Урок, как форма организации процесса обучения, существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось таким жизнестойким, что и в наше время урок это часто встречающаяся организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе. Основные характеристики, описывающие урок, заложены еще в 17-19 веках в трудах Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, К.Д. Ушинского [6, 4, 5, 10]. Классно-урочная система, была разработана и охарактеризована Яном Амосом Коменским в его книге «Великая дидактика» [4].
В наши дни классно-урочная система по-прежнему занимает лидирующее место в процессе предметного обучения в общеобразовательной школе. Урок иностранного языка является обязательной частью образовательного процесса в школе.
Однако современность предъявляет новые требования к организации и проведению уроков иностранных языков, что вызывает необходимость разработки их новых форм и изучения возможности применения на уроках самых современных технологий. При этом не стоит забывать, что самую важную значимость обучение иностранному языку получило именно как средству общения и приобщения к культуре изучаемых стран и народов.
Реальной задачей обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции в сочетании с воспитанием уважения к культуре и традициям народа изучаемого языка и готовность к межкультурному взаимодействию и сотрудничеству (межкультурная компетенция).
В современной методике преподавания иностранного языка «коммуникативная компетенция» определяется, как способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности [3].
Поэтому коммуникативная направленность процесса обучения иностранному языку должна найти отражение также и в многообразии форм организации этого процесса [7]. Ролевые игры, театрализованные постановки, проектная и исследовательская деятельность наиболее часто используются учителями иностранного языка. Как и в реальной жизни, обучающиеся должны научиться использовать разные способы решения задач в зависимости от характера проблемы. Разные формы организации процесса изучения языка также помогают учителю создавать ситуации общения, максимально приближенные к действительности.
К сожалению, при изучении иностранного языка ученики редко имеют возможность общаться с носителями языка и слышать настоящую иноязычную речь. Поэтому для выполнения основной задачи изучения иностранного языка следует создать условия для активной совместной учебной деятельности в различных социальных ситуациях. В этом случаем одной из подходящих форм работы при обучении иноязычному говорению представляется работа в малых группах.
«Малая группа – это определенное количество учащихся – 3–5 человек, временно объединенных учителем или по собственной инициативе в целях выполнения учебного задания и имеющих общую цель и функциональную структуру». [8]
Авторы, исследовавшие метод работы в малых группах, выделяют преимущества этого метода организации процесса обучения [9, 1, 2]:
– работа в малых группах позволяет учитывать подготовку и уровень знаний обучающихся и соответственно осуществлять индивидуальный подход, поскольку можно формировать группы по уровню владения языком, по интересам, по личным симпатиям, по конкретным заданиям (которые могут быть определенными этапами в выполнении какого-то единого проекта как составные части единого целого);
– активность учащихся в малых группах возрастает, потому что они чувствуют себя комфортнее и не боятся высказывать свое мнение;
– развивается способность к использованию иностранного языка для устной и письменной коммуникации;
– развиваются навыки работы в команде (умение согласовывать, координировать свои речевые поступки и договариваться);
– развиваются определенные модели и правила коммуникации;
– предоставляется возможность самостоятельной работы и раскрытия индивидуальности;
– углубляется понимание разговорного иностранного языка в различных ситуациях и контекстах;
– развивается соревновательность.
Можно заметить, что все из вышеперечисленных преимуществ организации обучения иностранному языку в малых группах соответствуют современным требованиям к результатам обучения иностранному языку, то есть развитию коммуникативной компетенции.
Данная форма организации занятия или выполнения задания помогает учителю осуществить индивидуальный подход, который необходим для лучшего восприятия материала. Школьники ведут себя более активно в более комфортной для них обстановке, потому что в малой группе их окружают одноклассники и друзья, которые создают атмосферу поддержки и соучастия, что снижает стресс при выполнении задания. Обучающиеся используют свои знания иностранного языка в различных коммуникативных ситуациях. Происходит общение, что и является целью обучения иностранному языку в наше время.
Работа в малой группе возможна на любом этапе, как в начале, так и в середине или заключительной части проработки определенной темы. Работать можно над различными аспектами иностранного языка: лексикой, грамматикой и пр. Работа в группах может занимать все время урока или быть его фрагментом продолжительностью от 5 минут и более.
Следует заметить, что преподаватель может раздавать группам разные задания, и затем одна группа может предъявлять свои задания другой, например, группа, составившая вопросы по тексу, может попросить другую группу ответить на эти них.
Следовательно, можно сделать вывод, что данная форма работы на уроке по иностранному языку в малых группах может служить одним из оптимальных условий формирования всех компонентов коммуникативной компетенции и навыка иноязычного говорения, так как обучение и работа в малых группах обеспечивают не только успешное усвоение материал, но и способствует интеллектуальному развитию детей, их социальной активности и самостоятельности в достижении поставленной задачи.
Список источников:
1. Meyer H. Gruppenunterricht. In: Meyer, H.: Unterrichtsmethoden Bd. 2. Frankfurt am Main. 1994. P. 238–270.
2. Байбородова Л.В., Касаткина Н.Н., Данданова С.В. Групповая работа на заня- тиях по иностранному языку: учеб.-метод. пособие / Под ред. Л.В. Байбородовой. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. – 101 с.
3. Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий лингводидактической теории ошибки / Т. М. Балыхина. – М.: Изд-во РУДН, 2006.
4. Гербарт И. Ф. Педагогика. Избранные труды / И. Ф. Гербарт ; переводчик А. П. Поливанова ; под редакцией Г. П. Вейсберга. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 213 с.
5. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Адольф Дистервег; [Сост. и вступ. статья, В. А. Ротенберга]. - Москва : Учпедгиз, 1956. - 374 с.
6. Коменский Я. А., Локк Д., Ж.-Ж. Руссо Ж.-Ж., И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика. - 1989 г., - 416 стр.
7. Кузьмина Т. В / Журнал: МЕТОДИСТ. – 2015 - №8. – 54-56.
8. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1998. – 223 с.
9. Скворцова Е.Е., Есина М.Г. Групповые технологии в обучении иностранному языку // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого: Тула, 2016. – № 1(17). – С. 99–104.
10. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения (комплект из 2 книг) / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 2012. - 946 c.