СПОСОБНОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ У КУРСАНТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ МВД КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

СПОСОБНОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ У КУРСАНТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ МВД КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Брусс О.В. 1, Ананьин О.Ю. 1
1Московский Университет МВД России имени В.Я. Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Деятельность сотрудника полиции в силу ее специфики сопряжена с возникновением психологических проблем, психоэмоциональным напряжением и выгоранием. Служебная деятельность предъявляет высокие требования к профессионализму сотрудников, предполагает наличие у них профессиональных и личностных качеств: способности быстро и качественно налаживать контакт с различными категориями граждан, умение убеждать, выдерживать психо-эмоциональные нагрузки, развитое чувство долга и справедливости, дисциплинированность, исполнительность, умение работать в экстремальных ситуациях и др.. Навыки эффективной коммуникации являются залогом успешной деятельности не только действующего сотрудника, но и курсанта, на этапе обучения в высшей школе.

Важным аспектом является также понимание сотрудником полиции как коррелируются социальные ожидания и его собственное мнение о себе как о профессионале. О.Е. Лисова считает, что это связано с тем, что «…на протяжении всей профессиональной деятельности сотрудники ОВД вступают в многочисленные контакты с окружающими людьми, в результате чего формируются межличностные взаимоотношения, и каждый сотрудник органов внутренних дел оказывается субъектом самых многообразных общественных отношений…» [1, с. 92].

Подготовка грамотных, высококвалифицированных и компетентных кадров для МВД Российской Федерации осуществляется тремя университетами, пятью академиями, пятнадцатью институтами, девятнадцатью филиалами вузов, а также шестью суворовскими военными училищами. Получение образования в вузах системы МВД России позволяет курсантам получать не только узкоспециализированные знания, но также и овладевать необходимыми в профессиональной деятельности навыками, в том числе и коммуникативными. Налаживание контакта с гражданином, умение правильно вести диалог с правонарушителями, умение расположить к себе человека, способность получать необходимую информацию в ходе вербального и невербального общения, эффективно разъяснять права и обязанности субъектам правовых отношений и многие другие действия обязывают сотрудника органов внутренних дел быть грамотным, внимательным и эмпатичным собеседником. Достижение поставленных целей возможно при условии, что курсанты способны эффективно рефлексировать во взаимодействии с окружающими.

Рефлексия представляет способность человека обращаться внутрь себя, размышлять о своём психическом состоянии, анализировать свои мысли, намерения, поступки и их результаты, является неотъемлемой частью эффективного общения; она связана с самонаблюдением и опирается на самосознание. В психологии различают следующие виды рефлексии: личностная, коммуникативная, интеллектуальная. Для эффективной организации коммуникации в профессиональной служебной деятельности наибольшее значение имеют коммуникативная рефлексия, которая позволяет критически оценивать поступки и реакции окружающих, а также получать объективное представление о закономерностях социального взаимодействия; и личностная рефлексия, благодаря которой личность познает себя. Во многом благодаря рефлексии можно отслеживать качество выполняемой работы и корректировать имеющиеся недостатки. По этой причине изучение рефлексивных процессов в профессиональной деятельности курсантов и сотрудников органов внутренних дел ― актуальная задача в современных социокультурных условиях.

Проблема развития коммуникативных навыков у курсантов университетов МВД России, формирования у них мировоззренческих качеств рассматривали в своих исследованиях И.В. Горлинский, А.В. Барабанщиков, А.В. Буданов, Ю.В. Серов, А.М. Столяренко, В.М. Шамаров, А.Ю. Ефремов и др.. Особенности профессионально-личностных качеств затрагивались в диссертационных исследованиях Т.В. Кисилевой, В.А. Кудрявцева, Т.В. Лариной, А.Г. Малышевой, В.Н. Ромашина, А.С. Шадрина и др.. Аспекты формирования профессионально значимых качеств курсантов образовательных организаций МВД России в ходе учебного процесса исследуются в работах В.В. Анциферова, Ю.А. Брылевой, И.В. Горлинского, Н.М. Дудина, И.Д. Мариновской, Е.П. Панкратовой, С.В. Сердюк, И.С. Скляренко, С.Н. Тихомирова и др. [2; 3; 4; 5; 6].

Говоря о проблеме рефлексии в общении, стоит подробнее остановиться на определении понятия рефлексии в целом и ее значимости в жизни каждого человека. Рефлексия определяется как обращение человека внутрь себя, размышление над результатами собственного поведения, особенностями сознания, мышления, анализ имеющихся знаний, умений, навыков, совершенных поступков, переосмысление убеждений. Благодаря рефлексивной деятельности для человека становится возможным: анализировать, оценивать и контролировать собственное мышление; оценивать свои мысли, отмечать их правильность, обоснованность; контролировать поступающую в сознание информацию и фильтровать ее; преобразовывать скрытые возможности в активные и эффективные, раскрывать собственные таланты; эффективнее и глубже познавать свой внутренний мир; объективно оценивать собственное поведение и при необходимости корректировать свои действия, исправлять совершенные ошибки и не допускать новых; избавляться от сомнений, колебаний и нерешительности.

Рефлексия в общении имеет решающее значение в организации социального взаимодействия, так как данный вид психической активности представляет собой базовую составляющую социально-психологической компетентности и может быть рассмотрен как существенный компонент профессионализма сотрудников правоохранительной деятельности. Специфический характер, достаточно сложная система действия и опосредованность познания является особенностью рефлексии в общении, так как познание другого человека происходит посредством познания себя, и наоборот, познание себя возможно в процессе межличностного взаимодействия с помощью познания других. Е.В. Лушпаева выделяет три элемента в структуре рефлексии в общении: «рефлексия себя, рефлексия другого и рефлексия ситуации межличностного взаимодействия» [7, с.53].

