Актуальность выбранной темы определяется необходимостью для субъектов хозяйствования реального сектора экономики рационального и эффективного использования экономических ресурсов, обеспечения их сохранности, минимизации непроизводительных расходов запасов (сырья, топлива и прочих материальных запасов). Наиболее действенным средством контроля в данном случае служит инвентаризация, позволяющая обеспечить высокий уровень достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. В процессе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств организации.
Научная новизна заключается в исследовании методологических аспектов инвентаризации и в возможности организации на предприятиях постоянного фактического контроля за наличием товарно-материальных ценностей в местах хранения (перманентная инвентаризация).
Цель статьи – исследовать вопросы, касающиеся содержания, принципов проведения, инвентаризации, ее связи с другими методами бухгалтерского учета, значения в сохранности собственности коммерческой организации
Методы исследования, применяемые в данной статье: анализ и синтез.
Инвентаризация позиционируется в качестве одного из элементов метода бухгалтерского учета. Вместе с тем, четкой формулировки термина «инвентаризация» законодательство Российской Федерации не содержит. Так, например, Приказ Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (в ред. от 11.04.2018) определяет цели инвентаризации, случаи ее обязательного проведения, порядок регулирования выявленных в ходе инвентаризации расхождений, но не содержит конкретного определения инвентаризации.
В общем смысле инвентаризация представляет собой способ сопоставления фактического наличия имущества предприятия или состояния его обязательств с данными учета. Процедура направлена на выявление излишков или недостач имущества, установление фактического состояния объектов, упорядочение имущественных отношений, оценку реальной задолженности, возможности снижения расходов, коррекцию учета и минимизацию фискальных рисков [1].
Инвентаризация – это определенная последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности [2].
Инвентаризация – это проверка наличия, состояния и оценки имущества и финансовых обязательств организации. Необходимо отметить, что инвентаризация сочетает в себе проверку фактического наличия активов и сверку полученной информации с учетными данными. Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации регулируется Приказом Министерства финансов РФ № 49 от 13.06.1995 года «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» [3].
В процессе инвентаризации решается ряд задач, основные из которых представлены на рисунке 1.
Рисунок 1- Ключевые задачи инвентаризации в организации [4]
Кроме решения ряда задач инвентаризация выполняет ряд функций: экономическую, идейно-воспитательную и социальную. Указанные функции взаимосвязаны и позволяют осуществлять бухгалтерский учет, экономический контроль, воспитывать у персонала бережное отношение к имуществу организации, допускать сотрудников к процессам контроля и учета [5].
Инвентаризация имеет ряд классификационных признаков. Критерии отнесения инвентаризации к тому или иному ее виду представлены в таблице 1.
Таблица 1
Виды инвентаризаций и их характеристика [8]
Наименования критерия |
Вид инвентаризации |
Отличительные особенности инвентаризации |
По обязательности проведения |
Обязательная |
Проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Инициативная |
Проводится по решению руководителя |
|
По периодичности |
Плановая |
Проводится в установленные порядком проведения инвентаризации сроки |
Внеплановая |
Проводится по решению руководителя организации вне утвержденного плана для обеспечения дополнительного контроля над сохранностью отдельных видов имущества, либо необходимость ее проведения предусмотрена законодательством |
|
По степени охвата |
Полная |
Проверке подлежат все объекты имущества и обязательств |
Частичная |
Проверке выборочно подлежит один или несколько видов имущества и обязательств |
|
По методу проведения |
Натуральная |
Проверка заключается в прямом непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера и тому подобного |
Документальная |
Проверка предполагает процедуру документального подтверждения фактического наличия объектов |
В ходе инвентаризации сопоставляется наличие имущества по факту с данными бухгалтерского учета, проверяется состояние исследуемого имущества организации: товарный вид, упаковка, условия хранения, использования.
При инвентаризации вверенного имущества необходимо присутствие материально ответственных сотрудников [6].
