За последнее десятилетие Интернет стал неотъемлемой частью жизни для большинства населения. Сегодня любой современный человек хоть раз в день, для общения, работы или просто поиска нужной информации посещает Всемирную паутину. Безусловно, сеть Интернет имеет огромное значение в современном мире и приносит большую пользу человечеству, являясь неиссякаемым источником информации. Интернет - это доступный способ приобретения навыков и знаний, незаменимый помощник в работе и учебе, средство планирования и проведения досуга, место для знакомств и способ поддержания связи. Сегодня именно посредством Интернета человек решает множество задач. Невозможно не признать положительные моменты Интернета, но есть у него и обратная сторона: при неконтролируемом и частом посещении сети Интернет возрастает вероятность возникновения сетоголизма, или Интернет-зависимости.
Неуклонно возрастает число научных исследований, посвященных данному виду зависимости, в которых дается ее описание с точки зрения различных психологических школ и направлений.
У истоков изучения феномена интернет зависимости стоят американцы клинический психолог К. Янг и психиатр И. Гольдберг.
А. Голдберг впервые ввел термин «интернет-зависимость» в отношении слишком длительного пребывания в сети Интернет.
Доктор Кимберли Янг разработала в 1994 году специальный опросник для диагностики интернет зависимости, позднее в 1995 году, И. Голдбергом предложены критерии диагностики интернет зависимости, взявшие за основу критерии патологической привязанности к азартным играм.
К. Янг [6] определяет перечень критериев для диагностики интернет-зависимости:
- всепоглощённость интернетом;
-возрастающее желание проводить в интернете все больше и больше времени;
-повторяющиеся попытки уменьшить использование Сети;
-проблемы с контролем времени;
-возникновение проблем в общении;
- смена настроения посредством использования интернета и др.
А. Е. Войскунский [1] выделяет следующие поведенческие характеристики интернет-зависимой личности:
- готовность лгать друзьям и семье, преуменьшая длительность и частоту нахождения в сети Интернет;
-стремление и способность не испытывать чувство вины и беспомощности, тревоги в момент нахождения в сети, обретение эмоционального подъема и эйфории в этот момент;
-готовность мириться с потерей друзей, с разрушением взаимоотношений с семьей и окружающим миром.
Многие авторы описывают сходные психологические и физические симптомы, характерные для интернет-зависимости, а также добавляют ряд других признаков:
-особенности ухудшения самочувствия во время работы за компьютером;
-ощущение сухости в глазах;
- головные боли и боли в спине;
-нарушение режима дня;
- расстройство сна;
-изменения со стороны пищеварительной системы из-за нерегулярного питания.
Подростковый возраст – наиболее сенситивный период для возникновения нарушений и отклонений в поведении, различного рода зависимостей, в частности, интернет–зависимости. Это связано с психологическими проблемами, возникающими у подростков, а также свойствами характера и поведения. Перед индивидом начинают появляться все более сложные для решения задачи, и подростки начинают остро и болезненно реагировать на возникающие трудности, стремятся оградить себя от проблем.
Основными факторами развития интернет-зависимости в подростковом возрасте являются:
-недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми;
-неуверенность подростка в себе, в своих силах, закомплексованность в виду возрастных изменений;
-застенчивость;
- невозможность решить самостоятельно ту или иную проблему, склонность к поиску новой информации.
Ф.А. Саглам [4] предлагает следующую типологию интернет-зависимых подростков:
-интернет-коммуникаторы (проводят большое количество времени в чатах, форумах, блогах, то есть заменяют реальное общение со сверстниками на виртуальное);
- интернет-эротоманы (изучают разнообразные сайты сексуального и порнографического характера);
-интернет-агрессоры (большую часть времени посещают сайты, демонстрирующие насилие и жестокость);
-интернет-когнитиваторы (посещают познавательные, учебно-образовательные сайты, участвуют в телеконференциях, вебинарах);
- интернет-гэмблеры (увлекаются сетевыми играми, тотализаторами, аукционами и т.д.);
-интернет– покупатели (осуществляют многочисленные интернет-покупки).
Основные признаки интернет-зависимости у подростков, представлены на рисунке 1.
Среди свойств характера для возникновения зависимости также выделяют повышенную тревожность, низкий уровень стрессоустойчивости, заниженную самооценку, легкость возникновения эмоциональных реакций, беспричинную смену настроения, повышенную обидчивость и др. При этом эмоциональная неустойчивость и повышенная возбудимость несовершеннолетних
Рисунок 1 – Основные признаки интернет-зависимости у подростков
сочетается с недостаточным развитием их волевой сферы, с недостатками самоконтроля.
В настоящее время не существует универсального, общепринятого способа профилактики Интернет-зависимости. Однако поскольку Интернет-зависимые имеют проблемы в межличностном взаимодействии и социальной адаптации, предпочтительнее групповые формы работы. Несмотря на то, что каждый случай Интернет-зависимости по-своему уникален, существуют и проблемы, общие для всех или большинства аддиктов, что делает групповые занятия еще более необходимыми.
Социальная профилактика интернет-зависимости у подростков включает создание благоприятных социально-педагогических условий, реализацию воспитательных функций, обеспечение полноценного развития интересов и способностей у подростков, занятость общественно-полезной деятельностью, защиту подростков от невнимания родителей, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды. Основными формами профилактики интернет-зависимости у подростков можно определить индивидуальную, групповую и общественную.
Одним из методов, позволяющем проводить эффективную социальную профилактику интернет-зависимости у подростков является библиотерапия. Этот метод возник на границе психиатрии и литературоведения, и успешно соединил в себе – книговедение, психологию и психотерапию. Он нашел применение в самых различных сферах жизни общества, в том числе, в педагогике и медицине.
