Глава 1. Статистика уровня жизни населения
1.1 Понятие и виды уровня жизни населения
Уровень жизни – весьма сложное и многогранное понятие, которое постоянно совершенствуется, как в его общем значении, так и отдельных интерпретациях, используемых в различных экономических условиях. Наиболее распространенным является определение уровня жизни как соотношение уровня доходов населения и стоимости жизни. Уровень жизни является одним из показателей, характеризующих благополучие нации. Это комплексная социально-экономическая категория, отражающая степень развития и уровень удовлетворения разнообразных материальных, духовных и социальных потребностей человека, живущего в обществе. Материальное положение населения, характеризующее уровень жизни, – это степень удовлетворения потребностей людей, соответствующая достигнутой ступени развития экономической системы. Уровень жизни определяется разнообразием потребностей населения в соотношении с возможностями их удовлетворения через потребление жизненных благ и услуг. Этот показатель непосредственно связан с воспроизводством рабочей силы.[5]
Под уровнем жизни населения в статистике понимается обеспеченность населения теми благами и услугами, которые необходимы и достаточны для удовлетворения как жизненно важных материальных потребностей людей (питание, одежда, жилище, предметы культуры и быта), так и социально-культурных (труд, занятость, досуг, здоровье, образование, природная среда обитания и т.д.).
Стоимость жизни — это денежная оценка благ и услуг, которые фактически потребляет в среднем домохозяйство в течение определенного промежутка времени и соответствует определенному уровню удовлетворения потребностей.
Выделяют четыре уровня жизни населения: достаток подразумевает пользование благами и услугами, которое обеспечивает человеку всестороннее развитие его личности; нормальный уровень характеризуется рациональным потреблением по научно обоснованным нормам, обеспечивающим человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил; бедность — это потребление благ и услуг на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы; нищета — минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека
Уровень жизни населения характеризуется, прежде всего, доходами населения и его социальным обеспечением.
Размер дохода населения во многом определяет удовлетворение его личных потребностей, связанных с интеллектуальным, духовным, физическим развитием. Основной источник дохода населения — это заработная плата. Она должна быть, по крайней мере, не ниже прожиточного минимума. Работнику должен быть предоставлен социальный пакет, гарантирующий бесплатное медицинское обслуживание. Не все работодатели могут похвастать этим.[9]
Информационными источниками для построения системы показателей по уровню жизни населения являются данные из материалов различных разделов государственной статистики (демографической, статистики труда, статистики цен, социальной статистики), материалы выборочных обследований бюджетов домохозяйств, материалы переписи населения.
1.2.Задачи статистики уровня жизни населения
К основным задачам изучения уровня жизни относятся следующие:
организация статистического наблюдения за уровнем жизни населения;
разработка системы показателей, всесторонне характеризующих уровень жизни населения;
анализ динамики показателей уровня жизни;
выявление закономерностей изменения уровня жизни;
анализ влияния факторов на изменение уровня жизни;
анализ дифференциации населения по доходам и потреблению;
выявление и характеристика малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в социальной помощи;
оценка уровня потребления населением материальных благ и услуг, сравнение фактического уровня потребления с рациональными нормами;
оценка обеспеченности населения имуществом длительного пользования;
характеристика потребления населением услуг образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, туризма и отдыха и т.д.;
разработка обобщающих показателей уровня жизни;
проведение межрегиональных и международных сравнений показателей уровня жизни населения. [3]
Глава 2.Система показателей уровня жизни населения
2.1 Индикаторы уровня жизни населения
Уровень жизни населения изучается комплексно с помощью системы статистических показателей. Система статистических показателей представляет собой статистическую методологию, определяющую комплекс взаимосвязанных и расположенных в логической последовательности показателей, всесторонне характеризующих состояние и развитие различных сторон массовых явлений жизни общества.
