Анализ проблемы ценностных ориентаций будущих сотрудников органов внутренних дел - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Анализ проблемы ценностных ориентаций будущих сотрудников органов внутренних дел

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понятие «ценностные ориентации» впервые возникло в начале 20-х годов XX века в работах Ф. Знанецкого и У. Томаса. Они представляли ценности «…как более-менее точные формальные правила, с помощью которых группа старается удержать, регулировать, а также сделать более распространёнными и частными соответствующие типы действий своих членов…» [1]. Наряду с зарубежными учеными существуют и определения ценностных ориентаций наших соотечественников. Так, А.Г. Здравомыслов определял ценностные ориентации как «…важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного…» [2].

В настоящее же время изучением ценностных ориентаций занимается ряд отечественных специалистов в области гуманитарного знания Е.И. Головаха, И.А. Кудрявцев, Е.М. Лебедева, Т.А. Перевозная, О.Ф. Семенова, С.Н. Тихомиров, И.В. Ульянова, В.Э. Чудновский которые привнесли существенный вклад в развитие данной отрасли общественных наук. Теоретико-методологическим обоснованием проблемы, исследованием трансформации ключевых понятий и становления ценностных ориентаций за рубежом занимались такие ученые, как М. Рокич, Э. Шостром, Э. Шпрангер, К. Роджерс, Г. Олпорт, Э. Фромм, А. Маслоу, Л. Кольберт, В. Франкл и др..

Путем оценки совокупности ценностных ориентаций отдельного человека можно выявить сущностную сторону направления развития личности и определить основу отношения ее к окружающему миру, социуму в целом, а также к самому себе. Стремительные перемены в жизни человека, особенно в период его обучения, обуславливают необходимость глубокого самоанализа и самоопределения. Процесс становления ценностных ориентаций особо важен в профессиональных системах типа «человек-человек», так как он будет отвечать за успешную реализацию будущей профессиональной деятельности.

В процессе формирования ценностных ориентаций человека можно выделить несколько основных направлений:

Интериоризация

Интернализация

Идентификация

присвоение различных продуктов общественного опыта и культуры в

в процессе воспитания и

обучения

процесс, который предполагает осмысленное и инициативное восприятие окружающей действительности, а также активное воспроизводство принятых норм и ценностей в своей деятельности

воспроизведение в качестве субъекта себе другого человека; его, а не свои цели

В настоящее время большое внимание уделяют вопросам становления ценностных ориентаций курсантов ведомственных университетов, так как именно они станут основой государства и безопасности общества в будущем.

Вопросы профессионально-личностной готовности сотрудников органов внутренних дел к выполнению задач по защите граждан, государства и общества– первостепенная задача в подготовке курсантов ведомственных университетов. В процессе модернизации системы подготовки кадров повышаются требования к будущим сотрудникам полиции, а значит, что каждый курсант должен уже на самом раннем этапе профессиональной социализации определиться со своим жизненным ориентиром, выбрать путь своего профессионального развития, направленные на интенсивный и постоянный профессиональный рост и саморазвитие, которое будет соответствовать требованиям, предъявляемым структурой МВД, обществом и государством.

Обучающиеся университетов системы МВД на протяжении всего периода обучения самостоятельно, с помощью преподавателей, курсовых офицеров, руководителей практики, педагогов-кураторов формируют направленность своих внутренних профессиональных потребностей, связанных с обязательной устойчивой необходимостью овладения определенными профессиональными компетенциями и качествами. Качества личности, требуемые от курсантов, накладывают на образовательные организации необходимость создания и поддержания максимально эффективного получения профессионального образования, а также психологической поддержки на протяжении всего периода обучения [3; 5; 7].

Очень важно, чтобы во время профессиональной подготовки курсантов и слушателей университетов системы МВД, обучающиеся осознавали всю важность процесса определения и становления своих ценностных ориентаций в профессиональной сфере. Это обусловлено тем, что в полном объеме усвоить профессиональные данные и приспособиться к меняющейся обстановке в государстве, напрямую отражающей фронт работы будущих служителей закона, сможет только тот сотрудник, который имеет устойчивые ценностные установки, высокий уровень самоопределения и саморазвития. На процесс и конечный результат формирования ценностей сотрудников органов внутренних дел также влияют различные факторы: социальная, экономическая, политическая обстановка в стране, возрастающий кризис нравственных идеалов, недостаточная нравственная и психологическая способность личности справляться с неблагоприятными факторами окружающей действительности. Особую важность освещения данной темы можно охарактеризовать тем фактом, что в исследованиях, научных работах и диссертациях различных авторов, изучающих данную проблему, сделан акцент на недостаточность или неполную реализацию формирования компонентов личности будущих сотрудников ведомственных подразделений, а также то, что это влияет на процесс и результат последующего развития органов внутренних дел нашего государства в целом [4]. Как отмечают ученые, некоторые представители из числа курсантов осваивают необходимые для их последующей самореализации ценности формально, поверхностно, не придавая им должного значения и важности. Качество профессиональной деятельности таких курсантов будет не соответствовать минимальным требования граждан страны, что будет вызывать общественный резонанс и острые проблемы во взаимодействии с населением.

Особое внимание и пристальный интерес ученых к сфере ценностей будущих сотрудников ОВД связана также с необходимостью планирования кадровой политики, систем профессионального образования и отбора кадров [6]. Можно сделать вывод о том, что только комплексное исследование взаимосвязанных элементов, отвечающих за формирование ценностных ориентаций, посредством анализа различных источников на тему ценностных формирований и их изучения, выявления мотивов поступления в ведомственные высшие учебные заведения и выбора профессии в структуре внутренних дел, а также сравнения результатов опроса последующей для курсовой работы выборки учащихся различных курсов университета, поможет в полном объеме раскрыть положения рассматриваемой темы.

Список использованной литературы:

Thomas W., Znaniecki F. Cholp poliskiw Europe I Ameryce. Warszawa, 1976 V. 1 -16 с.

Здравомыслов А.Г. Ценностные ориентации: философский энциклопедический словарь. Москва. 1989. - 732 с.

 Буравлева, Н.А. Ценностно-смысловые аспекты подготовки личности к профессиональной деятельности / Н.А. Буравлева, Н.К. Грицкевич // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2017. - №4(18).-9699 с.

Базулина, А.А. Основополагающие принципы обучения и воспитания сотрудников органов внутренних дел в свете современных проблем / А.А. Базулина, Ю.А. Брылева, А. В. Жуланов // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2021. – № 2. – С. 93-96. – DOI 10.24412/2658-638X-2021-2-93-96.

Кушнаренко, И. А. Нравственно-патриотическое воспитание курсантов образовательных организаций МВД России / И. А. Кушнаренко, Е. А. Никоноров, Е.П. Панкратова. – Москва : Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2018. – 162 с. – ISBN 978-5-9694-0594-3.

Социокультурные и психолого-педагогические проблемы социализации молодежи / К. А. Абульханова, А. Ф. Ануфриев, Я. А. Баскакова [и др.]. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2019. – 298 с. – ISBN 978-5-4263-0820-6. – DOI 10.23682/94686.

Тихомиров, С. Н. Формирование основ профессионально-нравственной устойчивости у курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тихомиров Сергей Николаевич. – Москва, 1999. – 27 с.

Просмотров работы: 102