РАЗВИТИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

РАЗВИТИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Брайт Е.Н. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Настоящее время характеризуется кардинальной модернизацией образовательной среды. Запрос современного общества в компетентных специалистах, способных к быстрой адаптации в быстроменяющихся условиях профессиональной деятельности порождает возникновение новых требований к их умениям и навыкам.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения полностью меняют взгляд на современное образование в целом. В статьях 17 и 18 закона 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» обозначена реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В ходе своего выступления на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума - 2017 Президент России Владимир Владимирович Путин заявил, что России предстоит реализовать задачи всеобщей цифровизации и формирования цифровой грамотности.

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача обеспечить прорыв в области экономики и социальной сферы. В связи с этим особое значение придается ускоренному созданию и использованию современных отечественных технологий, в т. ч. в сфере образования.

В рамках национального проекта «Образование» реализуется Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Также утверждена Целевая модель цифровой образовательной среды (ЦОС), обозначен главный вектор развития современной системы образования – реализация образовательного процесса в цифровой образовательной среде.

В связи с этим, к современному педагогу, его компетентностям предъявляется все больше требований, для успешной реализации поставленных задач.

Данные вызовы отражены в профессиональном стандарте «Педагог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г № 544н. В документе изложены десятки трудовых функций, адресованных педагогическим кадрам. Красной нитью через весь профстандарт проходит ИКТ-компетентность педагога.

В основе цифровой образовательной среды образовательного учреждения лежит организация использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Именно эффективное применение ИКТ открывает новые возможности и перспективы развития системы образования в целом. Использование ИКТ в школе, и образовании в целом, изменяет дидактические средства, методы и формы обучения, определяет педагогические технологии, тем самым трансформирует привычную (традиционную) образовательную среду в качественно новую — Цифровую образовательную среду.

Так что же понимается под ИКТ?

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации. ИКТ в современном образовательном процессе - это инструмент, позволяющий реализовывать цели образования в соответствии с потребностями общества.

Применение ИКТ играет важную роль в образовательном процессе. Относительно недавно цифровое оборудование на уроке (компьютер, монитор, интерактивная доска и др.) было редкостью и располагалось, как правило в компьютерном классе. Сегодня без технического оснащения кабинета сложно представить образовательный процесс: презентации, интерактивные задания, электронное тестирование, онлайн-олимпиады, электронный журнал, электронная отчетность и др. становиться неотъемлемой частью образовательной среды.

Функционирование современной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией педагогов, которые её используют. Только ИКТ - компетентный учитель может вырастить ИКТ - компетентного ученика.

ИКТ-компетентность – это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи, распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества. ИКТ-компетентность педагога открывает перед ним широкий спектр возможностей, позволяющих сделать процесс преподавания-обучения более динамичным и выполнять различные задачи намного легче, проще, эффективнее.

Современный учитель, согласно профессиональному стандарту, должен обладать следующими ИКТ – компетентностями:

общепользовательская ИКТ-компетентность;

общепедагогическая ИКТ-компетентность;

предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности.

Учителя современной школы прошли непростой путь от компьютерной грамотности на пользовательском уровне (владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники) до информационной активности педагога, которая проявляется в ИКТ-компетентности в сотрудничестве с учениками и коллегами, информационной культуре в жизни, в личном информационном пространстве, в электронном портфолио. Но главное в информационной активности педагога – готовность применить ИКТ в профессии и желание развиваться.

С какие проблемами могут столкнуться педагогические работники и администрация школ, ставя перед собой цель «развитие ИКТ –компетентностей педагогов» согласно профессиональному стандарту.

Для ответа на данный вопрос среди учителей и администрации МБОУ «СОШ № 6» города Владимира было проведено анкетирование.

Анкета включала в себя вопросы трех групп: скрининг (пол, возраст, уровень образования, должность, преподаваемый предмет, педагогический стаж); блок вопросов по цифровой грамотности; блок вопросов по ИКТ-компетентностям.

В опросе приняли участие 25 педагогических работников и 5 сотрудников администрации, включая директора школы.

Анализ ответов показал неоднозначные результаты и выявил ряд проблемы актуальных для МБОУ «СОШ № 6» и многих школ России.

Разберем некоторые из них.

Одной из самых актуальных проблем оказался низкий уровень развития цифровой образовательной среды в школе. Так ответили 67% опрошенных сотрудников школы. Учителя отмечали недостаточное количество современного оборудования и преобладание устаревшей техники, низкую пропускную способность интернета, отсутствие облачных сервисов для сбора отчетности, недостаточное количество места на сервере школы, систематические перебои работы приложения «АИС. Электронная школа», чрезмерная контентная фильтрация в школе.

Также педагоги выделили следующие проблемы: отсутствие мотивации к внедрению и использованию современных средств обучения (17%), отсутствие времени на создание, отчетов с использованием ИКТ (10%), отсутствие ИКТ – компетентности (10%), недостаточная обеспеченность методическими материалами (30%).

Для решения выявленных проблем МБОУ «СОШ № 6» предпринимает следующие шаги:

Для трансформации и развития цифровой образовательной среды МБОУ «СОШ № 6» стала участником федеральной программы «Цифровая трансформация образования». Администрация школы прошла обучение по программам «Введение в цифровую трансформацию образовательной организации», «Цифровая технология для трансформации школы», «Модель управления развитием школы в контексте цифровой трансформации». Участники данной программы получили новое оборудование в виде новых ноутбуков для учителей, учеников и администрации школы, мультимедийные мониторы, МФУ, wi-fi точки.

Учителя школы были направлены на курсы повышения квалификации «Цифровая образовательная среда», «Дидактические возможности применения технических цифровых средств в образовательном процессе», «Основы обеспечения информационной безопасности детей».

Для учителей запланированы ряд педагогических советов и семинаров на тему «Развитие профессиональных компетенций педагогов в условиях формирования современной цифровой образовательной среды», «Развитие ИКТ – компетентностей средствами ЦОС», «Трансформация ЦОС «МБОУ «СОШ № 6»», «Создание дистанционных курсов на региональной платформе СЭДО», «Создание интерактивных заданий, анкет, опросов на различных общедоступных платформах».

Таким образом, реализован первый этап развития ИКТ-компетентностей у педагогических работников и администрации школы. В учебный процесс включено электронное обучение для реализации программ основного и среднего общего образования, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Для дальнейшей эффективной организации данной работы в школе создана творческая рабочая группа по трансформации и развитию цифровой образовательной среды, разработки дорожной карты по развитию ЦОС, что будет способствовать улучшению качества образования, повышению мотивации у школьников.

Список использованных источников и литературы:

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

Мироненко Е.С. Цифровая образовательная среда: понятие и структура.// Социальное пространство – 4(21)'2019.DOI: 10.15838/sa.2019.4.21.6 УДК 371.315.7 | ББК 65.01 URL: http://www.vscc.ac.ru/files/journal/issues/sa-2019-4-21-6322543499--ru.pdf

Гончарова Н.Ю., Тимошенко А.И. Информационно-коммуникационная компетентность педагога как интегративный показатель профессионализма в современных условиях.// Сибирский педагогический журнал. – 3.2009 г. ISSN: 1813-4718 УДК 37.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13103873

Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» был утвержден Правительством Российской Федерации 25 октября 2016 года в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы. URL: http://government.ru/projects/selection/643

Просмотров работы: 120