Исследование адаптивных способностей у первокурсников - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Исследование адаптивных способностей у первокурсников

Боташева А.А. 1
1Ставропольский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Новая образовательная среда и социальное окружение, увеличение учебной нагрузки, смена территориальных, экономических условий жизни, эмоциональный стресс при поступлении в высшие учебные заведения требуют адаптации студентов первого курса, от успешности которой будут зависеть эффективность учебной деятельности в вузе, возможности установления и поддержания коммуникативных связей, способность решать возникающие задачи и пр. Успешная адаптация студентов во многом определяет качество получаемого образования, степень формирования и развития профессиональных и личностных качеств, желание саморазвиваться. Однако первокурсники в идентичных ситуациях адаптируются и действуют по-разному, что обусловлено их индивидуальными адаптивными способностями. [19].

Цель статьи заключается в исследовании адаптивных способностей у первокурсников.

Понятие адаптивных способностей человека рассматривалось отечественными и зарубежными психологами с точки зрения их природы: биологической или социальной.

В отечественной психологии лишь немногие авторы указывают исключительно на биологическую природу адаптивных способностей. Так, по мнению А.М. Богомолова, адаптивные способности – это динамические свойства, имеющие отношение к нервной системе, которые определяют длительность и интенсивность адаптационного ответа на возникающие изменения во взаимодействии с окружающей средой. Адаптационный потенциал личности характеризует возможности личности к продуктивному прохождению адаптационного процесса и приобретению новых адаптационных навыков. [2].

Ушаков И.Б. соотносит адаптивные способности с функциональным состоянием организма и его систем, обладающими определенными возможностями адекватного реагирования на неблагоприятные факторы среды при экономном расходовании функциональных ресурсов. [18].

Л.М. Кедун делает вывод о том, что адаптивные способности – это психофизиологические характеристики личности, которые обуславливают энергетические и динамические особенности реагирования на изменения внешней среды. [8].

Большинство отечественных исследователей, рассматривая адаптивные способности, выделяют их социальную природу. Так, С.А. Пакулина понимает под адаптивными способностями индивидуально-психологические (рефлексивно-мотивационные) особенности личности, формирующиеся на основе единства сознания и деятельности. Они определяют изменение поведения и отношений личности к социальной среде. Уровень развития и функционирования адаптивных способностей личности рассматривается в зависимости от имеющегося адаптационного опыта и актуального потока получаемой информации. [13].

В работах М.В. Григорьевой и Колпаковой Л.М. адаптационные способности являются результатом взаимодействия психических и социально-психологических явлений, проявляясь в закономерностях и специфике саморегуляции, овладения поведением, в том числе и собственным опытом. [5; 10].

Некоторые отечественные исследователи выделяют как биологический, так и социальный аспект в понятии «адаптивных способностей». Например, Маклаков А.Г. отводит адаптационным способностям, рассматриваемым в контексте адаптационного потенциала, важную роль в психическом и социальном развитии, обозначая их врожденные и приобретенные показатели. [11].

С точки зрения М.Л.Блиновой адаптационные способности обеспечивают «готовность» личности к усложнению адаптационных задач, преобразованиям структуры и свойств адаптационного ответа для обеспечения гармоничных отношений со средой, оптимизации психофизиологических перестроек и успешной реализации поставленных целей. [1].

В зарубежной психологии адаптивные способности рассматриваются по большей части с точки зрения их биологической природы и чаще всего в контексте различных психических феноменов. Например, адаптивные способности личности с точки зрения психоаналитического подхода соотносятся с понятием защитных механизмов психики как основных регуляторов внешнего взаимодействия человека со средой; это своеобразные врожденные адаптационные механизмы личности. [8].

Ж.Пиаже рассматривал адаптивную природу интеллекта как основную адаптивную способность человека. Он выделял два основных механизма, способствующих приспособлению человека к условиям окружающей среды: ассимиляцию и аккомодацию Адаптация есть равное соотношение этих двух векторов интеллектуальной активности. Р. Стернберг, также как и Ж. Пиаже считает, что именно интеллектуальные способности обеспечивают адаптацию к окружающей среде и преобразование ее с целью прогнозирования результатов. [15; 20].

Некоторые зарубежные и отечественные исследователи (О.А.Воскрекасенко, М.В.Ромм, и др.) сопоставляют адаптивные способности со способностью личности формировать копинг-стратегии с целью преодоления возникающих трудностей. [17; 4].

Таким образом, единого теоретического подхода к понятию адаптивных способностей в психологии на данный момент не существует. Они рассматриваются как:

- личностное свойство, определяющее способность человека противостоять негативному воздействию трудных ситуаций с помощью защитных психических механизмов;

- особенности личности, формирующиеся на основе единства сознания и деятельности, и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии приспособительного поведения личности, выработке фиксированных норм поведения, которые позволят совладать с возникающими трудностями;

- динамические образования, отражающие особенности развития личности в новой среде - при смене условий или характера деятельности;

- возможности адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности;

- адаптивные интеллектуальные способности личности.

