В настоящее время практически все исследователи в области педагогики сходятся во мнении, что применение информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку делает процесс обучения более эффективным. Не стоит забывать о том, что в последние годы в преподавании иностранного языка всё больший акцент делается на коммуникативный подход, аутентичность материала и на общение, на изучение языка в культурном контексте и на повсеместное внедрение различных интерактивных, мультимедийных и дистанционных средств обучения.
Эффективный урок иностранного языка предполагает включение активных методов как при формировании лексических и грамматических навыков, так и при овладении продуктивными видами речевой деятельности, прежде всего, монологической и диалогической речью. Также большое значение имеет развитие навыков восприятия и понимания иноязычной речи на слух.
В современной образовательной программе по иностранным языкам в качестве основной цели обучения аудированию выдвигается развитие у учащихся способности понимать на слух: иноязычную речь, построенную на программном материале с допущением некоторого количества незнакомой лексики в условиях непосредственного общения в различных ситуациях общения; учебные и аутентичные аудиотексты с разной степенью и глубиной проникновения в их содержание (в рамках программных требований); основную информацию (глобальное понимание); нужную информацию (селективное понимание); полную информацию (детальное понимание).
Как показывает практика, простое прослушивание текста и параллельное его прочтение с последующим выполнением упражнений не помогает в полной мере замотивировать учащихся на дальнейшее изучение языка и знакомство с культурой той страны изучаемого языка. Демотивирует учащихся и сама форма подачи материала, ставшая недостаточно продуктивной при обучении современных детей, активно пользующихся разнообразными цифровыми технологиями и электронными гаджетами.
Именно поэтому все больше учителей используют дополнительные материалы аутентичных ресурсов, дополняя и восполняя пробелы, имеющиеся в необходимых для изучения темах и используемых УМК. Одним из подобных примеров, применение которых показывает положительные результаты на уроках иностранного языка, являются аудио- и видеоподкасты, отражающие наиболее популярные на сегодняшний день темы.
Термин «подкаст» происходит от двух английских слов “iPod” и “broadcast” и означает «аудио- или видеозапись, которая записана на изучаемом иностранном языке в соответствии с языковым и тематическим содержанием учебной программы и размещенная на сервере подкастов для дальнейшего использования в учебном процессе» [3].
Исходя из этого, можно выделить ряд преимуществ применения подкастов:
1. Дифференцированный подход в изучении иностранного языка в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся;
2. Доступность для каждого: практически у каждого человека в наше время есть доступ к сети интернет, где можно найти огромные коллекции подкастов, рассчитанные на слушателей разных возрастов и уровней;
3. Аутентичность материалов: с возрастанием популярности подкастинга появилась возможность найти аудио- или видеозаписи, созданные не только образовательными учреждениями, но и обычными людьми, которые на доступном языке делятся собственным опытом и знаниями;
4. Разнообразие охватываемых тем: предлагаемые слушателям подкасты, как правило, создаются для определенного языкового уровня, из-за чего и спектр тем может варьироваться, от самых простых диалогов-знакомства до злободневных тем современного мира;
5. Возможность использования субтитров или транскрипта воспроизводимого текста для его детального понимания и более тщательной отработки отдельных элементов [4].
Для успешного применения аудио- и видеозаписей на уроках иностранного языка, необходимо учитывать следующие факторы:
1. Актуальность темы. В связи с тем, что даже на родном языке далеко не все темы доступны и интересны слушателю, правомерно в процессе обучения иностранному языку выбирать темы, доступные и интересные для учащегося. Очень важно заинтересовать учащихся, мотивировать их на вступление в дискуссию по заданному вопросу.
2. Частота использования аудиозаписей. Для того чтобы преодолеть трудности, связанные с пониманием речи носителей языка, необходимо уже с начала обучения слушать их речь, постепенно сокращая количество текстов, предъявляемых преподавателем.
3. Учитель может обеспечить педагогический процесс достаточным количеством соответствующих записей, если будет использовать: подкасты, радиоспектакли, аудиокниги, записи, имеющиеся в учебном заведении, аудиокурсы к зарубежным пособиям по иностранному языку, записи различных теле- и радиопередач. Необходимо помнить, что чем больше разных дикторов (мужчин, женщин, детей) будет слушать обучающийся, тем легче он адаптируется к индивидуальной манере речи [5].
