Инвентаризация и ее значение в сохранности собственности организации - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Инвентаризация и ее значение в сохранности собственности организации

Щепилова Ю.Н. 1, Панова И.В. 1
1Филиал ФГБОУ ВО Владивостокский государственный университет экономики и сервиса в г. Находка, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Актуальность выбранной темы определяется необходимостью для субъектов хозяйствования реального сектора экономики рационального и эффективного использования экономических ресурсов, обеспечения их сохранности, минимизации непроизводительных расходов запасов (сырья, топлива и прочих материальных запасов). Наиболее действенным средством контроля в данном случае служит инвентаризация, позволяющая обеспечить высокий уровень достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. В процессе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств организации.

Научная новизна заключается в исследовании методологических аспектов инвентаризации и в возможности организации на предприятиях постоянного фактического контроля за наличием товарно-материальных ценностей в местах хранения (перманентная инвентаризация).

Цель статьи – исследовать вопросы, касающиеся содержания, принципов проведения, инвентаризации, ее связи с другими методами бухгалтерского учета, значения в сохранности собственности коммерческой организации

Методы исследования, применяемые в данной статье: анализ и синтез.

Инвентаризация позиционируется в качестве одного из элементов метода бухгалтерского учета. Вместе с тем, четкой формулировки термина «инвентаризация» законодательство Российской Федерации не содержит. Так, например, Приказ Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (в ред. от 11.04.2018) определяет цели инвентаризации, случаи ее обязательного проведения, порядок регулирования выявленных в ходе инвентаризации расхождений, но не содержит конкретного определения инвентаризации.

В общем смысле инвентаризация представляет собой способ сопоставления фактического наличия имущества предприятия или состояния его обязательств с данными учета. Процедура направлена на выявление излишков или недостач имущества, установление фактического состояния объектов, упорядочение имущественных отношений, оценку реальной задолженности, возможности снижения расходов, коррекцию учета и минимизацию фискальных рисков [1].

Инвентаризация – это определенная последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности [2].

Инвентаризация – это проверка наличия, состояния и оценки имущества и финансовых обязательств организации. Необходимо отметить, что инвентаризация сочетает в себе проверку фактического наличия активов и сверку полученной информации с учетными данными. Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации регулируется Приказом Министерства финансов РФ № 49 от 13.06.1995 года «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» [3].

В процессе инвентаризации решается ряд задач, основные из которых представлены на рисунке 1.

Рисунок 1- Ключевые задачи инвентаризации в организации [4]

Кроме решения ряда задач инвентаризация выполняет ряд функций: экономическую, идейно-воспитательную и социальную. Указанные функции взаимосвязаны и позволяют осуществлять бухгалтерский учет, экономический контроль, воспитывать у персонала бережное отношение к имуществу организации, допускать сотрудников к процессам контроля и учета [5].

Инвентаризация имеет ряд классификационных признаков. Критерии отнесения инвентаризации к тому или иному ее виду представлены в таблице 1.

Таблица 1

Виды инвентаризаций и их характеристика [8]

Наименования критерия

Вид инвентаризации

Отличительные особенности инвентаризации

По обязательности проведения

Обязательная

Проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации

Инициативная

Проводится по решению руководителя

По периодичности

Плановая

Проводится в установленные порядком проведения инвентаризации сроки

Внеплановая

Проводится по решению руководителя организации вне утвержденного плана для обеспечения дополнительного контроля над сохранностью отдельных видов имущества, либо необходимость ее проведения предусмотрена законодательством

По степени охвата

Полная

Проверке подлежат все объекты имущества и обязательств

Частичная

Проверке выборочно подлежит один или несколько видов имущества и обязательств

По методу проведения

Натуральная

Проверка заключается в прямом непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера и тому подобного

Документальная

Проверка предполагает процедуру документального подтверждения фактического наличия объектов

В ходе инвентаризации сопоставляется наличие имущества по факту с данными бухгалтерского учета, проверяется состояние исследуемого имущества организации: товарный вид, упаковка, условия хранения, использования.

