Актуальность темы исследования. Сегодня учреждения культуры формируют культуру населения городов. Следует отметить, основными целями государства в сфере культуры являются: повышение общекультурного уровня общества, оснащение экономики и социальной сферы специалистами, удовлетворение культурных потребностей населения.
В настоящее время весьма актуальной является проблема развития культуры муниципальных образований. Формирование культуры ребенка предопределяет его будущий культурный уровень и нравственность. В формировании культуры ребенка большую роль играют учреждения сферы культуры, в том числе и театр кукол.
Уже к началу двадцать первого века в ходе обоснования театральной действительности четко обозначились общекультурные основы и принципы.
Сформирована определенная структура, наделенная особыми воспитательными, идеологическими, эстетическими функциями в вопросах воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста - Театр кукол [1].
Значимость работы заключается в проведенном анализе деятельности учреждения культуры на примере МБУК «Театр кукол» г. Находка.
Предмет исследования: муниципальное бюджетное учреждение культуры «Театр кукол» города Находка.
Объект исследования: государственное управление культурной сферой.
Целью работы является исследование деятельности муниципальное бюджетное учреждение культуры «Театр кукол» города Находка и выработка рекомендаций по его совершенствованию.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры «Театр кукол» города Находка.
Государственное управление – организованный процесс руководства, регулирования и контроля со стороны государственных органов за развитием различных сфер общественной жизни. Это универсальный комплекс публично-властных полномочий.
Очевидно, что особенности государственного управления в области культуры зависят от рамок устоявшегося понимания содержания понятия «культуры» и пределов области культуры, от принятого в данном конкретном государстве понимания пределов вмешательства и пределов невмешательства государства в область культуры, а также от особенностей и состояния культуры в конкретном государстве [2].
Сегментами предметно-объектной области (или, иначе, направлениями публичного управления) являются следующие:
сфера библиотечной деятельности и функционирования библиотечных организаций;
сфера музейной деятельности и функционирования музейных организаций;
сфера театрального искусства и театральной деятельности, функционирования театральных учреждений;
сфера кинематографа;
сфера народного творчества;
сфера танцевального искусства и хореографии, функционирования балетных учреждений;
сфера изобразительного и скульптурного искусства;
сфера музыкального искусства;
сфера циркового искусства, функционирования цирковых учреждений;
сфера археологической деятельности;
направление охраны материальных памятников истории и культуры [3].
Под управлением в сфере культуры, понимается деятельность, направленная на эффективную организацию функционирования отраслей, учреждений и иных институтов сферы культуры, для достижения поставленных ими целей и выполнения своей общественной миссии.
При этом, сфера культуры как область государственного управления имеет определенную специфику, не позволяющую применять в ее отношении стандартные подходы и методы.
Особенности государственного управления в области культуры зависят от рамок устоявшегося понимания содержания понятия «культуры», от принятого понимания пределов вмешательства и пределов невмешательства государства в область культуры, а также от особенностей и состояния культуры в конкретном государстве.
В Российской Федерации выделяют следующие направления и инструменты государственного управления в области культуры:
сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России, повышение доступности культурных благ для населения;
обеспечение благоприятных условий для развития сферы культуры и искусств, в частности, в виде предоставления поддержки, в том числе финансовой, культурным организациям и учреждениям, в форме создания государственных культурных учреждений, а также в форме предоставления государственных грантов;
создание культурной среды, способствующей творческому развитию личности, повышению человеческого капитала общества;
поощрение государством участия в культурной жизни всего населения, в частности, в виде обеспечения культурных прав человека, поощрение развития массовой культуры, а также в виде развития библиотечных ресурсов;
поддержка литературы и искусства, кинематографа, театра, цирка, музыкальной сферы;
поддержка культурно-рекреационных проектов и пространств;
поддержка народного искусства и творчества;
совершенствование системы образования и науки в сфере культуры;
сохранение и культурного наследия народов России как основы культурной идентификации и единства российского общества;
совершенствование нормативно-правовой базы системы охраны и использования культурного наследия;
поддержка культурно-познавательного туризма;
осуществление контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия;
укрепление позитивного образа России за рубежом и развитие связей с соотечественниками [4].
При этом, государство с одной стороны, формирует культурную жизнь общества в целом, с другой стороны, согласовывает культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей.
На государственном уровне управление в области культуры осуществляет Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России). Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории [5].
Анализ статистических данных по культуре в Приморском крае показал прирост численности зрителей театров.
В 2020 году произошел рост по следующим показателям: численность зрителей театров 101,7%. По остальным показателям отмечается снижение, это в первую очередь связано с режимом самоизоляции и ограничительных мерах, которые были введены в 2020 году в связи пандемией короновируса.
Сеть муниципальных учреждений культуры Находкинского городского округа состоит из 18 юридических лиц, включающих в себя: учреждения культурно-досугового и музейного типа, библиотеки, театр кукол, школы искусств.
В России, финансирование сферы культуры и кинематографии находится на предпоследнем месте из всех предусмотренных расходов.
Ситуация с финансированием сферы культуры в муниципальных образованиях также оставляет желать лучшего. Такая ситуация наблюдается повсеместно, что требует от органов местного самоуправления вести поиск более эффективных механизмов управления в сфере культуры. Одним из таких механизмов признано программно-целевое управление.
