Цифровые образовательные технологии в мотивации студентов - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Цифровые образовательные технологии в мотивации студентов

Кузнецова Л.А. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Создание цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) является одним из основных направлений информатизации всех форм и уровней образования в России. Развитие индустрии информационных услуг наряду с созданием и развитием телекоммуникационных структур, систем контроля качества составляет основу формирования современной инфраструктуры информатизации образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования обязывает ВУЗы использовать в учебном процессе ЦОР. Их востребованность и степень распространения неуклонно растёт в связи с большой социальной значимостью и развитием способов сетевого взаимодействия. Внедрение ЦОР в образовательный процесс ВУЗа имеет следующие преимущества: возможность выбора индивидуальной образовательной траектории; автоматизация процессов контроля и оценки знаний и др. [19].

Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде как разновидность дистанционного позволяет переосмыслить содержание, технологию и общую организацию образовательного процесса [12].

О.А. Воскрекасенко и Н.С. Мендова выделяют следующие преимущества использования дистанционного обучения в высшей школе: организационные (удобство, мобильность, современность, скорость, быстрый обмен информацией; распределение и управление временными ресурсами); дидактические (повышение учебной мотивации, использование разнообразных форм работы, способствующих индивидуализации и гибкости учебного процесса, увеличение результативности самоподготовки); комфортность обучения; саморазвитие (овладение новыми информационными ресурсами и образовательными платформами, развитие творческих способностей, формирование навыков отбора, систематизации и обработки больших массивов информации); социальные (оперативная обратная связь с преподавателями, сокращение социальной дистанции) [7, с. 113].

Исходя из вышесказанного, тема исследования: «Цифровые образовательные технологии в мотивации студентов».

Объект исследования – мотивация студентов.

Предмет исследования – применение современных образовательных технологий в мотивации студентов в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе.

Цель исследования – теоретически обосновать цифровые образовательные технологии в мотивации студентов.

Задачи исследования:

Изучить понятия «мотив» и «мотивация» как педагогическую проблему.

Выявить педагогические условия использования цифровых образовательных технологий в ВУЗе.

Раскрыть особенности применения современных образовательных технологий в мотивации студентов в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; обобщение и изучение педагогического опыта.

Структура исследования: курсовая работа состоит их введения, теоретической главы, включающей в себя три параграфа, заключения и список литературы.

Особенности цифровых образовательных технологий в мотивации студентов

1.1 Понятия «мотив» и «мотивация», как педагогическая проблема

Чтобы определиться с понятием «мотивация» необходимо обратиться к словарям, а также рассмотреть сущность мотивации с точки зрения ученых, фундаментально занимающихся этим вопросом.

По С.И. Ожегову слово «мотивация» происходит от латинского «movere» - побуждение к действию, движущая сила; это психофизиологический процесс, управляющий поведением субъекта, определяющий его направленность, активность, устойчивость; способность субъекта деятельно удовлетворять собственные потребности [18, с. 358].

Р.С. Немов определяет мотивацию как «динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий ее инициацию, направление, организацию, поддержку» [16, с. 114].

Мотивацию трактуют и как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяющих поведение (Ж. Годфруа), и как совокупность мотивов (К.К. Платонов), а также как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность, как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас).

Учебная мотивация определяется как частный вид моти­вации, включенной в деятельность учения. Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, имеет системный характер. Она характеризуется такими свойствами как направленность, устойчивость и динамичность [21, с. 218].

Общую структуру учебной мотивации образуют потреб­ность, цель, задачи, интерес, желания и намерения и, наконец, мотив учения.

Таким образом, мотивацию можно охарактеризовать как систему мотивов. Р.С. Немов определяет мотив как «внутреннюю устойчивую психологическую причину поведения или поступка человека» [16, с. 208]. Мотивы обучения является специфическим видом мотивов. Это связано со специфичностью обучения, как особого вида деятельности, для которого обучение, овладение знаниями и навыками является не только результатом, но и целью.

Мотив представляет собой внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение, обучение), связанное с удовлетворением определенной потребности. Одновременно мотив выступает побуждающим и определяющим выбором направленности деятельности, предмет (материальный или идеальный), на который она направлена.

В качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности. Однако при этом за всеми перечисленными причинами все равно стоят потребности человека во всем их многообразии (от базовых, биологических, до высших, социальных).

А.А. Файзуллаев выделяют три этапа, которые мотив проходит в своем становлении и развитии:

1) возникновение побуждения как отражения определенной потребности;

2) осознание побуждения;

3) принятие личностью осознанного побуждения в качестве мотива деятельности [26, с. 146].

