ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Сипина Е.В. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эпидемиологическая ситуация последних двух лет стремительно вносит изменения в привычный, складывающийся годами, уклад жизни. Колоссальные изменения коснулись всех сфер общественной жизни, эти изменения не обошли и сферу образования. Условия пандемии ускорили и дали мощный толчок развитию цифрового общества: значительно ускорилось внедрение дистанционных технологий обучения в образовательный процесс.

Идея внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс – не новая. Эта идея впервые была сформулирована более 25 лет назад в Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России. В соответствии с концепцией - это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. [2]

В настоящее время наиболее точное определение термину «дистанционные образовательные технологии» дает Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 16, п. 1 под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. [1]

Из представленного выше определения следует, что существуют некоторые условия для внедрения и осуществления обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Условно их можно разделить на технико-технологические и организационно-методические условия. К техническо-технологическим условиям реализации относится оснащенность педагогов и учащихся компьютерами (гаджетами), устойчивым интернет соединением, камерами и микрофонами, а также стабильная работа интернет платформ, на которых проводятся уроки, умение учителей и учеников полноценно пользоваться этими платформами, удобство использования их интерфейса. К организационно-методическим особенностям относится: составление расписания уроков и планирование конференций в соответствие с расписанием, разработка уроков в электронном формате, организация своевременного подключения учащихся к конференциям, выбор педагогических средств и технологий для проведения уроков в дистанционном формате.

По итогам 2020-2021 учебного года был проведен опрос среди учащихся и учителей 7 классов московской общеобразовательной школы. В опросе приняли участие 20 учителей-предметников, 90 учащихся 7 класса. Опрос был призван проанализировать три аспекта: трудности, связанные с применением дистанционных технологий, преимущества дистанционного обучения и наиболее удобные каналы коммуникации.

В ходе обработки результатов опроса выяснилось, что для большого количества учащихся технические условия оказались невыполнимыми. Так же большое количество респондентов, как среди учителей, так и среди учащихся отмечают наличие трудностей, связанных с концентрацией внимания и учебной мотивацией. Примечательно, что большинство учащихся утверждают, что, несмотря на подобные трудности, учиться в дистанционном формате легче. Среди преимуществ обучения с применением дистанционных технологий наибольшее количество учащихся отметили экономию времени и возможность работать в своем режиме (80% респондентов), 40 % опрошенных отметили развитие цифровой грамотности как преимущество. 5% учащихся не увидели никаких преимуществ дистанционного обучения. Наиболее удобной платформой проведения дистанционных уроков была определена платформа Teams, наиболее удобным способом коммуникации с учителем – WhatsApp.

Большинство педагогов видят преимущество обучения с применением дистанционных технологий в возможности работы из дома, а также, 60% учителей отмечает, что безусловным преимуществом такой формы обучения является развитие самоорганизации и самостоятельности в подготовке к ответам у учащихся. В вопросе каналов коммуникации преподаватели полностью солидарны со своими учениками. Трудности с техническим аспектом проведения уроков в новой форме отмечают и педагоги. Более того, многие учителя утверждают, что столкнулись дополнительными трудозатратами в подготовке к проведению уроков в дистанционном формате, в частности связанными с затратой большего количества времени. Практически все опрошенные учителя выразили обеспокоенность по вопросу концентрации внимания и мотивации учащихся, более того, все респонденты столкнулись с повальным списыванием или несамостоятельным выполнением работ. Учителя полагают, что это не могло не сказаться на знаниях учащихся.

Таким образом, конкретный опыт проведения уроков в дистанционном формате автора статьи, его коллег, а также проведение опроса среди участников образовательного процесса позволяет подвести итоги некоторых наблюдений и самооценок.

Рис.1

Рис. 2

Согласно результатам представленного опроса, наиболее важными проблемами, связанными с реализацией обучения с применением дистанционных технологий, для педагогов являются трудности в подготовке к дистанционным урокам и низкий уровень концентрации внимания и учебной мотивации обучающихся. В связи с этим, автором статьи были проанализированы некоторые методические рекомендации по подготовке и проведению уроков в дистанционном формате, и составлен список наиболее полезных и актуальных рекомендаций.

Использование таких интернет платформ как РЭШ (Российская Электронная Школа) и МЭШ (Московская Электронная Школа) значительно сокращает время подготовки к дистанционным урокам. На платформах представлен широкий выбор поурочных разработок, интерактивных приложений и тестов по всем предметам. Все уроки представлены в готовом для использования виде.

Во время дистанционных уроков предпочтительно использовать проблемный подход к обучению. Такой подход позволит учащимся лучше сконцентрироваться на материале урока. Создаст нужный уровень мотивации.

Урок должен быть четко структурированным. Каждый этап должен иметь четкие временные рамки, а длительность самого урока должна соответствовать нормам СанПиН. С каждым этапом учащиеся продвигаются к цели урока. Таким образом, ученики будут точно знать, что от них требуется, временные рамки позволят держать учащихся в тонусе.

Следует ограничить время выполнения самостоятельных работ и тестов, это позволит избежать списывания. Интернет ресурс Google forms позволяет не только создавать учителю интерактивные тесты, но и ограничить время выполнения, тем самым, позволив учителю объективно оценить знания.

Следуйте основным дидактическим принципам: наглядность, точность и опора на ранее полученные знания. Обратите внимание на оформление таблиц, презентаций и рисунков: текст должен быть хорошо читаем, избегайте темных и ярких фонов.

Целесообразно использовать метод «перевернутого класса». В ходе использования этого метода предполагает самостоятельное изучение материала учениками при помощи учебников или видео уроков, подготовленных учителем и практическую отработку материала на уроке. Этот метод поможет поднять уровень заинтересованности и мотивации учащихся, а также уменьшит время на подготовку к уроку учителя.

Подводя итог, следует отметить, что, несмотря на актуальность применения обучения с использованием дистанционных технологий, этот способ организации учебного процесса сопряжен с большим количеством трудностей, возникающих как у педагогов, так и у учащихся. Тем не менее, несмотря на недостатки и большое количество необходимых условий осуществления, такой способ организации учебного процесса – перспективен, он позволяет осуществлять обучение детей с ОВЗ, ограниченных в посещение занятий в очном формате, осуществлять непрерывное обучения в сложных эпидемиологических условиях. При условии модернизации, совершенствования цифровых компетенций педагогических работников, а также оттачивание педагогических технологий данный способ организации учебного процесса может стать не только достойной альтернативой традиционному процессу обучения, но и использоваться в симбиозе с ним.

Список использованных источников и литературы:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) (ст. 16, п.1 ) Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России/Госкомвуз России. М.: НИИВО.1995. 24 с.

Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Электронный ресурс: https://docs.edu.gov.ru/document/26aa857e0152bd199507ffaa15f77c58/

Романов Е.В., Дроздова Т.В. — Дистанционное обучение: необходимые и достаточные условия эффективной реализации // Современное образование. – 2017. – № 1. – С. 172 - 195.

Просмотров работы: 4