ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В МЕДИА И СМИ В АРХАНГЕЛЬСКЕ И АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В МЕДИА И СМИ В АРХАНГЕЛЬСКЕ И АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Костромитина В.О. 1, Замараева М.П. 1, Фролович В.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире средства массовой информации играют важную роль, отражая не только популярные тенденции общества, но и освещая актуальные на протяжении десятилетий темы, которые еще долгое время не потеряют своей значимости. Одной из таких животрепещущих тем является физическая культура, на развитие и популяризацию которой в регионах выделяются значительные суммы из бюджета.

Популяризация спорта и физической культуры через СМИ остается актуальной и сегодня, а в частности это касается Архангельской области и города Архангельска, где с каждым годом проводится все большее количество мероприятий, направленных на повышение заинтересованности детей и молодежи в занятиях физической культурой.

Проблема повышения интереса к спорту и популяризации в Архангельской области и Архангельске физического развития и культуры обусловила проведение исследования с целью не просто выявить основные источники, через которые информируется население на вышеназванную тему, провести качественный анализ распространения спортивной культуры на территории всей области, но и оценить эффективность предпринятых мер в сфере информирования и содействия в распространении физической культуры и популяризации среди населения. Помимо прочего, так же целью работы является выявить – какие именно источники участвуют в повсеместной популяризации и провести анализ эффективности влияния и заинтересованности населения в материалах, представляемых данными СМИ.

Одними из самых важных источников, осуществляющих коммуникационные функции спортивной культуры на территории области являются спортивные печатные издания – газеты, журналы. Важную роль играют так же отдельные спортивные колонки в изданиях, посвященные физической культуре. Кроме того, эти же функции выполняют и другие региональные издания – публицистические, культурно-массовые, информационные и прочие.

Анализируя издания, можно разделить данные СМИ на две условные группы:

1) Журналы и газеты, посвященные только новостям спорта, где физическая культура и новости в этой сфере, а также достижения и успехи жителей региона освещаются периодически. Таким образом, эта издания только о спорте;

2) Печатные издания, в которых имеются отдельные страницы или колонки, или специальные разделы, посвященные спортивной деятельности в регионе. Подобные разделы есть в таких изданиях области, как «Архангельск – город воинской славы», «Правда Севера», «Губерния», «Заря» [1].

Новости спорта и физической культуры в изданиях выходят либо с периодичностью, стабильностью на определенный период времени, либо сезонно – особенно в моменты проведения турниров или чемпионатов в области, а также единоразовые – в моменты проведения важных мероприятий и к ним же и приуроченные, с целью освещения материала.

Анализируя новости спорта в региональных изданиях, можно подметить интересные особенности – от авторского видения в сюжетных материалах СМИ, особого стиля написания репортажей, до заинтересованности и активной поддержке самих героев материалов, даже если их достижения не занимают выдающейся позиции. Региональные издания зачастую подмечают интересные подробности и мелочи выступлений спортсменов, в отличие от изданий центральных регионов, где внимание уделяется общероссийским чемпионам и их достижениям, конкретным клубам и командам, которые уже утвердились и заняли прочное место среди любимых героев общественности, заинтересованной в спорте.

Затрагивая печатные издания, газеты и журналы, также стоит упомянуть и объединения в соцсетях и различные онлайн сетевые издания, которые так же освещают новости спорта и представляют репортажи на тему физической культуры. Популярными сообществами в социальной сети ВКонтакте, посвященными тематике спорта в регионе, являются «Архангельский спорт» и «Спорт Архангельской области».

В этих СМИ освещаются не только новости спорта в регионе и России, но и активно рекламируются и продвигаются архангельские объединения и группы, спортивные секции для детей и подростков, регулярно сообщается о предстоящих чемпионатах и состязаниях в области, а также проводятся интервью со значимыми лицами, которые заняты в этой сфере.

Так же популяризацию спорта можно отметить и через другую не менее популярную социальную сеть – Instagram. В ней можно отыскать блоги спортивных школ региона, культурных секций и других учреждений дополнительного образования и физического развития. Помимо рекламы самих учреждений, в блогах представляются видео с состязаний и чемпионатов, проходящих в области, составляются подборки с интересными фактами и статьями о спорте, а также проводятся лекции и видео-уроки с открытым свободным доступом. Примерами могут послужить такие блоги, как блог теннисного центра «Амео» и блог секции дополнительного образования «Танцевальная платформа».

