Совершенствование технологии аудита социальных отношений на примере «Находкинская база активного морского рыболовства» г. Находка - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Совершенствование технологии аудита социальных отношений на примере «Находкинская база активного морского рыболовства» г. Находка

Громова А.А. 1, Панова И.В. 2
1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в г. Находка
2Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в г. Находка
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Социальный аудит - это способ всесторонне и объективно оценить ситуацию социальных отношений на разных уровнях (компания, местное самоуправление, отраслевое, региональное, национальное), что позволяет выявить возможные угрозы ухудшения социального климата, выявить резервы, необходимые для развития человеческих ресурсов. Кроме того, результаты аудиторского исследования являются хорошей основой для социального диалога, который является единственной альтернативой противостоянию. Социальный аудит является инструментом регулирования социально-экономических отношений посредством добровольного социального диалога между всеми сторонами, заинтересованными в достижении социального консенсуса.

Суть социального аудита - диагностировать проблемные ситуации в компании, отрасли или регионе, а также оценивать их значимость, находить способы их решения и формулировать конкретные рекомендации для заинтересованных сторон. Другими словами, социальный аудит - это анализ факторов социального риска и разработка предложений по снижению их влияния.

Исторически трактовка социального аудита приобрела узкое и широкое понимание. В широком смысле социальный аудит рассматривается как мониторинг социальных взаимоотношений на уровне международных, национальных, региональных, местных социально-экономических систем. В частности Попов Ю. Н. под социальным аудитом понимает инструмент регулирования социоэкономических отношений, который выходит за пределы отдельной организации и охватывает разные уровни социальной сферы; имеет целью не только выявление социальных рисков, но и влияние на весь комплекс воспроизводства и развития человеческих ресурсов [4, с. 6]. Мешков В.Р. определяет социальный аудит как универсальную технологию комплексной проверки реального состояния социального объекта в соответствии с принятыми стандартами, формальных норм и положений [3, с. 80]. Универсальность автор объясняет возможностью применения социального аудита в различных сферах жизнедеятельности общества и на разных уровнях: корпоративном, отраслевом, региональном. Комплексность рассматривает в системном применении различных исследовательских процедур: программного аудита, мониторинга, диагностики, социальной экспертизы, квалиметричного анализа, опроса, анализа документов [2, с. 28]. В узком смысле социальный аудит понимается как контроль соответствия результатов поведения бизнеса этическим, законодательным требованиям к его деятельности. В этом смысле данный вид контроля осуществляют с целью оценки социальной ответственности предприятий или определения факта ее отсутствия.

Как любой другой вид контроля деятельности бизнеса, социальный аудит приобретает свой предмет и учитывает конкретные объекты исследования. Учитывая цель социального аудита считаем, что его предметом является социально-экономические отношения на предприятии и отношения предприятия с обществом (потребителями, бизнес-партнерами, акционерами, общественностью, государством). Объектом социального аудита на предприятии факты хозяйственной деятельности предприятия, выраженные в комплексе технико-экономических показателей, свидетельствующих о социально ответственном или безответственном поведении бизнеса.

Эти показатели могут быть документально оформленными и обобщенными в отчетах предприятия, где особое значение приобретает нефинансовая отчетность (социальный отчет), а также собранными аудиторами в ходе проверки с помощью методов и процедур аудита. С развитием социального аудита перечень его задач расширяется и создает почву к разделению данного вида контроля на подвиды.

