Анализ развития культурной сферы г. Находки в рамках деятельности МБУК «Театр кукол» - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Анализ развития культурной сферы г. Находки в рамках деятельности МБУК «Театр кукол»

Романович А.В. 1, Панова И.В. 2
1филиал Владивостокского государственного университета экономики и сервиса в г. Находке
2ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА. ФИЛИАЛ В Г. НАХОДКЕ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Актуальность темы исследования. Сегодня учреждения культуры формируют культуру населения городов. Следует отметить, основными целями государства в сфере культуры являются: повышение общекультурного уровня общества, оснащение экономики и социальной сферы специалистами, удовлетворение культурных потребностей населения.

В настоящее время весьма актуальной является проблема развития культуры муниципальных образований. Формирование культуры ребенка предопределяет его будущий культурный уровень и нравственность. В формировании культуры ребенка большую роль играют учреждения сферы культуры, в том числе и театр кукол.

Уже к началу двадцать первого века в ходе обоснования театральной действительности четко обозначились общекультурные основы и принципы.

Сформирована определенная структура, наделенная особыми воспитательными, идеологическими, эстетическими функциями в вопросах воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста - Театр кукол [1].

Значимость работы заключается в проведенном анализе деятельности учреждения культуры на примере МБУК «Театр кукол» г. Находка.

Предмет исследования: муниципальное бюджетное учреждение культуры «Театр кукол» города Находка.

Объект исследования: государственное управление культурной сферой.

Целью работы является исследование деятельности муниципальное бюджетное учреждение культуры «Театр кукол» города Находка и выработка рекомендаций по его совершенствованию.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры «Театр кукол» города Находка.

Государственное управление – организованный процесс руководства, регулирования и контроля со стороны государственных органов за развитием различных сфер общественной жизни. Это универсальный комплекс публично-властных полномочий.

Очевидно, что особенности государственного управления в области культуры зависят от рамок устоявшегося понимания содержания понятия «культуры» и пределов области культуры, от принятого в данном конкретном государстве понимания пределов вмешательства и пределов невмешательства государства в область культуры, а также от особенностей и состояния культуры в конкретном государстве [2].

Сегментами предметно-объектной области (или, иначе, направлениями публичного управления) являются следующие:

сфера библиотечной деятельности и функционирования библиотечных организаций;

сфера музейной деятельности и функционирования музейных организаций;

сфера театрального искусства и театральной деятельности, функционирования театральных учреждений;

сфера кинематографа;

сфера народного творчества;

сфера танцевального искусства и хореографии, функционирования балетных учреждений;

сфера изобразительного и скульптурного искусства;

сфера музыкального искусства;

сфера циркового искусства, функционирования цирковых учреждений;

сфера археологической деятельности;

направление охраны материальных памятников истории и культуры [3].

Под управлением в сфере культуры, понимается деятельность, направленная на эффективную организацию функционирования отраслей, учреждений и иных институтов сферы культуры, для достижения поставленных ими целей и выполнения своей общественной миссии.

При этом, сфера культуры как область государственного управления имеет определенную специфику, не позволяющую применять в ее отношении стандартные подходы и методы.

Особенности государственного управления в области культуры зависят от рамок устоявшегося понимания содержания понятия «культуры», от принятого понимания пределов вмешательства и пределов невмешательства государства в область культуры, а также от особенностей и состояния культуры в конкретном государстве.

В Российской Федерации выделяют следующие направления и инструменты государственного управления в области культуры:

сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России, повышение доступности культурных благ для населения;

обеспечение благоприятных условий для развития сферы культуры и искусств, в частности, в виде предоставления поддержки, в том числе финансовой, культурным организациям и учреждениям, в форме создания государственных культурных учреждений, а также в форме предоставления государственных грантов;

создание культурной среды, способствующей творческому развитию личности, повышению человеческого капитала общества;

поощрение государством участия в культурной жизни всего населения, в частности, в виде обеспечения культурных прав человека, поощрение развития массовой культуры, а также в виде развития библиотечных ресурсов;

поддержка литературы и искусства, кинематографа, театра, цирка, музыкальной сферы;

поддержка культурно-рекреационных проектов и пространств;

поддержка народного искусства и творчества;

совершенствование системы образования и науки в сфере культуры;

сохранение и культурного наследия народов России как основы культурной идентификации и единства российского общества;

совершенствование нормативно-правовой базы системы охраны и использования культурного наследия;

поддержка культурно-познавательного туризма;

осуществление контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия;

укрепление позитивного образа России за рубежом и развитие связей с соотечественниками [4].

При этом, государство с одной стороны, формирует культурную жизнь общества в целом, с другой стороны, согласовывает культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей.

На государственном уровне управление в области культуры осуществляет Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России). Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории [5].

Анализ статистических данных по культуре в Приморском крае показал прирост численности зрителей театров.

В 2020 году произошел рост по следующим показателям: численность зрителей театров 101,7%. По остальным показателям отмечается снижение, это в первую очередь связано с режимом самоизоляции и ограничительных мерах, которые были введены в 2020 году в связи пандемией короновируса.

Сеть муниципальных учреждений культуры Находкинского городского округа состоит из 18 юридических лиц, включающих в себя: учреждения культурно-досугового и музейного типа, библиотеки, театр кукол, школы искусств.

В России, финансирование сферы культуры и кинематографии находится на предпоследнем месте из всех предусмотренных расходов.

Ситуация с финансированием сферы культуры в муниципальных образованиях также оставляет желать лучшего. Такая ситуация наблюдается повсеместно, что требует от органов местного самоуправления вести поиск более эффективных механизмов управления в сфере культуры. Одним из таких механизмов признано программно-целевое управление.

