АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДАЖАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДАЖАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

Павлухин В.В. 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Управление продажами является одним из основных элементов в системе управления, так как позволяет принимать оптимальные решения, приводящие предприятие к финансовому успеху. В мировой практике управление продажами прошло долгий путь становления и развития и на каждом этапе развития рыночной экономики происходило формирование форм, методов и процессов.

Схема управления продажами содержит прогноз состояний рыночной среды и требования к управляющим воздействиям. При достаточной сложности торговой организации как объекта управления прогноз и моделирование могут быть осуществлены лишь приближенно. Поэтому необходим содержательный контроль работы схемы управления, следствием которого будут неформальные решения о корректировке управляющих воздействий и прогнозов рыночной среды.

В настоящее время актуальным является рассмотрение вопросов совершенствования управления продажами и путей оценки этого процесса. Путь к повышению конкурентоспособности продукции лежит через совершенствование работы предприятия, в связи с этим необходимо рассмотреть основные пути улучшения работы предприятия, основанные на использовании мирового опыта.

Объектом исследования является магазин, расположенный в г. Иваново, специализирующийся на реализации населению качественной обуви.

Чтобы выяснить какие категории товаров продаются лучше и какие имеют сезонный характер, были взяты данные по товарообороту каждой коллекции и приведены в таблице 1.

Таблица 1

Товарооборот по категориям ассортимента

Наименование

2019 год

2020 год

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Jibbitz

39 560

58 963

57 664

58 763

68 001

78 692

72 648

67 219

Унисекс:

   

Crocband

224 531

589 648

599 648

223 531

205 615

685 925

339 926

186 293

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Classic

209 601

499 756

528 578

215 150

239 733

592 636

549 768

202 329

LiteRide

56 536

346 492

199 370

92 127

91 758

310 583

158 763

33 109

Детская:

   

Crocband

29 534

95 634

80 356

50 173

52 575

88 964

89 346

22 079

LiteRide

5 659

20 957

19 364

14 875

9 365

15 086

10 544

19 004

LodgePoint

33 364

28 659

42 936

47 006

45 907

20 569

19 431

46 305

Swiftwater

20 256

0

12 365

33 002

19 654

0

4 861

15 647

RainBoot

15 649

45 942

61 599

19 776

13 599

46 927

35 909

17 223

Мужская:

   

LiteRide

5 210

20 563

19 596

6 020

7 221

37 023

19 993

9 354

Swiftwater

6 596

20 569

29 654

7 036

0

29 551

14 494

8 649

AllCast

39 365

0

0

36 634

79 264

0

0

30 723

Женская:

   

LiteRide

6 954

33 969

15 369

6 802

6 256

35 597

32 458

8 053

Swiftwater

5 698

36 954

30 564

12 695

8 682

31 648

19 568

12 407

AllCast

21 560

0

0

34 063

39 341

0

0

21 808

WinterBoot

23 699

0

0

30 255

19 565

0

0

29 780

Итого

743 772

1 788 106

1 692 063

887 908

892 937

1 978 201

1 382 709

744 982

ИТОГО

5 111 849

4 998 829

По данным таблицы видно, что в топе продаж находится модель Crocband (1 637 358р за 2019 год и 1 417 759р за 2020 год) и Classic (1 453 085р за 2019 год и 1 584 466р за 2020 год) из категории унисекс и детская. Это обусловлено тем, что данный товар является ключевым в сети исследуемых магазинов, он продается круглый год и пользуется большим спросом. Модель LiteRide также продается вне сезона, но продается не в таком количестве, как модели указанные ранее.

Модели LodgePoint, Swiftwater в детской обуви, LiteRide, Swiftwater, AllCast в мужской и LiteRide, Swiftwater, AllCast, WinterBoot в женской обуви имеют сезонный характер. Отсюда следует, что вся женская и мужская обувь поступает в магазины только в определенный сезон, а потом распродаются остатки по скидкам либо совсем убираются с витрин.

Цель АВС- и XYZ-анализа ассортимента- проранжировать приоритетные позиции ассортимента и выделить те из них, которые в наибольшей степени формируют финансовый результат предприятия.

В связи с этим в ходе исследования была поставлена задача - провести анализ ассортиментного ряда исследуемого магазина, выявить наиболее существенные и рентабельные позиции, а также разработать предложения по вариантности ассортиментного ряда.

Объектом исследования послужил ассортимент магазина, специализирующегося на продаже обуви.

АВС-анализ был осуществлён по следующему алгоритму:

• формулирование цели и задач анализа;

• выбор объекта анализа;

• составление рейтингового списка объектов по убыванию значения;

• разделение объектов на три группы: группа «А», группа «В», группа «С».

В соответствии с данной методикой вся продукция рассматриваемого предприятия была разделена на три группы по степени влияния на общий результат. Данные для анализа представлены в таблице 2 и 3.

