МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ушакова А.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стремительные изменения, происходящие во всех областях жизни, в том числе и переход сферы среднего общего образования на инновационный путь развития, диктуют потребность в постоянном профессиональном и личностном росте педагогов общеобразовательных организаций. В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов разных уровней общего образования, профессиональных стандартов педагогической деятельности, новой системы аттестации педагогов, возрастают требования к профессиональной компетентности педагогов, их способности к самообразованию и непрерывному повышению педагогического мастерства.

Одной из эффективных педагогических технологий повышения качества, доступности и эффективности образования является использование метода проектов и проектной деятельности. Хотя проектная деятельность сегодня рассматривается как неотъемлемая структурная единица образовательного процесса, педагоги средних общеобразовательных школ зачастую испытывают трудности в процессе организации проектной деятельности – во многом, по причине недостаточного уровня проектной компетентности. В этой связи, в качестве одного из факторов развития проектной компетентности педагогов при организации проектной деятельности учеников можно рассматривать систему методического сопровождения педагогов как инструмента оперативного реагирования на их потребности, запросы и возникающие трудности.

В научной литературе вопросы методического сопровождения педагогов освещены достаточно глубоко и с различных аспектов (В. И. Зверева, Л. П. Ильенко, В. А. Кан-Калик, Ю. А. Конаржевский, Н. Н. Кузина, Г. А. Русских, Я. Б. Санжиева, П. И. Третьяков и др.). Сущность и методология проектной деятельности в сфере образования были также детально исследованы такими отечественными учеными, как Г.Н. Ильин, В.И. Слободчиков, Н.Ю. Пахомова, В.В. Гузеев, Е.С. Полат, Г.П. Щедровицкий, А.О. Зоткин, Т.В. Стецюк и др. Вместе с тем, вопросы, касающиеся специфических особенностей методического сопровождения педагогов средних общеобразовательных школ при организации проектной деятельности обучающихся, остаются недостаточно исследованными.

В этой связи актуальность темы исследования обусловлена недостаточной изученностью методов, форм и особенностей методического сопровождения педагогов общеобразовательных школ при организации такого инновационного метода обучения и воспитания учащихся, как проектная деятельность.

Цель статьи – исследовать понятие и роль методического сопровождения педагогов общеобразовательных школ при организации проектной деятельности обучающихся.

Слово «сопровождение» в русском языке трактуется как следование за человеком или совместные действия людей по отношению друг к другу. Но в современной научно-педагогической литературе понятие «методическое сопровождение» не находит однозначного толкования. Так, один из основателей направления научно-методического сопровождения молодых педагогов в 1990-х гг. XX в. Н.В. Певзнер определял это понятие как «комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, направленных на оказание всесторонней помощи учителю в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности» [3, с. 91]. На сегодняшний день в практике школьного образования методическое сопровождение можно рассматривать, c одной стороны, как главную функцию методической службы, а с другой стороны, как «специально организованный процесс взаимодействия всех субъектов сопровождения с целью устранения профессиональных затруднений педагога» [9, с. 70]. В круг субъектов методического сопровождения включаются педагог, методист, педагог-наставник, заместитель руководителя образовательной организации по научно-методической работе и др.

Переходя к анализу проектной деятельности, отметим, что в научно-исследовательской литературе зачастую наблюдается смешение понятий «образовательный проект», «метод проектов» и «проектная деятельность», хотя они, будучи взаимосвязанными по содержанию, все же не должны рассматриваться как синонимы.

Обобщенно, проект – это замысел, прототип чего-то вновь создаваемого, с обоснованием потребности в нем и описанием способов практического достижения цели [8 c. 12]. Соответственно, проектирование - процесс создания такого проекта. Проектирование получило распространение во всех областях человеческой деятельности. В данной статье нас интересует педагогическое проектирование или проектная деятельность в образовании.

До сих пор отсутствует однозначное понимание сущности, структуры и содержания проектной деятельности в образовании. Так, И.В. Семенова понимает под проектной деятельностью «создание системы как логической основы действий, способной решать при определенных условиях и ограничениях поставленную задачу» [4 с. 21], а Е.С. Заир-Бек характеризует проектную деятельность как «создание и изменение организованных процессов образования, воспитания и обучения» [4, с. 22]. Е. С. Полат характеризует проектную деятельность как «способ достижения образовательной цели посредством детальной проработки проблемы, ведущей к ощутимому результату» [6 с. 334]. Более развернутую интерпретацию проектной деятельности давал В.Е. Радионов: «полифункциональная деятельность, понимаемая как интеллектуальное, ценностное, информационное предопределение условий, способных направлять развитие преобразуемых объектов» [2, с. 59].