Одна из задач социальной статистики состоит в том, чтобы разработать обобщающий показатель жизни населения. Были попытки взять в качестве такого показателя национальный доход. Однако национальный доход трудно сравнивать ввиду того, что он рассчитывается по разным методологиям, принятых в соответствующих странах.[9]
Для характеристики социально-экономического положения в стране существуют некоторые элементы, с помощью которых можно определить уровень и качество жизни населения . Необходимо помнить, что на данные понятия воздействует множество факторов (политические, экономические, экологические и другие). Оценить уровень и качество жизни можно с помощью системы индикаторов, которая включает в себя интегральные, индикаторы дифференциации и натуральные. К интегральным индикаторам измерения уровня жизни относятся:
реальные доходы на душу населения;
реальная заработная плата;
доходы от реализации продукции;
доходы от социальных выплат;
проценты по вкладам населения;
С помощью данных индикаторов прогнозируется уровень доходов населения из различных источников. А также изучается их динамика и структура. Реальные доходы населения - это реализованный доход или номинальный доход, скорректированный на изменении цен на товары или тарифов на услуги. Различаются реальные доходы населения без учета услуг и с учетом услуг. Реальные доходы без учета услуг - часть ВВП, используемая населением для удовлетворения материальных и культурных потребностей. Реальные доходы с учетом услуг - часть ВВП, используемая населением на потребление и накопление Территория науки. 2017. № 3 179 материальных благ и услуг. Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную заработную плату. Реальная заработная плата зависит: от номинальной заработной платы и цен на товары и услуги. Изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить как разницу между процентным изменением в номинальной заработной плате и процентным изменением в уровне цен. Определяется путем деления номинальной заработной платы на индекс потребительских цен на товары и услуги. Размер заработной платы, регулярность ее выплат во многом определяет уровень жизни населения и особенно его части с низкими доходами. Своевременность выплат зарплаты в целом представляет один из важнейших факторов социально-политической обстановки в России. Важными индикаторами в политике доходов и заработной платы являются индикаторы дифференциации. С их помощью можно определить социальные изменения, уровень социальной напряженности и характер политики доходов и заработной платы. Одними из наиболее распространенных индикаторов дифференциации является коэффициент Джини и кривая Лоренца, с помощью которых можно определить глубину неравенства в обществе. Количественно степень неравенства в распределении доходов рассчитывают с помощью коэффициента Джини. При K близком к 0 общество находится в состоянии абсолютной уравнительность доходов, а при K равном 1 общество находится в ситуации нищего большинства и сверхбогатого меньшинства. При использовании коэффициента Джини необходимо учитывать его плюсы и минусы. Преимуществами коэффициента являются: дополняет данные о ВВП; позволяет сравнивать распределение дохода между разными странами, не используя зависимость от масштаба экономики сравниваемых стран; позволяет сравнивать распределение дохода по разным группам населения. К недостаткам коэффициента относится: не учитывает источник дохода; учитывает только денежные доходы; существуют затруднения в сопоставлении коэффициентов, при наличии различий в методах сбора статистических данных при их вычислениях. Кривая Лоренца - это графическое изображение, показывающее степень неравенства доходов в обществе. График неравенства доходов (кривая Лоренца) изображен на Рисунке 1. На оси абсцисс доля населения в %, а на оси ординат - доля доходов в %. Кривая OABCDE отражает неравенство в распределении доходов - кривая Лоренца. Например, 5% доходов получают первые 20% населения, 15% доходов - 40% населения, 60% доходов - 80% населения и т.д. Если в обществе Территория науки. 2017. № 3 180 наблюдается равное распределение доходов, то кривая примет вид прямой, которая называется линией абсолютного равенства. Если же в обществе весь доход получает 1% населения, то кривая примет вид вертикальной прямой, называемой линией абсолютного неравенства. Частные индикаторы – степень обеспеченности населения различными товарами длительного пользования, а также показатели потребления отдельных товаров и услуг на душу населения. Существуют натуральные и стоимостные индикаторы. Натуральными индикаторами является степень обеспеченности различными благами.
Рисунок 1. График неравенства доходов (кривая Лоренца)
То есть для того чтобы охарактеризовать уровень удовлетворения потребностей, необходимо учитывать количество потребляемых благ. При этом для оценки уровня могут быть использованы несколько показателей . К стоимостным индикаторам относятся затраты на удовлетворение потребностей. Они группируются в зависимости оттого, какой вид потребностей необходимо удовлетворить. Интегральными индикаторами качества жизни являются:
индекс человеческого развития;
индекс интеллектуального развития;
человеческий капитал на душу населения;
коэффициент жизнеспособности населения;
Индекс человеческого развития является важнейшим индикатором качества жизни. Это показатель, который ежегодно рассчитывается для сравнения и измерения уровня жизни, грамотности образованности и долголетия. Для подсчета ИЧР учитываются 3 показателя:
продолжительность жизни;
уровень грамотности;
уровень ВВП на душу населения
Также значительную роль играет индекс интеллектуального потенциала. Он показывает уровень образования населения в стране. При его расчете учитываются:
уровень образования взрослого населения:
удельный вес студентов в общей численности населения;
доля расходов на образование;
ВВП;
затраты на науку в ВВП.