Одно из самых массовых СМИ – телевидение, так же играет немаловажную роль в популяризации физической культуры [2]. Анализ регионального телевещания показал, что оно обладает всеми функциями для создания качественного контента, который будет полезен населению. Это и вставка спортивных сюжетов в основную сеть вещания, и отдельные каналы, которые посвящены только спорту и освещению новостей и достижений в сфере физической культуры, и преимущественно региональное стремление осветить достижения в сфере сначала чемпионов и спортсменов области, а только потом и общероссийские успехи.

В Архангельской области информация о спорте представляется всего в нескольких формах: в виде коротких вставок на пару минут в ежедневных и еженедельных новостных сводках, а также в качестве часовых трансляций спортивных состязаний, особенно в сезоны, когда интерес к физической культуре обусловлен временем проведений местных олимпиад и первенств.
К подобным областным каналам относятся «Вести Поморья» и «Регион 29». В их новостных сводках новости спорта и физкультуры традиционно включены в общее время трансляции новостей всего региона. Помимо прочего, в региональном телевидении отводится отдельное время для спортивных подборок за неделю или за день, также, как и время, отведенное для трансляции спортивных телепередач и репортажей.

Несмотря на большое разнообразие подобных телепередач на «главных» каналах, популярных передач о спорте конкретно в Архангельской области очень мало, и очень нерегулярно снимаются и транслируются новые, поэтому в этом смысле популяризации спортивных телепередач региона есть куда расти.

Итак, в заключение, анализ самых популярных средств массовой информации в Архангельске и области показал, что спорту отводится довольно значимое место и он продолжает активно развиваться на территории всего региона, хоть и значимое развитие он получает не повсеместно, а в специализированно созданных местах. Количество печатных изданий, в которых серьезное место занимает спортивная культура и колонки о ней не такое высокое, как могло бы быть, но это, возможно, обусловлено ем фактом, что все-таки преимущественно спорт популяризируется и распространяется через социальные сети и онлайн-издания, свободный доступ к которым есть у большинства.

Молодежь, дети и подростки, все так же активно интересуются физической культурой – такой вывод можно сделать на основании многочисленных блогов и объединений в сети, посвященным спортивным секциям и учреждениям дополнительного образования и их охватам – с каждым годом увеличивается количество подобных учреждений, и, следовательно, блогов и тематических объединений в сети.

Самым массовым средством информации с давних пор является телевидение – анализ показывает, что спорту все так же в общем уделяется значимое количество времени со стабильной периодичностью освещения новой информации и достижений в данной сфере, однако, региональные каналы очень редко выпускают что-то помимо сводок новостей в общих новостных блоках. Связано ли это само по себе с низким (по сравнению с центральными регионами) развитием активной физической культуры или обусловлено неразвитой инфраструктурой и недостаточным финансированием сферы популяризации спорта – однозначно определить сложно [3].

Подводя итог исследования, можно сделать вывод, что средства массовой информации, освещающие и популяризирующие занятия спортом, физической культурой и оздоровительной деятельностью, представлены в Архангельской области и Архангельске всеми популярными и современными формами – от газет до объединений в социальных сетях. Это и является откликом и отражением политики государства и регионального управления в данной сфере – однозначно можно сказать, что прикладываются усилия не только со стороны центральных, но и провинциальных регионов для популяризации спорта и физической активности, развития и повышения интереса детей и молодежи, укрепления общего здоровья населения, воспитания здорового поколения и сильных, стабильных личностей, а также укрепления духа и нравственности. Однако не все методы одинаково эффективны и спортивной сфере в регионе предстоит еще долгий путь популяризации и развития.

Литература:

Газеты и журналы [Электронный ресурс] // Русский север – Режим доступа: https://ekb.aonb.ru/index.php?id=13 (дата обращения: 12.12.2021).

Козлова, М. М. Средства массовой информации. Исторический аспект / М. М. Козлова. - М.: ИВЭСЭП, Знание, 2019. - 120 c.

Письменский И.А., Аллянов Ю.Н. Физическая культура. - М.: Юрайт, 2015. - 494 с.

Просмотров работы: 15