Реформирование системы образования и ее дошкольной ступени в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", а также Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования требуют сегодня от учреждений переосмысления основных направлений своей деятельности, в том числе и методической.
Во-первых, роль методической работы значительно возрастает в связи с необходимостью рационально и оперативно совершенствовать качество содержания образования, посредством инноваций в программно-методическом обеспечении, в методиках воспитания и обучения детей дошкольного возраста; совершенствовать качество организации педагогической деятельности, используя более эффективные методы, приемы и формы работы с детьми;
Во-вторых, становится более актуальным участие педагогов в управлении ДОО, в управлении познавательным процессом группы детей, в совершенствовании образовательной среды, в организации образовательного процесса и реализации образовательных программ нового поколения, что предъявляет более высокие требования к повышению и развитии профессиональной компетентности педагога.
Решение задач методической работы осуществляется путем управления ею. Управление - целенаправленная деятельность всех субъектов, обеспечивающую становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательной организации (М.М. Поташник и A.M. Моисеев) [4].
Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. Важная роль в решении этих задач отведена методической работе.
По определению Л.И. Фалюшиной, методическая работа – это система внутренней организационной педагогической и управленческой деятельности администрации и коллектива ДОО, направленная на повышение профессионального мастерства педагогов образовательного учреждения в целях повышения качества учебно-воспитательного процесса [2].
В.В. Абашина и С.А. Якоб определяют методическую работу, как организационно-педагогическую систему реализации задач государственной политики в ДОО с учетом специфики и условий ее деятельности, направленную на развитие профессиональной компетентности педагогических работников [1].
В нашем понимании, методическая работа – это целенаправленная специально организованная деятельность, основанная на научном подходе, ориентированная на обеспечение информированности педагогов в сфере педагогической инноватики, формирование направленности на углубление знаний в сфере инновационной деятельности, формирование потребности в инновационной деятельности, формирование умений и навыков по применению инновационных педагогических технологий, развитие творческих способностей, — формирование направленности на саморазвитие.
По мнению, Бронниковой Н.А., управление методической работой в дошкольном учреждении базируется на основных методологических подходах к управлению: системном, функциональном, личностно-ориентированном, ситуационном, исследовательском, дифференцированном и др.
В основу системного подхода положена взаимосвязь отдельных форм методической работы между собой, поступательность движения в формировании профессиональных знаний, умений, навыков педагогов, опора на предшествующий опыт. Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, необходимо учитывать их оптимальное сочетание между собой. Структура методической работы для каждой дошкольной образовательной организации будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данной организации как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями, сложившимися в коллективе, лежащими в основе ситуационного подхода.
Функциональный (процессный) подход определяет, что организация методической работы строится на основе управленческого цикла: во-первых, на основе педагогического анализа определяется ее цель, во-вторых, определяются формы и методы, отвечающие особенностям субъектов обучения, в-третьих, результативность работы, контроль достижения поставленной цели, осуществляемый в процессе педагогического анализа и постановки новой цели.
Дифференцированный подход предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на группы педагогов, которые выделяются руководителем по сходным индивидуальным, личностным качествам.
Исследовательский подход предусматривает построение методической работы на диагностической основе, следуя логике построения исследовательской деятельности (констатация, формирование, обсуждение результата).
Также, Н.В. Немов и Р.Х Шакуров выделяют человекоцентрированный (личностно-ориентированный) подход, суть которого – создавать условия для возникновения творческой самоорганизации в деятельности педагогического коллектива, осознание руководителем таких ценностей, как потребность педагогов в творчестве, самоуправление процессом воспитания. Главная задача данного подхода состоит в коллективном принятии решения, участии членов коллектива в управлении. При этом, по их мнению, необходимо учитывать принципы, которые представлены на слайде:
И.В. Никишина считает, что управление методической деятельностью должно основываться на личностно-ориентированном подходе, т.е. должно быть направленно на создание условий для стимулирования саморазвития каждого педагога, его самореализации. Ее точку зрения разделяет и К.Ю. Белая, которая считает, что управлять методической работой в условиях личностно-ориентированного подхода – значит научиться строить методический процесс так, чтобы в каждой его ситуации проявлять важнейшие функции личности воспитателя – выбор ценностей, понимание смысла своей деятельности.
Эффективность управления, по ее мнению, зависит от структурных и активизирующих факторов. Управление структурными факторами означает управление делами, а управление активизирующими факторами – управление людьми. Для успешного владения активизирующими факторами руководителю необходимо уметь разрабатывать и генерировать идеи, учитывать возможности и способности каждого педагога, прислушиваться к предложениям коллектива, своевременно поддерживать успехи педагога, популяризировать его достижения.
Таким образом, изучив основные теоретические подходы к управлению методической работой, мы пришли к выводу, что руководителю современной ДОО необходимо не только знать управленческие подходы, но и уметь их технологично использовать в своей работе, совмещая несколько подходов в соответствии с конкретной ситуацией.
Выделим проблемы, характеризующие современную ситуацию в дошкольном образовании и определяющие направления модернизации методической работы:
1. Потребность в новых педагогических кадрах. Увеличение численности детей в дошкольных образовательных организациях сопровождается ростом численности педагогических работников: в дошкольном образовании
2. Недостаточное ресурсное обеспечение, остается нерешенной задача оптимизации образовательной среды с точки зрения информатизации образовательного пространства.
3. Возрастающие запросы родителей, которые необходимо учитывать.
4. Потребность в новом научно-методическом обеспечении. В связи с цифровизацией образования требуется «уточнение места и роли педагога в цифровом образовательном процессе; формирование, описание и непрерывное обновление динамичного пакета его компетенций; выявление и описание новых трудовых функций».
Именно от способности и готовности руководителей ДОО и педагогического коллектива осуществлять свою педагогическую деятельность, перестраиваясь в соответствии с новыми тенденциями в воспитании и развитии подрастающего поколения, зависит успех деятельности ДОО в целом.
Список используемой литературы:
Абашина, В.В. Методическая работа в дошкольной образовательной организации: метод.пособие / В.В. Абашина, С.А. Якоб; Департамент образования и молодеж. политики Ханты- Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т".- Сургут: РИО БУ "Сургутский государственный педагогический университет", 2019. - 103 с. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/89984.html (дата обращения: 02.12.2021).
Виноградова, Н.А. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении: учебник / Н.А. Виноградова, Н.В.Микляева. - М.: ИНФРА-М,2018.-219 с. - ISBN: 978-5-16-013970-8. – Текст : непосредственный.
Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление педагогическим процессом по результатам / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. – М.: «Перспектива», 2010. – 312 с. – ISBN 978-5-89144-776-9. – Текст : непосредственный.
Управление дошкольным образованием : учебник и практикум для вузов / Н.А. Виноградова [и др.] ; под редакцией Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 530 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-12764-5. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448290 (дата обращения: 06.12.2021). – Текст : электронный.