По Р.С. Немову мотивированность обучения - это «психологическая характеристика интереса ученика к усвоению знаний, к приобретению определенных умений и навыков, к собственному развитию». Автор выделяет ситуационную (внешнюю) и личностную (внутреннюю) мотивацию. В первом случае мотивами учения связаны с необходимостью продемонстрировать определенные знания, умения и навыки в конкретной ситуации. Во втором случае мотивами является самосовершенствование, реализация духовных целей, ценностей, идеалов [16].

Четкая классификация мотивов приведена Л.М. Фридманом. По отношению к деятельности мотивы делятся на:

1. внешние (не связанные с самой деятельностью).

2. внутренние (непосредственно связанные с деятельностью).

Внешние в свою очередь делятся на:

а) общественные;

б) личностные.

Внутренние делятся на:

а) процессуальные;

б) результативные;

в) мотивы саморазвития [29, с. 105].

В. Хеннинг выделял следующие мотивы учения:

1) гражданские мотивы, учение как подготовка к будущей жизни в обществе;

2) познавательные мотивы;

3) мотив социальной идентификации с родителями, соответствия их ожиданиям;

4) мотив социальной идентификации с учителем и его требованиями;

5) мотив переживания привлекательности учебного материала;

6) материальный мотив, учение как предпосылка для будущей хорошей материальной жизни;

7) престижный мотив, стремление к престижу среди одноклассников [35].

Рассматривая учебную мотивацию как показатель результативности деятельности образовательного учреждения, можно выделить три подхода к классификации групп мотивов.

Первый вариант классификации предполагает рассмотрение двух больших групп мотивов (Л.И. Божович):

1) познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации обучающихся на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т.д. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации обучающихся на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление обучающихся к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний;

2) социальные мотивы. Они связаны с различными видами социального взаимодействия обучающихся с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии.

Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.

Позиционный мотив может проявляться в попытках самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности [32, с. 27].

Второй вариант классификации характеризует отношение мотивов и непосредственно учебной деятельности. Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае — процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними. Мотив учения может быть внутренним — при самостоятельной познавательной работе или внешним — при оказании помощи взрослым.

Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др. Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д. Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, побуждением его к деятельности.

С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внешним для ученика. В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались прежде всего внутренние мотивы [33, с. 236].

Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к недопущению неудачи. Обучающиеся, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям [30, с. 96].

Иначе ведут себя обучающиеся, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции. Ребята, ориентированные на недопущение неудач, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, причем они игнорируют объективную информацию о своих способностях и возможностях.

Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи — везением или легкостью задания. В этом случае начинает развиваться так называемая «выученная беспомощность». Поскольку ученик не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие способности, то, следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным. Такие обучающиеся впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий.

Выделяют несколько видов мотивации: внешняя, внутренняя, положительная, отрицательная. Как частный вид мотивации выделяется учебная мотивация, которая является сложным системным образованием, состоящим из познавательных и социальных мотивов учения.

Таким образом, мотивация – это сложная, неоднородная, многоуровневая система побуждений, включающий потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности. Мотивация учения складывается из многих изменяющихся факторов, которые вступают в новые отношения друг с другом (общественные идеалы, смысл учения для обучающегося, его мотивы, цели, эмоции, интересы и др.).

1.2 Педагогические условия использования цифровых образовательных технологий в ВУЗе

Обращаясь к Указу Президента Российской Федерации о национальных целях развития России до 2030 года [25], мы видим, что одним из стратегических направлений непрерывного развития государства является цифровая трансформация. В рамках данной цели планируется достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления. В рамках данной работы мы обращаемся к цифровизации образования. Если мы обратимся к Федеральному закону об образовании в РФ, то в статье 16 мы увидим, что образовательным программам предоставляется возможность реализовывать программы обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [27]. О цифровой трансформации образования также говорится в Постановлении Правительства РФ «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда» [21]. В данном документе говорится о том, что необходимо создать государственную информационную систему «Современная цифровая образовательная среда» на базе информационного ресурса (портала), обеспечивающего доступ по принципу «одного окна» к онлайн-курсам, реализуемым различными образовательными платформами.

Цифровые технологии входят в образовательный процесс, трансформируя образовательную среду высшей школы, делая ее более гибкой, мобильной, а также интерактивной на всех этапах образовательного процесса и для всех его участников. Таким образом, происходит изменение образовательного пространства высших учебных заведений: новые образовательные стандарты обучения, внесение изменений в основные образовательные программы в разделе использования образовательных технологий, корректировка рабочих программ дисциплин с использованием цифровых инструментов, включение дистанционных технологий в образовательный процесс. Трансформации образовательного пространства требуют от всех участников процесса максимальной вовлеченности и активного участия в работе с цифровыми технологиями. В начале 2020 года в связи с трудной эпидемиологической ситуацией активное применение цифровых технологий позволило не приостанавливать образовательный процесс в вузах, а на высоком уровне реализовать действующие образовательные программы, принять выпускные экзамены и защиту выпускных квалификационных работ, а также осуществить приемную кампанию абитуриентов в вузы. Используемые в образовательной среде цифровые технологии вызывают активный интерес у научного сообщества. В связи с этим в рамках данной статьи нам бы хотелось обратиться к обзору использования различных цифровых технологий в образовательном пространстве высших учебных заведений.