При инвентаризации вверенного имущества необходимо присутствие материально ответственных сотрудников [6].

Во время инвентаризации материально ответственные лица проверяют сохранность и состояние имущества. Обязанность материально ответственного лица присутствовать при инвентаризации нужно предусмотреть также условиями договора о полной индивидуальной материальной ответственности [7].

Ситуации, при которых проведение инвентаризации обязательно, представлены на рисунке 2.

Рисунок 2- Ситуации, при которых проведение инвентаризации обязательно

Обязательная инвентаризация может быть плановой и внеплановой. Плановая инвентаризация – это проверка, которая проходит в соответствие с утвержденным заранее графиком. Годовую инвентаризацию перед подготовкой отчетности всегда проводят по графику.

Процесс инвентаризации в организации характеризуется внезапностью, наличием компетентной комиссии, участием материально-ответственных лиц, непрерывностью.

Технология проведения инвентаризации состоит из четырех этапов:

- подготовительный;

- проверка фактического наличия материальных ценностей;

- документальное оформление результатов инвентаризации;

- принятие решений руководителем по результатам инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризации (обязательной, добровольной) отражается в учетной политике и утверждается приказом с указанием графика инвентаризаций в отчетном году, а также перечня имущества и обязательств, которые проверяют при каждой инвентаризации.

Инвентаризацию в организации, как правило, проводит специальная комиссия. Ее состав утверждает руководитель организации своим приказом, либо общим приказом на инвентаризацию. В комиссию могут входить административно-управленческий персонал, а также специалисты других служб и отделов организации. Работники не могут быть членами комиссии на том участке, где они материально ответственные лица.

Обязательных форм для инвентаризации нет. Исключение – отдельные виды имущества, за оборотом которого установлен государственный контроль, например оружие, патроны, наркотические и психотропные средства. Для обычного имущества существуют унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата от 18.08.1988 № 88. Их можно использовать при инвентаризации, но не обязательно. Формы Госкомстата можно дополнить необходимыми данными. Или же компания может разработать свои формы, в том числе взяв за основу формы Госкомстата.

Результаты инвентаризации фиксируются и оформляются надлежащим образом в инвентаризационной описи, которая передается в бухгалтерию предприятия для проверки и последующего составления сличительной ведомости.

В ряде случаев объективность результатов инвентаризации может вызывать сомнения. Такие случаи вероятны, когда:

- активы организации проверяются лишь один раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Это, как правило, авральный период и к такой форме контроля, где требуется личное участие всех сторон, на предприятиях позволяют себе относиться формально.

- весомый перечень наименований имущества в организации. При ограниченных сроках инвентаризации создает сложности при пересчете, обмере, взвешивании, требует дополнительного числа работников;

- выборочный подход к проверке и контролю. Инвентаризация проводится в отношении дорогостоящих и дефицитных товарно-материальных ценностей.

Кроме того, существенной проблемой проведения инвентаризации в период 2020-2021 гг. служит введение в России режима повышенной готовности, важным требованием которого является перевод части сотрудников на удаленный режим работы. Кроме того, даже при обычном режиме работы могут заболеть сотрудники, которые входят в комиссию, или материально ответственное лицо. Несмотря на все эти трудности, от обязанности проводить годовую инвентаризацию организации никто не освобождает. Чтобы успеть провести инвентаризацию, можно воспользоваться одним из следующих вариантов ее организации:

- провести инвентаризацию удаленно с помощью видеофиксации;

- предусмотреть резервный состав членов комиссии на случай болезни;

- перенести срок инвентаризации.

При любом способе организации инвентаризации необходимо обеспечить меры по защите сотрудников от инфекции. Способы организации инвентаризации в условиях короновирусной инфекции представлены в таблице 2.

Таблица 2- Способы организации инвентаризации в условиях короновирусной инфекции

Способ

Когда выгодно применять

Преимущества

Недостатки

Видеофиксация

Часть сотрудников или все сотрудники переведены на удаленный режим.

