В психологической науке в течение долгого времени мнение об интеллекте было двойственным. С одной стороны интеллект определяют как исключительно наследственную черту (даже на страницах некоторых журналов можно встретить предположение о том, что интеллект – исключительно наследственное свойство), с другой – уровень интеллекта связан именно со скоростью восприятия экстероцептивных стимулов и реагирование на них. Интеллектуальная лабильность – один из наиболее значимых критериев интеллекта. Именно поэтому считаю целесообразным обратиться к ключевым аспектам интеллекта в психологии.
Введение термина интеллект произошло еще в 1884 году английским ученым Ф. Гальтоном – новатором в области статистических процедур психологической науки. Годами же ранее, в 1816 году немецкий астроном Бессель говорил о том, что способен определить уровень интеллектуальных способностей сотрудников по их скорости реакции на вспышку света. Это показывает, что проблема интеллекта всегда присутствовала в психологии. Вдохновившись работами Чарльза Дарвина и Джона Локка Френсис Гальтон предположил возможность оценивания ума (интеллекта) человека посредством особенностей сенсорного различения. По его мнению представители определенных семей превосходят представителей других как по биологическому критерию, так и по интеллектуальному. Помимо этого он предполагал, что по последнему критерию женский пол значительно уступает мужскому. Для подтверждения выдвинутых гипотез он предъявил серию собственно разработанных тестов посетителям Лондонской международной выставки медицинского оборудования, средств и методов охраны здоровья.
Однако в результате анализа полученных данных значительных различий по первой гипотезе выявлено не было. Более того, у женщин многие показатели показали более высокий результат, нежели у мужчин. Свои исследования на протяжении последующих шести лет Гальтон продолжил уже в Южном Кенсингтоне [3]. Затем, в 1890 году широкую известность приобретает термин «интеллектуальный тест», описанный в статье Дж. Кеттелла «Интеллектуальные тесты и измерения» [4]. Первым ученым, разработавшим тест интеллектуальных способностей является Альфред Бине, исследовавший интеллектуальный уровень детей путем сопоставления полученного в ходе тестирования интеллектуального возраста и фактического. В 1912 году Вильям Штерн предложил оценивать уровень интеллектуально развития при помощи коэффициента интеллекта. Первую шкалу для оценки уровня интеллекта взрослого человека разработал Векслер в 1939 году [6]. Он считал, что «интеллект-это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами». Сегодня большинство психологов согласны именно с этим определением интеллектуальной лабильности, которая рассматривается как способность индивидуума адаптироваться к ситуациям.
Студенческий возраст как правило от 18 до 25 лет - период усиленного развития всех психических функций, особенно памяти, мышления и интеллектуального развития, масштабное исследование которых происходило под руководством Б.Г. Ананьева. Анализ данных, полученных в ходе этого лонгитюдного исследования позволил представить общую картину взаимосвязи познавательных функций. Также в ходе исследования была выявлена положительная корреляция между чувствительностью нервной системы и эффективностью запоминания, между динамичностью возбуждения и мнемическими функциями, между его избирательностью и концентрацией. Что позволило развеять миф о «психологической окаменелости» интеллекта и постепенном снижении показателей его уровня по достижении 20 лет [1].
По мнению Т. Стюарта, интеллектуальная деятельность, выступая сущностной основой создания интеллектуального продукта, несет в себе еще два важных аспекта: в ее процессе воспроизводится персонифицированный интеллектуальный капитал и интеллектуальное развитие личности, которые выступают важнейшими мотивационными факторами трудовой деятельности [7]. В современных исследованиях доказана прямая зависимость уровня интеллекта от диапазона проявлений активности индивида. Причем активность, направленность, устойчивость и организованность – это компоненты, определяемые именно мотивационной составляющей личности. При рассмотрении интеллектуальной лабильности как неотъемлемого компонента интеллекта отметим, что основными областями его использования являются профессиональная и учебная деятельность. Анализ интеллектуальной лабильности во взаимосвязи с личностью студента наиболее целесообразным считаю на примере современной учебной среды. Современная профессиональная и учебная среда предъявляет будущему специалисту такие требования, как способность принимать быстрые решения и переключаться с одной задачи на другую. Нынешний темп жизни заставляют вкладывать дополнительные смыслы в понятие интеллектуальной лабильности: сегодня в учебной и профессиональной деятельности наиболее успешен тот, кто способен реагировать на изменение условий и подбирать адекватный новым условиям способ решения профессиональных или других жизненных задач. Интеллектуальная лабильность пронизывает все уровни человека как системы и охватывает все сферы его функционирования.