Состояние российской системы образования является очень важным вопросом для благоприятного развития государства, что, в свою очередь, обуславливает когнитивный интерес к данной проблематике со стороны ученых (Г.И. Колесникова, А.В. Коновалова). Активно изучается модернизация российской системы образования [1]. Также ученые (Г.И. Колесникова, К.Ю. Колесина, С.И. Самыгин) обращаются к изменению роли преподавателей в образовательном процессе высшей школы, описывая риски преподавателей вузов в условиях модернизации российской системы образования. Среди тем, которые волнуют исследователей в рамках проблем образования, находятся такие, как качество обучения студентов и обучение иностранных граждан в российских вузах. Поскольку реформирование системы образования – это не только введение ступеней обучения, изменение роли факторов образовательного процесса, но и внедрение новых форм, методик работы, то исследователи активно обращают внимание на методы работы в вузе [24]. Также в последнее время в связи с переходом многих вузов в период пандемии на дистант (удаленный формат обучения) возросла актуальность темы дистанционного обучения в высшей школе [17]. В настоящее время активным образом исследуется процесс цифровизации российского образования, что обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования.

Для того, чтобы рассмотреть использование цифровых образовательных технологий в ВУЗе, мы опираемся на идеи информатизации общества (В.Н. Агеев, М.Ю. Бухаркина, А.Е. Войскунский) и концепции внедрения информационных технологий в образование (И.М. Дегиль, И.И. Игнатенко, Л.В. Константинова).

Таким образом, из анализа литературы по проблемам образования в России мы видим, что исследователями рассматривается большое количество направлений, связанных с модернизацией системы образования. Одним из актуальных на сегодняшний день направлений является цифровая трансформация образования, что отмечено в нормативно-правовых актах и исследованиях ученых. В связи с этим в данной работе мы обращаемся к обзору применяемых цифровых технологий в образовательном пространстве высших учебных заведений.

В настоящее время в обществе идет активный процесс цифровизации многих жизненных сфер, где образование не является исключением. Каждый человек в своей повседневной жизни активно применяет цифровые технологии: мобильные телефоны, ноутбуки, различные гаджеты, которые удобны и практичны. Цифровые технологии позволяют многим профессиям осуществлять свою работу удаленно из любой точки земного шара. Цифровые технологии сделали информацию доступной для большого количества граждан.

Цифровизация представляет собой процесс внедрения цифровых технологий в различные сферы жизни человека. Касаясь образования, мы должны отметить, что цифровизация образования – это развитие материальной инфраструктуры с появлением новых каналов связи, внедрение онлайн- обучения, использование технологий машинного обучения, искусственного интеллекта, разработка и внедрение новых систем управления обучением, повышение навыков преподавателей в сфере цифровых технологий. Основная цель цифровизации образования – это снижение трудоемкости образовательного процесса за счет использования информационных ресурсов.

Стратегическими задачами цифровой трансформации образования высшей школы, как считают М.А. Васьков, В.В. Ковалев, Н.Х. Гафиатулина, является: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования, внедрение в рамках высшего образования новых методов обучение и воспитания, обеспечивающих вовлеченность обучающихся в образовательный процесс, разработка адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. Цифровая трансформация образования поможет совершить прорыв в рамках научно-технологического и социально-экономического развития России. Обозначим основные тренды цифровизации высшего образования: внедрение цифровых инструментов в основные образовательные программы и учебные дисциплины, разработка и внедрение онлайн-курсов, создание цифровой образовательной среды, трансформация управления образовательной организацией [3].

Коснемся внедрения цифровых инструментов в основные образовательные программы и учебные дисциплины, реализуемые в рамках образовательных программ. Прежде всего, современные преподаватели должны осознавать, что российская молодежь, которая обучается в вузе в настоящий период времени – это представители поколения Z, которые обладают такими характеристиками, как клиповое мышление, быстрое переключение внимания, мозаичность и фрагментарность восприятия информации; молодежь, привыкшая к несколько иному социальному взаимодействию с установкой на гедонизм, измеряющая реальность онлайн, формирующая тренды и проходящая процесс киберсоциализации.