По функциональному назначению выделяют социальный аудит соответствия, социальный аудит эффективности и стратегический социальный аудит [1, с. 10]. Задача социального аудита соответствия предусматривают оценку результатов социально-экономических процессов и связей предприятия относительно их соответствия стандартам (критериям, предусмотренным в нормативно-правовых актах, инструкциях, рекомендациях, стандартах ведущих бизнес-структур и так далее). Социальный аудит эффективности дает оценку процесса управления стратегией социальной ответственности на предприятии, определяет социальный эффект, экономическую эффективность проводимых социальных проектов как для предприятия, так и для общества. Стратегический социальный аудит анализирует согласованность политики социальной ответственности предприятия с требованиями, которые сложились в обществе к деятельности бизнеса на определенном этапе его развития. По объектам исследования можно выделить экологический аудит, аудит охраны труда на предприятии, аудит персонала, аудит отношений с заинтересованными сторонами. Экологический аудит предполагает оценку влияния деятельности предприятия на окружающую среду. Аудит охраны труда базируется на контроле и оценке мероприятий по созданию безопасных для здоровья и жизни, благоприятных условий для труда, отдыха работников. Аудит персонала осуществляет анализ трудовых показателей, позволяющих оценить технико-экономический потенциал, определить резервы эффективного использования персонала предприятия, организовать справедливую оплату труда, определить способы усовершенствования социально-трудовых отношений на предприятии. Аудит отношений с заинтересованными сторонами определяет уровень ответственности и степень выполнения взятых предприятием обязательств при сотрудничестве с поставщиками, покупателями, финансово-кредитными учреждениями, инвесторами, местным населением, государством. Эту классификацию социального аудита можно осуществлять с общеупотребительной классификации по месту возникновения, формам организации, объемом поставленных вопросов, времени действия и так далее [7, с. 20-22].

Система социально-экономических показателей, подлежащих изучению, формируется в ходе планирования социального аудита, уточняется в процессе его проведения. Целью социального аудита является раскрытие и изучение при чин подобного состояния социально-экономических показателей, возможностей их изменения в лучшую или худшую стороны; выявление факторов, влияющих на динамику этих показателей. Все методы проведения социального аудита обычно делятся на три группы: организационные, аналитические, социально-психологические и экономические методы.

Организационные и аналитические методы основаны на анализе кадровой документации и отчетности за рассматриваемый период, а также на важнейших показателях рабочей силы, которые показывают эффективность организации и ее сотрудников. Кроме того, только те, которые оказывают наибольшее влияние на эффективность организации, следует отличать от общего числа индикаторов рабочей силы. Источниками этой информации являются документы и отчеты организации. Социально-психологические методы включают проведение социологических опросов, анкетирование, индивидуальные и коллективные интервью, а также интервьюирование различных категорий работников. Это также наблюдательные, экспериментальные, диагностические методы (тесты, опросники, социометрия). Диагностические исследования позволяют сделать выводы об уровне эффективности организации и возможностях для улучшения. Этот набор методов наиболее эффективен для оценки удовлетворенности работой в организации, отношения сотрудников к своей работе, командных отношений, мотивации труда, эффективности систем управления и оплаты труда и так далее.

Экономические методы позволяют оценить: конкурентоспособность организации на рынке труда путем сравнения экономических и социальных показателей деятельности организации с нормами и стандартами, установленными законодательством, или со средними (наилучшими) показателями группы аналогичных организаций; эффективность кадровых услуг; Эффективность аудита персонала.

Некоторые европейские университеты уже готовят специалистов по социальному аудиту, но обычно проводят экономический и юридический аудит вместе с управлением человеческими ресурсами. Различные высшие учебные заведения уже внедрили модули специализации или модули социального аудита в свою программу специализации. Этот аудит широко распространен в программах MBA в области управления социальной ответственностью. За последнее десятилетие некоторые образовательные учреждения также предложили краткосрочные курсы в области управления социальным аудитом - происходит организационная институционализация социальной системы. Аудит: ассоциации практиков, исследователей, специализированных отделов, университетских департаментов, существующих агентств социального аудита, институтов социального аудита во многих странах и Международного института социального аудита в Париже существуют уже более 10 лет.

Также были рассмотрены практические основы аудита социальных отношений на примере конкретной организации. Исследовано состояние социальных отношений на предприятии. Аудит построен на теоретических и прикладных аспектах и финансовой отчетности предприятия. Объектом исследования служила «Находкинская база активного морского рыболовства».

Эффективное управление персоналом невозможно без анализа адекватной информации, характеризующей различные аспекты состояния персонала, его структуру и динамику. Рассмотрим численность персонала ПАО «НБАМР». В 2019 году количество работников составляло 52 человека. Численность персонала представлена в таблице 1.

