Дидактические материалы как вид наглядного средства при изучении школьной ботаники - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Дидактические материалы как вид наглядного средства при изучении школьной ботаники

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

При изучении школьной ботаники необходимо использовать различные дидактические материалы – учебные пособия, которые являются преимущественно наглядными: различные карты, таблицы, наборы карточек, рисунков и т.д. Чтобы понять роль и значение таких материалов, необходимо обращаться к педагогическому опыту на базе школы.

При проведении урока дидактические материалы тщательно проходят проверку и подготавливаются с использованием методов и предметов наглядности.

Значительное количество опытов, предусмотренных школьной программой при изучении раздела «Растения», позволяет преподавателю использовать разные возможности для обучения, развития и воспитания учащихся. При проведении этих опытов целесообразно применять дидактические материалы.

Особенностью дидактических материалов является то, что они используются для изучения сложных процессов, например, жизнедеятельности растений. Посредством этих материалов возможно преодоление барьера, который связан с незнанием особенностей изучаемого предмета.

Прежде чем выбрать дидактический материал для урока, необходимо иметь в виду, прежде всего, цели и задачи конкретного урока и выбирать такие материалы, которые выражают наиболее существенные стороны изучаемого явления и позволяют учащимся выделять и группировать те признаки, которые лежат в основе идеи или понятия, сформированного на данном занятии.

Для анализа параграфов на предмет использования дидактических материалов в дальнейшем будет использоваться учебник биологии за 6 класс «Биология: Покрытосеменные растения: строение и жизнедеятельность» В.В. Пасечника [4].

Учебник по биологии В.В. Пасечника рассчитан на 1 час в неделю и посвящен изучению растений. В результате изучения учащиеся приобретают навыки узнавать признаки биологических объектов и определять сущность биологических процессов, а также проводить самостоятельный поиск биологической информации. Все это можно достичь при помощи использования на уроках дидактических материалов.

Например, на уроке при изучении темы «Строение стебля. Многообразие стеблей» для повышения уровня познавательного интереса необходимо использовать объемную модель стебля растения, которая позволяет познакомиться как с внешним, так и с внутренним строением. Также эту модель можно использовать в качестве проверки тех знаний, которые были получены при изучении данной темы, т.е. непосредственно на практике.

При изучении этой же темы активно используются плакаты (изображение вешнего и внутреннего строения, виды и т.д.). В качестве раздаточного материала можно воспользоваться комплектом транспарантов «Корень. Стебель. Лист». Это широкий прозрачный лист с нанесенным изображением. Комплект содержит строение древесного стебля («Кора», «Луб», «Камбий», «Центральная часть»). Возможно использование коллекции «Древесные породы», в которой представлены срезы, где хорошо видны рисунок древесины, ее цвет и расположение волокон. Все это также можно использовать как на практических, так и на самостоятельных работах, где учащиеся смогут показать свои знания.

В ходе урока по теме «Цветок и его строение» в качестве демонстрационного материала можно использовать модель «Цветок персика». Существует так называемая модель-аппликация, состоящая из пяти карточек, на которых изображено строение цветков различных семейств: цветок лютика (семейство Лютиковые), цветок гороха (семейство Бобовые), цветок картофеля (семейство Пасленовые), цветок пшеницы (семейство Злаки) и отдельные цветки соцветий подсолнечника и василька. Эти карточки можно раздавать учащимся в качестве работы, которая сможет проверить уровень усвоения данной темы. Пользуясь ими, ученик должен самостоятельно называть составные части цветка. В этом случае дидактические материалы используются в качестве помощника при проверке знаний.

В процессе урока по теме «Плоды и их классификация» могут быть использованы таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды», папки с цветными картинками. Целесообразно использование коллекций. Например, коллекция «Семена и плоды». Она представляет собой два планшета: на одном – сухие (односемянные и многосемянные) и сочные (вишня, клюква) плоды, на другом – рисунки и натуральные объекты, которые классифицированы по способам распространения: ветром, животными, перекатыванием по земле и др. При помощи такой коллекции можно проводить опрос учащихся.

При обобщении и повторении материала источником знаний о фактах, явлениях или их связях является слово учителя, а дидактические материалы служат подтверждением этой информации или же могут выполнять функцию контроля знаний, выступать основой для самостоятельной работы учащихся. В этом случае учитель только определяет задачу и направляет деятельность учащихся [1].

При проведении контроля знаний учащихся можно использовать проверочные работы в виде тестовых заданий, отражающих основной смысл выбранных тем уроков по разделу «Растения».

Хорошо известно, как тяжело усваивается учебный материал без использования дидактических материалов. Не менее важным элементом проверка усвоенных знаний. Также степень усвоения информации связана с тем, насколько обогащены и разнообразны дидактические материалы, а также от профессионализма учителя, использующего эти средства.

Таким образом, успех обучения заложен в правильной организации всей умственной деятельности учащихся. Дидактические материалы обеспечивают полное формирование любого образа, понятия и способствуют более прочному усвоению приобретенных знаний, пониманию связи научного и реального.

Список использованных источников:

Ворошилова, М. В. Использование средств наглядности на уроках биологии : материалы науч.-метод. конф. / М. В. Ворошилова, Н. В. Иванова – Красноярск : Инновации в естественнонаучном образовании, 2015. – 103-106 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24857422 (дата обращения: 10.12.20). – Текст : электронный.

Галкина, Е. А. Обучение школьной биологии с помощью наглядных и мультимедийных средств : учеб. пособие / Е. А. Галкина – Красноярск : Концепт, 2013. – 1-8 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/obuchenie-shkolnoy-biologii-s-pomoschyu-multimediynyh-sredstv (дата обращения: 11.12.20). – Текст : электронный.

Калинова, Г.С. Настольная книга учителя биологии : пособие для учителя / Г.С. Калинова, В.С. Кучмечко. – Москва, 2002. – Текст : непосредственный.

Пасечник, В.В. Биология: Покрытосеменные растения: строение и жизнедеятельность, 6 класс. / В.В. Пасечник. – Москва, 2020. – Текст : непосредственный.

Розенштейн, А.М. Использование средств обучения на уроках биологии : пособие для учителя / А.М. Розенштейн, Н. А Пугал, И.Н. Ковалева, В.Г. Лепина. – Москва, 1989. – Текст : непосредственный.

Просмотров работы: 23