Актуальность психолого-педагогического сопровождения развития личностных результатов обучения на ступени основного общего образования - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Актуальность психолого-педагогического сопровождения развития личностных результатов обучения на ступени основного общего образования

Медведева М.И. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО "Ивановский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время особо актуальным является психолого-педагогическое сопровождение развития личностных результатов обучения на ступени основного общего образования. Понятие «Личностные результаты обучения» введены действующими федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) общего образования и определяет основную задачу образовательного процесса — развитие личности. Личностные результаты процесса обучения включены в ФГОС общего образования как составная часть требований к результатам освоения основных образовательных программ всех уровней общего образования, в том числе и на ступени основного общего образования.

Личностные результаты  освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с ФГОС включают:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание,

способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Среди задач, которые сегодня вошли в список обязательных в стандарте профессиональной деятельности как педагога, так и психолога, одна из наиболее сложных – психологическое сопровождение перехода на новые ФГОС, что подтверждают взгляды многих психологов системы образования: М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, Л.М. Митиной, Л.А. Ясюковой, О.В. Хухлаевой. Авторы считают, что «...В условиях достижения целей образования, соответствующих новому поколению стандартов, эффективными становятся технологии, принципиально меняющие характер учебной деятельности. Возрастает роль активных методов обучения, а также социальных технологий» [4, С. 4]. Л.А Ясюкова конкретизирует: «Конкретное определение границ приспособляемости среды и требований к ребенку ученые-теоретики предлагают решать педагогическому коллективу самостоятельно. В качестве ориентиров предлагаются образовательные стандарты» [5, С. 15].

Существует ряд исследований, посвященных диагностике развития и оценке личностных результатов обучения на ступени основного общего образования. Так, А.В. Леонтович видит главную идею оценки личностных результатов обучения в формировании диагностических процедур, по разнице результатов которых в начале и в конце организованной исследовательской или проектной деятельности можно было бы адекватно судить об изменении ценностных ориентаций, позиций и характера поступков учащихся [3].

Т.Г. Амплетова и С.М. Тупоносова замечают, что личностные результаты обучения зачастую остаются за рамками урока, поскольку традиционная модель обучения не располагает механизмами их формирования, предлагают использовать нетрадиционные модели обучения [1]. Таковой, на их взгляд, может стать компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания.

Н. П. Ансимова, И. В. Кузнецова и др. предприняли попытку операционализации и структурирования личностных результатов на ступени основной школы, позволяющую сделать их более понятными, точными и измеримыми, и разработать соответствующий теоретический конструкт [2].

Таким образом, анализ научной литературы показал, что в основном существуют исследования в области развития, структуры и оценки личностных результатов обучения на этапе основного общего образования в контексте работы учителя, однако работе педагога-психолога в данном направлении уделяется недостаточное внимание.

Список литературы:

Амплетова, Т.Г., Тупоносова, С.М. Формирование личностных результатов обучения в компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания /Т.Г.Амплетов, С.М.Тупоносова //В сборнике: Технологии построения систем образования с заданными свойствами. Материалы V-й Международной научно-практической конференции. МГТУ им.М.А.Шолохова. – 2014. – С. 174-177.

Ансимова, Н.П., Кузнецова, И.В., Большакова, О.В.Кащеева, О.Н., Хорошавина, Е.В. Личностные результаты образования обучающихся на ступени основной школы: ориентиры для педагога //Ярославский психологический вестник. – 2019. - № 1 (43). – С. 30-42

Леонтович, А.В. Личностные результаты обучения можно исследовать на основе исследовательской и проектной деятельности /А.В.Леонтович //Народное образование. – 2014. - № 5(1438). – С. 157-163.

Хухлаева, О.В., Кядикова, Е.А., Структура деятельности педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом // Справочник педагога-психолога. Школа .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №12 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313029 (дата обращения: 19.12.2021)

Ясюкова, Л.А. Реформирование образования: цели и проблемы // Школьные технологии. 2011. №2 5. С. 7-19. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-obrazovaniya-tseli-i-problemy(дата обращения: 17.12.2021).

Просмотров работы: 17