Интеллектуальная лабильность - биологически детерминированный процесс, включающий в себя способность быстрого переключения внимания, зависящий от нейрофизиологических особенностей строения коры головного мозга. Чем выше показатель лабильности у человека, тем мозг быстрее реагирует на полученную информацию и производит более точное координирование психомоторных реакций.
Под лабильностью интеллектуальных процессов понимается скорость перестройки этих процессов при последовательном переходе от одной задачи к другой. Показателем лабильности часто выступает время, затраченное на задачу, требующую нового способа решения. В качестве критерия лабильности выдвигается такой показатель, как целесообразное варьирование способов действий. Понятие лабильности (подвижности) нервных процессов - наиболее «молодое» из всех представлений, которое строится на основе учения И.П. Павлова.
Одной из инновационных областей изучения общих способностей личности является собирательное понятие «эффективный интеллект». Данное понятие – новое, малоизученное, но тем не менее очень важно в самых разнообразных областях: инженерной психологии, эргономике, профессиональном подборе и отборе, и в любой специальности, подразумевающей интеллектуальную деятельность. В условиях постиндустриального общества ведущую роль в системе общественного разделения труда играет интеллектуальная деятельность [2].
Подбор персонала, а главное, отбор персонала - долгая и ответственная работа, поскольку относится к начальному этапу профессиональной деятельности и качеству ее выполнения. Основной целью профессионального отбора считается выбор наиболее подходящего сотрудника, не лучшего, но профессионально соответствующего виду деятельности. Предпочтение отдается кандидату, наиболее отвечающему требованиям. Стоит отметить, что понятия «психологический отбор» и «профессиональный отбор» часто отождествляются, так как первый подразумевает диагностику и прогнозирование способностей. Система психологического отбора включает комплекс технических средств и диагностических методик. Особенно хотелось бы отметить, что для клинического психолога эффективный интеллект – неотъемлемая часть. В инженерной же психологии в связи с бурным развитием техники, появлением сложных систем, управляемых человек возросла потребность в организации такого формата профессионального отбора, благодаря которому можно оценить способность кандидата к деятельности.
Также эффективный интеллект можно определить как целостное проявление способностей, знаний и навыков. Уже в умениях присутствует элемент обучения в виде возникающих оперативных механизмов, оперативных действий, направленных на обработку материала. В работе действия оперативных навыков дополняются более обобщенными оперативными схемами, планами и поведенческими программами, а также знаниями о внешнем объективном мире, о других людях, о себе.
В ходе анализа теоретических подходов к проблеме эффективного интеллекта и интеллектуальной лабильности была выдвинута гипотеза о том, что существует корреляционная зависимость интеллектуальной лабильности и эффективного интеллекта в студенческом возрасте. Для подтверждения гипотезы нами были подобран ряд психодиагностических методик.
В ходе анализа теоретических подходов к проблеме эффективного интеллекта и интеллектуальной лабильности была выдвинута гипотеза о том, что существует корреляционная зависимость интеллектуальной лабильности и эффективного интеллекта в студенческом возрасте. Для подтверждения гипотезы нами были подобран ряд психодиагностических методик.
Тест эффективного интеллекта - 2010. Форма А (ТЭИ-2010.А), разработанный лабораторией «А.Я. Психология». При работе со взрослыми людьми, получающими высшее образование, изучение эффективного интеллекта приобретает огромное значение при профессиональном отборе и подборе для осуществления деятельности в той или иной области. Тест предназначен для диагностики уровня развития "эффективного интеллекта", то есть общей способности к решению практических интеллектуальных задач [8]. Совокупную выборку исследования составили студенты 18-23 лет 2 курса педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет».
При анализе и обобщении результатов исследования «Эффективный интеллект» использовался метод статистической обработки полученных данных. Обработка результатов производилась на основе анализа бланка испытуемого в соответствии с ключами теста. Анализ результатов методики 2 «Эффективный интеллект» показал следующие результаты:
В группе испытуемых, получающий высшее образование в ФГБОУ ВО СтГМУ у 5% испытуемых показатель на высоком уровне, у 10 % испытуемых показатель эффективного интеллекта выше среднего, что указывает на склонность испытуемого к качественному усвоению информации, способности быстро переключаться при решении разноплановых интеллектуальных заданий. Для таких людей характерна гибкость и беглость мышления, высокий уровень организации осведомленности, большой объем памяти и хорошо развитые аналитико-комбинаторные способности. Также отмечается успех в усвоении новых программ и переобучении. У 75% респондентов средний показатель, у 10% - показатель ниже среднего, что указывает на определенные затруднения в усвоении учебной программы.
