Управление продажами является одним из основных элементов в системе управления, так как позволяет принимать оптимальные решения, приводящие предприятие к финансовому успеху. В мировой практике управление продажами прошло долгий путь становления и развития и на каждом этапе развития рыночной экономики происходило формирование форм, методов и процессов.
Схема управления продажами содержит прогноз состояний рыночной среды и требования к управляющим воздействиям. При достаточной сложности торговой организации как объекта управления прогноз и моделирование могут быть осуществлены лишь приближенно. Поэтому необходим содержательный контроль работы схемы управления, следствием которого будут неформальные решения о корректировке управляющих воздействий и прогнозов рыночной среды.
В настоящее время актуальным является рассмотрение вопросов совершенствования управления продажами и путей оценки этого процесса. Путь к повышению конкурентоспособности продукции лежит через совершенствование работы предприятия, в связи с этим необходимо рассмотреть основные пути улучшения работы предприятия, основанные на использовании мирового опыта.
Объектом исследования является магазин, расположенный в г. Иваново, специализирующийся на реализации населению качественной обуви.
Чтобы выяснить какие категории товаров продаются лучше и какие имеют сезонный характер, были взяты данные по товарообороту каждой коллекции и приведены в таблице 1.
Таблица 1
Товарооборот по категориям ассортимента
Наименование |
2019 год |
2020 год |
||||||
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Jibbitz |
39 560 |
58 963 |
57 664 |
58 763 |
68 001 |
78 692 |
72 648 |
67 219 |
Унисекс: |
||||||||
Crocband |
224 531 |
589 648 |
599 648 |
223 531 |
205 615 |
685 925 |
339 926 |
186 293 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Classic |
209 601 |
499 756 |
528 578 |
215 150 |
239 733 |
592 636 |
549 768 |
202 329 |
LiteRide |
56 536 |
346 492 |
199 370 |
92 127 |
91 758 |
310 583 |
158 763 |
33 109 |
Детская: |
||||||||
Crocband |
29 534 |
95 634 |
80 356 |
50 173 |
52 575 |
88 964 |
89 346 |
22 079 |
LiteRide |
5 659 |
20 957 |
19 364 |
14 875 |
9 365 |
15 086 |
10 544 |
19 004 |
LodgePoint |
33 364 |
28 659 |
42 936 |
47 006 |
45 907 |
20 569 |
19 431 |
46 305 |
Swiftwater |
20 256 |
0 |
12 365 |
33 002 |
19 654 |
0 |
4 861 |
15 647 |
RainBoot |
15 649 |
45 942 |
61 599 |
19 776 |
13 599 |
46 927 |
35 909 |
17 223 |
Мужская: |
||||||||
LiteRide |
5 210 |
20 563 |
19 596 |
6 020 |
7 221 |
37 023 |
19 993 |
9 354 |
Swiftwater |
6 596 |
20 569 |
29 654 |
7 036 |
0 |
29 551 |
14 494 |
8 649 |
AllCast |
39 365 |
0 |
0 |
36 634 |
79 264 |
0 |
0 |
30 723 |
Женская: |
||||||||
LiteRide |
6 954 |
33 969 |
15 369 |
6 802 |
6 256 |
35 597 |
32 458 |
8 053 |
Swiftwater |
5 698 |
36 954 |
30 564 |
12 695 |
8 682 |
31 648 |
19 568 |
12 407 |
AllCast |
21 560 |
0 |
0 |
34 063 |
39 341 |
0 |
0 |
21 808 |
WinterBoot |
23 699 |
0 |
0 |
30 255 |
19 565 |
0 |
0 |
29 780 |
Итого |
743 772 |
1 788 106 |
1 692 063 |
887 908 |
892 937 |
1 978 201 |
1 382 709 |
744 982 |
ИТОГО |
5 111 849 |
4 998 829 |
По данным таблицы видно, что в топе продаж находится модель Crocband (1 637 358р за 2019 год и 1 417 759р за 2020 год) и Classic (1 453 085р за 2019 год и 1 584 466р за 2020 год) из категории унисекс и детская. Это обусловлено тем, что данный товар является ключевым в сети исследуемых магазинов, он продается круглый год и пользуется большим спросом. Модель LiteRide также продается вне сезона, но продается не в таком количестве, как модели указанные ранее.
