К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации – Российская Федерация является социальным государством, стратегия которого ориентирована на формирование условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.

Российский философ и правовед, работающих на границе XIX и XX столетий, отмечает, что «социальность» есть ни что иное, как живая справедливость, а благодаря тому, что социальным способно быть только такое право, от которого справедливее делается жизнь.

Философ и правовед пишет, что позитивное право со временем приобретет сущность, соответствующее ценности, лежащей в фундаменте естественного права. Очевидно, что его теория есть «достойная, внутренне независимая и по внешнему виду свободная жизнь» в виде спокойного и организованного индивидуальных притязающих слоев большого количества лиц, образующих человеческое общество. И.А. Ильин создает успешную экспериментальную находку, так как периферическое соприкосновение и коррелятивность данных слоев превращают их в особую естественно-правовую концепцию, содействие в которой берет на себя все человечество за пределами зависимости от пространства и общегосударственной принадлежности. Это система «духовно-естественной корреляции: общечеловеческого внутреннего содружества и естественного равенства».

На сегодняшний день социальное право, как отрасль, представляющая собой комплекс законных норм, регулирующая социальные взаимоотношения, появляющиеся в связи с системой и реализацией социальной охраны населения, только создается. Но отрасль права, регулирующая деятельность и социальные отношения субъектов права в области социального обеспечения уже существует. И именуется она: «Право социального обеспечения». Утвердившись как независимая отрасль во второй середине ХХ столетия, особое значение она приобрела на современном этапе, в обстоятельствах реформирования государственной системы социального обеспечения, во время преодоления результатов мирового финансового кризиса.

Право на социальное обеспечение – один из ключевых конституционных, социально-экономических прав человека. В статье 39 Конституции Российской Федерации любому гарантируется социальное обеспечение согласно возрасту, в случае заболевания, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в других случаях, определенных законодательством; законодательством устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия; поощряются добровольное социальное страхование, формирование дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Законодательными и исполнительными органами государства, в особенности в последнее время, делаются попытки по борьбе с нищенством, увеличивается минимальный уровень оплаты труда, размеры пособий и пенсионного обеспечения. Тем не менее степень благополучия обусловливается не столько частотой и размерами индексаций и добавочных повышений, сколько числом товаров и услуг, которые за эти увеличенные суммы может купить отдельно взятый индивид.

Ученый И.А. Ильин с помощью ценностного анализа внутренней душевно-духовной сущности государственно-правовых категорий получилось привнести бесценный вклад в теоретическое подтверждение необходимости формирования у обширных народных масс, интеллигенции и политической верхушки нормального и крепкого правосознания по вопросу социального обеспечения. Хотелось бы отметить, что особое положение занимает его книга «О сущности правосознания», явившая собою «не просто ценнейший вклад в юридическую литературу, но действительно новое, живое слово о той духовной атмосфере, в которой нуждается право и государство для своего процветания». Категория «правосознание» занимает основное положение в учении И.А. Ильина о природе и сути права, государства и политики. В этой категории профессор видел главную их суть – суть душевно-духовную. Профессор был ярким представителем этико-нормативной концепции права. Для него право представляло собой справедливо существующий случай, находящийся за пределами временных рамок и за границами человеческого существования. Он сделал попытку сформировать концепцию права равно как «культурного блага».

На сегодняшний день кризис, непрекращающиеся акты агрессии и терроризма с неоспоримой ясностью доказывают правоту И.А. Ильина, что более полувека назад заявлял: «Человечество потерялось в своей духовной жизни, и беспорядок настигнул его неслыханной бедою». И в случае если цель сформировать спокойное и справедливое сожительство людей на нашей планете есть цель права и правосознания, то в таком случае нынешний кризис обнажает прежде всего глубочайший недуг современного правосознания».

Большое число устаревших, утративших собственную актуальность и в результате отмененных правовых норм, приводит к идее об относительности и условности права. Подобное релятивистское позиция появляется непроизвольно и коренится в душах людей, возбуждая к корыстолюбивому индивидуальному интересу, тем самым нанося разрушительный удар по вере в непредвзятую ценность права. В данных обстоятельствах правосознание сводиться только к установленному запасу отдельных знаний из сферы позитивного права и умению ими пользоваться в личных интересах. Между тем, правосознание отнюдь не ограничивается одним пусть даже верным знанием позитивного права, хотя оно и необходимо. Понимание права обязано быть общедоступно населению и с точки зрения соответствия языка, на котором оно написано, и с точки зрения смысловой четкости текста. Суть и сущность права как раз и заключается в том, что «оно делается сознательными существами и для сознательных существ, мыслящими субъектами и для мыслящих субъектов». Незнание права, в том числе по причине его недоступности и неосуществимости принятия в собственное сознание, неминуемо приведет к зарождению иерархии корыстных посредников и в результате к вырождению правосознания.

Таким образом, правотворчество никак не способно не принимать во внимание эти значительные отличия, которые постоянно существовали между русской и западно-европейской философско-правовых традициях, поскольку в российском правосознании право постоянно выступало синонимом правды, истины и в том числе и праведности. В западном же сознании право наиболее сближалось с законностью, внешней определенностью и упорядоченностью в определенных пределах. По этой причине развернутая в настоящее время активная, поставленная на поток, нормотворческая деятельность, нацеленная на конкретную детализацию всего и вся, далеко не всегда обретает положительный отзыв у населения страны.

Следовательно, правовые нормы обязаны быть ясными, легкодоступными и они должны позволять идти к достижению основной политической и социально-правовой цели – обеспечению достойной жизни людей.

Использованные источники

1. Глушакова О.В. Финансовые источники воспроизводства качества жизни населения в социально-экономических системах // Вестник Томского университета. 2012. № 1. С. 91-107.

2. Дашадондокова А.Г., Ганн Г.В. Социологические исследования проблем миграционной политики: современный анализ зарубежного опыта // Культура и цивилизация. 2014. № 3. С. 9-17.

3. Жеребцова Е.Е. Вопросы социальной политики российского государства в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2014. № 1. С. 55-61.

4. Зорькин В.Д. Современный мир и права человека // Журнал российского права. 2008. № 11(143). С. 3-11.

5. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. Т.4.

6. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб, 1994.

7. Зиле Р.М. Памяти И.А. Ильина // Ильин И.А. М., 1993 т.2. кн. 2.

8. Баранов П.П. Развитие философии права в России: традиции и современные проблемы // Философия права. 2000. № 1.

Просмотров работы: 211