Актуальной проблемой в мире на данный момент является нравственное повеление у дошкольника. И, собственно, говоря о нравственном поведении, мы имеем в виду целую сумму навыков и умений, которые помогают ребенку на этапе социализации. В дальнейшем эти навыки помогают во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Термин «нравственность» образуется от слова «нравы».
В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [1].
По мнению И.А. Каирова, нравственность – это совокупность требований, правил и норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. Нравственность выполняет незаменимую для человека роль «компаса» поведения, позволяющего ориентироваться в общественной жизни [2].
Нравственные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах. Осмысливая сущность нравственности личности, следует отметить, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин «мораль».
Так, в кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль – это традиционная содержательная форма общественного сознания и отношений между людьми, одобряемая и поддерживаемая групповым, классовым, общенародным общественным мнением [3].
Немаловажным моментом в формировании личности в старшем дошкольном возрасте становится согласованность мотивов и желаний. Из этих мотивов и желаний выделяются более и менее значимые и за счет этого происходит обращение от ситуативного поведения к поведению, опосредованному поставленными правилами, образцами, нормами [4].
К методам нравственного воспитания можно отнести этические беседы. Этические беседы - это плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определено требованиями образовательной программой, по которой работает дошкольное учреждение. Но, обращаясь к программным задачам воспитания, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения, воспитание которых необходимо усилить в данной группе с учетом взрослых и индивидуальных особенностей детей. Число подобных бесед невелико: пять-семь в год, т.е. один раз в течение полутора-двух месяцев [6].
Она как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.
На наш взгляд, игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр. Например, в подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее оббежит вокруг детского сада, кто дальше бросит мячик. Но в организованную игру обязательно вмешивается стихия жизни. Од бежал и упал, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но остановился, чтобы помочь упавшему. Важнейший этический аспект лежит в основе поведения ребёнка. В такой ситуации мы еще раз даем понять ребенку: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало.
Отметим, и такой вид игр как дидактические, главная цель которых - развитие ребенка. Они хороши при отработке правил и норм культуры поведения. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотно карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточке подарок маме, другу, бабушке [7].
Таким образом, одна из основных задач педагога не просто выдать ребенку определенный набор знаний, а сформировать у некий идеал нравственного поведения, способность к саморазвитию на основе заложенных в него моральных норм.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.№ 1155 г. Москва « Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Педагогическая энциклопедия / под ред. И.А Каирова, Ф.Н Петрова, М., 1968.
Краткий словарь по философии. – М.: Просвещение, 1982.
Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов.- М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: Издательство «Азъ», 1992. – 506 с.
Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М., 2003.
Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1989. - 78 с.