Изучение особенностей воображения младших школьников - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Изучение особенностей воображения младших школьников

Барашнина М.В. 1, Малышев Р.А. 1, Кучерова Е.В. 1
1Северный Арктический Федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Воображение играет одну из ключевых ролей в процессе обучения младших школьников, именно поэтому актуальной задачей, стоящей перед системой образования на сегодняшний день, выступает формирование творческого потенциала учеников. Творческое воображение направлено на самостоятельное создание новых оригинальных предметов и явлений.

Данная тема является очень актуальной, так как творческое воображение является одним из ключевых условий в процессе активного преобразования имеющихся знаний в нечто новое, способствует саморазвитию личности, и повышает уровень эффективности учебно-воспитательной деятельности.

Творчески мыслящий человек способен быстрее и результативнее решать поставленные перед ним задачи, качественнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, а также логически организовать свою деятельность. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.

Цель исследования – изучить особенности воображения у младших школьников.

На сегодняшний день воображение играет одну из самых важных ролей в психологическом развитии младшего школьника, так как оно помогает формировать его мировоззрение, восприятие, сознание, помогает справиться с эмоциональными переживаниями, совершенствует чувства и ощущения, меняет представление о некоторых предметах и действиях, позволяет по-новому взглянуть на обычные вещи. Благодаря воображению ребенок может осуществлять планирование своей деятельности, расставлять приоритеты, строить иерархию целей для получения желаемого результата.[4]

Необходимо отметить, что воображение обеспечивает создание определенных образов будущего, позволяет разработать ход действий, оценить ситуацию, выстроить причинно-следственные связи и найти лучший способ решения возникающих проблем.

Воображение – это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика данной формы психического процесса состоит в том, что воображение характерно только для человека.

Индивидуальность воображения каждого человека наиболее ярко демонстрируется во время творческого процесса. Искусство позволяет человеку в полном объеме понять важность и значимость воображения, так как без него не получится показать свою свободу действий, самостоятельность, креативное мышление, выразить чувства и эмоции оригинальным способом. С помощью воображения ребенок может сравнить свои переживания и ощущения с определенными предметами или явлениями, справиться с различными трудностями. [5]

Отличительной особенностью воображения младшего школьника является его опора на определенные предметы, без которых ему сложно формировать объекты воображения в своем сознании. Например, во время чтения ребенок обращает внимание на иллюстрации, благодаря которым он лучше понимает суть прочитанного и запоминает больше деталей. Во время изучения математики детям предлагают складывать и вычитать не просто цифры, а определенные предметы.[3]

Основная тенденция, которая возникает в развитии детского воображения – это переход к более правильному и полному отражению действительности в сознании ребенка, он начинает целенаправленно выстраивать свои действия и аргументировать свою позицию.

С высоким уровнем воображения ребенок получает следующие возможности:

а) выстраивание образов средств достижения цели и получение желаемого конечного результата деятельности до совершения действия;

б) создание программы поведения в нетипичных ситуациях;

в) создание воображаемых образов, которые помогают абстрагироваться от действительности;

г) формирование несуществующих образов в сознании, которые отражают определенный вид деятельности ребенка;

д) способность видоизменять первоначальное состояние предмета и совершенствовать его в собственных целях.

У детей в начальной школе преобладает творческое мышление. Оно играет одну из главных ролей в формировании личности. Если творческое воображение, реализуемое в рисовании, прикладном искусстве и другой деятельности, преобладает над обычной мечтательностью, то это говорит о высоком уровне развития личности.

В психологии детского возраста отмечают такое понятие, как: «Закон реального чувства в деятельности фантазии», суть которого заключается в наблюдении. Мышление очень тесно связано с органами наших чувств, а в совокупности они порождают оригинальное воображение. Зачастую ребенок представляет в своем сознании нереальный образ, в основе которого лежит фантастика. Каждый ребенок умеет и любит очень активно фантазировать. [1]

Фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самореализации и самосовершенствованию ребенка, а не перерастать в пассивную мечтательность и замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития: активировать познавательную деятельность, развивать теоретическое и абстрактное мышление, внимание, речь и творческую деятельность. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность, выразить свое понимание и видение определенных ситуаций.

Стоит отметить, что если в этот период воображения специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и другим видам производственной и интеллектуальной деятельности.

Вывод. На основе вышесказанного мы можем сделать вывод, что воображение позволяет ребёнку создавать новые образы и представления. Это является необходимым компонентом познавательного процесса и играет огромную роль в жизни младших школьников.[2]

Младший школьный возраст характеризуется активизацией функции воображения. Любое обучение связано с необходимостью что-то представить и вообразить, при этом оперировать абстрактными образами и понятиями. В связи с этим, развитое воображение может во многом может помочь в учебном процессе и облегчить его. Важным фактом является то, что воображение у детей в достаточном объеме развивается с помощью эффективной образовательной программы, а также различных методов и методик.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 5 Ильенков Э.В. О воображении [Текст] / Э.В. Ильенков // Народное образование. – 2008. – №3. – 16-19 с. (дата обращения 19.12.2021).

2 Белюченко О.П. Роль и значение изобразительного искусства в развитии воображения // Вопросы науки и образования: науч. электрон. журн. – 2019. [Электронный ресурс]. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-znachenie-izobrazitelnogo-iskusstva-v-razvitii-voobrazheniya, (дата обращения : 18.12.2021).

3 Гладыш А.А. Анализ и систематизация методик развития воображения младших школьников // Гуманитарные науки: науч. электрон. журн. – 2016. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-sistematizatsiya-metodik-razvitiya-voobrazheniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 20.12.2021).

4 Шинкарева Н.А. Психолого-педагогические подходы к воспитанию полоролевой – гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2015. – № 1 (20). – 212-215 с. (дата обращения 20.12.2021)

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 2009 - Т. 1 - 486 с. (дата обращения 19.12.2021).

Просмотров работы: 42