На территории города Находка реализуется муниципальная программа «Развитие культуры в Находкинском городском округе» на 2019-2023 годы. Цель программы: создание условий для дальнейшего развития сферы культуры и искусства, сохранение и приумножение культурного наследия Находкинского городского округа.
Таким образом, можно констатировать, что применение программно-целевого управления в сфере культуры муниципального образования является одним из эффективных методов, который позволяет решать масштабные проблемы, тем самым обеспечивая гражданам муниципального образования максимальный доступ к культурным благам. В то же время эффективность реализации программно-целевого управления в сфере культуры муниципального образования зависит от грамотного управленческого подхода к разработке его механизмов [6].
Театр кукол г. Находка был образован 24 октября 1978 года, в октябре 1989 года получил статус муниципального. Со дня основания и по сегодняшний день в Театре Кукол подготовлено более 55 постановок и спектаклей для детей и не только.
Показатели говорят об ухудшении экономической ситуации МБУК «Кукольный театр». Главной причиной ухудшения финансового состояния является рост расходов театра и снижение суммы чистой прибыли до 0, изношенность фондов, отсутствие поддержки со стороны государства.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что благоприятным финансовое положение театра было в 2019 году. Так, например, в 2019 году предприятие имело чистую прибыль, по сравнению с 2020 годом, когда чистая прибыль была отрицательна, а расходы превышали доходы.
Можно сделать следующие выводы:
- в 2020 году произошел рост выручки от реализации услуг на 1504 тыс. руб;
- в 2019 году себестоимость упала на 7094 тыс. руб., а в 2020 году снова выросла на 1903 тыс. руб.;
- в 2018 году прибыль от реализации в театре услуг была отрицательна, соответственно и чистая прибыль была равна 0;
- в 2019 году прибыль от продаж была равна 89 тыс. руб., что обусловлено снижением себестоимости услуг и ростом объемов реализации, налог на прибыль в 2019 году составил 25 тыс. руб., а чистая прибыль – 71 тыс. руб;
- в 2020 году прибыль также была отрицательная, а чистая прибыль равна 0.
Предлагается внедрить Social Media Marketing (SMM) – комплекс мероприятий по продвижению проектов в социальных сетях (Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter, Instagram, YouTube) в МБУК «Театр кукол» с целью улучшения деятельности данного учреждения.
Главными площадками продвижения являются такие социальные сети, как Вконтакте, Instagram, Facebook, YouTube, на которых будет постоянно вестись активная работа по взаимодействию с потенциальными зрителями:
Live трансляции из-за кулис во время репетиций под названием «Театр кукол»: ближе, чем кажется»;
программа «Театр кукол» – взрослым», суть которой в том, что взрослые люди, граждане РФ с 25 лет, могут приобрести билеты по специальным ценам при предъявлении паспорта или при создании постов с упоминанием этой программы в других сетях;
еженедельная рубрика #ТеатркуколМоимиГлазами, где подписчикам надо выложить к себе в профиль красивую фотографию из театра во время или после посещения со специальным хэштегом #ТеатркуколМоимиГлазами и наиболее красивую и интересную фотографию репостят на страницу МБУК «Театр кукол» с отметкой автора);
закрытые экскурсии для блогеров-фотографов из Instagram с целью привлечения новых подписчиков и создания нового фото контента.
Было выяснено, что в МБУК «Театр кукол» очень мало гастролей, другие театры редко приезжают в Находку, сам театр очень редко выезжает.
Предлагается развивать гастрольную деятельность в МБУК «Театр кукол». Для этого необходимо внедрить проектный менеджмент.
Предлагается создание взаимодействие театра с социальными и муниципальными учреждениями в целях получения государственного и муниципального финансирования деятельности театра кукол. В работе разработанный список мероприятий
Для решения проблемы финансирования предлагается создание взаимодействие театра с социальными и муниципальными учреждениями в целях получения государственного и муниципального финансирования деятельности театра кукол [7].
По нашим расчетам, проведение мероприятий в рамках государственной поддержки позволит получить театру дополнительный доход в сумме 175000 руб. в 2022 году.
Таким образом:
финансовая неустойчивость театра на сегодня требует необходимости внедрения мероприятий по росту объемов реализации и значения прибыли;
центральным направлением роста объем продаж для театра выступает внедрение рекламы для привлечения зрительского интереса к деятельности театра;
работа с государственными заказами поможет выйти театру в прибыль.
____________________________________
Комадорова И.В. Субстрат культуры как фактор динамических трансформаций в условиях полиэтничности / И.В. Комадорова // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского: Серия Социальные науки.- 2018.-№ 4(12).-С. 119.
Семенов В.С. Культура и развитие человека / В.С. Семенов // Вопросы философии. - 2018. - № 4. - С. 15-29.
Адамова О. В. Программно-целевое управление в сфере культуры муниципального образования / О.В. Адамова // Аллея науки. – 2020. - №5. – С. 97-102.
Друкер П. Эффективное управление / П. Друкер. – Москва: АСТ, 2019.- 300 с.
Мельков С.А. Государственное и муниципальное управление культурой / С.А. Мельков. - Москва: КноРус, 2018. - 294 c.
Мусабирова Д.А. Сущность и назначение программно-целевого подхода в муниципальном управлении / Д.А. Мусабирова // Тенденции развития науки и образования. -2018. - № 38-3. - С. 37-39.
Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский. - Москва: Лань, 2018. - 382 c.