Рефлексия себя подразумевает анализ собственных переживаний, мыслей, поступков и поведения. Рефлексия другого человека проявляется в размышлении над словами, поступками окружающих, причинами определённого поведения, стремлении понять их. Размышление же над возникающими ситуациями в межличностном взаимодействии является более сложным видом рефлексии, так как анализу подвергается не просто отдельно взятый эпизод, а целая система взаимоотношений, целая плеяда собственных переживаний, поступков других людей, а также суть сложившейся ситуации. Для глубокого понимания возникшего положения необходимо устанавливать причинно-следственные связи различных явлений, взаимосвязь тех или иных событий, понимать закономерности течения процессов, прогнозировать варианты развития событий и уметь находить решения в непростых случаях. Рефлексия ситуации требует достаточно много ресурсов, однако ее значение переоценить невозможно, ведь с помощью такого подхода сотрудник имеет возможность не оценивать явления однобоко, а видеть проблему глубже и шире. При правильном анализе ситуации межличностного взаимодействия сотрудник начинает понимать лучше не только себя и своего собеседника, но и может сделать взаимодействие наиболее эффективным. Следовательно, рефлексия в общении является одним из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности, как курсантов, так и действующих сотрудников.

От формирования у курсантов рефлексивного мышления зависит успешность их профессиональной деятельности. Т.М. Усманов утверждает, что «развитие рефлексивной культуры курсантов ― это персонифицированный процесс, который начинается с первых дней обучения в высшем учебном заведении системы МВД России. Он связан с углублением и расширением, прежде всего, теоретических знаний, поиском опорных точек, принципов в философии, психологии, социологии для рефлексивных идей» [8, с.18]. Система развития рефлексивных способностей у курсантов должна включать в себя следующие взаимосвязанные элементы: цель, задачи, способы развития мотивации, формирование установок, способностей, утверждение позиции относительно своего «Я», знаний, деятельности, активности, окружающей действительности и других аспектов. Рефлексивное сознание курсантов должно формироваться посредством решения конкретных педагогических проблем. Такой способ позволяет знаниям и практическим умениям в области рефлексии быть актуальными, а также действовать эффективно.

Рефлексивное мышление курсанта выражается в личностно-профессиональной рефлексии, работе над собой, предполагает понимание своих возможностей и учитывает требования профессиональной служебной деятельности. Суть рефлексии курсанта в общении связана с отличительными чертами служебной деятельности, а также с профессиональным опытом сотрудника. Именно рефлексивность является для курсанта одним из важнейших условий его успешного профессионального становления.

Таким образом, базовыми особенностями рефлексии в общении являются опосредованный характер познания, взаимосвязь всех ее элементов. Рефлексивность в общении — это основополагающий фактор успешности в профессиональной деятельности курсантов образовательных учреждений МВД России, так как именно умение анализировать собственное поведение, способность обращать внимание на свои мысли, слова и поступки характеризуют компетентного и грамотного специалиста и способствуют эффективной коммуникации.

Список литературы:

Лисова О.Е. Рефлексивные механизмы восприятия личности сотрудников ОВД / Лисова О.Е. // РГСУ, Диссертация: 2011. - С.89-90.

Базулина, А. А. Современные подходы к определению структуры профессиональной компетентности курсанта (слушателя) / А. А. Базулина // Правопорядок в России: проблемы совершенствования : Редакционная коллегия: Бирюков С.Ю., Кайргалиев Д.В., Симферополь, 26 июня 2019 года. – Симферополь: ИП ЧЕРНЯЕВА ЮЛИЯ ИГОРЕВНА (Издательский дом "Сириус"), 2019. – С. 7-8.

Мариновская, И. Д. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности / И. Д. Мариновская, С. Н. Тихомиров, В. Л. Цветков. – Москва : Щит-М, 2005. – 113 с.

Панкратова, Е. П. Формирование нравственно-патриотической направленности личности курсантов в контексте социально-педагогического проекта деятельности педагога-куратора / Е. П. Панкратова // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности: взаимодействие науки, нормотворчества и практики : материалы I Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 30 мая 2018 года. – Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2018. – С. 319-322.

Простакишина, Ю.А. Коммуникативные и организаторские качества как неотъемлемые компоненты имиджа сотрудника ПДН / Ю. А. Простакишина, И. В. Семчук // Правопорядок в России: проблемы совершенствования : сборник научных статей Всероссийской конференции, Москва, 18–21 апреля 2017 года / Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. – Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2017. – С. 153-156.

Социокультурные и психолого-педагогические проблемы социализации молодежи / К. А. Абульханова, А. Ф. Ануфриев, Я. А. Баскакова [и др.]. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2019. – 298 с. – ISBN 978-5-4263-0820-6. – DOI 10.23682/94686.

Лушпаева, Е.В. Развитие рефлексии в общении средствами социально-психологического тренинга: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.05 Москва. 1989.

Усманов, Т.М. Педагогические условия развития рефлексивной культуры курсантов в образовательном процессе военного вуза / Т.М. Усманов // Хабаровский пограничный институт ФСБ России, Автореферат: 2012. – С. 12-19.

Ульянова, И. В. Способность к рефлексии - актуальное качество будущего педагога / И. В. Ульянова // Высшее образование в России. – 2011. – № 8-9. – С. 147-150.

Просмотров работы: 73