Во время инвентаризации материально ответственные лица проверяют сохранность и состояние имущества. Обязанность материально ответственного лица присутствовать при инвентаризации нужно предусмотреть также условиями договора о полной индивидуальной материальной ответственности [7].
Ситуации, при которых проведение инвентаризации обязательно, представлены на рисунке 2.
Рисунок 2- Ситуации, при которых проведение инвентаризации обязательно
Обязательная инвентаризация может быть плановой и внеплановой. Плановая инвентаризация – это проверка, которая проходит в соответствие с утвержденным заранее графиком. Годовую инвентаризацию перед подготовкой отчетности всегда проводят по графику.
Процесс инвентаризации в организации характеризуется внезапностью, наличием компетентной комиссии, участием материально-ответственных лиц, непрерывностью.
Технология проведения инвентаризации состоит из четырех этапов:
- подготовительный;
- проверка фактического наличия материальных ценностей;
- документальное оформление результатов инвентаризации;
- принятие решений руководителем по результатам инвентаризации.
Порядок проведения инвентаризации (обязательной, добровольной) отражается в учетной политике и утверждается приказом с указанием графика инвентаризаций в отчетном году, а также перечня имущества и обязательств, которые проверяют при каждой инвентаризации.
Инвентаризацию в организации, как правило, проводит специальная комиссия. Ее состав утверждает руководитель организации своим приказом, либо общим приказом на инвентаризацию. В комиссию могут входить административно-управленческий персонал, а также специалисты других служб и отделов организации. Работники не могут быть членами комиссии на том участке, где они материально ответственные лица.
Обязательных форм для инвентаризации нет. Исключение – отдельные виды имущества, за оборотом которого установлен государственный контроль, например оружие, патроны, наркотические и психотропные средства. Для обычного имущества существуют унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата от 18.08.1988 № 88. Их можно использовать при инвентаризации, но не обязательно. Формы Госкомстата можно дополнить необходимыми данными. Или же компания может разработать свои формы, в том числе взяв за основу формы Госкомстата.
Результаты инвентаризации фиксируются и оформляются надлежащим образом в инвентаризационной описи, которая передается в бухгалтерию предприятия для проверки и последующего составления сличительной ведомости.
В ряде случаев объективность результатов инвентаризации может вызывать сомнения. Такие случаи вероятны, когда:
- активы организации проверяются лишь один раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Это, как правило, авральный период и к такой форме контроля, где требуется личное участие всех сторон, на предприятиях позволяют себе относиться формально.
- весомый перечень наименований имущества в организации. При ограниченных сроках инвентаризации создает сложности при пересчете, обмере, взвешивании, требует дополнительного числа работников;
- выборочный подход к проверке и контролю. Инвентаризация проводится в отношении дорогостоящих и дефицитных товарно-материальных ценностей.
Кроме того, существенной проблемой проведения инвентаризации в период 2020-2021 гг. служит введение в России режима повышенной готовности, важным требованием которого является перевод части сотрудников на удаленный режим работы. Кроме того, даже при обычном режиме работы могут заболеть сотрудники, которые входят в комиссию, или материально ответственное лицо. Несмотря на все эти трудности, от обязанности проводить годовую инвентаризацию организации никто не освобождает. Чтобы успеть провести инвентаризацию, можно воспользоваться одним из следующих вариантов ее организации:
- провести инвентаризацию удаленно с помощью видеофиксации;
- предусмотреть резервный состав членов комиссии на случай болезни;
- перенести срок инвентаризации.
При любом способе организации инвентаризации необходимо обеспечить меры по защите сотрудников от инфекции. Способы организации инвентаризации в условиях короновирусной инфекции представлены в таблице 2.