На территории города Находка реализуется муниципальная программа «Развитие культуры в Находкинском городском округе» на 2019-2023 годы. Цель программы: создание условий для дальнейшего развития сферы культуры и искусства, сохранение и приумножение культурного наследия Находкинского городского округа.

Таким образом, можно констатировать, что применение программно-целевого управления в сфере культуры муниципального образования является одним из эффективных методов, который позволяет решать масштабные проблемы, тем самым обеспечивая гражданам муниципального образования максимальный доступ к культурным благам. В то же время эффективность реализации программно-целевого управления в сфере культуры муниципального образования зависит от грамотного управленческого подхода к разработке его механизмов [6].

Театр кукол г. Находка был образован 24 октября 1978 года, в октябре 1989 года получил статус муниципального. Со дня основания и по сегодняшний день в Театре Кукол подготовлено более 55 постановок и спектаклей для детей и не только.

Показатели говорят об ухудшении экономической ситуации МБУК «Кукольный театр». Главной причиной ухудшения финансового состояния является рост расходов театра и снижение суммы чистой прибыли до 0, изношенность фондов, отсутствие поддержки со стороны государства.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что благоприятным финансовое положение театра было в 2019 году. Так, например, в 2019 году предприятие имело чистую прибыль, по сравнению с 2020 годом, когда чистая прибыль была отрицательна, а расходы превышали доходы.

Можно сделать следующие выводы:

- в 2020 году произошел рост выручки от реализации услуг на 1504 тыс. руб;

- в 2019 году себестоимость упала на 7094 тыс. руб., а в 2020 году снова выросла на 1903 тыс. руб.;

- в 2018 году прибыль от реализации в театре услуг была отрицательна, соответственно и чистая прибыль была равна 0;

- в 2019 году прибыль от продаж была равна 89 тыс. руб., что обусловлено снижением себестоимости услуг и ростом объемов реализации, налог на прибыль в 2019 году составил 25 тыс. руб., а чистая прибыль – 71 тыс. руб;

- в 2020 году прибыль также была отрицательная, а чистая прибыль равна 0.

Предлагается внедрить Social Media Marketing (SMM) – комплекс мероприятий по продвижению проектов в социальных сетях (Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter, Instagram, YouTube) в МБУК «Театр кукол» с целью улучшения деятельности данного учреждения.

Главными площадками продвижения являются такие социальные сети, как Вконтакте, Instagram, Facebook, YouTube, на которых будет постоянно вестись активная работа по взаимодействию с потенциальными зрителями:

Live трансляции из-за кулис во время репетиций под названием «Театр кукол»: ближе, чем кажется»;

программа «Театр кукол» – взрослым», суть которой в том, что взрослые люди, граждане РФ с 25 лет, могут приобрести билеты по специальным ценам при предъявлении паспорта или при создании постов с упоминанием этой программы в других сетях;

еженедельная рубрика #ТеатркуколМоимиГлазами, где подписчикам надо выложить к себе в профиль красивую фотографию из театра во время или после посещения со специальным хэштегом #ТеатркуколМоимиГлазами и наиболее красивую и интересную фотографию репостят на страницу МБУК «Театр кукол» с отметкой автора);

закрытые экскурсии для блогеров-фотографов из Instagram с целью привлечения новых подписчиков и создания нового фото контента.

Было выяснено, что в МБУК «Театр кукол» очень мало гастролей, другие театры редко приезжают в Находку, сам театр очень редко выезжает.

Предлагается развивать гастрольную деятельность в МБУК «Театр кукол». Для этого необходимо внедрить проектный менеджмент.

Предлагается создание взаимодействие театра с социальными и муниципальными учреждениями в целях получения государственного и муниципального финансирования деятельности театра кукол. В работе разработанный список мероприятий

Для решения проблемы финансирования предлагается создание взаимодействие театра с социальными и муниципальными учреждениями в целях получения государственного и муниципального финансирования деятельности театра кукол [7].

По нашим расчетам, проведение мероприятий в рамках государственной поддержки позволит получить театру дополнительный доход в сумме 175000 руб. в 2022 году.

Таким образом:

финансовая неустойчивость театра на сегодня требует необходимости внедрения мероприятий по росту объемов реализации и значения прибыли;

центральным направлением роста объем продаж для театра выступает внедрение рекламы для привлечения зрительского интереса к деятельности театра;

работа с государственными заказами поможет выйти театру в прибыль.

____________________________________

Комадорова И.В. Субстрат культуры как фактор динамических трансформаций в условиях полиэтничности / И.В. Комадорова // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского: Серия Социальные науки.- 2018.-№ 4(12).-С. 119.

Семенов В.С. Культура и развитие человека / В.С. Семенов // Вопросы философии. - 2018. - № 4. - С. 15-29.

Адамова О. В. Программно-целевое управление в сфере культуры муниципального образования / О.В. Адамова // Аллея науки. – 2020. - №5. – С. 97-102.

Друкер П. Эффективное управление / П. Друкер. – Москва: АСТ, 2019.- 300 с.

Мельков С.А. Государственное и муниципальное управление культурой / С.А. Мельков. - Москва: КноРус, 2018. - 294 c.

Мусабирова Д.А. Сущность и назначение программно-целевого подхода в муниципальном управлении / Д.А. Мусабирова // Тенденции развития науки и образования. -2018. - № 38-3. - С. 37-39.

Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский. - Москва: Лань, 2018. - 382 c.

Просмотров работы: 22