Единого подхода к исследованию и определению библиотерапии на данный момент не существует. Ученые рассматривают данный метод как:
- один из разделов библиотековедения (Б.А. Симонов) [5];
- в качестве комплексной научной дисциплины, обладающей собственными методами исследования (Б.С. Крейденко) [3];
- одно из практических направлений педагогики чтения, вне зависимости от возраста (Ю.Н. Дрешер) [2].
По принятому еще в ХХ веке определению, библиотерапия - это «использование специально подобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем больного при помощи направленного чтения».
Наиболее приемлемым и оптимальным является определение библиотерапии, данное Ю.Н. Дрешер: «Библиотерапия – это наука, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессиям и т.п.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень» [2, С.115]. Такое чтение отличается от обычного тем, что при подборе книг (он осуществляется в данном методе таким специалистом как библиотерапевт) бывают учтены - психическое состояние человека, его заболевания, проблемы и переживания, уровень образования, интеллекта. Это необходимо, чтобы воздействовать на личность в нужном направлении.
Однако нельзя признать ни теорию, ни практику библиотерапии достаточно разработанными. Большая часть работ, относящихся к библиотерапии - работы об искусстве вообще в его лечебном применении, о библиотеках для больных, о книжном обслуживании больного, а не о его лечении с помощью специального, дозированного чтения. С помощью библиотерапевтического метода специалист оказывает целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства больного.
Следует особо выделить механизмы библиотерапевтического процесса.
Механизмы библиотерапии могут быть мощным диагностическим средством пробуждения неизведанных ранее чувств и прояснения неразрешенных конфликтов. Читая художественный текст, читатель входит в его пространство, находит в книге то, что соответствует ему, на что направлены его мысли, чувства и склонности. В процессе чтения активизируется эмоциональная и интеллектуальная сферы человека, происходит осмысление художественного текста, сопоставляются изображённые в нём факты и события со своим жизненным опытом и мировоззрением, со своим представлениями о действительности.
В библиотерапевтической деятельности в зависимости от форм и видов библиотерапии применяются различные методы, основные из них мы видим на рисунке 2.
Сегодня в различных направлениях социокультурной деятельности уже используются экспериментальные социально-культурные методики и технологии. Это игровые, рекреационные, развивающие, культуро-терапевтические, проективные технологии. Однако социальные учреждения испытывают острую необходимость в научно-методическом обеспечении и овладении библиотерапевтическими и социально-культурными технологиями. Общее содержание библиосоциокультурных методов работы сводится к оказанию поддержки с целью снижения социальной напряженности, мобилизации внутренних жизненных сил на преодоление каких-либо препятствий, исключения нерациональных форм поведения, снижения групповой и индивидуальной конфликтности.
Рисунок 2 – Методы библиотерапии
Все вышеперечисленные методы библиотерапии удовлетворяют требованиям системности, структурированности, воспроизводимости, планируемой эффективности, оптимальности затрат. Библиотерапия представляет собой психолого-педагогический процесс, благодаря которому происходит эмоциональное воздействие на личность с помощью познавательной, художественно-творческой и коммуникативной деятельности в целях нормализации или оптимизации ее психических, а через них физиологических и биологических процессов организма. Данный подход позволяет рассматривать библиотерапию как важное направление для снижения интернет-зависимости у подростков.
Ю.Н. Дрешер отмечает, что коллективными усилиями специалистов доказано: в процессе библиотерапии приводится в действие психический механизм вытеснения отрицательных эмоций положительными. Тем самым предотвращается губительное воздействие негативных эмоций как на биохимические, физиологические процессы, проходящие в организме, так и на социальное поведение человека [2].
Таким образом, интернет-зависимость у подростков является актуальной проблемой современного общества. С одной стороны, интернет играет огромную роль в современном мире и приносит большую пользу человечеству: как неиссякаемый источник информации, доступный способ приобретения знаний и навыков, как незаменимый помощник в учебе, как средство проведения и планирования досуга, как место для знакомств и способ поддержания связи; с другой – бесконтрольное пользование ресурсами Интернет, постоянное нахождение в сети отрицательно сказывается на психическом и физическом здоровье и может вызвать зависимость, которая проявляется в стремлении уйти от реальности в виртуальный мир. Решить проблему интернет-зависимости у подростков возможно средствами библиотерапии, которая окажет эмоциональное воздействие на личность с помощью познавательной, художественно-творческой и коммуникативной деятельности в целях нормализации или оптимизации ее психических, а через них физиологических и биологических процессов организма.
Литература
1. Войскунский А.Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете / А.Е. Войскунский // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2017. - № 4(33). - C. 6.
2. Дрешер Ю.Н. Библиотерапия: учебное пособие (полный курс). – М. : «ФАИР», 2017. – 560 с.
3. Крейденко В. С. Библиотерапия: Возможности использования в общедоступных библиотеках /В. С. Крейденко //Современное библиотечно-информационное образование. Учеб. тетради. Вып. 2. — СПб. 2018. — С. 32–51.
4. Педагогические условия коррекции интернет-аддикции у подростков : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Саглам Фируза Альбертовна; [Место защиты: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина]. - Казань, 2009. - 23 с.
5. Симонов Б. А. О библиотерапии /Б.А Симонов //Библиотековедение. — 2016. — № 6. — С.38–41.
6. Янг К.С. Диагноз – интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир интернет. - 2017. - № 3. - С. 66-70.