Анализ проектной деятельности в образовании также требует уточнения сущности понятий «образовательный проект» и «метод проектов». На основе анализа наиболее распространённых подходов, образовательный проект можно определить как направленную на решение социально значимой проблемы деятельность, ограниченную во времени, реализуемую в рамках имеющихся ресурсов, средств и форм организации, учитываемых рисков деятельности, управляемую на основе постоянного мониторинга, с целью получения ожидаемых результатов в рамках поставленной цели путем решения связанной с целью комплекса задач.

Среди основных функций проектной деятельности в образовании и образовательных проектов выделяют аналитическую (теоретический и практический анализ текущего состояния проблемы), прогнозирующую (прогноз желаемых результатов) и конструктивную (реализация деятельности по достижению результатов). Ряд ученых [1; 4] отмечают, что именно проектный метод позволяет формировать универсальные учебные действия у обучающихся, что особенно актуально в контексте компетентностной направленности федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования последнего поколения.

Образовательный проект как понятие выступает как частное по отношению к более общему – «метод проектов». В образовательной практике метод проектов рассматривается, в одной стороны, как общая дидактическая категория, а с другой – как частная педагогическая технология. В процессе реализации данной проектной технологии «учащиеся получают знания, умения и навыки в процессе планирования и реализации постепенно усложняющихся практических заданий – проектов» [8, c. 18].

Выполнение любого образовательного проекта учащимися предполагает реализацию трех этапов: поисково-исследовательского, технологического, заключительного. На каждом из этапов проектной деятельности должно быть обеспечено как психолого-педагогическое сопровождение всех ее участников, так и методическое сопровождение педагогов с целью формирования и развития их проектной компетентности. Проектную компетентность в научно-педагогической литературе определяют как «профессионально-личностную характеристику педагога, показывающую уровень сформированности его проектных умений и навыков» [5 c. 27]. Педагог с высоким уровнем проектной компетентности готов к самостоятельной практической деятельности в области реализации образовательных проектов учащихся: он может самостоятельно и эффективно анализировать проблемные ситуации, принимать нестандартные решения, мыслить творчески и использовать современные образовательные технологии.

В настоящее время методическое сопровождение педагогов школ при организации проектно-исследовательской деятельности учеников реализуется в различных формах. Тем не менее, специалисты, обеспечивающие процесс методического сопровождения педагогов, зачастую сталкиваются с противоречием: многие традиционные формы методической поддержки (педагогические советы, семинары, консультации, взаимопосещения уроков) не в полной мере обеспечивают формирование проектных компетенций педагогов.

Считаем, что для формирования и развития проектной компетентности педагогов в рамках методического сопровождения в общеобразовательной организации должен быть обеспечен целый комплекс ресурсов: нормативно-правовых, информационных, кадровых, научно-методических, материально-технических. Учитывая сложный, инновационный характер проектной деятельности, методическое сопровождение педагогов должно осуществляться на всем протяжении проектирования – от первоначального замысла до презентации продуктов образовательного проекта обучающимся. Формы, методы и приемы методического сопровождения проектной деятельности определяются на основе результатов диагностики сформированности проектной компетентности педагогов и оценки возможностей их реализации в условиях школы [7, с. 126]. Среди инновационных форм учебно-методического направления сопровождения особо следует выделить: организацию наставничества; организацию интерактивных практикумов; обмен успешными методическими продуктами среди учителей; формирование банка методических материалов по организации проектной деятельности обучающихся.

Таким образом, целенаправленно организованный, системный процесс методического сопровождения педагогов при организации проектной деятельности обучающихся играет важную роль в обеспечении развития проектной компетентности педагогов и повышения качества среднего образования в целом.

Список литературы

1. Газман О.С. Проектное воспитание и педагогический самозаказ / Новые ценности образования. М., 1997. 164 с.

2. Иванова Т.А. Содержание и структура профессиональной компетенции педагога в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся (в условиях реализации ФГОС общего образования) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-struktura-professionalnoy-kompetentsii-pedagoga-v-organizatsii-uchebno-issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya-v (дата обращения: 12.11.2021).

3. Игнатенко М.А. Новые формы методической поддержки педагогов на современном этапе развития образования // Качество дошкольного образования: технологии и современные практики: материалы круглого стола. 2016. № 19. С. 91-96.

4. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. – СПб: КАРО, 2017. 128 с.

5. Мироненко Е.В. Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской деятельности // Вопросы педагогики. 2017. № 1. С. 15-17.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. 272 с.

7. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию открытой образовательной среды: методическое сопровождение // Народное образование. 2012. № 1. C. 125-132.

8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. М.: АРКТИ, 2005. 80 с.

9. Сидорова А.В. Методическая поддержка педагогов: опыт построения эффективной модели повышения квалификации // Народное образование. 2017. № 6-7. С. 69-74.

10. Современные педагогические технологии в профессиональном образовании: учебно-методическое пособие / В.П. Жуковский, С.В. Шанин, М.А. Ерофеева, О.В. Шрамкова, А.В. Малышева и др. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. 84 с.

Просмотров работы: 592