СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лыбашева Ю.Ю. 1, Малыхина Е.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Приоритетная задача Российского образования заключается в обеспечении качественного образования. Сохранить его фундаментальность, соответствовать актуальным потребностям субъектов образования. Устойчивое развитие системы образование является наиболее важным направлением в решении задач. Для полноценного развития в системе образования, прежде всего, необходимо повысить статус и профессиональную компетентность педагогов и всех работников образовательного процесса. Создать государственную и общественную поддержку, обеспечить психологической безопасностью не только педагогических работников, но и всех субъектов образовательного процесса.

Педагог двадцать первого века работает в условиях повышенных требований. Прежде всего, он нуждается в психологической помощи, так как в его деятельности при большой профессиональной выработке происходит профессиональная дезадаптация, которая приводит к снижению качества и производительности. В итоге, происходит нарушение трудовой дисциплины, а иногда и происходит травматизм. В профессиональной деятельности педагога иногда происходит психофизиологическая адаптация, т.е. работник приспосабливается к новым условиям труда. В данной адаптации существуют следующие критерии: состояние здоровья, настроение, тревожность, степень утомляемости, активность поведения. Последний этап психической адаптации – отказ от трудовой деятельности. Для избегания данной проблемы педагогу необходимо во время оказать психологическую поддержку. Помочь восстановить внутренний энергоресурсный запас, который помогает избежать эмоциональное выгорание.

Проблема синдрома выгорания активно обсуждается последние десятилетия. Профессия педагог считается одной из самых важных социальных деятельностей, соответственно требования к личности педагога и его функциям в образовательной деятельности повышаются, поэтому актуальность проблемы эмоционального выгорания возрастает с каждым годом. Исследования последних лет показывают, что педагогическая деятельность наиболее подвержена профессиональному выгоранию из-за повышенной эмоциональной нагрузки. На педагога воздействует огромное количество эмоциональных факторов, а результатом является стресс и депрессия. Вообще педагоги – это люди альтруисты, которые иногда работают во вред себе, думают сначала о комфорте других. Как правило, этот факт, тоже повышает вероятность возникновения профессионального выгорания.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) указывает, что в современном детском саду должна быть позитивная, дружелюбная, то есть эмоционально комфортная образовательная среда для развития детей [1]. Обратить внимание на проблему психологической безопасности педагогов детского сада является актуальной задачей в дошкольном образовании, так как от воспитателя в первую очередь зависит благоприятная атмосфера для воспитания и полноценного развития детей. Первостепенным шагом в психологической безопасности является привлечение воспитателей в необходимости создания психологического комфорта, своей защищенности и профессиональной уверенности.

Синдром выгорания профессионального начинается развиваться из-за хронического стресса, который впоследствии приводит к эмоциональному истощению, потере энергетических ресурсов и личности [3]. В 2019 году 28 мая синдром профессионального выгорания был включен в международную классификацию болезней, но он не является медицинским состоянием. «В Международной классификации болезней профессиональное выгорание - это синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен. Он характеризуется тремя признаками:

ощущение мотивационного или физического истощения;

нарастающее психическое дистанцирование от профессиональных обязанностей или чувство негативизма или цинизма к профессиональным обязанностям;

и снижение работоспособности» [2].

Педагоги ДОО как и в любой другой образовательной организации часто сталкиваются с конфликтными ситуациями в коллективе. Преподавательская деятельность чаще, чем другие подвержена стрессам. Причины стрессовых ситуаций разные, например, умственная нагрузка, эмоциональное истощение, конфликты между коллегами, постоянное общение с родителями воспитанников, индивидуальный подход к каждому воспитаннику и их родителям, большая физическая нагрузка, переработка. Так же педагогу ДОО часто приходятся работать внерабочее время, так как не успевает на работе написать отчеты и планы. При длительном режиме работы в таком темпе у педагога возникает синдром эмоционального выгорания, т.е. происходит негативная реакция организма на стрессовые ситуации. Данный синдром возникает чаще всего в профессии «человек-человек». Синдром выгорания проявляется частыми головными болями, потерей или набором массы тела, бессонницей, апатия к окружающему миру и профессии и т.п. В результате педагог теряет интерес к профессиональной деятельности, раздражительности и не компетенции профессиональной, а педагог ДОО – это прежде всего, пример для воспитанника и его родителей. Кристина Маслач первая исследовательница данного синдрома не случайно свою книгу назвала: «Эмоциональное выгорание – плата за сочувствие». Педагог должен приходить на работу и дарить свою любовь, заботу, внимание воспитанникам. А. Морроу описал точно состояния человека, который испытывает стресс: запах горящей психологической проводки. Человек, испытывающий профессиональное выгорание поэтапно теряет интерес к работе и окружающему миру. Динамика развития выгорания - процесс сугубо индивидуальный, но как отмечает Н.Е. Водопьянова, «выгорание заразно, оно подобно инфекционной болезни» [5].

Из-за большого риска выгорания педагогов актуальность приобретает вопрос о мерах психопрофилактики профессиональных стрессов. Выделяют два направления: профилактические меры - обучение коммуникативным умениям, навыкам самоуправления и самообладания; реабилитационные меры для уже «сгоревших» лиц – восстановление психоэнергетического потенциала, актуализация личностных ресурсов, обретение смысла профессиональной деятельности и жизни, укрепление веры в собственные силы.

Поэтому профилактика профессионального выгорания является актуальным направлением в работе с педагогами. Она представляет собой меры, которые ориентированы на снижение или предотвращение возникновения эмоционального (профессионального) выгорания.