Методика «Интеллектуальная лабильность» В.Т. Козловой. Успешность деятельности и обучения в профессиональной среде, а также способность к освоению нового материала и оценка качества трудовой практики во многом зависит от уровня интеллектуальной лабильности [5]. Анализ результатов методики 1 «Интеллектуальная лабильность» В.Т. Козловой показал следующие результаты:
В группе испытуемых, получающий высшее образование в ФГБОУ ВО СтГМУ у 20 % испытуемых наблюдается высокий уровень интеллектуальной лабильности, что указывает на хорошую подвижность мыслительных процессов, беглость переключения при решении разноплановых задач, высокую скорость восприятия информации и способность подстраиваться под новые условия и ситуации. У 70 % испытуемых – средняя лабильность, что указывает на хорошую подвижность процессов, хорошая скорость восприятия информации, высокий уровень успешности при переподготовке или переобучаемости. У 10% респондентов лабильность на уровне ниже среднего, что говорит о низкой способности к переобучаемости. Наглядные результаты исследования представлены на схеме 1 – соотношение показателей методики «интеллектуальная лабильность».
Результаты корреляционного анализа между уровнями интеллектуальной лабильности и эффективного интеллекта у студентов Вуза. Между уровнями интеллектуальной лабильности и уровнями эффективного интеллекта выявлены следующие связи:
- между низким уровнем интеллектуальной лабильности и низким уровнем эффективного интеллекта – слабая, прямая связь (коэффициент корреляции – 0,367);
- между средним уровнем интеллектуальной лабильности и средним уровнем эффективного интеллекта – умеренная, прямая связь (коэффициент корреляции – 0,536);
- между высоким уровнем интеллектуальной лабильности и высоким уровнем эффективного интеллекта – слабая, прямая связь (коэффициент корреляции – 0,417).
Отсюда следует вывод о том, что для респондентов со средним уровнем эффективного интеллекта с большей вероятностью характерен средний уровень интеллектуальной лабильности, но и высокий уровень также вполне возможен. В соответствии с полученными данными, отметим, что для респондентов с показателями высокими характерны: высокая переключаемость между процессами возбуждения и торможения, быстрота и прочность усвоения учебного материала, способность учитывать сразу несколько требований одновременно, быстрота умственной находчивости, осознанность сущности изучаемых явлений. Для респондентов со средними показтелями переключаемость между процессами возбуждения и торможения не столь высока, однако способность к обучению не утеряна, а лишь немного снижена, что значительно не влияет на процесс обучения или же переобучения. У респондентов, у которых выявлены весьма низкие, но не критичные показатели как интеллектуальной лабильности, так и эффективности интеллекта, предполагается, что могут столкнуться с определенными затруднениями в процессе обучения, для усвоения материала требуется больше времени и усилий, в то же время способность к переобучению снижена. Соответственно, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что при изменении одной из переменных со среднего или выше среднего уровня в сторону ухудшения, показатели второй переменной также изменятся в сторону ухудшения.
Список используемой литературы:
Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания : избр. психол. тр. / Б. Г. Ананьев – Воронеж : "МОДЭК", 1996. — 382 с. [Электронный ресурс] Режим доступа URL:http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_psihologia-i-problemy_1996/ (дата обращения: 30.10.2021)
Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика / А.В. Брушлинский – Москва : Мысль, 1970. - 189 с.
Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. —Москва : Юрайт, 2019 — 350 с. — [Электронный ресурс] Режим доступа URL https://urait.ru/book/psihologiya-obschih-sposobnostey-427496 (дата обращения: 31.10.2021).
Кадневский В., Могиль О., Ширшова Т. Роль Дж. Кеттела в становлении и развитии научного метода тестов / Педагогические измерения. 2013. №4. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-dzh-kettela-v-stanovlenii-i-razvitii-nauchnogo-metoda-testov (дата обращения: 30.10.2021).
Касьянов С. Психологические тесты / С. Касьянов - Москва : Эксмо, 2006. - 608 с
Панасюк А.Ю Адаптированный вариант методики Векслера / А.Ю. Панасюк – Текст : электронный // Ин-т гигиены детей и подростков, Ленингр. педиатр. мед. ин-т. - Москва : [б. и.], 1973. - 79 с URL: https://klex.ru/k6d
Сэджвик, М. Наперекор современному миру. Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века [пер. с англ. М. Маршака и А. Лазарева]. – Москва : Новое литературное обозрение, 2014. – 527 с. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sedzhvik-m-naperekor-sovremennomu-miru-traditsionalizm-i-taynaya-intellektualnaya-istoriya-xx-veka-nlo-2014
Тест эффективного интеллекта - 2010. Форма А // А. Я. Психология (azps.ru) [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://azps.ru/tests/kit/tei2010_a.html (дата обращения: 22.10.2021)