За последний год в связи с экономическим кризисом 17 сотрудников компании были сокращены – несмотря на то, что ПАО «НБАМР» нарастило объемы услуг за 2017-2019 гг., количество полученных контрактов и прогнозы на 2019 г. потребовали от руководства за счет сокращения численности обеспечить большую эффективность персонала.Но, следует отметить, что за предыдущие два года значительной текучести кадров не наблюдалось, численность персонала компании составила 62 человека в 2017 г., в 2018 г. увеличилась до 69 человек, но в 2019 г. сократилась до 52, почти на четверть. Это пришлось сделать в рамках оптимизации расходов в ПАО «НБАМР», в частности, речь идет об экономии фонда заработной платы (579 тыс. руб.). Кроме того, вследствие сокращения персонала произошло увеличение в 2018-2019 гг. показателя затратоотдачи (4,32).

Таблица 1

Численность персонала ПАО «НБАМР» за 2017-2019 гг.

Показатель

Год

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение %

2017

2018

2019

2018-2017

2019-2018

2018-2017

2019-2018

Списочная численность, чел.

Всего:

62

69

52

7

-17

11,29

-24,64

Среднесписочная численность, чел.

Директор, заместители директора

3

3

3

-1

0

0

0

Бухгалтерия

4

3

2

-1

-1

-25

-33,3

Финансовый отдел

5

6

4

1

-2

20

-33,33

Отдел кадров

4

4

2

0

-2

0

-50,00

Отдел продаж

13

15

12

2

-3

15,38

-20,00

Отдел закупок

4

6

3

2

-3

50

-50,00

Коммерческий отдел

10

10

8

0

-2

0

-20,00

Производственно-технический отдел

19

22

18

3

-4

15,79

-18,18

Всего:

62

69

52

7

-17

11,29

-24,64

Исходя из данных таблицы 1, основная численность персонала приходится на производственно-технический отдел, отдел продаж и коммерческий отдел, потому что основную выручку компании приносят именно эти структурные подразделения. Следует отметить, что набольшее сокращение персонала пришлось на персонал отдела кадров и отдела закупок (по 50процентов), а также бухгалтерии (-33,3процентов).

Также была проведена оценка движения персонала организации (табл. 2).

Таблица 2

Данные о движении персонала

Показатель

2017 год

2018 год

2019 год

Изменение2017-2019, (+,-)

Численность персонала на начала года

40

42

45

+5

Принято на работу

12

16

9

-3

Выбыли, всего:

в том числе:

по собственному желанию

по наступлению пенсионного возраста

за дисциплинарные взыскания

10

9

1

13

11

2

0

7

3

1

3

-3

-6

+1

+2

Численность персонала на конец года

42

45

47

+5

Среднесписочная численность персонала

41

43

46

+5

Коэффициент оборота по приему работников (Кпр)

0,29

0,37

0,19

-0,10

Коэффициент оборота по выбытию работников (Кв)

0,24

0,30

0,14

-0,10

Коэффициент текучести кадров (Кт)

0,21

0,25

0,13

-0,08

Коэффициент постоянства кадров (Кпс)

0,75

0,69

0,84

+0,09

Коэффициент замещения (Кз)

1,20

1,23

1,35

+0,15

В ПАО «НБАМР»коэффициент текучести кадров положительный, однако стремится к нулю. Для данной категории персонала оптимальное значение текучести кадров не должно превышать 20%, в связи с чем можно сделать вывод, что для анализируемой компании показатель текучести кадров, равным 13%, является нормальным. В качестве основных причин текучести кадров компании можно назвать выход на пенсию 1 сотрудника компании и увольнение 3-х работников за дисциплинарный проступок. Рассматривая причины увольнения сотрудников по личной инициативе, то здесь в качестве причин покинуть компанию стало неудовлетворенность условиями труда (непрохождение испытательного срока) – 2 чел. и увольнение 1 сотрудника в связи с переездом в другой город на постоянное место жительства. Таким образом, текучесть персонала, который не проработал в компании 1 года составила 0,02, персонала, который не проработал 3-х месяцев – 0,02. Таким образом, можно сделать вывод, что в анализируемом периоде изменения по движению персонала значительно не изменился, кадровая политика компании имеет свои положительные черты, т.к. коэффициент постоянства кадров стремится к единице (100%).

