Использование чат-ботов для организации образовательного процесса - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Использование чат-ботов для организации образовательного процесса

Тараканова К.А. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО "Ивановский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня многие используют чат-ботов с искусственным интеллектом, чтобы улучшить обслуживание клиентов и привлечь больше аудитории, чтобы оставаться актуальными и заметными. Помимо бизнеса, чат-ботов внедряют и другие секторы, включая образовательные учреждения.

Создатели чат-ботов используют искусственный интеллект и новейшие технологии общения для создания ботов, которые могут общаться с обучающимися по всем предметам начальной, средней, старшей школы и вплоть до университетского уровня [6].  Искусственный интеллект не может полностью заменить учителя, но может служить ему помощником и выступать средством современного образования.

Чат-бот (от англ. chat – болтать, bot – робот) – это компьютерная программа, которая может «общаться» с человеком на обычном языке посредством текста или голоса, взаимодействие с которой осуществляется через простой, интуитивно понятный интерфейс.

Использование чат-бота обосновано в тех областях, где присутствуют повторяющие задачи, которые для удобства могут быть автоматизированы. Боты различаются по базовому принципу работы. Существует два вида чат-ботов [2]:

1. Основанные на наборе правил и заранее заданных и вписанных в программу алгоритмов реагирования на запросы пользователя. Эти чат-боты являются самыми простыми и имеют существенные ограничения в использовании;

2. Основанные на принципах машинного обучения (методах искусственного интеллекта, позволяющего компьютерной программе самостоятельно обучаться, решая множество сходных задач в процессе взаимодействия с человеком).

Чем больше учеников будет взаимодействовать с ботом, тем умнее он становиться. Получая от них обратную связь в виде количества решенных задач и их прогресса, искусственный интеллект сможет корректировать индивидуальный подход к каждому учащемуся. [3]

Учащимся нужна информация от учителей и учебного заведения по различным вопросам.  В прошлом традиционные методы работали, но теперь их эффективность снизилась. Многие преимущества чат-бота на основе ИИ для образовательных учреждений очевидны:

Поддержка сотрудников: чат-боты могут быть первой точкой контакта для получения запросов на веб-сайте и ответов на частые вопросы; сложные вопросы можно передать сотрудникам.

Более короткое время ожидания: одновременное обслуживание нескольких человек чат-ботом приводит к минимальному времени отклика для посетителей, которые сразу получают желаемую информацию.

Круглосуточное обслуживание: чат-боты предлагают постоянную доступность услуг, днем ​​и ночью, 7 дней в неделю.

Четкая информация: учащиеся могут в любое время активно получать информацию от учебного заведения вместо получения потенциально неоднозначной информации путем обмена информацией между учащимися.

Документирование запросов клиентов: чат-бот может записывать все входящие запросы, которые, анализируемые в аналитических целях, предоставляют информацию по наиболее важным проблемам и вопросам клиентов.

Рассмотрим существующие образовательные чат-боты. У Томского государственного университета есть чат-бот U-me (рис.1), который помогает студентам, абитуриентам и выпускникам ТГУ быстро находить нужную информацию в многообразии информационных ресурсов университета. 

Рис. 1. Чат-бот U-me

U-me – это кнопочный бот, он предлагает выбрать варианты действий. Нажатие кнопок инициирует реакцию бота: он реагирует на них, как на команды. Такой бот подходит для сбора данных, определения тематики обращений, ответов на типовые вопросы. В главном разделе восемь кнопок: «Поступление», «Учеба», «Наука», «Университетская жизнь», «Карьера», «Здоровье, питание, спорт», «Консультации» и «Сервисы». Каждая ведет по своему «дереву диалога», предлагая информацию и уточняя запрос. Таким образом, чат-бот работает по заранее заданному сценарию и предлагает готовые варианты ответа. [5]

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина разработал персонального помощника для первокурсников «Кутафинец». Бот поможет найти не только дорогу до нужной аудитории в главном корпусе, но и узнать о скидках для студентов на обеды, места для прогулок во время перерывов (рис. 2). [4]

Рис. 2. Чат-бот Кутафинец

Таким образом, чат-боты являются универсальными средствами, способными к решению универсальных задач. Использование чат-ботов в образовательном процессе увеличивает мотивацию, активизирует восприятие информации, позволяет автоматизировать действия, все это, повышает эффективность процесса обучения.

Список литературы:

Катькало В.С. Корпоративное обучение для цифрового мира: учебное пособие / В.С. Катькало, Д.Л. Волкова. – 2-е изд., перераб. и доп., 2018. – 248 с.

Козлов А.А., Батищев А.В. Телеграмм-бот как простой и удобный способ получения информации // Территория науки. 2017. №5. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/telegram-bot-kak-prostoy-i-udobnyy-sposob-polucheniya-informatsii (дата обращения: 21.12.2021).

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://msal.ru/ (дата обращения: 21.12.2021).

Томский государственный университет. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.tsu.ru/ (дата обращения: 21.12.2021).

Фирсова Е.А. Перспективы использования чат-ботов в высшем образовании /Е.А. Фирсова // Информатизация науки и образования, 2018. – №3(35).

Просмотров работы: 76