Модели LodgePoint, Swiftwater в детской обуви, LiteRide, Swiftwater, AllCast в мужской и LiteRide, Swiftwater, AllCast, WinterBoot в женской обуви имеют сезонный характер. Отсюда следует, что вся женская и мужская обувь поступает в магазины только в определенный сезон, а потом распродаются остатки по скидкам либо совсем убираются с витрин.
Цель АВС- и XYZ-анализа ассортимента- проранжировать приоритетные позиции ассортимента и выделить те из них, которые в наибольшей степени формируют финансовый результат предприятия.
В связи с этим в ходе исследования была поставлена задача - провести анализ ассортиментного ряда исследуемого магазина, выявить наиболее существенные и рентабельные позиции, а также разработать предложения по вариантности ассортиментного ряда.
Объектом исследования послужил ассортимент магазина, специализирующегося на продаже обуви.
АВС-анализ был осуществлён по следующему алгоритму:
• формулирование цели и задач анализа;
• выбор объекта анализа;
• составление рейтингового списка объектов по убыванию значения;
• разделение объектов на три группы: группа «А», группа «В», группа «С».
В соответствии с данной методикой вся продукция рассматриваемого предприятия была разделена на три группы по степени влияния на общий результат. Данные для анализа представлены в таблице 2 и 3.
Таблица 2
Распределение товарооборота магазина по кварталам
Категория товара |
Оборот за 1 кв. 2020г |
Оборот за 2 кв. 2020г |
Оборот за 3 кв. 2020г |
Оборот за 4 кв. 2020г |
Jibbitz |
68 001 |
78 692 |
72 648 |
67 219 |
Crocband |
205 615 |
685 925 |
339 926 |
186 293 |
Classic |
239 733 |
592 636 |
549 768 |
202 329 |
LiteRide |
91 758 |
310 583 |
158 763 |
33 109 |
Crocband K |
52 575 |
88 964 |
89 346 |
22 079 |
LiteRide K |
9 365 |
15 086 |
10 544 |
19 004 |
LodgePoint K |
45 907 |
20 569 |
19 431 |
46 305 |
Swiftwater K |
19 654 |
0 |
4 861 |
15 647 |
RainBoot K |
13 599 |
46 927 |
35 909 |
17 223 |
LiteRide M |
7 221 |
37 023 |
19 993 |
9 354 |
Swiftwater M |
0 |
29 551 |
14 494 |
8 649 |
AllCast M |
79 264 |
0 |
0 |
30 723 |
LiteRide W |
6 256 |
35 597 |
32 458 |
8 053 |
Swiftwater W |
8 682 |
31 648 |
19 568 |
12 407 |
AllCast W |
39 341 |
0 |
0 |
21 808 |
WinterBoot W |
19 565 |
0 |
0 |
29 780 |
Таблица 3
Разделение объектов исследования по итогам АВС-анализа, руб.
Группы |
№ ассортиментной позиции |
Объём продаж |
Итого за 2020г |
||||
Оборот за 1 кв. |
Оборот за 2 кв. |
Оборот за 3 кв. |
Оборот за 4 кв. |
||||
А |
Crocband, Classic, LiteRide, Jibbitz, Crocband K |
657 682 |
1 756 800 |
1 210 451 |
526 029 |
4 150 962,00 |
|
B |
LodgePoint K, RainBoot K, AllCast M, LiteRide W, LiteRide М, Swiftwater W |
147 330 |
171 764 |
137 359 |
124 065 |
580 518,00 |
|
C |
AllCast W, LiteRide K, Swiftwater M, WinterBoot W, Swiftwater K |
87 925 |
49 637 |
34 899 |
94 888 |
267 349,00 |
|
Итого |
|
892 937 |
1 978 201 |
1 382 709 |
744 982 |
4 998 829 |
В группу «А» были включены позиции, объем продаж которых составил 83,32% суммарного объема продаж всей продукции, проданной за анализируемый период. В эту группу попало 31,25% ассортимента, или 5 наименований всех ассортиментных позиций (рис. 1).