Еще одним индикатором качества жизни является человеческий капитал на душу населения. Это показатель, отражающий возможности в удовлетворении потребностей при имеющихся условиях жизнедеятельности. При его расчете учитывается состояние здоровья, безопасности и состояние окружающей среды. Уровень человеческого капитала зависит от уровня экономического развития страны. Чем он выше, тем выше уровень человеческого капитала в структуре всего капитала. К частным индикаторам относятся показатели отдельных сторон качества жизни. Выделяют следующие индикаторы:
социально-демографические;
экономическая активность населения;
экологические;
развитие социальной сферы.
Таким образом, индикаторы измерения уровня и качества позволяют проводить межстрановые и региональные сравнения, отражают степень социально-экономического развития, а также сравнивать различные стороны социального прогресса . Уровень и качество жизни занимают важное место в жизни общество. С их помощью мы можем проанализировать уровень развития государства, темпы роста ВВП, уровень безработицы и инфляции.[1]
2.2 Доходы и расходы домашних хозяйств Ивановской области
Статистика домашних хозяйств населения – одна из отраслей социально- экономической статистики, изучающая уровень жизни населения страны и, главным образом, его материальное положение. Материалы обследования домашних хозяйств населения характеризуют изменения структуры доходов и потребительских расходов населения, уровень доходов, расходов, потребления и т.п. различных групп населения, позволяют выявить различия в этих уровнях в зависимости от состава семьи, занятости ее членов; показывают роль отдельных источников в формировании доходов, зависимость потребления от уровня доходов; позволяют проследить за изменением потребительского спроса; характеризуют дифференциацию населения по уровню дохода и т.д. [10]
Доходы населения – это ресурсы в денежном и натуральном выражении, которые могут быть использованы для удовлетворения личных потребностей человека, налоговые и другие обязательные и добровольные платежи, сбережения, составляют основу материального благосостояния населения.[4]
Денежный доход домашних хозяйств состоит из поступлений в денежной форме, которые, как правило, являются возобновляемыми по своей природе и начисляются домашнему хозяйству или отдельным членам данного домашнего хозяйства регулярно на месячной основе. Денежный доход домашних хозяйств получается из следующих основных источников: заработная плата работников, работающих по найму и другие соответствующие поступления от работодателей, чистый доход от самостоятельного занятия, прибыль от предпринимательской деятельности, доход от личных инвестиций (рента, проценты, дивиденды), гонорары и комиссионные сборы. В составе денежных доходов домохозяйств также учитываются алименты, пенсии, стипендии, вознаграждения и другая помощь в форме наличных денег, регулярно получаемая. Изъятие из сбережений, взятые ссуды или полученные возвращенные ссуды и т.д. – даже если они используются для целей потребления – не считаются доходами домашних хозяйств.[10]
Денежные расходы домашних хозяйств представляют собой сумму фактических затрат, произведенных членами домохозяйства в течение определенного периода времени, и включают потребительские расходы и расходы, не связанные с потреблением.[4]
Расходы, не связанные с потреблением, включают налог на доход, и другие прямые доходы, отчисления на пенсии и на социальное страхование и аналогичные страховые взносы, денежные переводы, подарки и аналогичные трансферты, произведенные данным домашним хозяйством или его отдельными членами. Не включаются добавления к сбережениям, суммы инвестированные или отданные взаймы, возврат ссуд и расходы на другие финансовые операции.
Потребительские расходы включают в себя все текущие расходы на товары и услуги для использования данным домашним хозяйством или его отдельными членами. В потребительские расходы не включаются прямые налоги, отчисления на пенсии по выслуге лет, и другие виды социального страхования, депозиты в сберегательные банки, отчисления жилищно-строительным кооперативам, страховые взносы по страхованию жизни, трансферты в форме начисленных денег и расходы в пользу лиц, не являющихся членами домашнего хозяйства, и возврат ссуд. Также исключаются расходы, являющиеся по своей природе инвестиционными, безвозмездные трансферты наличных денег и пожертвования. Услуги образования, медицины и другие услуги, полученные бесплатно, в потребительские расходы не включаются.[10]
Таблица 1. Денежные доходы и расходы населения Ивановской области (млн.рублей) .[6]
2.3.Социальная защита населения .
