Диагностика акцентуаций характера в подростковом возрасте - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Диагностика акцентуаций характера в подростковом возрасте

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Подростковый возраст – сложный для человека переходный период от детства к взрослости, во время которого происходят существенные физические, физиологические и психологические изменения. В этом возрасте происходят и характерологические изменения, а конкретнее, формируются акцентуации, которые ставят на личности подростка отпечаток.

До появления в 1968 году термина «акцентуированная личность», введенного К. Леонгардом, в работах В.М. Бехтерева, П.Б. Ганнушкина, Г.К. Ушакова, Dalemagne упоминалось о крайних вариантах нормального характера, о переходных степенях между нормальным состоянием и психопатией [11]. В отечественной психологии развитием концепции об акцентуированных личностях занимался А.Е. Личко, который дал следующее определение акцентуациям характера: "..это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим" [11 С. 13].

А.Е. Личко установил, что акцентуации могут иметь различную степень выраженности: 1) при скрытой акцентуации черты характера слабо выражены, однако они ярко выступают под действием ситуаций, предъявляющих повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления»; 2) явная акцентуация отличается наличием выраженных черт характера, что не препятствует удовлетворительной социальной адаптации, поскольку акцентуированные черты достаточно хорошо компенсированы, однако возможны преходящие нарушения поведения и дезадаптация [11]. Явные акцентуации могут перейти в патологию, так, П.Б. Ганнушкин писал, что нормальные характеры переходят в патологические [4]. Примерно о том же говорил и И.В. Боев, описывающий три диапазона с "плавающими границами": диапазон нормы-акцентуации, пограничной аномальной личности и патологической психической конституции. Люди, относящиеся к первому диапазону, не имея надежных механизмов защиты, под влиянием деструктивных факторов среды могут перейти из диапазона нормы в сторону диапазона ПАЛ [3].

Иначе говоря, акцентуации являются крайними вариантами нормы характера, при которых определенные его черты наиболее ярко выражены, усилены, что создает уязвимость и устойчивость по отношению к определенного рода воздействиям. В то же время, имея недостаточно надежные механизмы психической защиты при неблагоприятных, травмирующих обстоятельствах личность может перейти в диапазон патологии.

Как утверждал А.Е. Личко, акцентуации формируются в подростковом возрасте, до этого можно говорить лишь о сформированных отдельных акцентуированных чертах [11]. В основе формирования акцентуаций лежат биологические и социопсихологические факторы, к которым относятся: генетические факторы; резидуальные органические поражения головного мозга; акселерация; инфантилизм; наличие тяжелых соматических заболеваний; патогенное поведение родителей; неадекватный характер общения в семье; дезадаптация в школе; психотравмирующие ситуации различного рода; плохая экология [2].

Резидуальные органические поражения головного мозга как фактор формирования акцентуаций выделил А.Е. Личко. По данным исследования, приведенным в его книге, среди подростков, поступивших в психиатрическую больницу с непсихотическими нарушениями на фоне акцентуаций, 36% имеют признаки минимального поражения головного мозга [11].

Е.В. Жилиной было проведено исследование, результаты которого показали, что эмотивный, педантичный, тревожный, циклотимный, экзальтированный, демонстративный типы акцентуаций обусловлены влиянием генетических факторов [8].

Акселерация - комплекс явлений, к которым относят увеличение всех показателей физического развития, ускорение психического развития. Часто возникают диспропорции между акселерацией физического развития и сторонами социального созревания, соответственно, диспропорции могут быть факторами, способствующими различным нарушениям в характере. Сюда же относится и инфантилизм [11].

Также есть данные о том, что длительное хроническое заболевание способствует формированию акцентуаций характера. Так, Гусова А.Д. и Хаблиева Е.А. установили, что по мере взросления в экспериментальной группе стала нарастать доля менее активных, изначально выявленные гипертимный и застревающий типы акцентуаций стали стираться, что может быть связано с недостатком энергии в силу заболевания. В контрольной группе здоровых подростков такой тенденции не наблюдалось [7].

Иначе говоря, биологические факторы различного рода создают предпосылки к развитию определенного типа акцентуаций, однако они полностью не определяют, какие черты характера будут усилены, поскольку мощными факторами служат также социально-психологические влияния.