Рис. 1. Ассортиментное наполнение группы «А»
Из диаграммы видно, что в группе «А» наблюдается большой разброс величин. Основную долю объёма продаж, т.е. 72,45% формируют 3 ассортиментные позиции с величиной 31,92%, 28,56%, 11,97% соответственно, среди которых наибольшую долю имеет ассортиментная позиция «Classic».
В связи с этим представленные ассортиментные позиции должны находиться под строгим контролем и учетом, так как они являются основными в рассматриваемой ассортиментной подгруппе.
Ещё 2 позиции имеют значение доли объема продаж 5,77 и 5,10% и в сумме составляют 10,87%.
Аналогично в рамках АВС-анализа исследуются и детализируются группы «В» (рис. 2) и «С».
В состав группы «В» включены 6 наименований ассортиментных позиций или 37,5% ассортимента, сумма стоимостей которых составляет 11,49% (рис. 2).
Рис. 2. Ассортиментное наполнение группы «В»
В группе «В» не наблюдается большого разброса величин. Основную долю объёма продаж, т.е. 6,90% формируют 3 ассортиментные позиции с величиной 2,66%, 2,22%, 2,02% соответственно, среди которых наибольшую долю имеет ассортиментная позиция «LodgePoint K».
Ещё 3 ассортиментных позиций имеют значение доли объёма продаж от 1,66% до 1,46% и в сумме составляют 4,60%.
Остальные виды продукции (5 ассортиментных позиций) отнесены к группе «С».
Суммарная стоимость группы «С» составила 5,18%. В эту группу попало 31,25% всего ассортимента.
Полученные данные АВС-анализа (табл. 4) по анализируемому магазину необходимо сравнить со стандартным распределением (табл. 5).
Таблица 4
Распределение объектов исследования по итогам АВС-анализа
Группа |
Количество единиц продукции, шт. |
Доля в общем количестве, % |
Доля в объёме выручки, % |
А |
5 |
31,25 |
83,32 |
В |
6 |
37,5 |
11,49 |
С |
5 |
31,25 |
5,18 |
Итого |
16 |
100 |
100 |
Таблица 5
Стандартное распределение АВС-анализа
Группа продуктов |
Доля в общем количестве, % |
Доля в объёме выручки, % |
А |
20 |
80 |
В |
30 |
15 |
С |
50 |
5 |
Концентрация в объеме продаж характерна для группы А, где отклонение по данному критерию выше стандартного на 11,25%, а ее наполнение выше стандартного на 3,32%. Это означает, что доля группы «А» в объёме выручки незначительно, но всё же не соответствует норме (80%) при существенном изменении в сторону увеличения доли видов продукции в общем количестве.
Относительно группы В - объем, занимаемый в общем объеме продаж на 7,5% выше стандартного распределения, а доля видов продукции в общем количестве ниже стандартного на 3,51%.
Для группы С характерно сильное отклонение доли объема продаж от стандартного распределения в сторону уменьшения на 18,75% при несущественном изменении в сторону увеличения доли видов продаваемой продукции в общем количестве от стандартного на 0,18%.
По итогам проведённого анализа можно утверждать, что негативное положение сложилось в группе B, т. к. при переполненности товарными позициями норма в общем объёме выручки не достигается.
Анализ доли продаж в общем обороте для каждой из групп необходим для перераспределения внимания и усилий по работе с ассортиментом. Грамотная и своевременная политика руководства рассматриваемого магазина позволит укрепить существующие позиции на рынке, а также будет привлекать новых посетителей.