Проблемы организации повторения относятся к числу давно разрабатываемых проблем. В современной методике преподавания математики четко указывается на актуальность этой проблемы, вызванной значительным повышением теоретического уровня обучения, а также уровня требований к знаниям учеников.
Наибольшую эффективность при организации повторения обеспечивает взаимосвязь следующих его видов: предваряющего, предупреждающего, обобщающе-систематизирующего, тематического и заключительного повторения. На различных этапах повторения эффективны следующие формы его организации:
а) на этапе предваряющего повторения применяются обзорная лекция
учителя, беседа с учащимися, их доклады и выступления, устное решение задач по готовым записям и чертежам, работа со сводными таблицами и схемами;
б) в ходе предупреждающего повторения целесообразно использовать решения задач комплексного характера;
в) в процессе тематического и итогового повторения систематизация и обобщение знаний осуществляется посредством выполнения упражнений на выделение свойств и признаков понятия, конструирование различных определений понятий, рассмотрение родословной понятий и теорем, составление сводных таблиц и схем, рассмотрение различных способов доказательства теорем.
На сегодняшний день актуальной является разработка методики обучения математике с использованием электронных образовательных ресурсов.
Прежде чем приступать к разработке подобной методики необходимо провести классификацию электронных образовательных ресурсов, определить место новых компьютерных средств в современном процессе обучения, определить преимущества их использования по сравнению с традиционными средствами обучения. Кроме того следует учитывать психолого-педагогические особенности школьников определенного класса.
В чем же преимущества цифровых технологий при организации повторения математики в 5-6 классах?
К возможностям цифровых технологий можно отнести:
• компьютерную визуализацию учебной информации об объектах математики, о математических закономерностях;
• незамедлительную обратную связь между информационными
технологиями и пользователем;
• обработку результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;
• архивное хранение больших объемов информации с возможностью ее
передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;
• автоматизацию процессов информационно-методического обеспечения и управления учебной деятельностью школьников и контроля за результатами усвоения учебного материала обучающимися [1].
Основная часть
Повторение на уроках математики в 5 – 6 классах должно выступать и как средство реализации внутрипредметных связей учебного материала, и как способ предупреждения забывания знаний школьниками, и как один из путей реализации прикладной направленности обучения и т.д. При этом каждый раз деятельность учащихся должна протекать в изменившихся условиях, не повторяя в чистом виде тех действий, которые ими уже совершались ранее.
Опыт нашей практической деятельности позволяет утверждать, что разнообразить деятельность школьников при организации повторения позволяют цифровые технологии. Приведем таблицу, в которой приведены основные Интернет- ресурсы, которые целесообразно использовать для организации текущего и итогового повторения по курсу математика в 5 – 6 классах.
Таблица 1.
Перечень интернет - ресурсов, применяемых для организации повторения математики в 5 – 6 классах
№ п/п |
Название ресурса |
Ссылканасервис |
Особенности ресурса |
1 |
Российская Электронная школа |
https://resh.edu.ru/ |
Портал содержит интерактивные уроки по школьному курсу с 1 по 11 класс. Здесь можно найти различные тематические курсы, видео-уроки, фильмы и музыкальные концерты. Для учителей на сайте подготовлен обширный список дидактических и методических материалов. |
2 |
Московская Электронная школа |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue |
В библиотеке МЭШ в открытом доступе находятся аудио-, видео- и текстовые файлы, сценарии уроков, учебные пособия и учебники издательств, а также образовательных приложений. С помощью этой платформы можно проверять домашнее задание, общаться с педагогами и находить интересные материалы для подготовки к уроку. |
3 |
Яндекс учебник |
https://education.yandex.ru/home/ |
Сервер предназначен для учеников 1-5х классов, занятия по математике и русскому языку. Ресурс содержит задания разного уровня сложности, с учётом федерального государственного образовательного стандарта. |
4 |
ЯКласс |
https://www.yaklass.ru/ |
На портале можно создавать проверочные работы. Если ребенок ошибается, система объясняет ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант. Учитель, в свою очередь, получает отчет о том, как ученики справляются с заданиями. |
5 |
Просвещение |
https://media.prosv.ru/ |
Бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень, предоставляет издательство Просвещение. Доступ распространяется на учебники и специальные тренажеры для отработки и закрепления полученных знаний. При этом для работы с учебниками не требуется Интернет. |
6 |
Онлайн школа Фосфорд (платная) |
https://foxford.ru/ |
Программа позволяет помочь учащимся подготовиться к экзаменам и олимпиадам, а также просто заполнить пробелы в знаниях и повысить общий уровень образования. |
7 |
Школьный помощник |
http://school-assistant.ru/. |
Школьный помощник – это сервис, который поможет закрепить знания, полученные в школе, или наверстать пропущенный материал |
8 |
Библиотека видео уроков InternetUrok.ru |
https://interneturok.ru/ |
Видео уроки |
9 |
Google Classroom |
http://classroom.google.com/ |
На этой платформе можно проводить совместную деятельность учителя и ученика |
10 |
Online Test Pad |
http://onlinetestpad.com |
Бесплатный многофункциональный сервис для проведения тестирования и обучения |
Анализ материалов таблицы 1 позволяет заключить, что каждый из названных ресурсов оказывает учителю помощь в организации осмысленного и глубокого повторения.
Вывод:
Применение цифровых технологий позволяет не только организовать повторение учебного материала, но и развивает активность и самостоятельность школьников, обеспечивает объективность оценки результатов деятельности каждого обучающегося, способствует развитию интереса к математике.
Список использованных источников
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [электронный ресурс] : утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=167403397606835642047463728&c acheid=84F5D2919E673CB43311DB0DA30777C7&mode=splus&base=LAW&n=193504&rn d=0.8196172087733216#2b45aoy5xhz