ВАЖНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОГО ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ВАЖНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОГО ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

Пономарева И.В. 1
1Новороссийский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В экономической системе организации различных сфер сталкиваются с таким понятием, как «риск» или «неопределенность». Так, по своей природе, риск способен создать как условия для совершенствования деятельности той или иной организации в целом, так и склонить положение на рынке в отрицательную в сторону. Для того, чтобы действие незапланированных факторов наименее отрицательно влияло на жизнедеятельность организации, реализуют процессы системы управления рисками.

Деятельность системы управления рисками (СУР) является комплексом правил, документов, мероприятий, с помощью которых идентифицируют, оценивают риски, а затем реагируют на них, проводят мониторинг и осуществляют контроль их уровня. Основной целью риск-менеджмента является обеспечение надежности работы ключевых направлений деятельности организации, а также поддержание стабильного развития и гарантии выполнения обязательств.

В точности, управление рисками - многоступенчатый комплекс последовательных действий. Построение СУР должно имеет приоритетное значение в организации для развития. Системный и целенаправленный подход к управлению рисками позволяет обеспечить высокую управленческую функциональность менеджмента. Для того, чтобы реализовывались поставленные задачи и достигались цели, используют все методы эффективного руководства, включающие: логистику, учет, анализ и перераспределение. Такая комплексная система дает возможность:

- прогнозировать непредвиденные события;

- идентифицировать риски;

- обосновывать уклонение от рисков;

- допускать риски;

- минимизировать риск [2].

Система управления рисками играет важную роль для предприятия, так как на данный момент любой риск связан с определенными затратами. Именно поэтому для минимизации различных рисков представляется целесообразно сформировывать систему управления рисками, которая будет работать эффективно [1, с.174].

Очень важно, чтобы отдельные элементы системы управления рисками работали как единое целое, как система. Для сохранения принципа системности управление рисками предполагает несколько этапов работы с вероятными рисками. Первым этапом выступает анализ рисков, который включает в себя идентификацию рисков и оценку их уровня воздействия, или уровня реализации. После следует этап выбора методов воздействия на риски, принятие решений, затем воздействие на риск (снижение, сохранение, передача), последним является контроль и мониторинг.

Под идентификацией рисков понимается выявление рисков, которые способны повлиять на достижение целей проекта, а также документальное оформление их характеристик. Результатом же идентификации выступает реестр рисков. В процессе идентификации рисков задействуют всех членов команды проекта, а также экспертов по вопросам, связанным с управлением рисками, в определенных случаях привлекают заказчиков и экспертов в определенных областях.

Выделяют некоторые методы и инструменты идентификации рисков, к которым относятся:

- мозговой штурм;

- метод Дельфи;

- метод номинальных групп (он позволяет идентифицировать и расположить риски в порядке их важности);

- карточка Кроуфорда;

- опросы экспертов;

- идентификация основной причины;

- SWOT – анализ;

- анализ контрольных списков;

- метод аналогий.

Каждый из методов имеет, как достоинства, так и недостатки. Наиболее часто встречающийся метод, мозговой штурм, отражает в себе такие достоинства: как возможность взаимодействия членов группы, быстрота, дешевизна. К недостаткам же можно отнести то, что, при использовании данного метода, возможно проявление преобладания одной личности, существует вероятность сосредоточения идей только в конкретных областях, а также требуется «сильный» ведущий, и для оценки необходимо контролировать склонности группы.

Карточки Кроуфорда – это быстрый, легко реализуемый метод, в котором должен участвовать каждый член группы. При использовании такого метода вырабатывается большое количество идей, его также можно проводить с группами большего размера, этот метод уменьшает эффект доминирующей личности. К недостаткам относится только меньшее взаимодействие между участниками.

После применения любого из перечисленных методов идентификации рисков, выходом является реестр рисков, который включает в себя: список идентифицированных рисков, список потенциальных действий по реагированию, основные причины возникновения, а также уточнение категорий рисков.

Такое документирование – важный шаг, при планировании реализации проекта. Любая документально оформленная информация выступает официальным ресурсом, который способствует наиболее успешной реализации. Реестр идентификации рисков документально отражает все важные моменты, которые связаны с возможными рисками, при реализации на разных этапах.

Таким образом, видно, что управления рисками нельзя осуществлять локально. Данный процесс будет обеспечен успешно в случае системного и непрерывного анализа. Очень важно на промежуточных этапах оценивать и прогнозировать различные сценарии дальнейшего течения работы с данным проектом. Так, документально оформленные данные СУР дают непрерывный доступ к полученной информации для экспертов разных областей и уровней.

Список использованных источников

Бритина А.А., Окомина Е.А. Особенности организации системы управления рисками на предприятии // Global and regional research. 2019. Т.1. № 2. С. 173-178.

Построение системы управления рисками: как обезопасить свой бизнес [Электронный ресурс]. URL: https://rdv-it.ru/company/press-center/blog/postroenie-sistemy-upravleniya-riskami/ (дата обращения 10.11.21г.)

Просмотров работы: 12