Аудит социальных отношений в ПАО «НБАМР» ограничивается контролем подготовки кадровых документов со стороны главного бухгалтера. К первичным документам и источникам информации о приёме на работу, увольнении, переводе с одной должности на другую, о предоставлении отпуска, об использовании рабочего времени в ПАО «НБАМР» относятся (источники аудита). При анализе данных кадровых документов ошибки в ведении кадрового документооборота не были обнаружены.

Поэтому существует необходимость в проведении исследования по выявлению потребности в организации на предприятии системы контролинга и кадрового аудита. Цель проводимого исследования заключается в выявление потребности административного персонала ПАО «НБАМР» в организации системы кадрового аудита и контролинга. Для реализации поставленной цели в ходе проведения исследования было необходимо решить ряд следующих задач:

1) выяснить степень потребности среди административного персонала предприятия во внедрении системы кадрового аудита и контролинга;

2) определить ключевые направления для внедрения системы кадрового аудита и контролинга.

Таким образом, по результатам анализа действующей системы кадрового менеджмента, проведенного социологического исследования, рекомендовано внедрить систему кадрового аудита и контролинга.

По результатам аудита ПАО «НБАМР» были обнаружены следующие ошибки. Проверка соответствия ПАО «НБАМР» трудовому законодательству и начислению заработной платы работникам включала ряд обязательных процедур: проверка соблюдения положений законодательства о заработной плате, внутреннего учета и контроля занятости. При этом аудиторы в основном использовали положения Трудового кодекса Российской Федерации в качестве основного законодательного акта, регулирующего отношения между работником и работодателем. Были проведены проверки по найму и увольнению работников, по расчету рабочего времени и по структуре системы оплаты труда. Последний аспект рассматривается, в частности, с точки зрения существования нормативно-правовой базы, изложенной в местном законодательстве ПАО «НБАМР». По результатам аудита руководству аудируемого лица всегда даются рекомендации по устранению выявленных недостатков.

Заключение. Таким образом, социальный аудит - это процесс оценки функционирования и стиля работы организации, подготовки отчета, улучшения функционирования организации и стиля работы, с помощью которого измеряется его влияние на общество в целом. Социальный аудит может измерять корпоративную социальную ответственность. Социальный аудит - это процедура диагностики социально-экономических отношений, контроля за состоянием и реализацией коллективных договоров и планов и программ социального развития в компании. Цель социального аудита - получить объективную информацию о характере социально-экономических отношений в выбранной области исследований (то есть оценить способность организации решать социальные проблемы как внутри, так и снаружи, а также управлять теми, которые непосредственно влияют на профессиональную деятельность человека). Объектом социального аудита является достоверная и объективная информация со всех уровней социально-экономических отношений посредством анализа существующих нормативных документов (законов, указов, соглашений, контрактов, приказов, положений, руководств и других нормативных актов), а также полевых исследований, опросы, интервью, мониторинг, статистика и так далее. В большинстве случаев технология социального аудита была разработана в области корпоративного управления.

Список литературы

Аудит и контроллинг персонала: Учебное пособие / Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова. 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: Экзамен, 2014. – 89 с.

Ломинадзе А.А. Правовое регулирование аудита эффективности в Российской Федерации // Финансовое право. – 2015. – № 7. – С. 27 – 32.

Мешков В.Р. Социальный аудит в системе социального управления / В.Р. Мешков// Международная конференция «Измерение и содействие прогрессу: новый подход для стран СНГ. – 2008.

Социальный аудит в управлении малым северным городом / Попов В. Г., Кузьмин А. И., Зерчанинова Т. Е., Халиуллин Р. З. / Под ред. В. Г. Попова. Екатеринбург: Академкнига, 2015. – 236 с.

Социальный аудит как технология оценки результатов социальной политики, социального партнерства, реализации принципа социальной ответственности бизнеса. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://lektsii.com/1-179485.html

Социальный аудит: учеб. пособие / Под ред. А.А. Шулуса, Ю.Н. Попова. – М: Издательский дом АТИСО, 2016. – 620 с.

Чижевская М.Б. Социальный аудит как механизм оценки социально-экономической роли кооперативного сектора экономики. / М.Б. Чижевская // «Українська кооперація». – 2012. – № 3.

Просмотров работы: 13