ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА ПРИ РАЗЛИЧНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА ПРИ РАЗЛИЧНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Еремеева О.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В XXI веке средняя физическая нагрузка городского жителя уменьшилась почти в 50 раз по сравнению с предыдущими столетиями. Актуальность проблемы состоит в том, что эффективность мероприятий, направленных на оздоровление населения резко снижается с увеличением возраста человека. Молодые люди большую часть времени проводят в сидячем положении на лекционных и практических занятиях, во время самоподготовки и т.д. что приводит к развитию хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата [4].

В то время, как в рекомендациях всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) представлены минимальные указания степени физической активности, необходимые для поддержания хорошего здоровья взрослых в возрасте 18-64 лет, которые многими не соблюдаются:

• Уделять аэробной физической активности умеренной интенсивности не менее 2,5-5 часов в неделю или аэробной физической активности высокой интенсивности не менее 75 минут. 2,5 часа в неделю, или уделять время аналогичному по нагрузке сочетанию физической активности средней и высокой интенсивности в течение недели;

• Дважды в неделю или чаще уделять время физической активности средней или высокой интенсивности, направленной на развитие мышечной силы всех основных групп мышц;

• Следует ограничить время, проводимое в положении сидя или лежа. Замена пребывания в положении сидя или лежа физически активной деятельностью любой интенсивности [3].

По мнению ВОЗ, около 5 млн. случаев смерти в год являются следствием низкой физической активности. Недостаток физической активности на 20 % повышает вероятность смерти от различных причин. Около 80 % подростков ограничивают свою физическую активность [1].

Результаты. Данные о характеристиках физической активности были получены путем анкетирования 30 студентов естественнонаучных специальностей, в большей степени девушек, обучающихся на 1,3,4 курсах Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Также были учтены параметры их физического развития: длина тела, артериальное давление, масса тела, окружность грудной клетки, её экскурсия, индекс массы тела, индекс гармоничности морфологического развития, жизненная ёмкость легких (с помощью сухой спирометрии), сила кисти, становая сила и проба Генчи.

По результатам сбора и анализа информации было выяснено, что многие представители студенческой молодежи, пренебрегают занятиями спортом в связи с общей загруженностью и, или нежеланием тратить силы на физическую активность, несмотря на осведомленность в её пользе и роли в профилактике заболеваний. Только 31 % испытуемых ведут активный образ жизни. 20 % вообще не занимаются физическими упражнениями. Продолжительность пеших прогулок у 65 % опрошенных студентов занимает не более 1 часа в течение дня. Всего 16 % респондентов проводят в сидячем положении менее 7 часов в день и 8,3 % отдают предпочтение энергичному отдыху.

Чтобы установить степень влияния гиподинамии на студентов, мы cравнили основные характеристики функционального состояния организма у людей регулярно занимающихся двигательной активностью и тех, кто пренебрегает занятиями. По результатам опроса студенты были разделены на 2 исследуемые группы: 1 – со средним и 2 – с низким уровнями двигательной активности.

В исследуемых группах преобладают студенты астенического типа телосложения. Гиперстеников в группе с низким уровнем двигательной активности 27 %, со средним – 11 %.

Отмечаются тенденции по различиям у студентов со средней и низкой физической активностью в:

1. Длине тела с разницей в 2,35 % у студентов с низкой физической активностью.

2. Значениях окружности грудной клетки: 84 (80-88) см. (2 группа) и 81,5 (75,75-88,625) см. (1 группа).

3. Значениях массы тела у 1 группы более низкие значения: медиана 59,2 (55-65) по сравнению со значениями второй группы – 62,2 (53,5-70,5).

Лица, пренебрегающие должным уровнем двигательной активности, имеют тенденцию к избыточной массе тела и уступают лицам со средней физической активности по становой силе.

У лиц первой группы медиана ЖЕЛ составляет 3,8 (3,3-4) л., что на 17,1 % больше, чем у второй группы – 3,15 (2,675-3,625) л.

Cистолическое артериальное давление наблюдаются в норме в обеих группах испытуемых, а диастолическое давление, выходит за нижнюю границу возрастного норматива у студентов с низкой физической активностью.

Гипотезу исследования о том, что уровень физической активности влияет на функциональное состояние организма можно считать доказанной.

Таким образом, популяризация физической активности среди студенческой молодежи – становится приоритетной задачей.

Выводы. Проведенный анализ морфофункциональных показателей организма студентов со средним и низким режимами двигательной активности выявил, что лица, занимающиеся физической культурой на должном уровне, характеризуются более гармоничным развитием. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека необходима достаточная активность скелетных мышц, способствующая установлению интегральных взаимосвязей в мозге. Двигательная деятельность повышает энергопродукцию, улучшает функционирование дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем организма. Недостаточность движений нарушает нормальную работу всех систем и вызывает появление таких состояний как гипокинезия, гиподинамия [2,5].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Баранов, В. Н. Развитие диссертационных научных исследований по проблемам подготовки и повышения квалификации кадров для сферы физической культуры и спорта в стране [Текст] / В. Н. Баранов, Б. Н. Шустин // Культура физическая и здоровье. – 2014. – № 4 (51). – С. 14–19.

2 Сухинина, К. В. Двигательная активность как фактор психофизиологического здоровья студентов [Текст] : учеб. пособие / К. В. Сухинина. ; Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. – 114 с.

3 Физическая активность. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/physical-activity (дата обращения: 13.04.2020). – Загл. с экрана.

4 Абрамова О.В., Безмельницына Л.Ю., Григорьев Г.Ю., Мешков Д.О., Черкасов С.Н. Оценка уровня физической активности студентов вузов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.zdrav.ru/articles/4293660757-byl-19-m01-12-monitoring-otsenok-urovnya-fizicheskoy-aktivnosti-studentov-vuzov (дата обращения: 19.04.2020). – Загл. с экрана.

5 Баранов В.Н., Шустин Б.Н. Основные направления научных исследований в сфере физической культуры и спорта [Текст] / В. Н. Баранов, Б. Н. Шустин // Культура физическая и здоровье. – 2016. – № 2 (18). – С. 89-91.

Просмотров работы: 8