Повышение уровня эмоциональности современных жизненных условий ускоряющимися темпами жизни, факторами стресса, возрастающей конкуренцией и ответственностью при отсутствии возможности к релаксации зачастую приводит к увеличению числа детей - дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально - личностном развитии: у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка и др.
Современное общество заинтересовано в личностях гибких и мобильных в общении, умеющих анализировать как свои переживания и чувства, так и чужие, способных высказывать и аргументировать свою точку зрения, умеющих обсуждать с людьми взаимные ожидания друг т друга, ответственных за свои поступки, способных создавать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе, умеющих сопереживать, способных к разрешению конфликтных ситуаций без применения физической силы, осознано относящихся к своему психологическому здоровью.
Перечисленные характеристики находятся в неразрывной связи с уровнем эмоционального интеллекта человека, развитие которого начинается с раннего возраста и продолжается всю жизнь. Особо важное значение имеет развитие эмоционального интеллекта у детей. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится о необходимости развития у детей сопереживания, формировании позитивного отношения к людям, содействии формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; оказание помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных [2].
Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития ребенка, именно поэтому эмоциональный интеллект необходимо начинать формировать как можно раньше. Немаловажным остается тот факт, что эмоции не заложены генетически и играют большую роль в процессе дошкольного воспитания и социализации. Как следствие, формирование эмоционального интеллекта способствует преодолению проблем в дошкольном возрасте и помогает ребенку лучше понять себя и свое «Я», свои эмоции и эмоции других людей, а также позволяет дошкольнику познакомиться со способами управления эмоциями. О необходимости развития эмоционального интеллекта на этапе дошкольного детства свидетельствует и основополагающие идеи Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в пункте 2.6 которого отмечена важность развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Дети старшего дошкольного возраста уже обладают способностью к распознаванию собственных эмоций, могут совладать с ними, способны к пониманию эмоций других людей. Дошкольник с развитым эмоциональным интеллектом способен управлять собственными чувствами, адекватно реагировать на различные ситуации, которые возникают в их жизни. Эмоциональный интеллект позволяет выстраивать позитивные и эффективные коммуникации со сверстниками, подбирать конструктивные стратегии разрешения возникающих конфликтных ситуаций [1; 3].
Проблема формирования и развития эмоционального интеллекта человека и в частности детей дошкольного возраста представлена в разных аспектах. Понятие и сущность эмоционального интеллекта отраженно в трудах таких зарубежных ученных как J. Mayer, P. Salovey, D. Caruso, D. Goleman, R. Boyatriz, M. Zeidner, R. Bar-On. В отечественной науке эмоциональный интеллект представлен в работах Л.Д. Камышниковой, Н. В. Люсина, Е. А. Сергиенко, С. Шабанова, А. Алешиной. Суть корреляции между интеллектом и эмоциями определены Л.С. Выготским, B.В. Давыдовым, У. Джемсом, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном. Такие ученные как М.Б. Арнольд, Дж. А. Гассон указывают на важность чувств и эмоций в процессе интеграции личности. В дошкольном воспитании эмоциональный компонент рассматривался Н.С. Ежковой, И.Н. Андреевой, В.К. Загводкиным, Р. Нассером, М.А. Нгуеном, Н.В. Соловьевой, В.С. Юркевич, John Gottman, Joan DeClaire и другими. Многие ученые в своих исследованиях, по данной проблеме (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Дж. Боули, Д. Винникот, К. Хорни, Э. Эриксон и др.), пришли к единому мнению, что именно эмоциональное благополучие является важным условием для определения успешности развития ребенка, и эффективной положительной социализации детей.
На сегодняшний день психологическая наука предлагает различные технологии, методы и средства развития эмоционального интеллекта, среди которых: игротерапия, чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений, игровые обучающие ситуации, дискуссии, беседы, решение ситуативных задач, ведение «Календаря эмоций», сказкотерапия, психогимнастика, посещение комнаты психологической разгрузки, психолого-педагогические проекты. Одним из эффективных средств развития эмоционального интеллекта выступает арттерапия, которая делает акцент на визуальные разновидности искусства: живопись, графику, скульптуру, дизайн и иные формы творчества, в которых ведущая роль принадлежит зрительному каналу коммуникации.
Анализ теоретических исследований по развитию эмоционального интеллекта детей в системе дошкольной образовательной организации позволил выявить следующие противоречия между:
- уровнем сформированности эмоционального интеллекта в группе детей старшего дошкольного возраста и компетентностью педагогов в данной области при реализации методов и технологий формирования эмоционального интеллекта;
- необходимостью создания благоприятных психолого-педагогических условий при формировании эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста и отсутствием научно обоснованного подхода к организационно методическому обеспечению данного процесса в условиях преимущественно традиционной системы воспитания и развития в дошкольной образовательной организации.
Выявленные противоречия обусловили и проблему нашего исследования:каковыпсихолого-педагогические условия, способствующие эффективной работе по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: изучить особенности эмоционального интеллекта дошкольников, составить и апробировать программу развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, выявить ее эффективность.
Таким образом, изучение научной литературы показало, что актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой теоретической и практической значимостью для полноценного развития детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
Петрушин, В.И. О развитии эмоционального интеллекта в процессе музыкальных занятий/ В.И. Петрушин// Музыкальное искусство и образование.-2016.-№2.-с.68-82.
Распоряжение правительства РФ от 20.05.2015 №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/197127/
Юрчук, Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации /Е.Н.Юрчук. - М.:ТЦ Сфера,2008.-128 с.