Для снижения уровня профессионального выгорания необходимы профилактические мероприятия не только со стороны психолога детского сада, но и прежде всего руководства. Заведующий дошкольной организации является важным механизмом в сохранении психологического комфорта сотрудников. Руководитель выполняет огромный спектр задач, в том числе и такие, которые направлены на сохранение здоровья сотрудников и их комфортное пребывание в коллективе, например:

- обеспечение психологического комфорта сотрудников;

- стимулирование педагогов к самообразованию;

- развитие творческой самореализации сотрудников;

- создание современной предметно-пространственной среды;

-обеспечение педагогический процесс современными информационно-коммуникативными технологиями.

Для эффективной реализации данных задач необходимо соблюдать организационно-управленческие условия, оптимизирующие организационную структуру образовательного учреждения для наилучшего функционирования и развития управляемого процесса [4].

Модель Т. Гордона «Чувственная коммуникация» разработана на основе феноменологической теории личности К. Р. Роджерса и практике клиентоцентрированной терапии. Цель - создание условий для самовыражения личности. Результат достигался сглаживанием «Я - идеальным» и «Я - реальным», при специальных психологических обстоятельствах. Модель стремится от чувственных коммуникаций к самовыражению каждого участника образовательного процесса.

Например, модель групповой терапии, где основа – это стремление научить педагогов в переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка, результатом будет практический характер: как правильно общаться с ребёнком. Данную модель разработал Х. Джинота. Она так же влияет на личные качества педагога и повышает его статус. Вследствие чего, педагог чувствует профессионализм в своей профессии.

Несмотря, на множество моделей, у всех единая цель – оказание помощи и поддержка всех субъектов, участвующих в образовательном процессе. В моделях учитывается так же и специфика проблемы, и степень включенности субъекта в процесс [6]. Во всех моделях основным механизмом в сохранении и укреплении здоровья сотрудников является руководитель.

Управленческая деятельность по профилактике выгорания педагогов ДОО реализуется при выполнении ряда организационно- управленческих условий:

повышение уровня профессиональной компетентности педагога ДОО, который должен находиться в постоянном и непрерывном развитии;

грамотная организация управленческой деятельности, то есть принятие оптимальных управленческих решений с учетом интересов всех лиц, которых они затрагивают;

создание благоприятной обстановки в организации;

создание современной предметно-пространственной среды;

своевременное информирование людей по важным для них проблемам, соблюдение принципа гласности и открытости;

грамотная и справедливая оценка результатов деятельности работников, продуманная система поощрений и наказаний.

использование ИКТ;

разработка правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций.

Исследователи разработали много различных моделей, в которых создаются условия для профилактики профессионального выгорания одна из таких модель Т. Гордона «Чувственная коммуникация» разработана на основе феноменологической теории личности К. Р. Роджерса и практике клиентоцентрированной терапии. Цель - создание условий для самовыражения личности. Результат достигался сглаживанием «Я - идеальным» и «Я - реальным», при специальных психологических обстоятельствах. Модель стремится от чувственных коммуникаций к самовыражению каждого участника образовательного процесса.

Например, модель групповой терапии, где основа – это стремление научить педагогов в переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка, результатом будет практический характер: как правильно общаться с ребёнком. Данную модель разработал Х. Джинота. Она так же влияет на личные качества педагога и повышает его статус. Вследствие чего, педагог чувствует профессионализм в своей профессии. Несмотря, на множество моделей, у всех единая цель – оказание помощи и поддержка всех субъектов, участвующих в образовательном процессе. В моделях учитывается так же и специфика проблемы, и степень включенности субъекта в процесс [6]. Во всех моделях основным механизмом в сохранении и укреплении здоровья сотрудников является руководитель.

Таким образом, можно выделить следующие условия, которые способствуют профилактики профессионального выгорания, разделить на три группы:

нормативно-документальные условия: к данным условия относятся документы, локальные акты, разработка правовых и других нормативных процедур;

организационные условия: они включают в себя, создание благоприятной обстановки в организации и современной предметно-пространственной среды, грамотная и справедливая оценка результатов деятельности работников, продуманная система поощрений и наказаний, а так же повышение уровня профессиональной компетентности педагога ДОО;

информационные условия – это условия, которые предусматривают своевременное информирование людей по важным для них проблемам, соблюдение принципа гласности и открытости.

Все эти условия руководителю организации необходимо предпринимать в своей деятельности, как профилактические меры, так как профессиональное выгорание не является чем-то неизбежным. Если во время заведующий ДОО предпримет шаги по профилактике, то будет большая вероятность того, что он исключит возникновение выгорания. Нужно приумножать и пробуждать личностные ресурсы, помогающие преодолевать жизненные и рабочие стрессы. Если степень риска выгорания велика, наряду с приёмами самопомощи целесообразно обратиться за поддержкой к специалистам-психологам [5].

Список литературы

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: справ.правовая система Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.12.2021).

Международная классификация болезней: «Профессиональный синдром» эмоционального выгорания [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://www.who.int/mental_health/evidence/burn-out/ru (дата обращения: 20.12.2021).

Артюнина, Г.И.; Семенов, П.В. Психоэмоциональное напряжение/ Г.И. Артюнина; П.В. Семенов – М.: 2018. – 147 с.Пиликян К.Г. Профессиональная ориентация: консультирование с применением соционических подходов. [Электронный ресурс], Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-orientatsiya-konsultirovanie-s-primeneniem-sotsionicheskih-podhodov/ (дата обращения: 20.12.2021).

Бойко В.В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер, 2018. – 474 с.

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2015. – 358 с.

Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2015. – 224 с.

Просмотров работы: 29