Введение. Реалии современного общества предъявляет новые требования к подготовке личности – к ее социально-значимым качествам, способности проявлять инициативу, самостоятельно принимать решения, вносить личный вклад в общественно-политическую жизнь общества, ориентироваться на гуманистические ценности.
В этих условиях одной из наиболее актуальных задач представляется развитие такого отношения, меры соответствия субъективной активности требованиям объективной ситуации, а также важной черты характера, внутреннего качества личности как социальная ответственность.
Немаловажную роль в этом процессе играют учебные заведения, а именно вузы. Формирование социальной ответственности студентов высшего учебного заведения является сложным и многогранным процессом, целью которого является развитие нравственных, этических, познавательных и других отношений личности во взаимодействии с другими людьми в будущей профессиональной деятельности.
В пространстве будущей профессиональной деятельности проявление ответственности обеспечивает надежность, оптимальность и эффективность труда и детерминировано не только сформированными профессионально важными качествами, но и сформированной учебно-профессиональной ответственностью, задающую индивидуальную траекторию профессионального становления и саморазвития профессионала, сохранение потребности в конкурентоспособности и достижения высот профессионального развития [2, с. 7].
Значение социальной ответственности заключается в том, что она призвана дисциплинировать членов общества, побуждать их к позитивному, сознательному, полезному поведению.
К её основным признакам появления у студентов можно отнести стремление и готовность осмысленно и качественно выполнять задачи и обязанности, преодолевать трудности, усваивать нравственные и правовые нормы в различных видах деятельности.
Содержание социальной ответственности включает в себя следующие объективные и субъективные моменты:
требования общества, предъявляемые к личности и определяемые ее местом в системе общественных отношений;
положение личности в системе общественных отношений очерчивает границы, в которых проявляется ее ответственность;
эмоциональное переживание и рациональное осмысление характера общественных требований, а также характера и последствий своего собственного поступка;
связанная со свободным выбором практическая реализация личностью общественных требований в деятельности;
оценка деятельности личности с точки зрения соответствия интересам общества [5, с. 51].
Перечисленные содержательные характеристики тесно взаимосвязаны и выражают определенные отношения между личность и обществом. Также к перечисленным особенностям можно отнести такие элементы, как глубокие знания, хорошая подготовка, наличие определенных навыков и умения работать с людьми, способствовать конструктивному диалогу и решению конфликтных ситуаций.
Что же касается качеств учащихся, которые характеризуют его как социально ответственную личность в образовательном учреждении, можно выделить: достижение уровня развития когнитивных процессов, обеспечивающих готовность к выполнению учебной деятельности, знание способов поведения в учебных и жизненных ситуациях, способность управлять эмоциональным состоянием, сформированность целостного, полного и устойчивого представления о социальных, нравственных, требованиях.
Существуют несколько направлений по формированию социальной ответственности студентов, к которым можно отнести учебную и внеурочную деятельность, посещение спортивных секций, организации и участии в разнообразных конкурсах, олимпиадах, тренингах. Одним из наиболее эффективных способов, представляющим широкий круг возможностей для самореализации студентов в самых разных сферах и областях жизни, является волонтерство.
Под волонтёрской (добровольческой) деятельностью мы понимаем одну из форм социального служения, осуществляемую по свободному волеизъявлению граждан, направленную на бескорыстное оказание социально значимых услуг на региональном, федеральном или международном уровнях, способствующую личностному росту и профессиональной самореализации выполняющих эту деятельность граждан [4, с. 7].
Включение в волонтерскую деятельность позволяет создавать условия, направленные на воспитание студенческой молодежи, способной выдержать конкуренцию, отличающейся конструктивным мышлением, умением самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу, преодолевать трудности профессионального, социального и личностного характера [3, с. 3].
К основным задачам организации добровольческой деятельности студентов относят вовлечение в социальную практику, развитие созидательной активности студенческой молодежи, предоставление возможности студентов проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание социуме.
