Текущий процесс информатизации обеспечивает переход общества от постиндустриального типа развития к «информационному» [2]. Об информации заговорили как о стратегическом ресурсе общества и государства. В условиях информатизации общества и предъявления высоких требований к навыкам компьютерной грамотности и информационной культуры человека в системе отечественного образования очень актуальным становится вопрос повышения квалификации учителей.
Одним из инструментов повышения квалификации учителя является веб-сайт. Веб-сайт - это элемент распределенной всемирной сети Интернет. При этом важно отметить, что сайт учителя в этом смысле ничем не отличается от обычных сайтов, но имеет педагогический аспект как доминирующий компонент.
Рассматривая различные подходы к классификации сайтов учителей, выделим некоторые типы веб-ресурсов по содержанию [3], [4].
Веб-сайт - (от англ. website: web — «паутина», «сеть» и site — «место», букв. «место в сети») или просто сайт — в компьютерной сети объединённая под одним адресом (доменным именем или IP-адресом) совокупность документов частного лица или организации. По умолчанию подразумевается, что сайт располагается в сети Интернет. Все веб-сайты в совокупности составляют Всемирную паутину. Для прямого доступа клиентов к веб-сайтам на серверах был специально разработан протокол HTTP.
Сайт-визитка - это веб-ресурс, основная цель которого - представить образ учителя. Основная информация в данном случае - это совокупность, состоящая из общих сведений об учителе, опыте и месте работы, профессиональных достижениях, а также успехах студентов в конкурсных и олимпиадных соревнованиях.
Тематический сайт - это веб-ресурс, предназначенный для оказания информационной поддержки изучаемому предмету. Этот тип сайтов акцентирует внимание посетителя на материалах для подготовки к урокам и в первую очередь предназначен для учителей-предметников.
Образовательный сайт - это веб-ресурс, который помогает студентам больше узнать о предмете. Коллекция различных цифровых образовательных ресурсов для студентов - одна из основных составляющих этого типа сайтов.
Учитель информатики и вычислительной техники – это педагог, осуществляющий обучение и воспитание информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, за счет эффективного построения учебного процесса, применения современных технических средств обучения, интеграции урочной и внеурочной деятельности и вовлечения учащихся в исследовательско-проектную деятельность.
В свою очередь, информатика включает дисциплины, относящиеся к обработке информации в вычислительных машинах и вычислительных сетях: как абстрактные, например, анализ алгоритма, так и довольно конкретные: разработка языков программирования.
Деятельность учителя информатики и вычислительной техники подразумевает:
Разработку и реализацию учебно-образовательных программ для академических курсов, посвящённых информатике и вычислительной технике;
Формирование у учащихся теоретических знаний и практических навыков в области информатики и вычислительной техники;
Создание условий для овладения учащимися навыками самообразования и саморазвития в области информатики и вычислительной техники;
Интеграцию преподавания информатики и вычислительной техники с другими предметными областями;
Организацию и контроль процесса работы вычислительной техники в кабинете информатики;
Выполнение организационно-технических мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий для проведения учебного процесса в кабинете информатики;
Проведение индивидуальной и внеклассной работы с учащимися по информатике и вычислительной технике;
Создание условий для формирования элементов информационной культуры учащихся.
Постоянный технический прогресс оказывает влияние не только на качество повседневной жизни, но и на образование непосредственно. Так, сложно определить академические дисциплины, содержательная составляющая которых также сильно зависит от изменений в цифровом и IT мире, как информатики, что заставляет представителей педагогического состава в этой области беспрерывно находиться в совершенствовании своих знаний. Однако и более востребованных и перспективных сотрудников в образовательных учреждениях, чем учителя информатики и вычислительной техники, найти все сложнее.
Основными площадками для работы данных специалистов являются общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования, а также клубы и центры, деятельность которых связана с информационными технологиями и вычислительной техникой[5].
Сайт ассоциации (класса) - это веб-ресурс, представляющий собой систему информационной поддержки всех членов определенного образовательного объединения, например, класса (учеников, родителей, учителей). Среди материалов на таком сайте часто можно встретить информацию о расписании занятий, обсуждение актуальных для класса вопросов, информацию о достижениях учеников, новости, информацию для родителей и другие данные.
Комбинированный сайт объединяет в своей структуре различные элементы других типов веб-ресурсов.