Таблица 2- Способы организации инвентаризации в условиях короновирусной инфекции
Способ |
Когда выгодно применять |
Преимущества |
Недостатки |
Видеофиксация |
Часть сотрудников или все сотрудники переведены на удаленный режим. У организации есть отдаленные от основного офиса склады и другие подразделения |
Можно провести инвентаризацию с минимальным присутствием сотрудников в месте ревизии. Такой способ позволяет соблюсти требования властей об удаленной работе, а также минимизировать риски заражения |
Нужны технические средства и настройка сервиса для видеотрансляции. Нужно обучить сотрудников |
Резервный состав |
Если заболел один или несколько членов инвентаризационной комиссии. При этом предприятие работает в обычном режиме или частично на удаленном режиме. |
Можно оперативно заменить отсутствующего сотрудника, при этом не потребуется каких-либо дополнительных мероприятий |
При замене члена комиссии нужен новый приказ |
Перенос сроков инвентаризации |
Если заболело материально ответственное лицо |
Инвентаризация пройдет без нарушений. Отсутствие МОЛ может привести к признанию итогов инвентаризации недействительными |
Сроки инвентаризации затянутся. Нужен приказ о переносе сроков |
Инвентаризацию в форме видеофиксации имущества можно применять, если большая часть членов комиссии не может присутствовать на инвентаризации в связи с переводом сотрудников на удаленный режим. При таком способе инвентаризацию проводят путем пересчета ТМЦ в режиме онлайн по видеосвязи.
Резервный состав позволит оперативно заменить заболевшего члена комиссии, как для обычной, так и для удаленной инвентаризации. Заранее определите перечень сотрудников, которые смогут заменить членов комиссии в случае их болезни. Этих сотрудников внесите в приказ и ознакомьте с приказом под подпись.
Если материально ответственное лицо перед инвентаризацией или во время нее заболело, перенесите инвентаризацию на более поздний срок. Для этого издайте приказ о переносе сроков инвентаризации.
Таким образом, инвентаризация и на современном этапе остается основной формой контроля за наличием, состоянием и использованием имущества предприятия, позволяет своевременно выявлять потери и хищения, случаи бесхозяйственности, предотвращать указанные случаи в перспективе
В организационном плане процесс проведения инвентаризации в условиях введения режима повышенной готовности в условиях пандемии должен проводится с применением современных форм организации процесса: удаленно с помощью видеоконференции и видеофиксации, формирования резервного состава инвентаризационной комиссии, перенесения сроков инвентаризации.
Список источников:
Авдеев А.А. Порядок проведения инвентаризации / А.А. Авдеев // Все для бухгалтера. – 2017. – № 12. – С. 59-63.
Манохова С.В. Порядок проведения инвентаризации / С.В. Манохова // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2018. – № 11. – С. 63-78.
Об утверждении положения о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ № 107 от 25.02.2011 года (в ред. от 26.08.2013 года) [Электронный ресурс] / СПС «Гарант». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111243/ (Дата обращения 12.10.2021).
Белецкая Ю.А. Инвентаризация: налоговые последствия / Ю.А. Белецкая // Налог на прибыль: учет доходов и расходов. – 2014. – № 12. – С. 53-64.
Платонов С.С. Инвентаризация как основной элемент внутреннего экономического контроля на предприятии / С.С. Платонов // Синергия наук. – 2018. – № 30. – С 484-488.
Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (в ред. от 08.11.2010 № 142н) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7152/ (Дата обращения 12.10.2021).
Об обязанности материально ответственных лиц участвовать в проведении инвентаризации, ревизий и иных проверок сохранности и состояния вверенного им имущества: Письмо от 15 июля 2008 года N 07-05-12/16 [Электронный ресурс] / Электронный фонд нормативной и правовой документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902122255 (Дата обращения 12.10.2021).
Лебедева Н.В. Инвентаризация товарно-материальных ценностей и основных средств / Н.В. Лебедева // Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2013. – № 10. – С. 27-34.
Разгулин С.В. «Как провести инвентаризацию / С.В. Разгулин – [Электронный ресурс] / БСС «Система Главбух». – Режим доступа: https://vip.1gl.ru/#/document/16/70923/bssPhr43/?of=copy-7e7d2119de (Дата обращения 12.10.2021).