В психологии имеется множество подходов к структуре адаптивных способностей.

А.Г.Маклаков выделил следующие составляющие адаптационного потенциала личности (адаптивных способностей): нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обусловливает толерантность к стрессу; самооценку личности, являющуюся ядром саморегуляции и определяющую степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство личной значимости для окружающих (личностная референтность); особенности построения контакта с окружающими, характеризующие уровень конфликтности личности; опыт социального общения, выявляющий потребность в общении и возможность построения контактов с окружающими на основе имеющегося опыта; моральную нормативность личности, характеризующую степень ориентации на существующие в обществе нормы и правила поведения; ориентацию на соблюдение требований коллектива (уровень групповой идентификации). [11].

В 1993 г. А.Г.Маклаков совместно с С.В.Чермяниным разработали Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО), в который в качестве шкал вошли следующие уровни адаптивных способностей: поведенческая регуляция, моральная нормативность, коммуникативный потенциал. [16].

Р.Стернберг в интеллектуальной деятельности выделил компонента адаптивных способностей. Аналитический - предполагает возможность собирать, хранить, изменять и работать с информацией. Благодаря ему возможны анализ информации, принятие и генерация решений. Практический - относится к способности людей адаптироваться к среде, в которой они существуют, используя возможности организма, предлагаемые для адаптации или устанавливая более эффективные механизмы. Творческий - интеграция информации, полученной нашей психикой. [30].

А.С. Пакулиной выделены четыре блока качеств личности, которые составляют структуру адаптивных способностей: когнитивный блок (интеллектуальная активность, рефлексия); аффективный (эмпатия, эмоциональная устойчивость, фрустрационная толерантность); мотивационно-волевой (гибкость, саморегуляция, мотивация достижения успеха); поведенческий (поведенческая активность, уверенность в себе, коммуникативная эргичность). [14].

Структура адаптивных способностей по О.А. Воскрекасенко:

1. Когнитивный уровень включает в себя: систему знаний и представлений личности о себе как субъекте адаптационного процесса; систему представлений об основных закономерностях протекания процесса адаптации; знания о существующих приёмах и способах адаптации в новых условиях; знание правил эффективного общения и поведения в конфликтной ситуации.

2. Мотивационно-ценностный уровень предполагает наличие: ценностных ориентаций личности; действенных мотивов и общей установки на активное изменение своего поведения в новых условиях (поисковой активности); установки на осознанный, ответственный выбор в различных ситуациях.

3. Операционно-деятельностный уровень включает в себя: сформированность навыков саморегуляции психофизического состояния в стрессовой ситуации; умение действовать в ситуации выбора, решать общие организационные проблемы и целенаправленно строить модель своего поведения в ситуации адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности; владение техниками эффективного общения и разрешения конфликтных ситуаций. [3].

Н.А. Некрасова, О. А. Губарева описали 5 уровней адаптивных способностей, входящих в состав адаптационного потенциала: биопластический: биографический; психический; личностно-регулятивный компонент; творческие возможности личности. [12].

Теоретический анализ структуры адаптивных способностей определил многоуровневость и разноплановость ее понимания у различных авторов. Но для достижения цели данной исследовательской работы будет использоваться структура адаптивных способностей, выведенная А.Г.Маклаковым в контексте использования Многоуровневого личностного опросника «Адаптивность», разработанного им и С.В.Чермяниным в 1993 г.

Диагностическое исследование было проведено на базе Ставропольского государственного медицинского университета. В нем участвовало 14 студентов 1-ого курса в возрасте 17-19 лет специальности «Клиническая психология».

В исследовании использовались следующие методики: «Многоуровневый личностный опросник (МЛО) "Адаптивность" (А.Г. Маклаков и С. В. Чермянин) и «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова), а также метод ранговой корреляции Ч. Спирмена. [6; 7; 16].

Гипотеза диагностического исследования: предполагается, что высокий уровень адаптированности к учебной группе и учебной деятельности имеет прямую корреляционную связь со средним и высоким уровнями адаптивных способностей первокурсников.

С помощью методики «Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность»» выявлено, что в выборке 37 % испытуемых с низким уровнем адаптивных способностей, 42 % со средним и 21% с высоким.

С помощью методики «Адаптированность студентов в вузе» выявлено 36 % испытуемых с низким уровнем адаптированности к учебной группе (среди них 100 % испытуемых с низким уровнем адаптивных способностей) и 64 % с высоким уровнем (среди них 33 % с высоким уровнем адаптивных способностей и 67 % со средним уровнем). А также 36 % испытуемых с низким уровнем адаптированности к учебной деятельности (среди них 100 % испытуемых с низким уровнем адаптивных способностей) и 64 % с высоким (среди них 33 % с высоким уровнем адаптивных способностей и 67 % со средним уровнем).