В науке и социально-политической практике социальная защита рассматривается в двух аспектах.
1. Как политика обеспечения социально-экономических прав и гарантий человека в области уровня жизни:
как процесс согласования интересов человека, государства и общества, используемый в целях нормального их функционирования и решения жизненно важных проблем;
как систему дополнительных доходов и потребительских благ, защищающую социально-экономические права человека, обеспечивающую более полное, социально справедливое удовлетворение потребностей людей
2. Как соответствующая политика государства по обеспечению прав граждан на гарантированный уровень жизни. К ним относится право:
на минимально достаточные средства жизни;
пенсионное обеспечение в старости, по болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей;
защиту от безработицы;
охрану здоровья.
В микросоциальном аспекте социальная защита — это общественный механизм, регулирующий социально-экономические отношения на предприятиях и в учреждениях бюджетной сферы, в домохозяйствах и семьях.
В управленческом аспекте социальная защита представляет собой целевую комплексную систему мер органов власти по поддержке наименее обеспеченного населения в адекватных институциональной, организационной, экономической, психологической и других формах помощи.
Система социальной защиты в современной России должна определяться реальным уровнем благосостояния населения, демографическими показателями страны, образовательным уровнем граждан, состоянием среды обитания и другими моментами, т. е. реальными факторами социально-экономического, социально-демографического, государственно-правового положения людей, непосредственно влияющих на уровень и качество их жизни.
В общем виде различные подходы формулирования главной цели социальной защиты населения можно представить следующим образом:
первостепенная, приоритетная защита граждан, имеющих заслуги перед государством;
развитие и сохранение человека;
обеспечение социальной справедливости за счет перераспределения коллективного продукта членов общества;
снятие социального напряжения в обществе;
создание условий для дальнейшего выживания.
Все упомянутые цели социальной защиты в конечном счете близки по смыслу, хотя и формулируются по-разному. Они показывают, что социальная защита должна обеспечить людей определенным уровнем и качеством жизни, посильными для общества и законодательно закрепленными в качестве правовых гарантий и свобод, должна помочь в разрешении проблемных жизненных ситуаций.
Следует признать, что в настоящее время актуальной целью социальной защиты в Российской Федерации является облегчение выживания социально незащищенных слоев населения и первостепенная защита отдельных категорий граждан. Это реальная ближайшая цель.
Для проведения более глубокого анализа структуры социальной защиты в различных системах хозяйствования имеет смысл выделить пять основных групп граждан, нуждающихся в социальной защите.
1. Трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе:
лица, уволенные из Вооруженных сил;
безработные и незанятые граждане;
беженцы и вынужденные переселенцы в трудоспособном возрасте;
женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, а также беременные женщины;
иные трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте.
2. Нетрудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе:
инвалиды, в том числе инвалиды детства;
лица, имеющие профессиональное заболевание (или инвалидность в результате несчастного случая на производстве);
иные нетрудоспособные лица в трудоспособном возрасте.
3. Граждане в возрасте младше трудоспособного, в том числе:
дети-инвалиды;
дети из многодетных и неполных семей;
дети-сироты; безнадзорные дети и подростки;
иные категории детей, нуждающихся в социальной защите.
4. Лица старше трудоспособного возраста, в том числе:
одинокие престарелые граждане;
пенсионеры по возрасту;
инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
блокадники;
иные лица старше трудоспособного возраста.
5. Иные граждане, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе:
малообеспеченные (среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума);
молодые семьи с детьми и семейным стажем до трех лет;
иные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации."
В качестве источников финансирования социальной защиты населения могут выступать:
фонды государства;
фонды общественных организаций;
кассы взаимопомощи;
средства частных лиц.
В настоящее время финансирование социальной защиты осуществляется за счет:
средств государственного бюджета;
республиканского и территориального фондов социальной поддержки населения;
фондов социального страхования;
федерального фонда медицинского страхования и т. д.
Считается, что наиболее целесообразно использовать все потенциальные источники финансовой поддержки социально незащищенного населения с учетом их реальных возможностей на конкретный временной период.