При работе с данной категорией обучающихся, как отмечают Н.Х. Гафиатулина, С.И. Самыгин, необходимо понимать специфику данного поколения и стремиться показывать, а не рассказывать, стремиться не перегружать большим объемом информации, транслировать информацию в наглядном визуальном виде, а также вовлекать в практическое взаимодействие. Применение информационно-коммуникационных технологий при реализации учебных дисциплин помогает наиболее эффективно взаимодействовать с центениалами («поколением Z»). При проведении лекций многие преподаватели используют проектор для просмотра визуальной информации по дисциплине. В рамках практических занятий студентам предлагается излагать свои мысли при помощи презентационного материала, который должен быть структурированным и понятным. При реализации учебных дисциплин преподавателю необходимо создать интерактивный курс, который полностью погрузит студента: сюда можно отнести технологии перевернутого класса, когда на лекции рассматриваются практические вопросы, а теория изучается обучающимися в рамках самостоятельной работы студентов, также можно отнести включение элементов геймификации в образовании, например, деловые игры, тренинговые мероприятия [8]. В настоящее время в процесс обучения внедряются технологии машинного обучения, чат-ботов, искусственного интеллекта.

Помимо информационно-коммуникационных инструментов, которые применяются при реализации учебного курса, в настоящее время активно разрабатываются и внедряются онлайн-курсы на специализированных образовательных платформах. Посещая данную платформу, обучающийся может записываться на интересующий его курс, пройти обучение дистанционно, сдать экзамены и получать сертификат, который преподаватель может учесть при выставлении итоговой оценки в рамках дисциплины. Также стоит отметить, что в настоящее время с введением дистанта из-за распространения новой коронавирусной инфекции вузами активно используются программы для дистанционного взаимодействия с обучающимися. Например, Microsoft Teams, которая позволяет удаленно проводить лекционные и практические занятия, применяя различные приложения, имеющиеся на платформе.

К созданию цифровой образовательной среды, на наш взгляд, необходимо отнести такой инструмент, как оценивание студентов посредством использования информационных ресурсов. Во многих вузах действует система балльно-рейтингового оценивания обучающихся, где каждый преподаватель имеет доступ к системе оценивания и может удаленно выставить оценки студентам на основе предлагаемого фонда оценочных средств в рамках дисциплины.

По мнению В.Н. Власовой, цифровая образовательная среда вуза необходима не только для проведения дистанционных занятий, но и используется в рамках традиционного обучения. Например, в рамках традиционного обучения студенты и преподаватели могут обмениваться электронными учебниками, презентациями и другим контентом посредством корпоративной электронной почты [5].

Также стоит отметить, что 2020 год позволил перевести приемную кампанию в вузы страны в дистанционный формат: прием документов через сайты университетов или портал госуслуг, прием вступительных экзаменов посредством онлайн.

Таким образом, проанализированный нами материал позволяет сделать вывод, что в связи с информатизацией общественного пространства происходит цифровая трансформация образования. В рамках цифровой трансформации образования мы выделили следующие тренды: внедрение цифровых инструментов в основные образовательные программы и учебные дисциплины, разработка и внедрение онлайн-курсов, создание цифровой образовательной среды. Цифровизация образовательного пространства вуза – это использование интерактивных методов обучения и переход к индивидуализации, что помогает делать образовательный процесс более результативным. Но, несмотря на положительные эффекты применения цифровых технологий в образовательном процессе, отмечаются и определенные риски. Например, риск технологизации и риск дегуманизации образовательного процесса, а также угроза утраты фундаментальной составляющей традиционного образования в результате активного использования цифры в образовании.

На наш взгляд, внедрение цифровых технологий в образовательный процесс является неизбежным, поэтому всем участникам образовательного процесса необходимо понимать и грамотно использовать цифровые технологии при реализации учебных курсов, а также стремиться минимизировать риски, возникающие в ходе цифровой трансформации. Именно таким образом можно будет достигнуть качественной работы российской системы образования в высшей школе.

1.3 Особенности применения современных образовательных технологий в мотивации студентов в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе

На сегодняшний день в современных исследованиях и публикациях рассматриваются варианты применения различных информационных образовательных технологий, которые оказывают непосредственное положительное влияние на мотивацию студентов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в вузе. Современные эксперты смогли определить основные направления развития информационных технологий, влияние которых на образовательные процессы и учебную мотивацию студентов особенно выраженно: концепция BYOD; «перевернутое обучение» (Flipped Classroom); использование различных технологий геймификации обучения (Game & Gamification), технологии разведки местоположения (Location Intelligence) и др. [6]. Так, концепция BYOD (Bring Your Own Device), представляет собой возможность использования студентами собственного цифрового устройства (зачастую смартфона) для обучения и усвоения дисциплин. Такой подход в значительной степени повышает интерес и мотивацию к обучению студентов, поскольку предоставляет им возможности по-новому подойти к образовательному процессу с использованием максимально понятного и привычного средства получения информации – своего смартфона.

