Задача воспитания социально активной личности ребёнка является важной для любого общества, но особенно актуальна она в современном мире, требующем от человека самостоятельности в принятии решений и личной ответственности за то, что происходит вокруг. В связи с этим значительно возрастает значимость деятельности общественных институтов, направленной на создание условий для воспитания социальной активности подрастающего поколения. Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди этих институтов особое место занимают детские и молодёжные общественные объединения, работа которых строится, прежде всего, с учётом интереса детей и молодёжи и предполагает развитие их инициативы и общественной активности.
Различные аспекты методики работы с детскими общественными объединениями в своих работах рассматривали: А.Г. Кирпичник, Л.В. Байбородова, С.П. Афанасьев, М.И. Рожков, Ю.В.Василькова, В.С. Безрукова, С.Д., Поляков, Е.В. Титова, Б.В.Куприянов, Е.Н.Сорочинская и др.
Ученые отмечают, что социальная активность детей и подростков в последние годы возрастает, и формы ее проявления становятся разнообразнее. Детям и подросткам нужны такие объединения, где каждому помогут удовлетворить свои интересы, развить способности, где создана атмосфера доверия, уважения к личности ребенка. Все исследователи отмечают, что большинство подростков высказывают пожелание состоять в детской организации. Детским объединениям присущи основные функции: развивающая, ориентационная, компенсаторная, организаторская, коммуникативная, социальных связей [1; 2].
Внутри детских объединений рождается культура межличностных отношений и совместной деятельности, осуществляемой в групповых и коллективных формах; гармонизация индивидуальных, групповых и коллективных интересов; активная жизненная позиция: самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование, самореализация, творческое саморазвитие. Куприянов Б.В. предлагает выделять несколько типов форм воспитательной работы с детскими объединениями:
Тип «представление»: демонстрация ((спектакль, концерт, просмотр, конкурсная программа — представление, торжественное собрание); ритуалы (линейка), коммуникации (митинг, дискуссия, лекция, фронтальная беседа, диспут).
Тип «созидание-гуляние»: развлечение — демонстрация (ярмарка, представление в кругу, танцевальная программа); совместное созидание (трудовая акция, подготовка к представлению, подготовка выставки); развлечение- коммуникация (продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения).
Тип «путешествия»: путешествие - демонстрация (игра-путешествие, парад-шествие); путешествие - развлечение (поход, прогулка); путешествие - исследование (экскурсия, экспедиция) [3].
Внеурочная деятельность в МОУ СОШ №7 г.Шуя, Ивановской области организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительная, обще-интеллектуальная, духовно-нравственная, общекультурная, социальная), в том числе в таких формах как дискуссии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики.
В школе действуют различные общественные объединения: Военно-патриотическое объединение «Зарница», Первичное отделение общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ), Юнармейский отряд «Юнармейцы» Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ», Совет обучающихся, Детская общественная организация (ДОО) «Алые паруса» (5-8 классы), Волонтерский отряд «МУЗ ТВ (Молодые Увлеченные Заботливые Толерантные волонтеры» и др.
Воспитание в данных детских общественных объединениях осуществляется через:
- утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур, дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
- выполнение клятвы при вступлении в объединение;
- клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне;
- лагерные сборы детского объединения, проводимые в каникулярное время на базе оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей, вырабатывается взаимопонимание, система отношений;
- поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении [4].
Основными характеристиками процесса социально-педагогической работы в детских объединениях являются: субъектная значимость общественной жизни, проходящей в условиях детской общественной организации; гармонизация взаимоотношений ребенка и общества; гуманистическая направленность; оптимистическая перспектива; социально-педагогический динамизм; возрастная ориентация и индивидуализация.
Таким образом, работа социального педагога с детскими объединениями должна быть направлена на создание условий, способствующих социальной ориентации и самореализации молодежи в ее собственных интересах, а также в интересах общества, государства. Достижение такой цели возможно при четком выборе формы взаимодействия социального педагога с детскими и молодежными общественными организациями и молодежным движением в целом, комплексном сочетании различных путей такого взаимодействия.
Список литературы:
Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие / Ю. В. Василькова. - Москва: Академия, 2001. - 160 с.
Куприянов, Б.В. Формы воспитательной работы с детским объединением: учебно-методическое пособие /Б.В.Куприянов. - 3-е изд., перераб. и исп. - Кострома: КГУ, 2000.- 37 с.
Куприянов, Б.В. Детские общественные организации: сущность, особенности, формы //Внешкольник: дополнительное образование, социальное, трудовое и художественное воспитание детей — 2007. — №4 (121). — С. 36—40.
Рабочая программа воспитания на уровне начального, основного и среднего образования (приложение к ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО) на 2021-2025 г.г. URL: http://xn--7-7sb3aeo2d.xn--80aabfqjj3bddt8bzd5e.xn--p1ai/obrazovanie/obrazovatelnye-standarty (дата обращения: 15.12.2021).