К группе социально-психологических детерминант относится неправильное воспитание. Так, И.А. Горьковая в ходе исследования установила, что эмоциональное отвержение родителями способствует формированию гипертимного типа акцентуаций. При авторитарном стиле воспитания, осуществляемым отцом, формируется шизоидный тип акцентуаций. Этот же тип акцентуаций формируется при непоследовательном воспитательном воздействии, а также при автономном существовании членов семьи [6].

К нарушениям в семейных отношениях относится также применение физического насилия. А.В. Колодиной было установлено, что для подростков, подвергающихся насилию ежемесячно, характерен гипертимный тип, а для подростков, которые подвергаются насилию еженедельно, характерен психастенический и астеноневротический типы акцентуаций [9].

Патологизирующие типы воспитания приводят к большей выраженности акцентуаций характера. Так, А.Е. Колпакова установила, что при родительской инфантилизации возрастает выраженность циклотимного, застревающего, возбудимого типов акцентуаций. Неустойчивый стиль воспитания взаимосвязан с более высокой выраженностью демонстративного типа акцентуаций. При этом выявлено, что в семьях, не применяющих патологизирующие типы воспитания, характерологическое развитие подростков протекает благополучно [10].

Среди социальных факторов О.В. Югова выделяет психологические травмы. В подростковом возрасте наиболее сильнодействующими психотравмирующими факторами являются конфликтные взаимоотношения в семье, наличие недостатков у подростков, оскорбительное отношение, проявление неуважения или недоверия к подросткам [15].

Причиной формирования акцентуаций может стать и плохая экология. Так, О.И. Шевченко, Е.В. Катамановой и О.Л. Лахман провели исследование, в ходе которого было установлено, что ртутная интоксикация порождает усиление, нарастание акцентуированных черт, рост дезадаптации и другие изменения характера [14].

Иначе говоря, социальные факторы различного рода могут порождать характерологические изменения, притом в подростковом возрасте их влияние сильнее, чем влияние биологических факторов.

Существуют и другие современные исследования по проблеме акцентуаций характера в подростковом возрасте. Так, например, А.Г. Самохвалова в своей работе рассматривала акцентуации характера как фактор затрудненного общения подростков. Полученные результаты подтвердили положение о том, что акцентуации характера связаны с риском агрессивного, деструктивного поведения, поскольку акцентуированные подростки слабо контролируют собственную коммуникативную активность [13].

Проблему взаимосвязи различных типов акцентуаций и выраженности агрессии поднимает О.П. Альбекова. Результаты ее исследования показали, что типы акцентуаций характера влияют на выраженность, развитие агрессивности. Так, была выявлена взаимосвязь между высоким индексом агрессивности и гипертимным, демонстративным, возбудимым, застревающим типами акцентуаций [1].

К.Г. Горбунов и Э.Ю. Журина исследовали особенности акцентуаций характера подростков, склонных к алкогольной зависимости. Было выявлено, что у подростков, склонных к алкогольной зависимости, наиболее выражены лабильный и неустойчивый типы акцентуаций, а менее выражены - циклодный и астеноневротический [5].

Таким образом, теоретический анализ проблемы позволил заключить, что акцентуации, как явление заострения черт характера, детерминируют определенные особенности в поведенческой, эмоциональной, мотивационно-волевой, когнитивной, межличностной сферах. Знание, установление и выявление этих особенностей позволит прогнозировать поведение, деятельность детей подросткового возраста в различных ситуациях. Поэтому задача исследования заключается в том, чтобы эмпирически установить особенности проявления акцентуаций характера у подростков в поведенческой и межличностной сферах.

С целью выявления особенностей проявления акцентуаций характера у подростков было проведено экспериментальное исследование на базе МКОУ «СОШ № 6» ИГОСК п. Передового, в котором приняли участие 15 подростков в возрасте 15-17 лет. Для проведения экспериментального обследования была выбрана методика «Патохарактерологический опросник» А.Е. Личко [12].