При выборе типа своего Интернет-ресурса педагог должен руководствоваться образовательными целями и задачами. Еще до разработки персонального сайта нужно ответить себе на такие вопросы, как «Для какой аудитории предназначен этот сайт?», «Какую образовательную задачу он решает?», «Чем он может помочь учителю или посетителю?» Отсутствие четкого ответа хотя бы на один из перечисленных вопросов ставит под сомнение целесообразность разработки сайта. Однако если преподаватель смог найти честные ответы на поставленные вопросы, то его сайт может стать мощным образовательным ресурсом при грамотном содержании и грамотном дизайне.
Безусловно, самый трудоемкий и экономичный способ создать веб-сайт для учителя - это использовать конструктор веб-сайтов. Обеспечивая относительную простоту создания и наполнения веб-ресурса, каждый конструктор веб-сайтов имеет ряд ограничений. Например, большинство бесплатных конструкторов сайтов предлагают пользователям использовать шаблонный (неоригинальный) дизайн, а отсутствие оплаты компенсируется добавлением рекламного блока. Выбирая тот или иной инструмент для создания сайта, необходимо внимательно ознакомиться с его характеристиками и условиями использования.
Конечно, сайт учителя - это его «лицо» во всемирной паутине. Это одна из причин, по которой многие профессиональные соревнования содержат в своем регламенте этап проверки веб-ресурсов участников. При этом, как правило, сайты учителей проверяются по трем направлениям: содержание, дизайн и организация информации, интерактивность. Рассматривая различные положения профессиональных конкурсов, можно выделить следующие содержательные характеристики веб-сайтов, на которые специалисты обращают внимание при проверке:
• насыщенность информации - наличие достаточного количества информации, отсутствие пустых разделов;
• учебно-методическая ценность - материалы должны быть интересны и полезны целевой аудитории (учащимся, родителям, коллегам и т. Д.);
• доступность и полнота информации об учителе.
Обобщая вышесказанное, отметим, что преподаватель обязан предоставить информационному наполнению сайта разнородные, актуальные, достоверные данные. Среди наиболее частых ошибок при наполнении ресурса - размещение неактуальной или устаревшей информации, нарушение авторских прав и фрагментация предоставленной информации.
Наиболее распространенными разделами сайтов учителей являются: домашняя страница, информация об авторе, учебные материалы, учебные материалы для коллег, информация для родителей, полезные ссылки.
Основные ошибки, которые допускают учителя при разработке и систематизации информации, - это запутанные меню, чрезмерное использование анимации и неадекватные цветовые решения.
Третий аспект оценивания веб-ресурса педагога – обеспечение интерактивности, которая может достигаться посредством различных технологий:
формы обратной связи;
форумы и комментарии пользователей;
опросы и анкеты;
прочие интерактивные элементы.
Интерактивные инструменты на сайте учителя предназначены для создания «живого» диалога между всеми участниками образовательного процесса.
Веб-ресурс педагога, как инструмент профессионального развития, предоставляет следующие возможности:
организация обмена опытом с коллегами посредством публикации авторских методических материалов;
получение обратной связи от педагогической общественности;
развитие навыков оформления и представления своих достижений;
организация обсуждения вопросов образования с представителями общественности, педагогами, обучающимися через сайт;
сопровождение учебного процесса.
Таким образом, Интернет-ресурс учителя по выбранным характеристикам во многом должен исходя из потребностей целевой аудитории и удовлетворения ее интересов. При этом, чтобы сайт имел личную значимость для учителя, он должен помогать ему в решении любых педагогических, воспитательных или организационных задач.
Список литературы
Веб – сайт URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/23679 (дата обращения: 20.12.2021).
Костюк В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс // М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. – 48 с.
Кучмий Т.В. Персональный сайт учителя как инструмент для повышения уровня профессионального мастерства и компетентности // Гаудеамус. 2012. №20 С.39-40.
Кырчикова Д.А., Смольникова Н. С. Персональный web-сайт учителя как современное дидактическое средство // Человек в мире культуры. 2013. №3 С.65-70.
О профессии Учителя информатики и вычислительной техники URL: https://postupi.online/professiya/uchitel-informatiki-i-vychislitelnoj-tehniki/ (дата обращения: 20.12.2021).
Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. // М.: Политиздат, 1991. 287 с.
Смирнова Н.В. Социальные технологии реформирования образования в России// Социально-политический журнал. 1996. № 1. С. 57-69.