В соответствии с Конституцией РФ, важнейшими гарантиями социальной защиты населения должны выступать:
охрана труда и здоровья граждан;
установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
обеспечение государственной поддержки материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей;
установление государственных пенсий и пособий;
развитие системы государственных служб; [2]
Для усовершенствования системы социальной защиты необходимы:
время;
подготовленные и квалифицированные специалисты;
различные ресурсы (организационные, правовые, материальные);
активная поддержка населения общественными организациями.
Для того чтобы улучшить систему социальной защиты граждан следует предпринять следующие действия:
улучшение порядка взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями различных форм собственности;
повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;
развитие негосударственного сектора в социальной защите населения;
совершенствование кадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышение социальной защищенности социальных работников;
организация лицензирования деятельности негосударственных структур, физических лиц и государственных служб, занимающихся оказанием социальных услуг населению;
обеспечение максимальной реализации принятых федеральных и областных программ социальной защиты населения, а также повышение минимального размера оплаты труда, максимальное приближение его к величине прожиточного минимума трудоспособного человека.
Проблема неравномерного распределения доходов тесно связана с проблемой бедности, то есть длительного отсутствия благ для поддержания нормально существования человека. Доходы являются важнейшим фактором возникновения расслоения общества на бедных и богатых, а так же нарастания неравенства между ними. Различают два вида неравенства: социальное и экономическое. Конечной целью перераспределения доходов является обеспечение социальной справедливости, а так же поддержание экономической эффективности.
С каждым годом неравенство между богатыми и бедными растет. Если лет пятнадцать назад противоречия между бедными и богатыми не стояли так остро, то на сегодняшний день оно стало весьма ощутимо, и растет с каждым годом. Несмотря на то, что государством применяется ряд мер для улучшения материального обеспечения пенсионеров, бедных и малоимущих с детьми, на данный момент система социальной защиты населения не является совершенной, она находится только в процессе развития. В области социального обеспечения стоит ряд острых нерешенных вопросов. Подводя итог работы, можно сказать, что систему социальной защиты населения в России необходимо усовершенствовать. Однако это невозможно сделать за короткие сроки.
2.4 Качество жизни населения,динамика уровня жизни
Применительно к российской экономике предпосылок для повышения уровня жизни в ближайшей перспективе пока не создано. Аргументировать сложившуюся ситуацию можно следующими соображениями:
Во-первых, в России на современном этапе развития отсутствует механизм управления мотивацией трудовой деятельности, а, следовательно, и повышением уровня жизни работников.
Во-вторых, одним из показателей качества трудовой жизни является уровень заработной платы работников и ее дифференциация по отраслям. Однако обвальное разрушение действующего ранее механизма оплаты труда и отказ от государственного регулирования зарплаты не привел к положительным результатам. Более того, привел к снижению уровня жизни работающего населения. Произошла резкая дифференциация в уровнях оплаты труда руководителей и рядовых работников. Разрыв между заработной платой рядовых работников и руководителей составляет от 4 до 20 и более раз.
В-третьих, на уровень жизни в немалой степени влияют условия и среда, в которых осуществляется процесс труда. Главная задача в этом плане состоит в адаптации (приспособлении) функционирующей на предприятии или рабочем месте работника, ведущей к обогащению процесса трудовой деятельности и сокращению монотонности. К сожалению, приходится констатировать: эти факторы в трудовой деятельности на предприятиях России практически не учитываются.
В-четвертых, за последние годы резко возрос уровень травматизма и профессиональных заболеваний, что явилось следствием сокращения соответствующих служб на предприятиях, которые осуществляли контроль над безопасностью трудовой деятельности, что привело к снижению уровня жизни.
В-пятых, повышению уровня жизни способствует условия, создание которых содействует развитию личности работника, росту его квалификации, самовыражению и самостоятельности в принятии решений, профессиональной и должностной карьере.
В-шестых, демократизация общества предполагает и демократизацию в управлении и организации труда работников, что предполагает развитие новых коллективных форм организации трудовой деятельности взамен индивидуальной организации труда. Мировой опыт с необходимостью показал, что развитие коллективных форм организации труда способствует развитию демократизации процесса управления, планированию, распределительным отношением и выборности менеджеров.