Был проведен корреляционный анализ с использованием метода ранговой корреляции Спирмена по результатам которого были сделаны следующие выводы:

- наблюдается прямая сильная корреляционная связь между высоким уровнем адаптированности испытуемых к учебной группе, учебной деятельности и высоким уровнем адаптивных способностей первокурсников;

- наблюдается прямая слабая корреляционная связь между высоким уровнем адаптированности испытуемых к учебной группе, учебной деятельности и средним уровнем адаптивных способностей первокурсников;

- прямая сильная корреляционная связь между низким уровнем адаптированности первокурсников к учебной группе, учебной деятельности и низким уровнем адаптивных способностей испытуемых.

Таким образом, гипотеза исследования доказана: «предполагается, что высокий уровень адаптированности к учебной группе и учебной деятельности имеет прямую корреляционную связь со средним и высоким уровнями адаптивных способностей первокурсников».

Список использованной литературы:

1. Блинова, М. Л. Адаптационный потенциал: психологическая характеристика понятия // Психологическое сопровождение образования: теория и практика. 2015. С. 103-112. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26547946 (дата обращения: 04.10.2021).

2. Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. – 2008. – №1. – С. 67–73. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11750595 (дата обращения: 03.10.2021).

3. Воскрекасенко О. А. Социальная адаптивность будущего педагога: структура и основные направления развития // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 6. С. 7-14. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17899885 (дата обращения: 04.10.2021).

4. Воскрекасенко, О. А. Тренинговые занятия как эффективная форма развития адаптационных способностей обучающихся в вузах // Вестник Новгородского государственного университета. 2010. № 58. С. 4-7. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15204483 (дата обращения: 04.10.2021).

5. Григорьева М.В. Роль адаптационных способностей учащихся в процессе взаимодействия с образовательной средой // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1. № 3. С. 11-15. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18834847 (дата обращения: 01.10.2021).

6. Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2010. № 2. С. 1-12. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13758288 (дата обращения: 02.11.2021).

7. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. Учебник / О.Ю. Ермолаев. – 2-е изд. испр. – М: Московский психолого-социальный институт. Флинты 2003. – 336 с.

8. Кедун, Л. С. Адаптационные способности личности: научные подходы и сущностные характеристики // Общество, педагогика, психология: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 11 сентября 2020 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2020. – С. 9-12. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44002769&pff=1 (дата обращения: 26.10.2021).

9. Кетько С. М. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности : коллективная моногр. / С. М. Кетько, С. А. Пакулина, А. В. Поминов ; С. М. Кетько, С. А. Пакулина, А. В. Поминов. – Челябинск : [Фил. Московского пед. гос. ун-та], 2005. – 231 с.

10. Колпакова Л.М. Адаптивные способности в регуляции прогноза поведения в трудной ситуации // Образование и саморазвитие. 2011. № 4(26). С. 185-191. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17363380 (дата обращения: 30.09.2021).

11. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001 Выпуск № 1. Т.22. С. 16 – 24. [Электронный ресурс]. URL: https://arxiv.gaugn.ru/s0205-95920000621-0-1-ru-101/ (дата обращения: 02.10.2021).

12. Некрасова, Н. А., Губарева О.А. Формирование адаптационного потенциала молодежи в процессе модернизации российского социума // Молодежь и наука. 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/3299 (дата обращения: 06.10.2021).

13. Пакулина, С. А. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития : специальность 19.00.07 "Педагогическая психология" : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Пакулина Светлана Алексеевна. – Челябинск, 2004. – 182 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/adaptivnye-sposobnosti-studentov-pedvuza-struktura-faktory-i-sredstva-razvitiya (дата обращения: 09.10.2021).

14. Пакулина С.А. Структура адаптивных способностей студентов педагогического вуза // Научные исследования в образовании. 2008. №7. С. 52-60. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13082544 (дата обращения: 29.09.2021).

15. Пиаже, Ж. Теория, эксперименты, дискуссия / Ж. Пиаже; Под ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. -М.: Изд-во Академика, 2001.

16. Практическая психодиагностика : Методики и тесты : [Учеб. пособие] / [Ред-сост. - Д. Я. Райгородский]. - Самара : БАХРАХ-М, 2002 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). - 664 с.

17. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект Ромм // Новосибирск: Новосибирское отделение издательства "Наука". 2002. С. 275. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21520881 (дата обращения: 03.10.2021).

19. Ушаков И. Б. Адаптационный потенциал человека // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2004. – № 3. – С. 8-13.

19. Широкова Е. А., Макеева В.С., Осипов Д.В. Адаптивные способности в поддержке качества жизни студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5(78). С. 357-359. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41286679 (дата обращения: 01.10.2021).

20. Sternberg, Robert J. (1987). Beyond IQ: A triarchic theory of human intelligence. - Cambridge: Cambridge University Press. - XVI, 411 p.

Просмотров работы: 311