Образовательная технология «перевернутого обучения» [18] предполагает первоначальное внеаудиторное ознакомление студентов с новым учебным материалом с помощью средств информационно-коммуникационных технологий (обучающие видео; Интернет-сайты, различные образовательные ресурсы и пр.), с последующим аудиторным обучением для осуществления более сложных видов познавательной деятельности [11.]. Так, вопреки традиционным видам обучения, такой подход предусматривает самостоятельной изучение студентами лекций дома предоставляемыми преподавателем (посредством работы с онлайн-ресурсами, и другими информационными средствами, относящимися к сфере информационных технологий), в то время как «домашнее задание» делается в аудитории, в присутствии преподавателя, что обеспечивает возможность уточнять материал, задавать вопросы, вести дискуссии по возникшим вопросам по материалу, выполнять практические задания и лабораторные работы непосредственно под руководством преподавателя [10]. В.А. Лотокова одной из основных особенностей применения образовательной технологии «Перевернутого обучения» предполагает перенос некоторой части занятий в электронную среду (Интернет), для высвобождения учебных часов на совместную аудиторную работу студентов с преподавателем [15]. А.Е. Воробьев, А.К. Мурзаева выделяют особенностью использования данной технологии тот аспект, что качественное и количественное соотношение реальных и виртуальных занятий может меняться по воле и согласованию студентов и преподавателей [6].

Е.Б. Ермишина отмечает, что применение технологии «перевернутого обучения» позволяет оптимизировать привычный учебный процесс, увеличивая эффективность выполнения студентами самостоятельной работы. Такой подход всецело способствует повышению уровня мотивации обучения студентов; формированию у студентов чувства ответственности за своё образование, а также стремление студентов занять активную позицию в образовательном процессе [9].

Современные исследователи (А.Е. Воробьев, А.К. Мурзаева, Е.А. Серегина и др.) выделяют различные инструменты электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) ВУЗа, которые широко и активно применяются в современной практике преподавания различных дисциплин в вузах: слайд-хостинг (www.slideshare.net); видеохостинг (www.youtube.com); инструмент для разработки занятий по чтению (www.lessonwriter.com); инструмент управления контентом (www.scoop.it); аудио-инструмент (www.voxopop.com); образовательный ресурс для совершенствования умения аудирования (www.eslvideo.com); виртуальная доска для заметок (www.padlet.com) и др. Исследователи отмечают, что основными свойствами перечисленных инструментов и цифровых образовательных технологий являются интерактивность и визуализация учебных материалов, простота их создания, а также личностная ориентированность [22].

Обратимся к анализу перечисленных инструментов и рассмотрим основные особенности применения данных образовательных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе для повышения мотивации студентов.

Слайд-хостинг slideshare.net представляет преподавателю возможности загружать файлы с новым учебным материалом в различных форматах: (PowerPoint, PDF, Keynote или OpenDocument), после чего позволяет просматривать как на самом сайте, так и на мобильных устройствах. Момент возможности использования данной технологии студентами на своем личном мобильном устройстве повышает интерес и мотивацию студентов к обучению с ее применением, поскольку студенты получают также возможность впоследствии использовать эти материалы для встраивания на другие сайты.

Видеохостинг youtube.com позволяет пользователям просматривать, а также скачивать уже имеющиеся ролики. В преподавании гуманитарных дисциплин в вузе он может широко использоваться для размещения преподавателем своих собственных обучающих видеороликов. Данный видеохостинг знаком на сегодняшний момент практически каждому студенту и потому использование данного инструмента в обучении вызывает доверие, интерес и повышает мотивацию студентов к обучению.

Инструмент для разработки занятий по чтению lessonwriter.com позволяет преподавателям иностранного языка вставлять выбранный ими текст; также данный инструмент автоматически генерирует соответствующий словарь, оказывает поддержку студентам в постановке правильного произношения и использовании грамматических конструкций. Здесь не имеется возможность добавлять необходимые упражнения и различные контрольные вопросы, связанные с изучаемым текстом. Этот инструмент позволяет преподавателям использовать в качестве примера готовые планы занятий и осуществлять контроль усвоения студентами знаний, что влияет на мотивацию студентов к повышению своих показателей усвоения материала.

Инструмент управления контентом scoop.it позволяет публиковать различные интернет-издания, журналы, буклеты и пр. [28]. Также инструмент предоставляет тематические новости и позволяет своим подписчикам распространять и комментировать их; добавлять по выбранной тематике свой контент, что обеспечивает среду активного информационного социального взаимодействия студентов и преподавателей и может выступать ключевым моментом в повышении мотивации студентов к обучению при использовании данного инструмента.