У организации есть отдаленные от основного офиса склады и другие подразделения

Можно провести инвентаризацию с минимальным присутствием сотрудников в месте ревизии.

Такой способ позволяет соблюсти требования властей об удаленной работе, а также минимизировать риски заражения

Нужны технические средства и настройка сервиса для видеотрансляции.

Нужно обучить сотрудников

Резервный состав

Если заболел один или несколько членов инвентаризационной комиссии. При этом предприятие работает в обычном режиме или частично на удаленном режиме.

Можно оперативно заменить отсутствующего сотрудника, при этом не потребуется каких-либо дополнительных мероприятий

При замене члена комиссии нужен новый приказ

Перенос сроков инвентаризации

Если заболело материально ответственное лицо

Инвентаризация пройдет без нарушений. Отсутствие МОЛ может привести к признанию итогов инвентаризации недействительными

Сроки инвентаризации затянутся. Нужен приказ о переносе сроков

Инвентаризацию в форме видеофиксации имущества можно применять, если большая часть членов комиссии не может присутствовать на инвентаризации в связи с переводом сотрудников на удаленный режим. При таком способе инвентаризацию проводят путем пересчета ТМЦ в режиме онлайн по видеосвязи.

Резервный состав позволит оперативно заменить заболевшего члена комиссии, как для обычной, так и для удаленной инвентаризации. Заранее определите перечень сотрудников, которые смогут заменить членов комиссии в случае их болезни. Этих сотрудников внесите в приказ и ознакомьте с приказом под подпись.

Если материально ответственное лицо перед инвентаризацией или во время нее заболело, перенесите инвентаризацию на более поздний срок. Для этого издайте приказ о переносе сроков инвентаризации.

Таким образом, инвентаризация и на современном этапе остается основной формой контроля за наличием, состоянием и использованием имущества предприятия, позволяет своевременно выявлять потери и хищения, случаи бесхозяйственности, предотвращать указанные случаи в перспективе

В организационном плане процесс проведения инвентаризации в условиях введения режима повышенной готовности в условиях пандемии должен проводится с применением современных форм организации процесса: удаленно с помощью видеоконференции и видеофиксации, формирования резервного состава инвентаризационной комиссии, перенесения сроков инвентаризации.

Список источников:

Авдеев А.А. Порядок проведения инвентаризации / А.А. Авдеев // Все для бухгалтера. – 2017. – № 12. – С. 59-63.

Манохова С.В. Порядок проведения инвентаризации / С.В. Манохова // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2018. – № 11. – С. 63-78.

Об утверждении положения о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ № 107 от 25.02.2011 года (в ред. от 26.08.2013 года) [Электронный ресурс] / СПС «Гарант». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111243/ (Дата обращения 12.10.2021).

Белецкая Ю.А. Инвентаризация: налоговые последствия / Ю.А. Белецкая // Налог на прибыль: учет доходов и расходов. – 2014. – № 12. – С. 53-64.

Платонов С.С. Инвентаризация как основной элемент внутреннего экономического контроля на предприятии / С.С. Платонов // Синергия наук. – 2018. – № 30. – С 484-488.

Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (в ред. от 08.11.2010 № 142н) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7152/ (Дата обращения 12.10.2021).

Об обязанности материально ответственных лиц участвовать в проведении инвентаризации, ревизий и иных проверок сохранности и состояния вверенного им имущества: Письмо от 15 июля 2008 года N 07-05-12/16 [Электронный ресурс] / Электронный фонд нормативной и правовой документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902122255 (Дата обращения 12.10.2021).

Лебедева Н.В. Инвентаризация товарно-материальных ценностей и основных средств / Н.В. Лебедева // Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2013. – № 10. – С. 27-34.

Разгулин С.В. «Как провести инвентаризацию / С.В. Разгулин – [Электронный ресурс] / БСС «Система Главбух». – Режим доступа: https://vip.1gl.ru/#/document/16/70923/bssPhr43/?of=copy-7e7d2119de (Дата обращения 12.10.2021).

Просмотров работы: 200