Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя математики - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя математики

Зиненко А.А. 1, Красавина Т.В. 1, Лаврухина Е.С. 1, Хозяенко М.С. 1
1Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Информационные технологии проникают во все сферы жизни человека и общества. Особенно полезными информационные технологии становятся в профессиональной деятельности, выступая в роли функциональных инструментов и эффективных помощников специалиста. Таким специалистом может выступать учитель, который использует информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) при обучении математике. Использование ИКТ позволяет расширить возможности учителя математики в педагогическом процессе путем создания и применения различных информационных продуктов.

В работе [4] выделяются дидактические задачи в обучении, которые помогает решить использование ИКТ:

формирование устойчивой мотивации;

активизация мыслительных способностей учащихся;

привлечение к работе пассивных учеников;

повышение интенсивности учебного процесса;

обеспечение учебного процесса современными материалами;

приучение учащихся к самостоятельной работе с различными источниками информации;

реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению;

активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;

обеспечение гибкости процесса обучения.

Современные информационные технологии помогают успешно и эффективно решать выделенные задачи благодаря тому, что их использование обеспечивает не только экономию времени при объяснении нового материала, наглядность и доступность представляемой учебной информации, но и воздействие на разные системы восприятия учащихся, имеющих различный уровень готовности восприятия материала, а также постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися [2].

Рассмотрим различные ИКТ, которые могут применяться в процессе обучения математике.

Наиболее распространенным, на наш взгляд, является пакет приложений Microsoft Office, включающий программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint и др. В редакторе Microsoft Word можно набирать различные тексты и редактировать их, например, записывать условия математических задач, создавать разнообразные диагностические и тестовые задания. Используя встроенный редактор формул, можно добавлять в текст различные уравнения, а при помощи вставки фигур построить чертеж к геометрической задаче. Редактор Microsoft Excel позволяет, например, оформить краткую запись условия задачи с помощью таблицы и выполнить расчеты с помощью задания формулы в тех случаях, когда известна зависимость между определенными элементами таблицы, а также автоматически получить наглядное представление о взаимосвязях элементов в виде диаграммы. Редактор Microsoft PowerPoint используется для создания презентаций по различным темам, которые можно демонстрировать на уроке. Учащиеся могут создавать презентации самостоятельно в качестве учебного проекта с последующей демонстрацией и защитой в аудитории перед одноклассниками. Использование презентаций позволяет не только обеспечить наглядность посредством включения различных рисунков, графиков, схем, таблиц, но и организовать работу на уроке в форме диалога при помощи добавления анимации.

Полезным, на наш взгляд, является также программное обеспечение MathType, представляющий собой расширенный редактор формул для программ Microsoft Office. Он позволяет вводить формулы с использованием готовых шаблонов, включающих различные функции и операции.

Кроме того, в математике часто используется система Mathcad, позволяющая строить двумерные и трехмерные графики различных функций, выполнять вычисления и различные операции с векторами и матрицами.

Помимо упомянутых программных средств в процессе обучения математике в современной школе используются электронные учебники со встроенными видеофрагментами, тестовыми вопросами и вопросами для самоконтроля; программы-графопостроители, используемые в процессе обучения алгебре (AdvancedGrapher); виртуальные конструкторы, используемые при обучении геометрии («Живая геометрия», WinGeom, «Стереоконструктор» и др.); тестовые среды [5].

Список виртуальных конструкторов можно дополнить программой GeoGebra, которая позволяет выполнять геометрические построения на компьютере таким образом, что при изменении одного из геометрических объектов остальные также изменяются, сохраняя заданные между собой соотношения неизменными [1].

Все выделенные образовательные средства ИКТ имеют различные варианты использования, например, такие как построение интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины; создание индивидуальных тестовых мини-занятий; создание интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы обучающихся [3].

Таким образом, информационные технологии не только решают широкий спектр задач педагогического процесса при обучении математике, но и являются средством приобретения и развития личностных качеств учащегося при работе в современном образовательном пространстве.


Список использованных источников

Абраменкова Ю.В. Особенности применения интерактивной геометрической среды GeoGebrа при изучении геометрии в основной школе / Ю.В. Абраменкова, О.В. Карлина // Дидактика математики: проблемы и исследования. – 2020. – №51. – С. 61-69.

Алламуродова Н.Т. Использование ИКТ при изучении математики / Н.Т. Алламуродова, Мухиддин Каххоров, Мусахон Козибеков // Молодой ученый. – 2015. – № 5 (85). – С. 6-8.

Арынханова Э.К. Методические аспекты внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс / Э.К. Арынханова // Теплотехника и информатика в образовании, науке и производстве: сборник докладов II Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных (TИМ’2013) с международным участием (Екатеринбург, 28–29 марта 2013 г.). – Екатеринбург: УрФУ. – 2013. – С. 137-140.

Вылегжанина Е.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе / Е.А. Вылегжанина, Н.Н. Мальцева. // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый. – 2015. – С. 4-6.

Дербуш М.В. Инновационные подходы к использованию информационных технологий в процессе обучения математике / М.В. Дербуш, С.Н. Скарбич // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – №2 (30). – С. 66-80.

Просмотров работы: 37