Аудио-инструмент voxopop.com позволяет пользователям записывать свою речь на заданную тему и обсуждать в голосовых сообщениях тот или иной вопрос изучаемой темы. Так, в преподавании гуманитарных наук в вузе данный ресурс может выступать важным средством для развития разговорных навыков у студентов, поскольку студенты, могут голосом записывать свои ответы, а другие студенты могут их слушать, что позволяет вовлекать в студентов в общение, которые стесняются или просто не хотят участвовать в дискуссиях.

Виртуальная доска для заметок padlet.com позволяет студентам создавать электронные стикеры с мультимедийными элементами. Преподаватели и студенты могут конвертировать созданную виртуальную доску в различные форматы (PDF, CSV и др.) и делиться ею с помощью социальных сайтов. Такая виртуальная доска может использоваться в преподавании гуманитарных дисциплин в различных формах в зависимости от подхода преподавателя, и способна вызывать живой интерес и участие студентов, мотивируя их на активное включение в процесс обучения благодаря такому нетрадиционному подходу.

Образовательный ресурс для совершенствования умения аудирования eslvideo.com может использовать для расширения иноязычного словарного запаса студентов. Используя данный ресурс, преподаватель может создавать различные викторины, конкурсы и тестирования. Так, традиционная лекция или контроль знаний могут осуществляться в нетрадиционной форме с использованием данного ресурса, что в значительной степени способно повысить мотивацию студентов к обучению.

Ю.М. Царапкина рассматривает в качестве эффективной современной цифровой технологии, использующейся в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе приложение Lecture Racing, которое является уникальным инструментом для проведения тестирований и опросов студентов на лекциях и занятиях [31]. Данный инструмент предоставляет возможности в реальном времени проверить уровень знаний учащихся, путем составления тестирования в виде презентации [36]. Использование данного инструмента осуществляет возможность проводить тестирование только в онлайн-режиме, дистанционно, что решает проблему невозможности личного присутствия студента, все что нужно смартфон и Интернет. Особенностью тестирования с использованием приложения Lecture Racing является то, что оно проходит в несколько этапов: опрос, проверка результатов, рейтинг. Это также предоставляет широкие возможности для повышения мотивации к обучению у студентов, поскольку они сразу могут узнать свои результаты, рейтинг и понять где были недоточеты в знаниях.

В настоящее время в образовательной среде вузов все чаще прослеживается использование различных образовательных технологий, основанных на применении в образовательном процессе робототехники. Результаты имеющихся на сегодняшний день исследований подтверждают положительный опыт внедрения робототехники в образовательный процесс вузов [34; 23]. Так, в рамках преподавания гуманитарных дисциплин используются роботы телеприсутствия (Romo, Double, Даша, R. Bot, Webot и пр.); роботы-учителя: «Пушкин» и SAYA; южнокорейские роботы Robosem, позволяющие педагогу удаленно вести уроки английского языка; роботы VANI, используемые в целях автономного обучения иностранным языкам [23]. Таким образом, роботы выступают в образовательной среде как цифровые помощники. Использование различных образовательных технологий, разработанных на основе робототехники, вызывает большой интерес студентов, и повышает их мотивацию к усвоению новых знаний, а также общую успешность обучения. По итогам исследования, проведенного Ю.М. Царапкиной, организация образовательной деятельности с использованием различных современных цифровых образовательных технологий, по мнению самих студентов, является очень познавательным и эффективным [31].

Таким образом, внедрение современных цифровых образовательных технологий в процесс преподавания гуманитарных дисциплин в вузе позволяет в значительной степени повысить интерес и мотивацию студентов к обучению, что сказывается на стремлении участвовать в таком образовательном процессе, регулярно посещать занятия, поскольку использование таких технологий отвечает интересам большинства современных студентов. Анализ педагогического опыта использования современных цифровых технологий, применяемых в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе, позволяет отметить, что такие образовательные технологии, предоставляют необходимую возможность гармоничного совмещения электронного обучения с аудиторными лекционными занятиями, что дает дополнительное время на обсуждение и усвоение более сложных аспектов изучаемого материала. Изучение материала при помощи современных цифровых образовательных технологий (прежде всего с использованием сети Интернет) предоставляет студентам возможность изучать учебный материал в удобное для себя время и, как правило, с использованием собственных мобильных устройств связи, что очень удобно. Кроме этого, использование цифровых технологий в практике преподавания гуманитарных дисциплин в вузе способствует эффективной оценке качества внеаудиторного самостоятельного обучения студентов, поскольку преподаватель может непосредственно наблюдать за результатами освоения каждым студентом заданной темы, а также выявлять вопросы, вызывающие затруднения и наибольший интерес, что позволяет впоследствии именно им уделять несколько больше внимания. Несомненным преимуществом и значимой особенностью использования видеолекций, как основной формы просветительского занятия с использованием цифровых образовательных технологий, позволяет студентам полностью контролировать ход лекции: смотреть, возвращаться назад или вперед по мере появления в этом необходимости. Так, использование различных цифровых образовательных технологий при изучении различных гуманитарных дисциплин в вузе способствует положительным личностным изменениям у студентов, повышает их мотивацию к изучению дисциплин, стимулирует совершенствование практических навыков использования информационных и цифровых средств, что окажет непосредственное положительное влияние на перспективное развитие студентов в их будущей профессиональной деятельности.

