Мотивация - общее название определенных процессов, способов, средств побуждающих учащихся к познавательной деятельности, а также для активного освоения содержания образования, состоит из мотивов, которые вынуждают личность действовать и совершать какие-либо поступки. А также мотивами могут выступать эмоции и стремления, интересы, потребности, идеалы и установки.
Мотивы здорового образа жизни – это целостная система осмысленных поступков, которые ориентированы на нравственные, духовные и физические проявления личности, а еще область жизнедеятельности с позиции значения собственного здоровья.
Функции мотивов ЗОЖ:
Избирательная, она будет направлена на то, чтобы молодежь значительно изменила отношение к здоровому образу жизни, изменила потребности к мотивам здорового образа жизни.
Смыслообразующая, станет предопределять личностный смысл.
Побудительная, будет определять силу личности молодежи, поддержание здоровья и предопределять психологические процессы направленные на сохранение здоровья [3].
У молодежи следует формировать мотивацию здоровья. Формирование данной мотивации будет базироваться на двух принципах это – возрастной и деятельностный. Первый принцип говорит о том, что, воспитывать мотивацию нужно с раннего детства, а второй принцип утверждает, что мотив здоровья нужно формировать через новые качества путем упражнений [3].
Значительное количество молодежи положительно относят и проявляют интерес к ведению ЗОЖ, понимают, как важно беречь свое здоровье.
Здоровый образ жизни можно рассмотреть, как систему, которая будет состоять из трех связанных элементов, это: культура питания, культура движения и культура эмоций.
Для того чтобы вести здоровый образ жизни, нужно принимать определенные меры, которые будут направлены на потребности, интересы, ценности личности, станут позитивно воздействовать на мотивацию к формированию здорового образа жизни. Данные мотивации возможно выполнить посредством обучения, знаниям, умениям и навыкам ведения здорового образа жизни.
У молодежи важно формировать процесс воспитания нормального отношения к собственному здоровью. В повседневной жизни все чаще можно заметить, что не совпадают потребности человека в здоровье и его действия, которые молодые люди совершают, чтобы сохранить и укрепить его. В нашем обществе люди отягощены хроническими заболеваниями, но зная о них, мы не торопимся предпринимать действия по их недопущению и устранению. Причинами такого поведения у студенческой молодежи к здоровому образу жизни и сохранению своего здоровья могут являться следующие:
- мало знаний о физиологических возможностях своего тела;
- не знание о методах сохранения и улучшения здоровья;
- отсутствие или недостаточность практических навыков организации ЗОЖ;
- не хватает терпения для систематической работы над собственным здоровьем;
- ценности на получение образования, достижения материального благосостояния преобладают над сохранением здоровья и ведении здорового образа жизни [1].
Пропаганда здорового образа жизни является ключевым знанием, которое лежит в основе обучения, привития и формирования у студенческой молодежи основных принципов, форм и факторов здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни - это длительный, сложный и трудный процесс, который будет затрагивать государственные, общественные и биологические факторы. У молодых людей часто возникает проблема с тем, что многие вредные привычки воспринимаются как удовольствие и развлечение. Они не видят отрицательного влияния на них фастфуда, алкоголя, курения и поэтому переубедить людей отказаться от всего этого очень сложно. Также трудно придерживаться постоянного режима дня, здорового питания и регулярно заниматься физическим трудом. Это может представляться утомительным и неприятным.
Если думать о ценностном отношении к своему здоровью, то можно выделить такие компоненты: мотивационный, познавательный, деятельностный, эмоционально-волевой, эстетический, рефлексивный.
В занятиях физической культурой и спортом нужно уделять внимание на поиск новых организационных форм физкультурно-оздоровительной работы с учащейся молодежью в рамках учебного процесса и во вне учебного времени. Ведущей задачей физкультурно-оздоровительной работы является формирование потребности к занятиям физической культуры и к ведению здорового образа жизни. Это содействует повешению у них функционального состояния, развитию физических качеств, формированию двигательных умений и навыков. Физкультурно-оздоровительная работа помогает эмоциональному, интеллектуальному, духовно-нравственному и эстетическому развитию личности, формированию творческих способностей [2].
Также особенную роль играют меры молодежной политики, которые реализуются на трех уровнях: социальном, инфраструктурном и личностном. На инфраструктурном уровне можно выделить следующие технологии формирования здорового образа жизни: здоровьесберегающие технологии, технологии проектного обучения, информационные технологии, технология развития критического мышления, практико-ориентированные технологии, технология сопровождения, технологии консультирования, проектирования, сопровождения и диагностики.
Таким образом, формирование здорового образа жизни в молодежной среде содействует понижению уровня заболеваний, и может помочь воспитывать крепкое и здоровое поколение. Но следует помнить, что забота о собственном здоровье – это, в первую очередь, обязанность каждого из нас перед самим собой.
Список литературы
Казыева, Л. Х. Технологии формирования мотивации к ведению здорового образа жизни в молодежной среде / Л. Х. Казыева // Север и молодежь: здоровье, образование, карьера : сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Ханты-Мансийск, 19–20 ноября 2020 года. – Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2020. – С. 115-119.
Обвинцева, А. Ю. Технологии формирования мотивации к ведению здорового образа жизни в молодежной среде / А. Ю. Обвинцева, А. С. Максимов // Север и молодежь: здоровье, образование, карьера : сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Ханты-Мансийск, 19–20 ноября 2020 года. – Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2020. – С. 192-195.
Поляруш, А. А. Мотивация молодежи к ведению здорового образа жизни / А. А. Поляруш, К. Н. Конева // Теория и практика работы с молодежью : Сборник научных трудов / МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ». – Курган : Курганский государственный университет, 2019. – С. 37-39.