Таблица 2

Распределение товарооборота магазина по кварталам

Категория товара

Оборот за 1 кв. 2020г

Оборот за 2 кв. 2020г

Оборот за 3 кв. 2020г

Оборот за 4 кв. 2020г

Jibbitz

68 001

78 692

72 648

67 219

Crocband

205 615

685 925

339 926

186 293

Classic

239 733

592 636

549 768

202 329

LiteRide

91 758

310 583

158 763

33 109

Crocband K

52 575

88 964

89 346

22 079

LiteRide K

9 365

15 086

10 544

19 004

LodgePoint K

45 907

20 569

19 431

46 305

Swiftwater K

19 654

0

4 861

15 647

RainBoot K

13 599

46 927

35 909

17 223

LiteRide M

7 221

37 023

19 993

9 354

Swiftwater M

0

29 551

14 494

8 649

AllCast M

79 264

0

0

30 723

LiteRide W

6 256

35 597

32 458

8 053

Swiftwater W

8 682

31 648

19 568

12 407

AllCast W

39 341

0

0

21 808

WinterBoot W

19 565

0

0

29 780

Таблица 3

Разделение объектов исследования по итогам АВС-анализа, руб.

Группы

№ ассортиментной позиции

Объём продаж

Итого за 2020г

Оборот за 1 кв.

Оборот за 2 кв.

Оборот за 3 кв.

Оборот за 4 кв.

А

Crocband, Classic, LiteRide, Jibbitz, Crocband K

657 682

1 756 800

1 210 451

526 029

4 150 962,00

B

LodgePoint K, RainBoot K, AllCast M, LiteRide W, LiteRide М, Swiftwater W

147 330

171 764

137 359

124 065

580 518,00

C

AllCast W, LiteRide K, Swiftwater M, WinterBoot W, Swiftwater K

87 925

49 637

34 899

94 888

267 349,00

Итого

 

892 937

1 978 201

1 382 709

744 982

4 998 829

В группу «А» были включены позиции, объем продаж которых составил 83,32% суммарного объема продаж всей продукции, проданной за анализируемый период. В эту группу попало 31,25% ассортимента, или 5 наименований всех ассортиментных позиций (рис. 1).

Рис. 1. Ассортиментное наполнение группы «А»

Из диаграммы видно, что в группе «А» наблюдается большой разброс величин. Основную долю объёма продаж, т.е. 72,45% формируют 3 ассортиментные позиции с величиной 31,92%, 28,56%, 11,97% соответственно, среди которых наибольшую долю имеет ассортиментная позиция «Classic».

В связи с этим представленные ассортиментные позиции должны находиться под строгим контролем и учетом, так как они являются основными в рассматриваемой ассортиментной подгруппе.

Ещё 2 позиции имеют значение доли объема продаж 5,77 и 5,10% и в сумме составляют 10,87%.

Аналогично в рамках АВС-анализа исследуются и детализируются группы «В» (рис. 2) и «С».

В состав группы «В» включены 6 наименований ассортиментных позиций или 37,5% ассортимента, сумма стоимостей которых составляет 11,49% (рис. 2).

Рис. 2. Ассортиментное наполнение группы «В»

В группе «В» не наблюдается большого разброса величин. Основную долю объёма продаж, т.е. 6,90% формируют 3 ассортиментные позиции с величиной 2,66%, 2,22%, 2,02% соответственно, среди которых наибольшую долю имеет ассортиментная позиция «LodgePoint K».

Ещё 3 ассортиментных позиций имеют значение доли объёма продаж от 1,66% до 1,46% и в сумме составляют 4,60%.

Остальные виды продукции (5 ассортиментных позиций) отнесены к группе «С».

Суммарная стоимость группы «С» составила 5,18%. В эту группу попало 31,25% всего ассортимента.

Полученные данные АВС-анализа (табл. 4) по анализируемому магазину необходимо сравнить со стандартным распределением (табл. 5).

Таблица 4

Распределение объектов исследования по итогам АВС-анализа

Группа

Количество единиц продукции, шт.

Доля в общем количестве, %

Доля в объёме выручки, %

А

5

31,25

83,32

В

6

37,5

11,49

С

5

31,25

5,18

Итого

16

100

100

Таблица 5

Стандартное распределение АВС-анализа

Группа продуктов

Доля в общем количестве, %

Доля в объёме выручки, %

А

20

80

В

30

15

С

50

5

Концентрация в объеме продаж характерна для группы А, где отклонение по данному критерию выше стандартного на 11,25%, а ее наполнение выше стандартного на 3,32%. Это означает, что доля группы «А» в объёме выручки незначительно, но всё же не соответствует норме (80%) при существенном изменении в сторону увеличения доли видов продукции в общем количестве.

Относительно группы В - объем, занимаемый в общем объеме продаж на 7,5% выше стандартного распределения, а доля видов продукции в общем количестве ниже стандартного на 3,51%.

Для группы С характерно сильное отклонение доли объема продаж от стандартного распределения в сторону уменьшения на 18,75% при несущественном изменении в сторону увеличения доли видов продаваемой продукции в общем количестве от стандартного на 0,18%.

По итогам проведённого анализа можно утверждать, что негативное положение сложилось в группе B, т. к. при переполненности товарными позициями норма в общем объёме выручки не достигается.

Анализ доли продаж в общем обороте для каждой из групп необходим для перераспределения внимания и усилий по работе с ассортиментом. Грамотная и своевременная политика руководства рассматриваемого магазина позволит укрепить существующие позиции на рынке, а также будет привлекать новых посетителей.

Просмотров работы: 41