Заключение

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что мотивация – это сложная, неоднородная, многоуровневая система побуждений, включающий потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности. Мотивация учения складывается из многих изменяющихся факторов, которые вступают в новые отношения друг с другом (общественные идеалы, смысл учения для обучающегося, его мотивы, цели, эмоции, интересы и др.).

Цифровизация образовательного пространства вуза – это использование интерактивных методов обучения и переход к индивидуализации, что помогает делать образовательный процесс более результативным. Но, несмотря на положительные эффекты применения цифровых технологий в образовательном процессе, отмечаются и определенные риски. Например, риск технологизации и риск дегуманизации образовательного процесса, а также угроза утраты фундаментальной составляющей традиционного образования в результате активного использования цифры в образовании. Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс является неизбежным, поэтому всем участникам образовательного процесса необходимо понимать и грамотно использовать цифровые технологии при реализации учебных курсов, а также стремиться минимизировать риски, возникающие в ходе цифровой трансформации. Именно таким образом можно будет достигнуть качественной работы российской системы образования в высшей школе.

Внедрение современных цифровых образовательных технологий в процесс преподавания гуманитарных дисциплин в вузе позволяет в значительной степени повысить интерес и мотивацию студентов к обучению. Современные цифровые технологии, применяемые в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе, предоставляют необходимую возможность гармоничного совмещения электронного обучения с аудиторными лекционными занятиями, что дает дополнительное время на обсуждение и усвоение более сложных аспектов изучаемого материала.

Изучение материала при помощи современных цифровых образовательных технологий (прежде всего с использованием сети Интернет) предоставляет студентам возможность изучать учебный материал в удобное для себя время и, как правило, с использованием собственных мобильных устройств связи, что очень удобно. Преимуществом и значимой особенностью использования видеолекций, как основной формы просветительского занятия с использованием цифровых образовательных технологий, позволяет студентам полностью контролировать ход лекции: смотреть, возвращаться назад или вперед по мере появления в этом необходимости. Так, использование различных цифровых образовательных технологий при изучении различных гуманитарных дисциплин в вузе способствует положительным личностным изменениям у студентов, повышает их мотивацию к изучению дисциплин, стимулирует совершенствование практических навыков использования информационных и цифровых средств.

Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.

Список использованных источников

Аванесов В.С. Модернизация образования в России: ключевые проблемы и пути их решения / В.С. Аванесов // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2017. – №12. – С. 85-87.

Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. – М.: Сфера, 2010. – 256 с.

Васьков, М.А. Онлайн-образованиев высшей школе России: основные факторы институционализации и социальныепоследствия / М.А. Васьков, В.В. Ковалев, Н.Х. Гафиатулина //ГуманитарийЮгаРоссии.2020.№3.С.45-57.

Везиров, Т.Г. Цифровая образовательная среда как условие подготовки бакалавров-лингвистов / Т.Г. Везиров, З.Д. Рашидова // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 1. – С. 178-180.

Власова, В.Н. Цифровизация непрерывного образования как фактор повышения эффективности образовательного процесса / В.Н. Власова / Непрерывное образование в России. – 2020. – С. 72-76.

Воробьев, А.Е. Анализ особенностей применения технологии «Перевернутого обучения» в экономических вузах / А.Е. Воробьев, А.К. Мурзаева // Открытое образование. – 2018. – № 2– С. 4-13.

Воскрекасенко, О.А. 0Использование дистанционного обучения в высшей школе: преимущества и недостатки / О.А. Воскрекасенко, Н.С. Мендова // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 9. – С. 111-115.

Гафиатулина, Н.Х. Вектор разработки образовательнойпарадигмы в контексте персонифицированного образования в эпоху развитияцифровыхтехнологий/ Н.Х. Гафиатулина, С.И. Самыгин // Образованиеимолодежьвусловияхцифровойэкономикибудущего.Материалы.2020. – С. 17-21.

Ермишина, Е.Б. Использование «перевернутого обучения» при изучении дисциплины «История экономики» / Е.Б. Ермишина // В сборнике: Электронная информационно-образовательная среда вуза как фактор повышения качества учебного процесса. Южный институт менеджмента. – 2015. – С. 22-27.

Жерносек, А.К. Способы подготовки и проведения лекций при использовании технологии обучения «Перевёрнутый класс» / А.К. Жерносек // Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции с международным участием. – 2017. – С. 33-35.

