6].

Следует отметить, что каждое введение карантинных ограничений сильно бьёт по малому бизнесу и одной помощи от государства может быть недостаточно. Чтобы «выжить» в этот период, предприниматели малого бизнеса идут на принятие всевозможных мер. Например, пишут обращения в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей; только за 2020 год насчитывается около 4000 подобных обращений. Частой практикой также являются переговоры МСП с арендодателями с целью добиться снижения затрат на аренду, что приносит определенный результат: например, треть арендодателей сети кофеен Jeffreys Coffee разрешили вообще не платить за аренду определенное время, а остальная часть снизила плату на 50% [7]. Кроме этого, предприниматели малого бизнеса активно проводят оптимизацию на своих предприятиях: заключение соглашений с поставщиками о новых условиях поставок; сокращение сотрудников; смена маркетинговой стратегии, направленной на новый контингент клиентов; изменение месторасположения на более выгодное; освоение сети Интернет с целью открытия онлайн-продаж и многое другое.

Эксперты отмечают, что, несмотря на отрицательные тенденции, связанные с появлением новой коронавирусной инфекции, есть и положительные: пандемия поспособствовала снижению использования серых схем, а также увеличению уровня конкуренции в сфере малого бизнеса [8].

Считается, что на «обеление» бизнеса повлияло именно двукратное снижение ставки страховых взносов во внебюджетные фонды для развития малого бизнеса, ведь совмещение выплаты 15% взносов с зарплат сотрудников и возможность иметь государственные льготы – это гораздо выгоднее, чем скрывать свои доходы и платить «вчёрную». Причинами же повышения конкуренции считаются изменение модели поведения покупателей, а также изменение методов ведения бизнеса в связи с введением ограничений [8, 9]. Как уже упоминалось ранее, предприниматели малого бизнеса начали активно использовать Интернет и социальные сети для продвижения своих услуг, что позитивно сказалось на спросе: все больше и больше потребителей открывают для себя онлайн-шоппинг.

Выводы. Так, COVID-19 оказал огромное влияние на малый бизнес и экономику в целом. Следует отметить, что помимо возникновения отрицательных тенденций, присутствовали также и положительные моменты: в частности, произошло увеличения уровня конкуренции среди предприятий малого и среднего бизнеса, а также снизился показатель применения «серых схем». МСП играет большую роль в экономике государства, и без его дальнейшей поддержки далеко не все предприятия смогут «продержаться на плаву» до конца пандемии.

Список литературы

Назарова К. Сбербанк оценил долю занятых в малом и среднем бизнесе // [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/22/07/2019/5d3594ee9a79478645ac1102 (дата обращения: 20.11.2021).

Эксперты: малый бизнес смог выжить в пандемию, но говорить о полном восстановлении рано // [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/10575241 (дата обращения: 20.11.2021).

Малый бизнес России // [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/a/324862 (дата обращения: 20.11.2021).

Котченко К. Титов предложил восемь срочных мер для поддержки малого бизнеса в России // [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/28/06/2021/60d8cf9a9a7947507c663183 (дата обращения: 23.11.2021).

Росстат // [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/ (дата обращения: 23.11.2021).

Поддержка бизнеса в период распространения коронавируса: что сделано // [Электронный ресурс]. URL: http://duma.gov.ru/news/48315/ (дата обращения: 23.11.2021).

Подцероб М., Турунцев А. Как малый бизнес адаптируется к новым ограничительным мерам // [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2020/11/19/847663-malii-biznes (дата обращения: 23.11.2021).

Ткачёв И., Старостина Ю. Пандемия привела к росту конкуренции и обелению малого бизнеса // [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/20/11/2020/5fb785b39a79479cb5df86b1 (дата обращения: 23.11.2021).

Щербакова Л.Н., Евдокимова Е.К., Савинцева С.А. «Человек информационный» как новый субъект цифровой экономики // Фундаментальные исследования. 2019. №11. С.202-206

Просмотров работы: 111