ВНЕКЛАССНЫЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ СНИЖЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ВНЕКЛАССНЫЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ СНИЖЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Малова Ю.С. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучение проблемы школьной тревожности, своевременная диагностика и развивающая работа по снижению уровня школьной тревожности играет большую роль в процессе обучения и развития личности младшего школьника.

В основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения, реализация которого требует наличия у учеников достаточного уровня школьной тревожности и развития внимания у младших школьников.

Одним из важных Федеральных проектов национального проекта «Образование» является проект «Успех каждого ребенка» в котором отражена важность создания образовательных условий для развития, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.

В связи с этим, к современному педагогу, его компетентностям предъявляется все больше требований, для успешной реализации поставленных задач.

Данные вызовы отражены в профессиональном стандарте «Педагог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г № 544н.

В своей практической деятельности педагог начальной школы часто сталкивается с возникновением школьной тревожности, которая лежит в основе школьных трудностей и становится актуальной задачей автора статьи. В качестве еще одного социального фактора формирования тревожности у детей выступают взаимоотношения со сверстниками. Описанные трудности имеют непосредственное отношение к школьной жизни ребенка, и именно в условиях школы возможно изучить уровень школьной тревожности.

Высокая тревожность детей младшего школьного возраста лежит в основе многих школьных трудностей, поэтому проведение коррекционно-развивающей работы по снижению уровня школьной тревожности стало актуальной задачей моей работы.

Тревожные дети отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Переживание неблагополучия в условиях школы может привести к «школьному неврозу», «школьной фобии», характеризующимся комплексом переживаний, ведущим к эмоциональной неустойчивости, лабильности и дезадаптации.

Школьная тревожность, как отмечает А.М. Прихожан, «выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников». Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. В целом школьная тревожность - это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций - ситуаций взаимодействия ученика с различными компонентами образовательной среды школы.

Опыт изучения влияния тревожности на внимание младших школьников позволил сделать вывод о необходимости последующей работы по снижению тревожности и развитию внимания младших школьников.

Но в то же время по данным Рогова Е.И. нормальный уровень тревожности необходим для успешного учебного процесса.

Ключевыми задачами программы внеклассной работы является:

1. Формировать чувство уверенности в себе.

2. Развивать навыки адекватного реагирования на жизненные ситуации.

3. Обучать навыкам позитивного восприятия окружающего мира.

4. Снижение эмоционального напряжения.

5. Помощь в снятии страхов, в преодолении негативных переживаний.

6. Развитие внимания (концентрации, объема).

Работа по преодолению тревожности осуществляется на 2-х взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:

1) обучение школьника приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;

2) расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т.п., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаса прочности»;

Основными условиями снижения уровня школьной тревожности младших школьников стали: групповая форма работы; проведение развивающих занятий в спокойной, благоприятной обстановке (подвижные и спокойные игры и упражнения, арт-терапия и т.д.); систематичность работы с младшими школьниками (занятия проводились 1 раз в неделю); активная, заинтересованная работа детей на развивающих занятиях; проведение занятий в специально организованном пространстве в благоприятное время.

На сегодняшний день образовательный процесс построен таким образом, что ребенок с первых лет обучения в школе загружен информацией, нагрузки намного возросли и успех зависит от умения ребенка абстрагироваться от внешних раздражителей и полностью сосредоточиться на работе. Самое главное в этом возрасте – внимание ребенка. В силу воздействия на современных детей большого количества факторов, способствующих росту личностной и школьной тревожности важно выявить взаимосвязь внимания и тревожности. Среди таких факторов: современное разнообразие развлечений, различные технические достижения (мобильные телефоны, игровые приставки и т.д.), огромное количество социальных проблем в семье.

В ходе реализации коррекционно-развивающей программы были достигнуты цели и задачи по снижению уровня школьной тревожности у учащихся младших классов, что подтверждается результатами диагностики уровня школьной тревожности, которая была проведена после курса занятий.

Каждое занятие представлено следующей структурой: разминка, основная часть, рефлексия.

Занятия проводятся 1 раз в неделю за счет кружковой работы.

Продолжительность занятий 40 минут.

Практическая работа велась автором статьи в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 41" города Владимира. В работе принимали участие 33 учащихся третьих классов в возрасте от 9 до 10 лет.

О возрастании тревожности свидетельствуют данные диагностики исследования школьной тревожности. Мной была проведена диагностика уровня тревожности младших школьников: Эмпирические методы исследования:

- "Шкала явной тревожности СМАS" (Прихожан А.М.)[10]

- «Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса» [7]

Для того, чтобы понять влияет ли школьная тревожность на внимание у младших школьников необходимо было провести диагностику уровня внимания младших школьников.

Проведя анализ полученных результатов, выяснилось, что у детей младшего школьного возраста наиболее часто встречается высокий уровень школьной тревожности при низком уровне концентрации внимания.

Повторная диагностика уровня внимания младших школьников показала положительный результат работы курса развивающих занятий.

Для выявления достоверности полученных в ходе диагностики результатов был использован корреляционный анализ Пирсона, целью которого было подтверждение того, что высокий уровень тревожности влияет на внимание младших школьников, а именно, чем выше тревожность учащегося, тем ниже концентрация его внимания.

Таким образом, результаты корреляционного исследования между уровнем тревожности и концентрацией внимания, а именно чем выше тревожность, тем ниже концентрация внимания доказал наличие достоверной обратной связи.

Результаты диагностики школьной тревожности и внимания младших школьников показали необходимость проведения курса развивающих занятий по повышению концентрации внимания посредством снижения уровня школьной тревожности.

Реализация курса развивающих занятий приводит к снижению школьной тревожности, создает условия для повышения мотивации школьников и улучшения качества образования.

Список использованных источников и литературы:

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).

Паспорт национального проекта «Образование» https://minobrnauki.gov.ru/files/NP_Obrazovanie.htm

Дормышев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания.-М.: Тривола,1995.-357с.

Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника/Основы педагогической психологии.- М., 1999

Микляева А. В., П. В. Румянцева Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие Издательство: Речь, 2006

Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.

Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений. Кн. 1. Общие основы психологии.-2-е изд.-М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-576с.

Овчарова Р.В Практическая психология в начальной школе. Сфера.-2002.- 240 с.

Прихожан А. М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст Издательство: Питер, 2007

Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования.-Питер, 2002

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.- кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.

Просмотров работы: 38