В результате проведенного исследования было определено, что 93% испытуемых являются акцентуированными личностями, из них 33% - гипертимные подростки, 20% эпилептоиды и лабильные подростки, 7% сенситивные, эпилептоидно-неустойчивые акцентуанты, а также 7% - неопределенный тип. Установлено, что:

у 64% акцентуированных подростков слабая реакция эмансипации, у 21% умеренная, у 14% выраженная;

конформность умеренного и высокого уровня обнаружена у 36% испытуемых, слабого уровня у 21% испытуемых, среднего у 7% акцентуантов;

склонность к алкоголизации проявляют 43% респондентов, у 36% испытуемых она отсутствует, у 21% не определена;

склонность к деликвентности отмечается у 14% испытуемых, 29% испытуемых не склонны к деликвентности, у 29% неопределенный результат;

все акцентуированные личности характеризуются преобладанием мужественных черт в отношениях с окружающими.

Таким образом, полученные результаты позволяют заключить, что акцентуированные личности в своем поведении проявляют следующие особенности: склонность к алкоголизации, слабо выраженная реакция эмансипации, преобладание мужественных черт в отношениях с окружающими, умеренная и высокая степень конформности. Задачи исследования выполнены, определены те особенности в поведенческой и межличностной сферах, которые характерны для акцентуированных личностей.

Список используемой литературы:

Альбекова О.П. Влияние акцентуаций характера на агрессивность в подростковом возрасте // Достижения вузовской науки. ― 2014. ― № 8. ― С. 130-134. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21237830 (дата обращения: 12.10.2021)

Бабарико Т.И. Причины возникновения акцентуаций характера // Инженерно-педагогическое образование в XXI веке: материалы VIII Республиканской научно-практической конференции молодых ученых и студентов БНТУ Минск : БНТУ, 2012. Ч. 3. С. 6-9. [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0 (дата обращения: 06.10.2021)

Боев И.В. Пограничная аномальная личность. ― Ставрополь, изд-во СГУ. С. 364

Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика (1933) // Избр. труды М., 1964. С. 116-252

Горбунов К.Г., Журина Э.Ю. Особенности акцентуаций характера и самооценки подростков, склонных к алкогольной зависимости // Вестник Омского государственного университета. ― 2011. ― № 2. ― С. 41-50. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21539683 (дата обращения: 09.10.2021)

Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование деликвентности у подростков // Психологический журнал. ― 1994. ― № 2. ― Т. 15. ― С. 57-65. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23781696 (дата обращения: 22.10.2021)

Гусова А.Д., Хаблиева Е.А. Психосоматические нарушения личности // Азимут научных исследований: психология и педагогика. ― 2016. ― № 2 (15). ― Т. 5. ― С. 210-214. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26382708 (дата обращения: 22.10.2021)

Жилина Е.В. Генотипические и средовые детерминанты акцентуаций характера // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. ― 2008. ― № 60. ― 369-377. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12500964 (дата обращения: 17.10.2021)

Колодина А.В. Личностные и поведенческие особенности подростков, подвергающихся физическому насилию в семье с различной частотой // Вестник Омского университета. Серия: психология. ― 2015. ― № 2. ― С. 39-48. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25582471 (дата обращения: 22.10.2021)

Колпакова А.Е. Нарушения семейного воспитания как фактор риска девиантного поведения подростков // Вопросы психического здоровья детей и подростков. ― 2018. ― № 4. ― Т. 18. ― С. 83-88. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36709754 (дата обращения: 23.10.2021)

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. ― СПб.: Питер, 2021. ― 304 с.: ил. ― (Серия "Мастера психологии")

Практикум по психологической службе: Учебное пособие / Под ред. О.А.Рудей. - Екатеринбург; Факультет психологии, Уральский государственный профессионально-педагогический университет, 2001 - 91 с. [Электронный ресурс]. URL:https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=16(дата обращения: 25.10.2021)

Самохвалова А.Г. Акцентуации характера как фактор затрудненного общения подростков // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. ― 2013. ― № 4. ― Т. 19. ― С. 47-53. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21022773 (дата обращения: 09.10.2021)

Шевченко О.И., Катаманова Е.В., Лахман О.Л. Особенности психопатологических изменений у больных с хронической ртутной интоксикацией // Доктор.ру. ― 2015. ― № 8-9 (109-110). ― С. 59-64. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25137202 (дата обращения: 22.10.2021)

Югова О.В. Влияние социально-психологических факторов и семейной среды на психическое развитие ребенка // Специальное образование. ― 2021. ― № 1 (61). ― С. 127-139. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44886784 (дата обращения: 03.10.2021)

Просмотров работы: 79