Заводчикова, Н.И. Использование модели организации обучения «Перевернутый класс» в курсе дисциплины «Методика обучения и воспитания в области информатики» / Н.И. Заводчикова, У.В. Плясунова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2016. – № 1. – С. 139-146.

Заровняева, В.И. Информационная активность педагога в цифровой образовательной среде / В.И. Заровняева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – № 4 (29). – С. 86-88.

Колесникова,Г.И. Состояниеобразовательнойсистемывсовременномроссийскомобществе:проблемыирешение(или«Ктовиноват?» и«Чтоделать?») / Г.И. Колесникова,А.В. Коновалова//Гуманизацияобразования. –2018.№3.С.9-15.

Колесникова, Г.И. Современные риски преподавателей гуманитарныхдисциплинвысшейшколывусловияхмодернизациироссийскойсистемыобразования/Г.И.Колесникова,К.Ю.Колесина,С.И.Самыгин//Гуманизацияобразования.2020. – №2. – С. 16-25.

Лотокова, В.А. К вопросу о применении инновационных образовательных методик в рамках высшего образования / В.А. Лотокова // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – № 20. – С. 30-34.

Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 688 с.

Михайлов,О.В.Дистанционноеобучениевроссийскихуниверситетах: «шаг вперед, два шага назад»? / О.В. Михайлов, Я.В. Денисова // ВысшееобразованиевРоссии.2020.–№10.С. 65-76.

Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеол. выражений / С.И. Ожегов; Рос. акад. наук – 4-е изд., доп. – Москва: Азбуковник, 1999. – 939 с.

Пин, Л. Анализ обоснованности использования смешанной технологии обучения «Перевернутый класс» в кооперативной модели образования в российских и китайских вузах / Л. Пин // Материалы второй международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы во Второй мировой войне. – 2016. – С. 110-115.

Поначугин, А.В. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза / А.В. Поначугин, Ю.Н. Лапыгин // Вестник Мининского университета. – 2019. – № 2 (27). – С. 5.

ПостановлениеПравительстваРФот16ноября2020г.№1836 «Огосударственнойинформационнойсистеме“Современнаяцифроваяобразовательнаясреда”».URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74822854/

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 720 с.

Серегина, Е.А. Реализация технологии «Перевёрнутый класс» с помощью инструментов веб 2.0 при изучении нового материала по дисциплине «Иностранный язык» / Е.И. Серегина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 3-1 (69). – С. 197-201.

Тихонова, Л.П. Об актуальности внедрения современных цифровых технологий в образование // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2019. – № 1. – С. 203-221.

Тютченко, А.М. Инновационная педагогическая деятельность в вузекак источникразвития методологии,теории иметодики обученияи воспитания / А.М. Ткаченко // Современное педагогическое образование. – 2021. – №4. – С. 96-99.

Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целяхразвития Российской Федерации на период до 2030 года».URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/

Файзуллаев, А.А. Мотивационная саморегуляция личности / А.А. Файзуллаев. – Ташкент, 1987. – 253 с.

Федеральныйзакон«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»от29.12.2012N273-ФЗ.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Федотова, О.Д. Альтернативная образовательная технология Flipped leaming как реализация идеи радикального пересмотра организационных основ процесса обучения / О.Д. Федотова, Е.А. Николаева // Мир науки. – 2017. – № 1. – С. 52-58.

Фридман, Л.М. Психологическая наука – учителю / Л.М. Фридман, К.Н. Волков. – М.: Просвещение, 2015. – 224 с.

Шапиро, С.А. Мотивация/ С.А. Шапиро. – М.: Гросс Медиа, РОСБУХ, 2014. –224 c.

Царапкина, Ю.М. Использование цифровых технологий в инновационной образовательной среде (на примере мобильного приложения Lecture Racing) / Ю.М. Царапкина, Б.Д. Гаджиметова // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2020. – № 1. – С. 63-71.

Эльконин, Б.Д. Психология развития: учебное пособие для ВУЗов / Б.Д. Эльконин. – М.: Сфера, 2007. – 144 с.

Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации: Избр. психол. тр./ П.М. Якобсон. – М.: Воронеж: МОДЭК, 2017. – 304 с.

Baxter P., Ashurst E., Read R., Kennedy J., Belpaeme T. Robot education peers in a situated primary school study: Personalisation promotes child learning // PLOS ONE, 2017, №. 12 (5), S.1-23.

Hennig, W. Lernmotive bei Schulern. Psycologische Beiträge [Text] / W. Hennig. - Heft 23. - Berlin, 1978. - S.28-31.

Lecture Racing. URL: http://lectureracing.com/ (датаобращения: 20.10.2021).

Просмотров работы: 1352