Конфликты – обычное явление в жизни каждого человека. С ними можно столкнуться лично (на учебе, на работе, в общественном транспорте и проч.), а можно стать частью масштабных конфликтов (военных, преступных). Не смотря на широкий диапазон использования слова «конфликт», оно применимо в основном в области гуманитарных наук. Поэтому целесообразнее рассмотреть определения этого термина на философском, социологическом, конфликтологическом и иных уровнях.
Само по себе слово «конфликт» пришло из латыни (conflictus) и обозначает «столкнувшийся».
Исследователи философско-антропологического направления дают следующее определение: “конфликт в универсальном понимании предстает как следствие невозможности для человека наиболее полной реализации своих сущностных сил, подавления либо фрустрации основополагающих потребностей человеческого бытия: в труде, познании, общении, смысле жизни, понимаемых как потребности в самой человеческой деятельности, в различных ее видах” [1]
Н.В. Гришина на основе теоретического анализа разных областей знаний зарубежной и отечественной литературы предприняла попытку дать универсальную трактовку этого понятия: «...конфликт выступает как биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представлены активным субъектом (субъектами)» [2]. Дальнейшее развитие и расширение термина зависит от области знания, где оно используется, характеристики субъектов конфликта и особенностей их взаимодействия.
Ведущие конфликтологи России А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов понимают конфликт как «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [3, с. 87].
В социологическом словаре «конфликт — столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия» [4]. Социологи в своем понимании термина «конфликт» справедливо могут заменить его на «оппозиция» или «дебаты».
В психологии под конфликтом чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов (от лат. opponentis — возражающий) и даже столкновения самих оппонентов [5]. Психология так или иначе связана с разрешением жизненных психологических трудностей человека, нередко приводящих к конфликтам.
В Профессионально-педагогическом словаре «конфликт» понимается как предельно обостренное противоречие, связанное с сильными эмоциональными переживаниями, проходящим следующие этапы развития: возникновение, становление, зрелость, преобразование [6, с. 203].
Конфликты затрагивают все слои общества, однако особенный интерес вызывают молодежные конфликты. В.В. Митрофаненко выделяет несколько видов молодежных конфликтов: межпоколенные, межгрупповые, межличностные молодежные конфликты [7, с. 6-7]. Первый вид конфликтов является самым важным, поскольку на кон ставятся ценности двух поколений. Межгрупповые конфликты представляют собой столкновения молодежных группировок, в основе которых лежит попытка занять те или иные лидирующие позиции. Межличностные молодежные конфликты – это конфликты между индивидами (конфликты ценностей).
В современном понимании «молодежь» – это социально-демографическая группа, которая классифицируется по возрастным, статусно-ролевым, деятельностным, социально-психологическим признакам и определяется общественным строем, культурой, закономерностями социализации и воспитания общества, в котором она функционирует.
Согласно возрастной периодизации Э. Эриксона, наиболее подходящий возраст, соответствующий категории «молодежь», является стадия ранней зрелости (20-25 лет). Характерным для этой периодизации является то, что переход к стадиям сменяется определенным механизмом, который представляет собой конфликт и кризис идентичности личности. Переход из стадии отрочества, юности в раннюю зрелость сопровождается типом конфликта «личность - социальная среда», поскольку у человека возникают трудности с самоидентификацией. В период ранней зрелости на первый план выходят интимность и солидарность. В противном случае возникает конфликт, результатом которого становится одиночество. Переходя в стадию средней зрелости (25-65 лет), личность становится на распутье: с одной стороны, общечеловеческий путь развития - забота о близких, интерес к судьбам других, мысли о будущих поколениях, с другой стороны, удовлетворение личных потребностей, эгоизм. Важно отметить, что избрание второго пути влечет за собой конфликт внутриличностный и конфликт с обществом; как следствие — в развитии человека ожидается застой [8, с. 9].
Молодежная среда определяется, в том числе, спецификой возраста, в частности, речь идет об особенных социальных и психологических чертах молодого поколения. По мнению Б.С. Волкова, группа молодежи, как правило, является неким промежуточным этапом между школьником, живущим с родителями и подчиняющимся семейным правилам, и взрослой, зрелой личностью, занимающейся профессиональной детальностью, отвечающей за свою жизнь и создающей свои собственные семейные правила. Решение задач переходного периода (получение образование, трудоустройство, создание семьи) характерно для молодежной группы [9, с. 3]. Молодежи присуще повышенная возбудимость, самоуверенность, неспособность конструктивно решать жизненные «взрослые» проблемы.
А.Г. Андреева утверждает, что при изучении конфликта в молодежной среде необходимо в первую очередь обратить внимание на закономерности, которым подчиняется поведение и деятельность человека в определенной молодежной среде [10, с. 215].
Конфликты в молодежной среде, как правило, схожи с конфликтами других социально-демографических групп, однако имеют ряд особенностей. В первую очередь эти особенности кроются в причинах возникновения конфликтов:
эмоциональная незрелость, мешающая адекватно реагировать на конфликтную ситуацию, анализировать её и вести нормальную линию поведения (конфликты «человек-группа», «человек-человек»);
непринятие действующих культурных, нравственных, социальных норм и правил поведения, установленных обществом (конфликт «молодежная группа – общество/государство»);
неадекватная самооценка, неудовлетворенное желание, нарушение адаптации, несоответствие актуальной социальной роли (внутриличностный конфликт).
Подводя итог, можно сказать, что конфликт – естественный феномен в жизни каждого человека. А развитие конфликтных событий, выбор стратегии поведения целиком и полностью зависят от его участников. Молодому поколению, в силу своих психологических качеств, социальных, духовных и политических убеждений, в силу возраста и отсутствия жизненного опыта еще сложно принимать взвешенные решения и здраво оценивать свои поступки.
Список литературы:
Киян И.В. Конфликт как предмет философско-антропологического анализа : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Москва, 1998 127 с. РГБ ОД, 61:98-9/246-6
Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. А74 Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. – 551 с.
Социология: словарь социологических терминов (справочное пособие для студентов всех факультетов) / сост. Духина Т.Н., доктор социологических наук, доцент; Болотова Т.П., кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и социологии СтГАУ. – Ставрополь, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://samzan.ru/163086
Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. 3-е издание. –– СПб.: прайм-еврознаК, 2004. – 672 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/
Профессионально-педагогические понятия: Слов. / Сост. Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк; Под ред. Г. М. Романцева. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – 456 с.
Митрофаненко В. В. Технологии реализации молодёжной политики в сфере права, труда и образования: учебное пособие (курс лекций) / авт.-сост. В. В. Митрофаненко. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 171 с.
Элкинд Э. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. [Пер. с. англ.] — М.: Когито-центр, 1996. 16 с.
Волков, Б. С. Психология юности и молодости / Б. С. Волков. - М. : Акад. проект : Трикста, 2006. - 256 с.
Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для выс. учеб. завед. / М. Андреева. - 5-е изд., Испр. и доп. - М.: Аспект-Пресс, 2011. 375 с.
Ульянова И.В. Введение российских студентов XXI века в педагогическую профессию: сущность, проблемы, перспективы // Инновации в образовании. 2019. № 11. С. 41-57.
Ульянова И.В. Парадигмальная проблематика отечественной педагогики XXI века Педагогика. 2021. Т. 85. № 3. С. 25-33.