Высокого и достойного для человека уровня и качества жизни можно достигнуть при успешном и высокоэффективном использовании трудового потенциала России и каждого предприятия в отдельности. [11]
Глава 3. Программа повышения уровня жизни населения
Миссия администрации любого уровня состоит в разработке и реализации проектов и программ по решению проблем развития территории. При этом главной задачей следует признать повышение качества жизни (жизнедеятельности) населения, что напрямую влияет на устойчивое развитие региона. Накопленный опыт работы по развитию территорий свидетельствует о том, что система разрабатываемых программ и проектов, подпрограмм и подпроектов, с одной стороны, формирует проектную деятельность и проектную культуру разработчиков и реализаторов Программы устойчивого развития Пермского края (далее – Программы), систему развивающих и развивающихся отношений территории, рефлексивно-деятельностной развивающей среды, а с другой – в контексте программно-целевого подхода выстраивает развитие сфер, отраслей, альянсов для достижения ожидаемых результатов
Вся совокупность работ по повышению качества жизнедеятельности и росту человеческого потенциала укладывается в два вида контекста:
1) изменения, усовершенствования содержания и технологий работы на всех уровнях управления, имеющие следующие целевые установки:
а) формирование взаимообусловленного поведения как жизненной необходимости
б) построение «поведенческой профилактики» (структуры и системы отношений) на всех уровнях управления;
2) формирование рефлексивно-деятельностной развивающей среды в Ивановскогокрае и организация мониторинга, что также предполагает две целевые установки:
а) формирование среды (когда на всех уровнях определена зона ответственности, содержание и технология работы);
б) формирование и развитие системы мониторинга (регламентация деятельности в соответствии с зонами ответственности с позиции условий, процесса и ожидаемого результата).
С позиции индикаторов устойчивого развития для повышении качества жизни (жизнедеятельности) возможны различные подходы к наполнению его содержанием, однако в соответствии с нашими исследованиями общими являются три основных направления:
1) повышение уровня жизнедеятельности в производственной и непроизводственной сферах;
2) повышение уровня жизни большинства жителей (через доходы и расходы населения) по объективным и субъективным показателям;
3) повышение уровня индивидуального и общественного здоровья и репродуктивной деятельности .
На мой взгляд, стратегия развития Ивановского края в современных условиях должна иметь два основных вектора: социальный – повышение качества жизни, уровня социального благополучия региональной общности (населения Пермского края); экономический – повышение конкурентоспособности региональной экономики. Оба вектора нацелены на обеспечение роста регионального человеческого потенциала в рамках устойчивого развития региона (рис. 5).
Рисунок 2.Схема регионального воспроизводственного процесса и место показателей качества жизни и человеческого потенциала.
Именно качество жизни, эффективное использование и развитие человеческого потенциала, способность создавать и осваивать новейшие технологии становятся не только условиями устойчивого развития экономики отдельно взятого государства, но и главными факторами роста благосостояния населения целых стран.[7]
Библиографический список
1. Анохина Ю.А. Индикаторы измерения уровня и жизни населения // Территория науки. 2017. №3.
2. Воронцова, М. В. Социальная защита и социальное обслуживание населения : учебник для вузов / М. В. Воронцова, В. Е. Макаров ; под редакцией М. В. Воронцовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2021.
4. Елисеева И.И. , М. В. Боченина, Н. В. Бурова, Б. А. Михайлов ; под ред. И. И. Елисеевой/ Статистика : учебник для прикладного бакалавриата . — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016
5. Ефимова М.Р., А. С. Аброскин, С. Г. Бычкова, М. А. Михайлов; под ред. М. Р. Ефимовой-Социально-экономическая статистика : учебник для академического бакалавриата / — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017.
6. Жагрова Е. О. Уровень жизни населения Курганской области // Форум молодёжной науки. 2020. №1.
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ В ЦИФРАХ,Росстат
Клименков Геннадий Владимирович, Широковских Елена Геннадьевна Повышение качества жизни населения как критерий благополучия развития субъекта Федерации // Journal of new economy. 2010. №2 (28).
Лисенюк А.А., Ледник И.С., Пацук О.В. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2016. №40-2.
Малинина, Т. Б. Демография и социальная статистика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. Б. Малинина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 298 с.
. Салин В.Н. под ред., Е.П. Шпаковская под ред. и др.Статистика : учебное пособие /. — Москва : КНОРУС, 2016.
Социальное положение и уровень жизни населения в России: Статистический сборник./ Госкомстат России. – Москва, 2005 год.