Также добровольческая деятельность студентов вуза ставит задачу – осознавать необходимость и важность выполнения поручений, правил, требований, имеющих значение для других. Она позволяет будущему специалисту не только развивать в себе определенные социальные качества, необходимые для эффективной жизнедеятельности в обществе, но и способствует его профессиональному развитию.
Такая инновационная форма работы в воспитательной деятельности высшего учебного заведения, как волонтерство, способна прививать такие ценности, как сотрудничество, взаимопомощь и взаимопонимание, инициативность, дисциплинированность, культура поведения, толерантность. А они в свою очередь будут формироваться и развиваться в разных направлениях волонтерской работы студентов:
социальная защита;
экология;
благоустройство;
профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда здорового образа жизни;
правозащитная деятельность;
сохранение исторического и культурного наследия;
содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
работа в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности
Помимо этих видов деятельности, студенты являются активными участниками различных общественных инициатив, в рамках которых разрабатываются и реализуются специализированные образовательные программы, модели деятельности молодежных добровольческих центров; проводятся семинары по обмену опытом, презентации достижений молодежных программ, круглые столы по обсуждению взаимодействия добровольческого сектора с государственными структурами, бизнесом и средствами массовой информации [1, с. 11].
В процессе волонтерской деятельности студент приобретает незаменимый опыт: способность работать в сплоченной команде, умение брать на себя ответственность, учитывать интересы и потребности других людей, договариваться с партнерами.
Для того, чтобы студенту направления «Социальная работа» в дальнейшем стать успешных специалистом по социальной работе, выпускник должен стать духовно богатой личностью, ориентированной на гуманистические ценности, и обладающей профессиональными качествами.
Вероятность стремления участвовать в добровольческой деятельности будет очень мала, если не будет мотивации. Этот компонент включает в себя различные предпосылки: бескорыстное желание делать добро, желание построить контакты с другими людьми, убеждение и чувство долга помогать нуждающимся, сформированное под воздействием общественного мнения, желание достичь каких-либо личных целей, потребностей. Однако, каждый человек будет иметь свои мотивы к волонтерству в зависимости от его потребностей, интересов, социального опыта, предпочтений.
Оказываемая волонтерская деятельность студентами может быть применена в разных областях социальной среды: учреждения для несовершеннолетних, учреждения по работе с людьми с инвалидностью, учреждения для пожилых и престарелых, медицинские учреждения, учреждения для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Эти социальные группы выступают в качестве объектов социальной работы, что как раз и способствует бакалаврам этого направления получать необходимые практические умения и навыки для дальнейшей профессиональной деятельности.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что процесс формирования социальной ответственности бакалавров социальной работы через волонтерскую деятельность является перспективным и важным для дальнейшего профессионального и личностного роста. Вовлечение учащихся в активную социальную деятельность дает возможности для формирования социально-значимых качеств личности студента, потенциального волонтера, помогает в освоении знаний и умений на практике, развивает самоорганизацию и самоконтроль.
Волонтерство студентов высших учебных заведений как инновационное средство их профессиональной социализации обладает огромным воспитательным потенциалом, возможностями формирования личностных качеств ценностных ориентаций будущих специалистов.
Список используемой литературы:
Головатый, С. В. Механизмы управления проектами формирования системы рекрутинга и обучения волонтеров : магистерская диссертация : 38.04.02 / Головатый Сергей Владимирович. – Красноярск : СФУ, 2016.
Диагностика уровней сформированности социальной активности учащихся // cyberleninka.ru – 2013. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-urovney-sformirovannosti-sotsialnoy-aktivnosti-uchaschihsya
Кочетова, И. Д. Педагогические условия развития социальной ответственности у студентов высших учебных заведений: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Кочетова Ирина Дмитриевна ; [Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет]. – Комсомольск-на-Амуре, 2011. – 22 с.
Методические рекомендации по работе с волонтёрами (добровольцами) для руководителя организации / Авт.-сост. А.В. Ковтун, А.А. Соколов, А.П. Метелев / Под ред. Т.Н. Арсеньевой. – Москва, 2017. – 54 с.
Социальная работа : учебное пособие / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, С. В. Бойцова и др. ; под ред. Н. Ф. Басова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К°, 2018. – 352 с.