Работа с обучающимися любого звена требует постоянного разнообразия, интерактива, создания мотивации и ежеурочных открытий и новшеств. Подкасты – это то огромное поле деятельности, которое позволяет разнообразить урок иностранного языка и внеурочную деятельность и поддерживает желание изучать данный предмет и позванивать мир в целом. На уроках иностранного языка для способствования формирования компетенции в области иноязычного аудирования школьников подкаст-ресурсом могут служить такие сайты как: AudioEnglish, Radio Lingua: Coffee Break, TV5Monde.
AudioEnglish. Этот сайт — настоящая сокровищница подкастов. Человек с любым уровнем знания английского найдет здесь полезные для себя материалы. В разделе English for Beginners представлены аудиозаписи для новичков: можно учить алфавит и лексику, соответствующую уровню обучающегося. В разделе Practical English выложены самые полезные материалы для изучающих английский язык. Это диалоги на разные темы. По таким подкастам можно изучать фразы, которые пригодятся вам в простых жизненных ситуациях: в магазине, отеле, у врача и т. п.
Также там есть аудиоматериалы на конкретные темы, можно выбрать соответствующий раздел на сайте: Travel English, Telephone English, Banking English, Accounting English.
Radio Lingua: Coffee Break. Учебные материалы Radio Lingua позволят преподавателю и обучающимся контролировать процесс изучения языка и помогут учиться в любое время. Ресурс имеет огромный ассортимент материалов, включая материалы для изучающих испанский, французский, немецкий, итальянский, английский и многие другие языки. Материалы предназначены для обучающихся всех возрастов: все, что нужно, чтобы изучать другой язык с этим подкаст-ресурсом - это доступ к Интернету и немного энтузиазма. Курсы по изучению языков Radio Lingua - это не просто списки слов, которые можно прослушать и повторить на занятиях ИЯ либо самостоятельно: каждый эпизод - это настоящий урок с опытным преподавателем и/или носителем языка.
TV5Monde. Тенденция последних лет – объединение крупных французских издательств и телевизионных информационно-образовательных интернет- каналов с целью создания учебника нового типа. Так, например, TV5Monde – это первый французский телевизионный интернет-канал,
существующий с 1984 г., бесплатно предоставляющий учебные материалы по французскому языку. Это обширное мультимедийное пространство для изучающих французский язык на разных уровнях, а также для преподавателей французского языка. Целью его образовательной деятельности является продвижение французского языка и культуры по всему миру. На платформе информационно-образовательного ресурса TV5Monde впервые были размещены не только видеосюжеты к каждому разделу учебника, но также и упражнения, которые обучающиеся выполняют в режиме онлайн.
Принимая во внимание сказанное выше, необходимо отметить, что преимущество использования данного вида работы обусловлено большей информативностью материалов, возможностью познакомиться со страной изучаемого языка с разных аспектов, возможностью совершенствования и развития не только умений и навыков аудирования, но и чтения, говорения, а также письма. Именно поэтому использование подкастов при обучении иностранному языку становится одной из продуктивных и перспективных форм иноязычного образования в современной школе, которое является хорошим средством формирования компетенции школьников в области иноязычного аудирования.
Список источников:
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей/ Е.Н.Соловова. - 4-изд. - М.: Просвещение, 2006 - 239 с
Махмутова Г Н . Использование видеоматериалов в преподавании иностранного языка / Г Н . Махмутова // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2013. - No1 (9). - С. 75-78
Соломатина А.Г. Методика развития умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов: дис. канд. пед. наук. Тамбов, 2011.
Макаревич И. Г. Подкаст в изучении немецкого языка / И. Г. Макаревич // Иностранные языки в школе. — 2012. — № 5. — С. 36–40
Суханова, А. С. Технология работы с подкастами в обучении иностранному языку / А. С. Суханова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 296-300.
Прокопьева С. И. Иноязычная аудитивная компетенция как дидактическая категория обучения иностранному языку // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI
веке». — 2017. — Т. 19. — No 11. — С. 55-57.